НОД "Необычные превращения"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ондар Анна Сергеевна

Занятие проведено в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment-zanyatie.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Ондар Анна Сергеевна

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Необычные превращения»

Цели:

Закрепить представление детей о свойствах воздуха и воды. Сформировать представления о магните и его свойствах, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми. Учить детей делать выводы в процессе экспериментирования, активизировать связную речь. Познакомить детей с  правилами безопасности поведения во время проведения экспериментов, а также их строгое соблюдение.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с различными веществами. Развитие органов слуха, зрения, обоняния. - Развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,  уважительное отношение к труду лаборантов, научных работников.

Предварительная работа:

Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Оборудование:

- Воздушный шар на палочке;

-письмо;

- картинки с правилами безопасности;

-ёмкость с водой и стакан;

-ёмкость с холодной и горячей водой;

- пластмассовая бутылка;

- шарик;

- стаканчики по количеству детей с чистой водой;

- стакан с молоком и стакан с водой, ложка;

- стаканчики с водой, соль и ложечки на каждого ребенка;

- кисточка, краска, стаканчики с водой

- ёмкости разной формы;

-металлические и пластмассовые предметы, крупа на тарелочках по количеству детей;

- стеклянные стаканы с водой и скрепки;

-магниты по количеству детей;

-картон и кнопки

-халаты для профессоров

-фартуки и нарукавники  по количеству детей.

Ход НОД.

Организационный момент«Приветствие»

Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает:

Утром солнышко встает

Всех на улицу зовет!

Выхожу из дома я –

Отвечаю солнцу я

Отвечаю травам я

Отвечаю ветру я

-Здравствуй, Родина моя! (выполняют соответствующие движения по тексту

Воспитатель: - Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад утром, обнаружила вот этот конверт. А на нем написано «Для детей старшей группы №1»(открыть)

«Ребята, я  лаборант страны «Необычных превращений» хочу  пригласить вас к нам в лабораторию. Но сначала вы должны справиться с заданием

Задание 1. Назовите правильно все предметы на карточках (лупа, песочные часы,  пробирка, термометр, пипетка, микроскоп и т. д.).

- Ребята, а для чего нужны все эти предметы? А вы любите эксперименты и опыты? А где проводят опыты?

Задание 2. Вспомните привила поведения в лаборатории при опытах и экспериментах. (Дети рассказывают по мнемотаблице)

(Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот ничего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде.)

- Ну вот теперь мы с вами можем отправиться в страну необычных превращений, в лабораторию.

-Но для этого нам понадобится волшебный шарик. (воздушный шарик на полочке, звучит  загадочная музыка). Встаньте в круг вокруг меня и возьмитесь за руки. (идут по кругу и говорят слова:

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть

То в страну экспериментов

Можно сразу же попасть!

Ребята посмотрите вот мы и оказались в стране «Чудесных превращений», в самой настоящей лаборатории.

- Ребята, что мы должны сначала сделать, чтобы войти в лабораторию? (одеть специальную одежду). Дети одевают фартуки и нарукавники

Их встречает лаборант в  спецодежде и приветствует детей:

- Здравствуйте, ребята, я рада, что вы приняли мое приглашение. Нас сегодня ждет чудеса, о которых вы раньше не знали! Сейчас я вам загадаю загадку и вы узнаете с чем мы будем проводить опыты.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Невидимка он, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Воспитатель: Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать

А теперь я предлагаю вам ладошками сильно-сильно прикрыть нос и рот, попробуйте вдохнуть, а потом скажете, трудно вам было или легко. (Было трудно,, потому что воздуха не было). А теперь вдохните носиком, легко ли дышится? Как думаете, почему?

- Я сейчас нам покажу эксперимент с воздухом.

Эксперимент № 1:

Лаборант: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.

Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Эксперимент № 2:Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.

Лаборант: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?

Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.

- А сейчас я покажу другой опыт. Этот опыт очень опасный т. к. понадобится горячая вода. Встаньте подальше.

Эксперимент № 3(Выполняет воспитатель)

Лаборант: Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.

Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течении 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете почему он надулся? (предположения детей)

Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.

Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.

- Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)

Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.

Лаборант: - Ребята, скажите, эти эксперименты мы провели с чем? (С воздухом)  А при помощи чего еще можем увидеть воздух? (пакета, воздушного шарика, веера и т. д.)

Зрительная гимнастика

- Ребята, послушайте Яну, она прочитает стихотворение и вы узнаете, с чем мы будем экспериментировать(читает стихотворение)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

Лаборант: И, правда, без воды жизнь представить сложно.

