Игротерапия, как средство развития физических качеств у детей.
статья (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Статья: Игротерапия, как средство развития физических качеств у детей.
Для приобщения детей к здоровому образу жизни необходимо использовать популярные, традиционные средства физической культуры, какими являются игра и соревнование.
Это сказывается на уровне физического и личностного развития детей, их физической подготовленности.
В качестве главного средства при обучении детей рекомендуется использовать подвижные игры, в которых должны быть включены естественные физические упражнения (бег, ходьба, прыжки, метание) с постепенным и последовательным увеличением нагрузки.
Использование подвижных игр и соревнований как форм и методов обучения на любом этапе помогают решать задачу развития физических качеств.
Подвижные игры можно считать наиболее эффективным средством развития быстроты, силы, выносливости, ловкости, формирования жизненно важных для человека двигательных умений и навыков, а значит и сохранения здоровья.
На развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношений.
Педагогу тоже следует уметь играть - для развития навыков общения, и понимания проблемных детей, активизации их познавательной деятельности и развития личностных качеств.
В процессе игр у дошкольников улучшается общая координация движений, повышаются показатели развития физических качеств.
Всё это обуславливает значительное место подвижных игр в учебной программе по физическому воспитанию, особенно в ГБДОУ.
Увлекаясь игрой, дети забывают о своих недостатках и слабостях и часто демонстрируют результаты, нередко невозможные в обычной деятельности. Играя, дети стремятся к победе, проявляют смелость, расчётливость, силу, быстроту, ловкость и другие ценные личностные качества.
Победа, одержанная в игре, повышает у дошкольников уверенность в себе, приучает к совместным коллективным действиям, у детей формируется навык честного соперничества.
Анализ научно-методической литературы, свидетельствует о том, что у детей необходимо сформировать знания и практические навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой.
Сокращение двигательной активности детей тормозит развитие физических качеств их личности, необходимых для их социальной адаптации в обществе.
В настоящее время ведется активный поиск педагогических технологий, способствующих формированию и укреплению здоровья детей. Одной из таких форм социальной адаптации служит игротерапия.
Игротерапия ориентирована на стимулирование интереса детей к занятиям физической культурой и спортом, нацелена на воспитание у детей чувства ответственности за свое здоровье.
На каждом занятии с использованием игротерапии у детей проявляется интерес к подвижным играм, формируется интерес играть дружно, согласовывать свои действия с действиями других. Игры побуждают детей к самостоятельности и активности.
Игра как деятельность способствует качественным позитивным изменениям в физическом и психологическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личности. Именно игра удовлетворит детскую любознательность, доставит радость, поможет вовлечь ребенка в активное освоение основных видов движений.
Дети постепенно приходят к пониманию того, что они являются отдельными личностями со своими желаниями и могут существовать в системе отношений с другими людьми, обладающими своими специфическими качествами.
Игротерапия представляет уникальный опыт для социального развития ребенка, открывая ему возможность вступить в значимую личностную связь с взрослым. Игра представляет собой деятельность, в которой ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжений повседневной жизни.
Игру детей можно оценить более полно, если признать что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей “отыграть” свой опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.
Игра – это средство обмена информацией. Игра – это конкретное самовыражение ребенка и способ его приспособления к собственному миру.
Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Ребенок испытывает удовольствие от процесса игры; ее результат не так важен.
В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребенка включаются в творческий процесс, и ему могут потребоваться социальные взаимодействия. Таким образом, когда ребенок играет, можно сказать, что он присутствует в этом целиком. Термин “игровая терапия” предполагает наличие некоторой деятельности, которую можно считать игрой. Мы не скажем о ребенке, который читает книгу: “Он играет”.
Игровая терапия определяется как динамическая система межличностных отношений. Педагог обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать собственное Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры – естественного для ребенка средства.
Специально организованную игровую деятельность, включающую подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам, игровые задания и игровые композиции относят к игровому методу. Создается условная ситуация, в которой взаимодействие детей друг с другом осуществляется по правилам.
Игровыми средствами являются основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, метание, переноска груза, упражнения, сопровождаемые речитативами, с предметами и без них, выполняемые в помещении или на свежем воздухе: на поляне, игровой площадке, в лесу, на пляже, в воде и т. п.
Игровой метод широко используется в физическом воспитании детей всех возрастных групп. Целенаправленно подобранные подвижные игры развивают у детей мелкую моторику, равновесие, координацию и точность движений, улучшают качество внимания, помогают освоению элементарных математических представлений о величине, расстоянии, скорости, весе, объеме, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.
