Картотека малоподвижных игр
картотека (старшая группа) на тему
Способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, ориентировки в пространстве , создают хорошее настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malopodvizh_igr_v_starshey_podgot.gr_.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека малоподвижных игр для детей старшего возраста
Перечень малоподвижных игр
№ | Название |
1. | «Найди пару» |
2. | «Скажи наоборот» |
3. | «Осень» |
4. | «Челночок» |
5. | «Щука» |
6. | «Назови ласково» |
7. | «Холодно- горячо» |
8. | «Кто ушел?» |
9. | «Ласковые слова» |
10. | «Топор » |
11. | «Шмель» |
12. | «Найдите различия» |
13. | « Светофор» |
14. | «Угадай, чей голос» |
15. | «Летает, не летает» |
16. | «Затейник» |
17. | «Овощи и фрукты» |
18. | «Пять шагов» |
19. | «Морская фигура» |
20. | «Зеркало» |
21. | «Карлики и великаны» |
22. | «Ровным кругом» |
23. | «Найди по описанию» |
24. | «Паровозик» |
25. | Солнышко, заборчик, камешки. |
26. | «Вершки, корешки» |
27. | «Иголка и нитка» |
28. | «Снежинки» |
29. | «Бросай, лови, какой скажи» |
30. | «Все наоборот» |
31. | «Как живешь?» |
32. | «Четыре стихии» |
33. | «Волк- Волчок» |
34. | «Царь Горох» |
35. | «Любопытная Варвара» |
36. | «Сокол» |
№1 «Найди пару»
Цель: развивает навыки классифицирования и сортировки, зрительно-двигательную координацию, моторику рук, мыслительные навыки.
На стол выкладывают предметы, которые сочетаются друг с другом по каким-либо признакам. Перемешивают их. Детям предлагается взять любой предмет и найти к нему пару, а также объяснить, потом почему он считает эти предметы парными.
Собираются различные предметы, которые сочетаются друг с другом (карандаши, бумага, носок и ботинок, замок и ключ и т.д.). Раскладывают предметы на столе и перемешивают. Детей усаживают либо, деля на команды, либо в парах за стол, или по одному.
Взрослый выбирает любой предмет и просит ребенка найти ему пару (или ребенок выбирает предмет самостоятельно). Если ребенок находит пару, ее откладывают в сторону.
Берут следующий предмет и повторяют тоже самое. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут собраны по парам. Вместо предметов можно использовать картинки с предметами.
№2 «Скажи наоборот»
Цель: учить быстро, находить слова противоположные по значению, развивать память, умственные способности. Пополнять словарный запас ребенка.
Дети стоят по кругу, бросают и ловят мяч с названием слов-антонимов.
аккуратный - неряшливый
белый - черный
близкий - далекий
богач - бедняк
большой - маленький
быстрый - медленный
веселый - грустный, печальный, скучный
ветреный - безветренный
вопрос - ответ
восход - закат
высокий - низкий
гладкий - шершавый
гласный - согласный
глубокий - мелкий
говорить - молчать
город - село, деревня
горький - сладкий
горячий - холодный
грязь - чистота
день - ночь
добро - зло
друг - враг
жара - холод и т.д.
№3 «Осень»
Цель: координация речи с движением, закрепление знаний детей о признаках осени.
Ход игры: Осенью дожди идут, часто небо хмурится. (Дети совершают поочередные помахивающие движения кистями и пальцами рук.) Пригодятся сапоги, плащ и зонт на улице. (Показывают двумя руками сапоги на ногах и зонтик) Лист желтеет, опадет (Поднимают руки вверх и, медленно опуская их вниз, присаживаются на корточки.) И всю землю покрывает. Проводят ладонями рук слева направо параллельно полу. Встают на ноги.) Вянут травы и цветы, засыпают до весны. ( садятся на корточки и кладут руки под щеку.)
№4 «Челночок»
Цель: развивать физические качества, коллективизм, умение действовать по сигналу
Пройти нужно так чтобы не задеть ворота, дети держат друг друга за руки.
