НОД "Необычные превращения"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Ондар Анна Сергеевна
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Необычные превращения»
Цели:
Закрепить представление детей о свойствах воздуха и воды. Сформировать представления о магните и его свойствах, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми. Учить детей делать выводы в процессе экспериментирования, активизировать связную речь. Познакомить детей с правилами безопасности поведения во время проведения экспериментов, а также их строгое соблюдение.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с различными веществами. Развитие органов слуха, зрения, обоняния. - Развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.
Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к труду лаборантов, научных работников.
Предварительная работа:
Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.
Оборудование:
- Воздушный шар на палочке;
-письмо;
- картинки с правилами безопасности;
-ёмкость с водой и стакан;
-ёмкость с холодной и горячей водой;
- пластмассовая бутылка;
- шарик;
- стаканчики по количеству детей с чистой водой;
- стакан с молоком и стакан с водой, ложка;
- стаканчики с водой, соль и ложечки на каждого ребенка;
- кисточка, краска, стаканчики с водой
- ёмкости разной формы;
-металлические и пластмассовые предметы, крупа на тарелочках по количеству детей;
- стеклянные стаканы с водой и скрепки;
-магниты по количеству детей;
-картон и кнопки
-халаты для профессоров
-фартуки и нарукавники по количеству детей.
Ход НОД.
Организационный момент: «Приветствие»
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает:
Утром солнышко встает
Всех на улицу зовет!
Выхожу из дома я –
Отвечаю солнцу я
Отвечаю травам я
Отвечаю ветру я
-Здравствуй, Родина моя! (выполняют соответствующие движения по тексту
Воспитатель: - Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад утром, обнаружила вот этот конверт. А на нем написано «Для детей старшей группы №1». (открыть)
«Ребята, я лаборант страны «Необычных превращений» хочу пригласить вас к нам в лабораторию. Но сначала вы должны справиться с заданием
Задание 1. Назовите правильно все предметы на карточках (лупа, песочные часы, пробирка, термометр, пипетка, микроскоп и т. д.).
- Ребята, а для чего нужны все эти предметы? А вы любите эксперименты и опыты? А где проводят опыты?
Задание 2. Вспомните привила поведения в лаборатории при опытах и экспериментах. (Дети рассказывают по мнемотаблице)
(Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот ничего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде.)
- Ну вот теперь мы с вами можем отправиться в страну необычных превращений, в лабораторию.
-Но для этого нам понадобится волшебный шарик. (воздушный шарик на полочке, звучит загадочная музыка). Встаньте в круг вокруг меня и возьмитесь за руки. (идут по кругу и говорят слова:
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть
То в страну экспериментов
Можно сразу же попасть!
Ребята посмотрите вот мы и оказались в стране «Чудесных превращений», в самой настоящей лаборатории.
- Ребята, что мы должны сначала сделать, чтобы войти в лабораторию? (одеть специальную одежду). Дети одевают фартуки и нарукавники
Их встречает лаборант в спецодежде и приветствует детей:
- Здравствуйте, ребята, я рада, что вы приняли мое приглашение. Нас сегодня ждет чудеса, о которых вы раньше не знали! Сейчас я вам загадаю загадку и вы узнаете с чем мы будем проводить опыты.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Воспитатель: Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать
А теперь я предлагаю вам ладошками сильно-сильно прикрыть нос и рот, попробуйте вдохнуть, а потом скажете, трудно вам было или легко. (Было трудно,, потому что воздуха не было). А теперь вдохните носиком, легко ли дышится? Как думаете, почему?
- Я сейчас нам покажу эксперимент с воздухом.
Эксперимент № 1:
Лаборант: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.
Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Эксперимент № 2:Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.
Лаборант: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?
Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.
- А сейчас я покажу другой опыт. Этот опыт очень опасный т. к. понадобится горячая вода. Встаньте подальше.
Эксперимент № 3: (Выполняет воспитатель)
Лаборант: Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.
Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течении 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете почему он надулся? (предположения детей)
Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.
Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.
- Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)
Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.
Лаборант: - Ребята, скажите, эти эксперименты мы провели с чем? (С воздухом) А при помощи чего еще можем увидеть воздух? (пакета, воздушного шарика, веера и т. д.)
Зрительная гимнастика
- Ребята, послушайте Яну, она прочитает стихотворение и вы узнаете, с чем мы будем экспериментировать. (читает стихотворение)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Лаборант: И, правда, без воды жизнь представить сложно.