Естественно, что в группах с разным физическим развитием содержание игровой деятельности неодинаково (по направленности, сложности, продолжительности) и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физической подготовленностью, возрастом и другими факторами. Тем не менее, все дети, независимо, предпочитают игру другим формам двигательной активности, так как она удовлетворяет естественную потребность в эмоциях, движении и является прекрасным средством самовыражения.
Для того чтобы удачно подобрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности их физического и психического развития.
Так, дети дошкольного и младшего школьного возраста (7-9 лет) отличаются особой подвижностью, неустойчивостью внимания, постоянной потребностью в движении. Однако их организм еще не готов к длительному напряжению, силы таких детей быстро истощаются, но после игры довольно быстро восстанавливаются. Детей этого возраста больше всего привлекают игры имитационные, сюжетные, с пробежками, прыжками, ловлей и бросанием разнообразных предметов.
Дошкольный возраст - это и период совершенствования речевого аппарата.
Поэтому включение в подвижные игры речитативов, песен, стихотворений, скороговорок, считалок, загадок, потешек, имитации звуков, характерных для насекомых, птиц, зверей и т. п., полезно для коррекции речи.
В возрасте 6-8 лет у детей наблюдается заметное развитие координационных возможностей, силы, быстроты, Игровой метод широко используется в физическом воспитании детей всех возрастных групп.
Игры детей 6-8 лет отличаются большей длительностью и интенсивностью нагрузки (примером могут служить игры «Круговая лапта», «Веревочка под ногами», «Перестрелка», «Борьба за мяч», «Перетягивание через черту» и др.).
Сюжеты подвижных игр символичны, и дети понимают их условность, но действуют по правилам и с полной отдачей сил. В этом возрасте формируются и укрепляются волевые качества, ярче проявляются самостоятельность, смелость, инициатива, решительность.
Дети демонстрируют дисциплинированность, активность и выдержку. Однако при чрезмерной физической нагрузке, не соответствующей возрасту, нередки вспышки резкости, нетерпеливости, грубости. Поэтому при организации игровых занятий нельзя допускать излишнего возбуждения и напряжения.
Для детей любого возраста игровой метод представляется наиболее целесообразным для развития физических качеств.
Подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет ненавязчиво решать множество коррекционно-развивающих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трех компонентов — физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки — приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.
Цель игротерапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
И, наконец, игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития детей, открывая им возможность для вступления в значимую личностную связь с взрослым.
Основными задачами по игротерапии являются:
Развитие и коррекция предметной и игровой деятельности
Развитие и коррекция речи и психических процессов.
Развитие и коррекция коммуникативной, эмоционально-волевой и опорно-двигательной сфер.
Содержание занятий по игротерапии строится с учетом закономерностей развития нормально развивающихся детей. Вместе с тем при разработке занятий учитываются следующие принципы построения занятий:
Частая смена видов деятельности.
Структурная простота содержания.
Доступность и постепенность усложнения игрового задания.
Наглядность и выразительность игрового материала.
Учет индивидуальных психических показателей с тенденцией к некоторому опережению, т.е. с перспективой зоны их развития.
Спецификой построения развивающих занятий является логическая взаимосвязь всех заданий, содержание которых включает в себя игровые действия персонажей. Единая сюжетная нить, пронизывающая всё занятие позволяет детям достаточно быстро овладевать предметными и игровыми действиями, преодолевать собственные затруднения в общении и в поведении.
Положительный эффект игрового метода воздействия на ребенка во время занятий обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимальной психологической поддержкой со стороны педагога, с воздействием на все органы чувств.
Учитывая, что возможности и темп развития детей неодинаковы, проводятся индивидуальные и групповые занятия, которые позволяют проводить работу в соответствии с потенциальными возможностями детей.
Игровая терапия имеет долгую историю и существует в разнообразных формах. Использование методов игровой терапии в развивающей работе дает положительный эффект, способствуя физическому развитию детей позволяя им стать полноценными членами общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средства развития физических качеств у детей дошкольного вораста
В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, интенсивно развив...

статья " Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста "
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики....

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».
Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему: «Подвижная игра ка...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г. С. на тему: «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».
Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому выбранную мною тему «Подв...

Отчет по индивидуальной программе профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. с.Кунашак 2018г "Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста".
Цель самообразования.Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных игр...
"Игротерапия как средство развития физических качеств у детей".Консультация для родителей.
Консультация для родителей...