Все играющие встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними идет следующая пара.
№5 «Щука»
Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы.
Игра проводится с мячом. Дети стоят по кругу. Выбирается Щука. Она выходит на середину круга.
Мимо леса мимо дач,
Плыл по речке
красный мяч.
Увидала щука: —
Что это за штука?
Хвать, хвать.
Не поймать.
Мячик вынырнул опять.
Он пустился
дальше плыть.
Выходи, тебе водить!
На первые четыре строки стихотворения дети перекатывают мяч от одного к другому через центр круга (мимо Щуки). На пятую строку стихотворения мяч перекатывается Щуке, которая берет мяч, произнося текст шестой строки, и как бы разглядывает мяч.
На первые три строки второй строфы стихотворения Щука ударяет мячом об пол, произнося этот текст, на четвертую строку она перекатывает мяч снова детям, которые продолжают перекатывать его снова от одного к другому через середину. Тот ребенок, на которого пришлись слова «Тебе водить», выходит с мячом в середину. Он становится Щукой. Игра повторяется.
№6 «Назови ласково»
Ход игры: Дети строятся в круг, инструктор стоит в середине круга, бросает мяч каждому ребенку (разными способами) и называет слово, например, дом, ребенок ловит мяч, бросает обратно ведущему, называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – домик.
№7 «Холодно горячо»
Цель: развивать слуховые качества, физические качества.
Запрещается подглядывать, когда ведущий прячет предмет.
Водящий выходит из зала, дети прячут предмет. После этого водящий входит и ищет предмет. А дети ходят за ним и говорят:
холодно…тепло,…горячо…помогая найти спрятанный предмет.
№8 «Кто ушел?»
Цель: развивать внимательность, сообразительность. Умение быстро найти недостающего.
Запрещается подглядывать, можно назначить ведущего ребенка.
Дети строятся в круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Педагог дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Педагог разрешает водящему открыть глаза и спрашивает у него: «Отгадай, кто ушел?» Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.
№9 «Ласковые слова»
Ход игры: Все дети стоят по большому кругу. Инструктор начинает игру, произносит ласковое слово или фразу, например: «Хорошенький мой» или «Солнышко», дает мяч игроку. Игрок, которому отдали мяч, в свою очередь, произносит свое слово и передает мяч следующему участнику по кругу. Тот участник, который не сможет назвать слово, выбывает из игры. Игра продолжается 1—1, 5 минуты.
№10 «Топор»
Цель: упражнять в произношение звука «Р»: развивать ловкость рук, внимательность.
Взял Егор в углу топор,
С топором пошел во двор.
Стал Егор чинить забор,
Потерял Егор топор.
Вот и ищет до сих пор,
Поищи и ты топор!
Ход игры. Ведущий (сначала взрослый) прячет в ладонях одного из играющих маленький предмет (топорик). Стихотворение произносят хором. Тот из играющих, на кого пришлось слово топор, идет его искать.
№11«Шмель»
Цель: упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве при выполнении разных заданий. Развивать слуховое внимание через игру.
Мяч откатывать только руками; нельзя ловить, задерживать мяч.
Играющие сидят по кругу. Внутри круга по земле перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч (ужаленный), поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой ребенок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный поворачивается спиной в круг.
№12 «Найдите различия» «Светофор»
Цель: развивать внимание, память, умение действовать по сигналу.
Ведущий должен определить, что изменилось у игроков. Тот, у кого он нашел больше всего изменений, и будет водить.
Все садятся в круг. Для игры нужно, чтобы играющие внимательно осмотрели друг друга. Когда ведущий выходит из комнаты, участники должны произвести небольшие перемены в своем облике: заколоть волосы, забинтовать палец, расстегнуть пуговицу.
№13 «Светофор»
Цель: упражнять детей в ходьбе шеренгой с одной стороны зала на другую навстречу друг другу, учить соблюдать правила дорожного движения.
Оснащение: красный, желтый и зеленый круги диаметром 30 см.
