Программа по ЗОЖ
рабочая программа (старшая группа) на тему
Материал предназначен для воспитателей по работе с детьми по воспитанию здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zozh.doc | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по обучению воспитанников МКДОУ Завражного детского сада
Кадыйского муниципального района Костромской области
навыкам здорового образа жизни «Я здоровье берегу»
на 2014-2015 учебный год
2014 год
План
Введение 3
Глава I. Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни. 4
1.1. Стратегическая цель. Тактические цели. 5
1.2. Задачи. 6
1.3. Гипотеза. 6
- Этапы. 7
- Ожидаемые результаты. 7
- Критерии эффективности. 8
- Риски. Предупреждение рисков. 8
Глава II. Общие подходы к проблеме формирования здорового образа жизни. 9
2.1. Научное обоснование проблемы здорового образа жизни. 11
2.2. Нормативно- правовое обеспечение программы. 12
2.3. Программно-методическое обеспечение программы. 13
Глава III. Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. 14
3.1. Цель оздоровительной работы с детьми. 15
3.2. Задачи. 15
3.3. Основные направления оздоровительной работы. 16
3.4. Формы и методы оздоровления детей. 17
3.5. Диагностическая работа по адаптации, группам здоровья. 19
3.6. Условия здорового ритма, безопасного пребывания участников образовательного процесса. 19
3.7. Эмоциональное благополучие детей в МДОУ. 20
3.9. Физкультурно-оздоровительная работа. 20
Заключение. 24
Список литературы. 25
Приложения. 26
Введение
Всем известно, что здоровье человека начинается в детстве. Точнее сказать, здоровье человека закладывается задолго до появления ребенка на свет и формируется в период детства. Во все времена считалось, что здоровье детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья общества в целом. К сожалению, нынешнее состояние здоровья детей имеет целый ряд негативных тенденций. Растет заболеваемость новорожденных, увеличивается число детей рожденных недоношенными, отмечается увеличение частоты врожденных аномалий и рост детской смертности. Рождение здорового ребенка стало редкостью.
В связи с этим все более ясной становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей и молодого поколения, формирования сознательного отношения к здоровью, профилактике вредных привычек, воспитанию лучших человеческих качеств. Воспитание и образование должны стать поистине «здоровье сохраняющими». Очевидно, что прочный фундамент здоровья должен быть заложен именно в дошкольном детстве, так как от этого будет зависеть качество всей последующей жизни человека. Современные дошкольные образовательные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также на весь образ жизни ребенка.
Первым необходимым условием успешной работы по сохранению здоровья детей является тесное взаимодействие и преемственность дошкольного учреждения, семьи и школы.
Вторым условием успешного внедрения здоровье сохраняющего воспитания и образования является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать не только расхожей фразой, а действительно образом, стилем жизни взрослых – как педагогов, так и родителей.
Глава I. Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни
Актуальность проблемы охраны здоровья воспитанников, а также пропаганды и обучения их навыкам здорового образа жизни отражена в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (далее - ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшением состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А.И.Антонов, Г.А.Бутко, И.В.Журавлева, И.М.Новикова и др.). Проведенные исследования позволили выявить общие для детей особенности представлений о ЗОЖ:
- большинство детей имеют представление о здоровье как физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку, затрудняются;
- только небольшое число детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта; большинство детей положительно настроены на воспитателя и близкого взрослого (мать);
- у детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в окружающих условиях жизни;
- недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной активности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно-гигиенических норм, состояния окружающей среды;
- недостаточно сформированы представления детей о поддерживании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования для здоровья предметов, продуктов.
Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и семье.
Данная Программа основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях: специальная подготовки педагогов, взаимодействие педагогов и родителей, совместная деятельность педагогов, родителей и детей; формирование здоровьесберегающего пространства.
1.1. Стратегическая цель
Охрана, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование ответственности у родителей, педагогов в деле приобщения к здоровому образу жизни.