Обратите внимание на эти цветы, потрогайте почву, в котором она растет и скажите мне, что происходит. (Влажной почве цветок растет хорошо, а в сухой – листья пожелтели, цветок засох)
Лаборант: Какой вывод можно делать?
Всему живому для роста нужна вода.
- А сейчас вы узнаете о свойствах воды. Подойдите вот к этому столу. Возьмите по одному стакану с водой и понюхайте её.
Эксперимент № 4:
Взять стакан с чистой водой и понюхать её.
Лаборант: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.)Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?
Вывод: Вода не имеет запаха.
- А как можно узнать какого вкуса вода? (попробовать) Попробуйте и скажите какого она вкуса? (безвкусная)
Вывод: Вода не имеет вкуса.
- Какого цвета вода? (прозрачная). А давайте проверим, точно ли она прозрачная и сравним ее со стаканом молока? Поставим за стакан с водой и молоком картинку, ну что видна?
Вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.
- Вот вам следующее задание
Эксперимент № 5:
Лаборант: Сейчас нам опять понадобятся стакан с водой, соль и ложка. Нужно положить в стакан ложку соли и размешать.
Воспитатель: что произошло (соль растворились)
Перед вами лежат кисточки и акварельные краски, попробуйте что-то нарисовать. Получается? (Нет) Почему? (Потому что кисточка сухая, нужно ее намочить)
Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.
- А сейчас мы узнаем имеет ли вода форму.
Эксперимент № 6:
Разлить воду по разным сосудам.
Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)
Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.
- Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть
Музыкально-ритмическая динамическая пауза
«А теперь все ребятишки,
Превратились в бегемоты»
Ребята подойдите скорее ко мне. Сейчас я вас познакомлю с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать.
«Этот жадный предмет все предметы хватает.
Для него нормы нет, прилипанием страдает.
Правильно, это магнит. (показать)
Лаборант: Ребята, а что такое магнит?
Да, это «железа маленький кусок, невзрачный, серенький брусок».
Он очень много хранит в себе секретов
И сейчас мы разгадаем первый секрет.
Эксперимент № 7 «Все ли притягивает магнит?»
- На столе лежат вперемежку предметы, выберите только те предметы на поднос, которые притягивает магнит. А сейчас проверим магнитом.
Вывод: магнит притягивает металлические предметы.
- А сейчас мы проверим действует ли магнит через картон.
Эксперимент № 8 «Танец кнопок»
- На картон положить кнопку, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопку. (на каждого ребенка)
Вывод: магнит действует через бумагу.
- А сейчас мы проверим действует ли магнит через стекло. Возьмите свой магнитик и подойдите к стеклянным стаканам в которых опущены скрепы и попробуйте достать скрепку не намочив рук. Проведите по стенке стакана, снизу вверх.
Эксперимент № 9 «Не замочи рук»
У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.
Вывод: магнит действует сквозь стекло.
Лаборант: Ребята, а как вы думаете, где используются магниты? (Работа с мнемотаблицами) Люди используют магниты при строительстве и ремонте подводных сооружений: с помощью магнита удобно удерживать инструменты. С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы.
- Ну вот мы провели все опыты и эксперименты что нам приготовили профессоры. Хочу я вам на прощание сделать сюрприз!
Экспериментов он любитель
Домика с рогами житель
Он – ученый главный наш
Назови его -…Лосяш!
Лаборант: Правильно! Встречайте его!
(Просмотр мультика «Смешарики. Пин-код». Серия «Эксепримент»)
А теперь вам пора возвращаться в детский сад. Мне было с вами приятно! До свидания, дети!
Воспитатель: (звучит загадочная музыка) Спасибо большое, нам было очень интересно! Давайте опять встанем вокруг воздушного шарика и вернемся домой.
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть! Итог занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательного проекта о воде «Превращения капельки»
Этот материал является частью образовательного тематического проекта о воде. Знакомясь опытныи путем со свойствами воды, дети осознают значение воды для всего живого на земле; начинают понимать, почем...
Проект «Превращения капельки»
Образовательный тематический проект о воде.Поэтапное содержание проекта.Интегрирование проекта в образовательные области в соответствиии с федеральными государственными требованиями....
проект организации кружка по тестопластике с детьми средней группы «Удивительное превращение теста».
Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и от...
"Волшебное превращение"
Интегрированное занятие (музыка + изо)...
Чудесные превращения
Конспект занятия по разделу "Ребёнок и окружающий мир" в средней группе...
Занятие-опыт в старшей группе " Превращения капельки и ее волшебные превращения"
Формировать представления дошкольников о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...