Ход игры. Дети делятся на две группы и строятся в шеренги на противоположных сторонах зала. Перед ними «дорога, по которой едут машины». Взрослый читает стихи С. Михалкова, дети заканчивают фразы:
Если свет зажегся красный-
Значит, двигаться (опасно).
Желтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для (движения).
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь (открыт)».
Взрослый встает посередине за боковой линией, в руках у него три круга, он – «светофор». Если «зажигается» красный свет, дети стоят, прижав руки к туловищу; желтый – хлопают в ладоши; зеленый – переходят на другую сторону зала.
Правила игры. При переходе на другую сторону не сталкиваться.
№14 «Угадай, чей голос»
Цель: развивать слуховые качества, физические качества.
Дети образуют круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Не держась за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и говорят:
Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг,
А как скажем «Скок-скок-скок»,
№15 «Летает, не летает»
Цель: развивать координацию, внимание, умение работать в коллективе.
Тот, кто неправильно поднял руки, считается проигравшим
Ход игры: Дети идут в колонне по одному. Педагог называет различные предметы. Если предмет летает, например самолет, птица, то дети должны поднять в стороны руки и взмахнуть ими, как крыльями, если предмет не летает, то они не должны поднимать рук.
№16 «Затейник»
Ход игры: С помощью считалочки выбирается затейник, который встает в центре круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо, потом влево и произносят:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе
Сделаем вот так!..
Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение. Все должны его повторить. Тот, кто лучше всех повторит движение, становится новым затейником. Игра повторяется 2-3 раза.
№17«Овощи и фрукты»
Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя овощ или фрукт, например:
Воспитатель: Морковь.
Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .
Воспитатель: Апельсин.
Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) и т.д.
Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись. «Пять шагов»
№18 «Пять шагов»
Цель: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.
Ход игры. Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить любое имя (женское или мужское в зависимости от задания). Отмечаются игроки, которые справились с заданием.
Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, например, зверей, рыб, птиц и т. д.
№19 «Морская фигура».
Ход игры: Дети становятся по всей площадке, вместе с ведущим поднимают руки вверх, плавно водят ими влево- вправо, изображая волны, и произносят считалку:
Море волнуется раз, море волнуется два,
Море волнуется три, на месте фигура замри!
Дети останавливаются и замирают, изображая какую-либо фигуру. Побеждает тот игрок, который придумал самую красивую и необычную фигуру. Игра продолжается 3-4 раза.
№20 «Зеркало».
Ход игры: Начинает игру ведущий. Все дети стоят лицом к нему, не мешая друг другу. Ведущий показывает какое-нибудь движение, а дети должны в точности повторить. Побеждает и назначается водящим тот игрок, у кого лучше всех получилось повторить движение. Игра продолжается 2-3 раза с новым водящим.
№21 «Карлики и великаны».
Ход игры: Дети идут обычным шагом. Сигнал водящего: «Карлики!». Дети идут мелким шагом или в полуприседе. Сигнал водящего: «Великаны!». Дети идут широким шагом или на носках.
№22 «Ровным кругом»
Цель: развивать внимательность, сообразительность, память, наблюдательность, быстроты реакции.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, произнося стихотворение:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
С окончанием слов дети останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель (или ребенок, выбранный водящим, например, повернуться, наклониться, присесть и др.
№23 «Найди по описанию»
Цель: Способствует развитию наблюдательности, памяти и внимания ребенка.
Попросите ребенка показать то, что вы ему опишите.
Например: «Покажи мне, пожалуйста, предмет. Он – круглый, одна сторона у него красная, а другая – синяя. С ним можно играть: катать его, кидать друг другу» (это мяч).
Правила игры:
Описываете ребенку какой-нибудь предмет: его цвет, форму, из чего он сделан, что с ним можно делать
Ребенок по описанию угадывает и называет предмет
Можно описывать людей, животных, природу – осадки, деревья... (да все что нас окружает) и попросить ребенка отгадать, о ком, о чем вы выговорите.