Тактические цели
Блоки: | Цели: |
Создание условий | - спортивные уголки в группе; - спортивная площадка. |
Рациональный режим | - зимне-осенний; - гибкий режим; - работа кружков. |
Организация питания | - режим питания; - правильная расстановка мебели; - сервировка стола; - во время полдника (соки, фрукты); - С витаминизация. |
Формы методического общения | - педсоветы; - метод объединения; - обмен опытом работы; - семинары; - консультации. |
Работа с родителями | - родительские собрания; - анкетирование «Здоровье вашего ребенка»; - день открытых дверей; - информационные бюллетени; - консультации; - совместные праздники (в т.ч. Недели здоровья осень, весна); - телефон доверия и дрю |
1.2. Задачи
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Изучить практику решения проблемы и выявить ее реальный уровень.
- Определить эффективность структурных компонентов здорового образа жизни.
- Разработать «Программу формирования здорового образа жизни детей в МКДОУ Завражном детском саду».
1.3. Гипотеза
Формирование здорового образа жизни детей в современном дошкольном образовательном учреждении будет эффективным при реализации системы оздоровления детей, которая включает:
- закаливание;
- двигательную активность;
- рациональное питание;
- гигиену режима;
- лечебно-профилактические мероприятия.
1.4.Этапы
I вводный этап (подготовительный)
II основной этап (практический)
III заключительный этап (аналитический)
1.5. Ожидаемые результаты
- Осознание взрослыми и детьми понятие «Здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
- Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
- Овладение навыками ЗОЖ.
- Снижение уровня заболеваемости.
- Ребенок здоровый физически, психически, нравственно, с развитым мышлением, готовый к школьному обучению.
- Активизация интереса у детей к занятиям по физической культуре, спорту, закаливанию.
1.6. Критерии эффективности
- Мониторинг качества социально-педагогической поддержки
- Мастерство педагогических кадров;
- Информационная база, система консультаций;
- Освоение педагогами эффективных образовательных технологий.
- Показатели доступности социально педагогической поддержки:
- Увеличение численности воспитанников;
- Качество образовательной программы.
- Укрепление материально технической базы и финансирование:
- Привлечение внебюджетных средств (спонсоры, родотительские взносы);
- Приобретение спортивного инвентаря.
- Сформированность нормативно-правовой базы.
- Организованность и результативность работы педколлектива.
1.7. Риски
- Несбалансированное по качеству и количеству питание;
- Гиподинамия, гипердинамия.
- Стрессовые ситуации в семье.
- Безразличное отношение к здоровью
- Незнание методов диагностики здоровья
- Плохие материально-бытовые условия.
Предупреждение риска
- Рациональное питание.
- Адекватная физическая активность.
- Здоровый психологический климат в семье.
- Внимательное отношение к своему здоровью.
- Владение простейшими методами диагностики здоровья.
- Хорошие материально-бытовые условия.
Глава II. Общие подходы к проблеме формирования
здорового образа жизни.
Здоровье является одним из компонентов человеческого счастья. Одним из неотъемлемых прав человеческой личности, одним из условий успешного социального и экономического развития.
Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.
Что же собой представляет понятие «здоровье»?
Самое точное определение понятия «здоровье» было дано в 1946 году на Международной конференции по здравоохранению и записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По мнению академика Ю.П.Лисицина – «… здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести свой образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».
С точки зрения социальной медицины, выделяют 3 уровня оценки здоровья:
- здоровье отдельного человека (индивидуума);
- здоровье малых социальных, этнических групп (семейное или групповое здоровье);
- здоровье всего населения (популяции), проживающего в городе, в селе, на отдельной территории.
Для оценки здоровья используются различные шкалы, но следует подчеркнуть, что наиболее адекватные критерии для каждого уровня еще не окончательно не обоснованы.
Следует учесть, что функциональные возможности организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение жизни существенно изменяются, поэтому можно говорить о состоянии здоровья, как о динамическом процессе, который может улучшаться или ухудшаться, т.е. об укреплении или ослаблении здоровья.
Социально-гигиенические, эпидемиологические, социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека зависит от:
- образа жизни – на 50 – 55%;
- экологии – на 20 – 25%;
- наследственности – на 20%;
- здравоохранения – на 10%.
Так что же мы понимаем под «образом жизни», который на 50% влияет на состояние нашего здоровья?
Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
2.1. Научное обоснование проблемы здорового образа жизни
Многие ученые работали над проблемой сохранения и продления жизненного потенциала и долголетия: М.П.Павлов. И.И.Мечников. И.М.Сеченов. Н.М.Амосов и многие другие.
Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят :
- трудовая деятельность;
- социальная;
- психоинтеллектуальная;
- двигательная активность;
- общение и бытовые взаимоотношения.
Академик Ю.П.Лисицын в понятие «образ жизни» включает важный фактор – медицинскую активность, т.е. наиболее характерную, типичную для определенного исторического периода деятельность (активность) людей по отношению к своему (личному, персональному) и других людей (общественному) здоровью.
Иными словами, образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций, на который влияют следующие условия:
- экологическая обстановка;
- образовательный ценз;
- психологическая ситуация в мини- и макросреде;
- быт и обустройство своего жилища.
Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни, как бы опосредованно, оказывают влияние на состояние здоровья.
Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом жизни, уровнем жизни, качеством и стилем жизни! Данные понятия можно объединить четырьмя категориями:
- экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково Ваше материальное благополучие;
- социологическая – каково качество Вашей жизни;
- социально-экономическая – каков Ваш уклад жизни;
- социально-психологическая – каков стиль Вашей жизни.
Рассмотренные категории являются руслом для определения здорового образа жизни, которые влияют на состояние здоровья человека.
2.2. Нормативно – правовое обеспечение программы
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011г. № 323-ФЗ.
- Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155.
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
- Устав МКДОУ Завражного детского сада.
- Основная общеобразовательная программа МКДОУ Завражного детского сада Кадыйского муниципального района Костромской области на 2012-2016 г.
2.3. Программно – методическое обеспечение программы
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
2. Богина Т.И. Современные методы оздоровления дошкольников. – М.: Издательство МИПККО, 2001.
3. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста – М.: АРКТИ, 2002.
4. Брагина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
5. Гаврючина Л.В. Здоровьсберегающие технологии в ДОУ. М.: Сфера, 2007.
6. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М.: Скрипторий 2003, 2007.
7. Доскин В.А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. М.: Просвещение, 2002.
8. Ермолова М.А. Организация и контроль питания в ДОУ. Нормативно-правовая база. ООО «Национальный книжный центр», 2012.
9. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. – М.: ГНОМ и Д, 2002.
10. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002.
11. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М.: СЦ Сфера, 2006 г.
12. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. – М.: АРКТИ, 2000.
13. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
14. Рыжова Н.А. Волшебница. Учебно-методический комплекс по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
15. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
16. Пензулаева Л.И. Растем здоровыми и крепкими: Книга для родителей и детей 5-6 лет. М.: Дрофа, 2000.
17. Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2006.
18. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Глава III. Особенности формирования здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста
Из истинно человеческих ценностей здоровье – одно из основных.
«Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый нищий счастливее больного короля» - писал А.Шопенгауэр.
В нашей стране, несмотря на наличие системы государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, состояние здоровья населения, и особенно подрастающего поколения, вызывает тревогу.
Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступает в 1 класс, т.е. выпускается из дошкольного учреждения. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20 – 25% выпускников ДОУ. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
Рост числа детей с ослабленным здоровьем за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами этому росту способствуют большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности в организации питания, а также ряд других факторов.
Поэтому проблема создания здорового образа жизни особенно актуальна в настоящее время. Однако готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет.
Одна из главных задач ДОУ – формирование у ребенка потребности самостоятельно заботиться о своем здоровье, сохранение здоровья ребенка в процессе его социализации. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предполагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия».
Большое внимание уделяется формированию у ребят навыков эффективной социальной адаптации, воспитанию у детей мотивации здорового образа жизни, формированию представления о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, осознанию важности заботливого отношения к своему организму.
3.1. Цель оздоровительной работы с детьми
Охрана, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование ответственности у родителей, педагогов, воспитанников в деле приобщения к здоровому образу жизни.
3.2. Задачи:
1. Организация рационального режима дня, обеспечение суточной продолжительности сна.
2. Создание условий для обеспечения оптимального двигательного режима.
3. Осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий.
4. Полноценное питание.
5. Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки.
6. Создание атмосферы психологического комфорта.
7. Обеспечение безопасности детей.
8. Формирование потребности ЗОЖ.
9.Повышение квалификации педагогов в вопросах освоения
здоровьесберегающих технологий.
10.Просвещение родителей по оздоровлению детей.
11.Развитие движений через разные формы.
13. Медицинское обслуживание детей.
3.3. Основные направления оздоровительной работы
Оздоровительные
- Обеспечение благоприятного течения адаптации.
- Выполнение санитарно – гигиенического режима.
- Закаливание.
- Гигиенические процедуры.
- Оздоровительный бег.
- Занятия физкультурой на воздухе, подвижные игры.
- Игры с элементами спорта.
- Обследование по скрининг – программе.
- Профилактика заболеваний.
10. Питание .
11. Занятия- беседы «Уроки здоровья».
Организационные
1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности критериев здоровья (группы, виды заболеваемости, методы диагностики).
3. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, внедрение эффективных здоровьесберегающих программ, технологий и методик.
4. Пропаганда ЗОЖ, методов, оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
5. Создание группы «Здоровье»
6. Систематическое повышение квалификации педагогов.
Медицинские
1.Массаж (разные виды).
2. Витаминотерапия.
3. Контроль за физическим здоровьем.
4. Обследование детей по скрининг – программе.
5. Профилактические прививки.
6. Оказание неотложной помощи детям, сотрудникам.
7. Проведение медосмотров для детей и сотрудников.
8. Контроль за организацией питания.
9. Контроль за санитарно – эпидемическим режимом.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о здоровом образе жизни.
Основными формами работы являются:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- досуги;
- режимные моменты;
- спортивные соревнования и праздники.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются:
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- художественная литература;
- продуктивная и предметно-практическая деятельность.
Методы формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни:
- наглядные (наблюдения, демонстрация, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плаката);
- словесные (рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного изучения);
- практические методы (опыты, упражнения, предметно-практическая и продуктивная деятельность).
3.4. Формы и методы оздоровление детей
№ п\п | Методы и формы | Содержание | Контингент | Ответственные |
11 | Обеспечение здорового ритма жизни | -Щадящий режим (адаптационный период); - гибкий режим; - организация комфортного микроклимата; - оптимальная нагрузка на ребёнка;. -учёт возрастных и индивидуальных особенностей. | Все группы | Заведующий, Воспитатели |
12 | Физические упражнения | - утренняя гимнастика; - физкультурно –оздоровительные занятия; -подвижные и спортивные игры; - профилактическая гимнастика (дыхательная, корригирующая, на осанку, плоскостопие, зрение); - занятия в группе «Здоровье»; - ритмика; -гимнастика после сна; - пальчиковая гимнастика;
| Все группы | Воспитатели
|
3. | Закаливание | |||
33.1. | Гигиена и водные процедуры | -умывание; -мытьё рук; -полоскание горла; - обливание ног; - чистота среды. | Все группы с 4х до 7 лет с 4х до 7 лет с 3х лет | Воспитатели |
33.2. | Свето-воздушные ванны | - проветривание; - прогулки; - сон с открытой фрамугой; - температурный режим; - чистота воздуха; - загар; - приём на улице. | Все группы | Воспитатели |
44. | Активный отдых | -развлечение, досуги; - праздники; - дни здоровья; - игры – забавы; - каникулы. | Все группы | Воспитатели Муз. руководитель |
55. | Рациональное питание | - калорийность; - С-витаминизация; - разнообразие блюд. | Все группы | Заведующий Повар Завхоз. |
66. | Свето и цветотерапия | - световой режим;
| Все группы | Воспитатели |
77. | Музыкальная терапия | - хоровое пение; - муз. сопровождение (режимные моменты); -музыкально-театрализованная деятельность; -муз. сопровождение фона занятий.. | Все группы | Воспитатели Муз. руководитель |
88. | Психогимнастика, аутотренинги | - пальчиковая гимнастика; - игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; - игры ; – тренинги на развитие эмоций; - коррекция поведения; - учебная гимнастика. | Все группы | Воспитатели |
99. | Спецзакаливание | -босохождение; -оздоровительный бег; -игровой массаж; -ходьба по массажным коврикам; - дыхательная гимнастика. | Все группы с4х лет
Все группы с4х лет | Воспитатели |
110. | Пропаганда ЗОЖ | -эколого-валеологическая театрализация; - лекции и беседы; -занятия по ОБЖ.; | С 4х лет С 5и лет | Воспитатели |
11. | Витаминизация | - витаминизация третьих блюд | Все группы | Повар |
3.5. Диагностическая работа по адаптации, группам здоровья
В ДОУ проводится диагностическая работа. В начале и в конце каждого учебного года воспитатели проводят мониторинг по освоению навыков ЗОЖ. (Приложение № 4 ). Специалисты и педиатры ОГБУЗ Кадыйской районной больницы проводят обследование, диспанцеризацию детей, медсестра по детству Завражной амбулатории ведёт паспорта здоровья, выявляет группы здоровья детей для использования этих данных при проведении воспитательно-образовательной работы с детьми по разным направлениям, в частности по физультурно-оздоровительной работе.