 Обратите внимание на эти цветы, потрогайте почву, в котором она растет и скажите мне, что происходит. (Влажной почве цветок растет хорошо, а в сухой – листья пожелтели, цветок засох)

Лаборант: Какой вывод можно делать?

 Всему живому для роста нужна вода.

- А сейчас вы узнаете о свойствах воды. Подойдите вот к этому столу. Возьмите по одному стакану с водой и понюхайте её.

Эксперимент № 4:

Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

Лаборант: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.)Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?

Вывод: Вода не имеет запаха.

- А как можно узнать какого вкуса вода? (попробовать) Попробуйте и скажите какого она вкуса? (безвкусная)

Вывод: Вода не имеет вкуса.

- Какого цвета вода? (прозрачная). А давайте проверим, точно ли она прозрачная и сравним ее со стаканом молока? Поставим за стакан с водой и молоком картинку, ну что видна?

Вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.

- Вот вам следующее задание

Эксперимент № 5:

   Лаборант: Сейчас нам опять понадобятся стакан с водой, соль и ложка. Нужно положить в стакан ложку соли  и размешать.

Воспитатель: что произошло (соль растворились)

Перед вами лежат кисточки и акварельные краски, попробуйте что-то нарисовать. Получается? (Нет) Почему? (Потому что кисточка сухая, нужно ее намочить)

Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.

- А сейчас мы узнаем имеет ли вода форму.

Эксперимент № 6:

Разлить воду по разным сосудам.

Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)

Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

- Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть

Музыкально-ритмическая динамическая пауза

«А теперь все  ребятишки,  

 Превратились в бегемоты»

 Ребята подойдите скорее ко мне. Сейчас я вас познакомлю с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать.

«Этот жадный предмет все предметы хватает.

Для него нормы нет, прилипанием страдает.

Правильно, это магнит. (показать)

Лаборант: Ребята, а что такое магнит?

Да, это «железа маленький кусок, невзрачный, серенький брусок».

Он очень много хранит в себе секретов

И сейчас мы разгадаем первый секрет.

Эксперимент № 7 «Все ли притягивает магнит?»

- На столе лежат вперемежку предметы, выберите только те предметы на поднос, которые притягивает магнит. А сейчас проверим магнитом.

Вывод: магнит притягивает металлические предметы.

- А сейчас мы проверим действует ли магнит через картон.

Эксперимент № 8 «Танец кнопок»

- На картон положить кнопку, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопку. (на каждого ребенка)

Вывод: магнит действует через бумагу.

- А сейчас мы проверим действует ли магнит через стекло. Возьмите свой магнитик и подойдите к стеклянным стаканам в которых опущены скрепы и попробуйте достать скрепку не намочив рук. Проведите по стенке стакана, снизу вверх.

Эксперимент № 9 «Не замочи рук»

У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.

Вывод: магнит действует сквозь стекло.

Лаборант: Ребята, а как вы думаете, где используются магниты? (Работа с мнемотаблицами)  Люди используют магниты при строительстве и ремонте подводных сооружений: с помощью магнита удобно удерживать инструменты. С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы.

- Ну вот мы провели все опыты и эксперименты что нам приготовили профессоры.  Хочу я вам на прощание сделать сюрприз!

Экспериментов он любитель

Домика с рогами житель

Он – ученый главный наш

Назови его -…Лосяш!

Лаборант: Правильно! Встречайте его!

(Просмотр мультика «Смешарики. Пин-код». Серия «Эксепримент»)

А теперь вам пора возвращаться в детский сад. Мне было с вами приятно! До свидания, дети!

Воспитатель: (звучит загадочная музыка) Спасибо большое, нам было очень интересно!  Давайте опять встанем вокруг воздушного шарика и вернемся домой.

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть! Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательного проекта о воде «Превращения капельки»

Этот материал является частью образовательного тематического проекта о воде. Знакомясь опытныи путем со свойствами воды, дети осознают значение воды для всего живого на земле; начинают понимать, почем...

Проект «Превращения капельки»

Образовательный тематический проект о воде.Поэтапное  содержание проекта.Интегрирование проекта в образовательные области в соответствиии с федеральными государственными требованиями....

проект организации кружка по тестопластике с детьми средней группы «Удивительное превращение теста».

Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и от...

"Волшебное превращение"

Интегрированное занятие (музыка + изо)...

Чудесные превращения

Конспект занятия по разделу "Ребёнок и окружающий мир" в средней группе...

Занятие-опыт в старшей группе " Превращения капельки и ее волшебные превращения"

Формировать представления дошкольников о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...