№24 «Паровозик»
Ход игры: Все участники встают в круге паровозиком, по команде ведущего начинают выполнять какие какие-то манипуляции с соседом. Например: слегка мнут впереди стоящему плечи, постукивают по спине, пощипывают, поглаживают.
Затем все по команде ведущего, разворачиваются и то же самое проделывают с другим соседом.
Игра вызывает массу положительных эмоций: весёлый смех, хорошее настроение.
№25 «Солнышко, заборчик, камешки»
Дети повторяют движения за взрослым. Руки подняты вверх, пальцы обеих рук сильно растопырены — это солнышко. Руки подняты, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу — это заборчик. Руки сжаты в кулаки — это камешки.
№26 «Вершки, корешки»
Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя вершки или корешки, например:
Воспитатель : Баклажаны.
Ребенок; Вершки (ловит мяч и бросает обратно) .
Воспитатель: Редька.
Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .
Воспитатель: Морковь.
Ребенок: Корешки (ловит мяч и бросает обратно) .
Воспитатель: Капуста.
Ребенок: Вершки (ловит мяч и бросает обратно) .
Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.
№ 27«Иголка и нитка»
Цель : развивать ориентировку в пространстве и в некоторой степени координацию движений и внимательность. Хорошо подходит для игры в садиках и на детских праздниках.
Ход игры: Дети становятся друг за другом, крепко держась за руки – это «длинная нитка» Педагог стоит первым - «иголка.» Он ходит на пятках, на носках, внешней стороне стопы или высоко поднимая колени, постоянно меняя направление. Остальные дети повторяют все движения за ним, стараясь не отставать.
Иголочка, иголочка по улице идёт
и ниточку и ниточку за собой ведёт.
Иголочка, иголочка на пяточках (как мишка, лошадкой и т.д) идёт и ниточку и ниточку за собой ведёт.
№ 28 «Снежинки»
Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц свода стопы; обучение пластике движений, умению расслаблять мышцы.
Ход игры: Группу детей делят на «снежинки», «ветерки», ведущий - «Мороз». «Ветерки» сидят на стульях (скамейке), «снежинки» разбегаются по всей площадке (залу), «Мороз» произносит: «Дуют ветры». «Ветерки» начинают дуть вместе с «Морозом»: «ш-ш-ш». «Снежинки» встают на носки, руки у них подняты вверх, кисти расслаблены, они начинают медленно переступать на носках, переходя на лёгкий бег по всей площадке, и кружатся. «Мороз» говорит, обхватывая себя: «Мороз!», при этом «снежинки» приседают, обхватывая колени руками приговаривая: «Ахх-х-х», опуская голову на грудь. «Мороз» произносит: «Подули ветерки, они легко дуют». Дети, не напрягаясь, выдыхают со звуком «ффф-у-у», «снежинки» плавно встают, поднимают руки вверх и на носках легко бегают по всей площадке. При этом губы смыкаются в трубочку и дети дуют на пушок, изображающий летающие снежинки. Игра повторяется: «снежинки» становятся «ветерками» и наоборот.
№ 29 «Бросай, лови, какой скажи»
Цель: Учить детей ловить мяч, не прижимая к себе, бросать точно в руки. Упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Ход игры:
Дети стоят по кругу, инструктор бросает мяч и называет предмет. Ребенок бросает его обратно, называя, какой он. Например, мама – добрая, мяч – резиновый.
№ 30 «Все наоборот»
Дети стоят лицом к взрослому.
Воспитатель ритмично меняет положение рук, а дети выполняют те же движения, только наоборот.
Например, воспитатель поднимает руки, а дети опускают руки; воспитатель отводит руки назад — дети протягивают руки вперед. Предлагаем такие варианты движений (взрослый — дети):
• поднять руки вверх — опустить вдоль туловища;
• руки вытянуть вперед —отвести назад, за спину;
• руки опустить вдоль тела — поднять вверх;
• руки отвести назад — вытянуть вперед;
• правая рука вверху, левая рука внизу — правая рука внизу, левая рука вверху.
№31 «Как живешь?»