3.6. Условия здорового ритма жизни, безопасного пребывания участников образовательного процесса (Приложение № 1)
Выполнение оптимального санитарно – гигиенического и воспитательно-образовательного режима играют важную роль в оздоровлении дошкольника:
- проветривание, влажная уборка помещений;
- соблюдение питьевого режима;
-создание нормальной освещённости, теплового режима;
- озеленение и оборудование территории и помещений ДОУ;
- трехразовое горячее питание
- индивидуальный режим пробуждения после сна;
- личная гигиена персонала, гигиенические процедуры детей;
- неукоснительное соблюдения режима дня с использованием элементов гибкости;
- упорядочивание учебной нагрузки и активного отдыха (расписание занятий, кружковой работы, чередование умственной и двигательной активности);
- подгрупповые, интегрированные занятия;
- использование эффективных познавательных методов развития и
воспитания;
- физкультминутки и физкультурные паузы;
- введение дней радости, дней рождения;
- гимнастика для глаз, осанка;
- «щадящий режим» для адаптационных и часто болеющих детей
3.7. Эмоциональное благополучие детей в МДОУ
Эмоциональное благополучие играет важную роль в создании здоровьесберегающего компонента:
- здоровый микроклимат (интерьер детского сада, групп);
- создание предметной развивающей среды;
- интересная, содержательная познавательная деятельность детей;
- личность педагога, стиль общения;
- психологический комфорт (общение и взаимоотношения взрослых и детей);
- самореализация ребёнка в разных видах деятельности;
- профилактика страхов и стрессов;
- нагрузка на детей;
- дружба детей в коллективе сверстников;
-хорошее настроение (экраны настроений, песочная терапия, комплименты).
3.8.Физкультурно-оздоровительная работа
Направлена на организацию двигательной активности детей:
- утренняя гимнастика;
- приём детей на улице в тёплое время года;
- физкультурные занятия (3 раза в неделю, один раз на улице);
- двигательная активность на прогулке;
- подвижные игры, игры с элементами спорта;
- гимнастика после сна ;
- оздоровительный бег;
- ритмика;
- разные виды гимнастики (для глаз, рук, ног. дыхания, психогимнастика, коррегирующая для профилактики осанки, плоскостопия);
- занятия с ослабленными детьми в группе «Здоровье»;
- прогулки.
Активный отдых:
- физдосуги, развличения, праздники;
- игры, забавы, хороводы;
- дни здоровья (игры, беседы, соревнования, эстафеты);
- спортивные соревнования (в ДОУ, районные, областные)
Система закаливания в ДОУ
Закаливание является одним из важных моментов в профилактике простудных заболеваний и укреплении ослабленного организма ребёнка. Закалённые дети легко переносят холод и жару, менее подвержены простудным заболеваниям, не болеют рахитом, подвижны и жизнерадостны. Закаливание - это солнце, воздух и вода.