Цель: развивать у детей умения правильно описывать движения и проговаривать одновременно, мыслительные навыки, координацию движения.
Выбирается ведущий. Ребенок показывает движения, а остальные дети повторяют за ним. Игру можно усложнить разделить детей на команды и под руководством взрослого команды выполняют движения. Во время игры можно включить негромкую музыку.
Как живешь? Вот так!
Показать большие пальцы обе их рук, направленные вверх.
Как идешь? — Вот так!
Маршировать.
Как бежишь? — Вот так?
Бег на месте.
Ночью спишь? — Вот так!
Ладони соединить и поло жить на них голову (щекой)
Как берешь? — Вот так!
Прижать ладонь к себе.
А даешь? — Вот так!
Выставить ладошку вперед.
Как шалишь? — Вот так!
Надуть щеки и кулачками мягко ударить по ним.
Как грозишь? — Вот так!
Погрозить пальцем вперед, или друг другу.
№32 «Четыре стихии»
Дети стоят в шеренге или врассыпную.
Воспитатель объясняет правила игры: на слово «земля» играющие опускают руки вниз, на слово «вода» — вытягивают руки вперед, на слово «воздух» — поднимают руки вверх, на слово «огонь» — производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
Взрослый произносит слова вразнобой, дети выполняют соответствующие движения.
Тот, кто ошибается, считается проигравшим.
№33 «Волк-Волчок»
Волк - волчок, шерстяной бочок
Через ельник бежал,
В можжевельник упал,
Зацепился хвостом,
Ночевал под кустом.
Ход игры: дети стоят по кругу. По считалке выбирают волка. Волк идет широкими шагами за кругом, на последние слова приседает кому-либо за спину, тот и становится волком. Игра повторяется. Можно выбрать два волка.
№34 «Царь Горох»
Ход игры: По считалке выбирается водящий - Царь Горох, он отходит от детей на 8-10 шагов и поворачивается спиной. Остальные дети договариваются, какое действие они будут изображать. Царь Горох подходит к детям и говорит:
- Здравствуйте, дети! дети отвечают: - Здравствуй, Царь Горох! Царь Горох спрашивает: -Где вы бывали? Что вы видали? дети отвечают: Что мы видели - не скажем, А что делали - покажем. |
Дети выполняют задуманное движение /стирают, играют на гармошке, подметают пол.../ Царь Горох отгадывает. Если он не отгадал, то проигрывает, дети говорят ему, что они делали и придумывают новое действие.
№35 «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара Смотрит влево, Смотрит вправо, Смотрит вверх, Смотрит вниз, Чуть присела на карниз, А с него свалилась вниз! | Дети поднимают и опускают плечи. Поворачивают корпус влево. Поворачивают корпус вправо. Поднимают голову вверх. Опускают голову. Выполняют легкие полуприседания. Резко приседают. |
№36 «Сокол»
Пролетал высоко сокол.
Уронил перо в осоку.
Соколиного пера
Не найти нам до утра.
Утром солнышко взойдет —
Вова перышко найдет.
Ход игры: Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, сокол пробегает за кругом и роняет перо (бутафорское) за спиной одного из детей. Со словами «Утром солнышко взойдет» сокол садится на свободный стул в круг с детьми. Последние три слова произносят все дети, называя имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он и становится соколом. Игра повторяется
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека малоподвижных, хороводных игр
Тема: «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!»...
картотека малоподвижных игр для детей младшего возраста
Картотека малоподвижных игр для 2 младшей группы «Запрещённое движение»Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: "Руки вверх!". Тот, кто выполняет "запре...
Картотека малоподвижных игр.
картотека...
Картотека "Малоподвижные игры для детей младшего дошкольного возраста"
Подвижные игры широко используются в детском саду, однако малоподвижные используют реже в связи с их малочисленностью. Данная картотека - это первая часть цикла малоподвижных игр....
Картотека "Малоподвижные игры для детей среднего дошкольного возраста"
Катотека для предназначена для среднего дошкольного возраста...
Картотека малоподвижных игр
Малоподвижные игры...