- достаточное пребывания на свежем воздухе, прогулки;
- сквозное проветривание помещений в отсутствии детей;
- различные водные процедуры (полоскание полости рта, горла после приёма пищи; контрастное обливание ног);
- хождение босиком, оздоровительный бег.
Валеологическое воспитание дошкольников
Валеологическое воспитание детей направлено на профилактику охраны, развитие здорового образа жизни, расширение знаний детей о строении организма человека и работоспособности всех органов, закрепление гигиенических правил и норм, ОБЖ по разделам, беседы по аспектам здоровья:
*ребёнок и другие люди;
*ребёнок и природа (опасные растения и животные, питьевой режим);
*ребёнок дома (пожар, опасные вещи: электроприборы, лекарства, лифт, балкон );
*здоровый ребёнок (строение, личная гигиена, помощь взрослого при заболевании, роль лекарств, витаминов);
*эмоциональное благополучие (дружба, общение, доброта, страхи, хорошее настроение);
* ребёнок на улице (место жительства, транспорт, правила дорожного движения, игры).
Организация питания
Рациональное питание – важный фактор в создании здоровье сберегающей инфраструктуры ДОУ:
- трехразовое питание на сумму 38 руб. в день на одного ребёнка (мясо, молоко, кисломолочные продукты, масло , овощи, кондитерские изделия, сахар, крупы и т.д.);
- введение овощей и фруктов в обед и полдник (салаты, запеканки, фрукты);
- учёт заведующим химического состава - процентное соотношение белков, жиров, углеводов, калорийности, объёма рациона;
- соблюдение режима приёма пищи, её качества (удостоверения качества, бракераж сырых и готовых продуктов);
- составление перспективного десятидневного меню;
- контроль за культурой приёма пищи;
- гигиенические требования к использованию посуды;
- витаминизация третьего блюда.
Лечебно - профилактические мероприятия
Направлены на профилактику и реабилитацию здоровья детей:
- гигиена окружающей среды;
- организация рационального питания;
- профилактические прививки;
- витаминизация третьих блюд;
-профилактика травматизма;
- беседы с детьми по ЗОЖ, ОБЖ;
- физминутки (снятие усталости);
- психогимнастика;
- разные виды массажа (точечный, сухое растирание);
- питьевой режим;
- закаливание;
- дыхательная и корригирующая гимнастика.
Методическая работа с кадрами по оздоровлению (Приложение № 2)
Работа с педагогами ДОУ по повышению уровня знаний о ЗОЖ , педагогического мастерства предполагает проведение следующих мероприятий: подбор и изучение новой современной литературы о ЗОЖ, консультации, открытые занятия, семинары, производственные совещания, педсоветы.
Контроль за оздоровительной работой в ДОУ
Осуществляется заведующим ДОУ:
- дни здоровья (планирование, содержание, методика);
- оптимизация двигательной активности (режим дня, оценка эффективности физкультурных занятий, использование подвижных игр);
- закаливание (виды, оборудование, условия, оздоравливающий эффект);
- охрана жизни и здоровья детей (мебель, оборудование, освещенность, электропроводка, здание, состояние пособий, игрового материала, оборудования на участке, выносного материала ).
Работа с родителями по оздоровлению (см. Приложение № 3)
Осуществляется через следующие формы:
- анкетирование;
- консультации;
- родительские собрания ;
- наглядная агитация на оздоровительные темы;
- индивидуальные беседы;
- совместные спортивные досуги, соревнования, праздники, театрализованные представления;
- рекомендации по питанию ослабленных и частоболеющих детей;
- выставки
- открытые Дни здоровья (Приложение № 4).
Диагностика
Для изучения представлений детей о ЗОЖ диагностика ведется в трех направлениях:
- исследование представлений детей о ЗОЖ (Приложение № 5);
- исследование педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ в ДОУ (Приложение № 6);
- исследование социально-педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ в семье (Приложение № 7).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема здорового образа жизни актуальна на современном этапе, т.к. физическое, психическое, эмоциональное развитие детей с ослабленным здоровьем за последние годы набирает темпы.
Гипотезой нашего исследования является следующий факт, что формирование навыков здорового образа жизни будет эффективным при реализации систем оздоровления детей, которые включают в себя закаливание, двигательную активность, рациональное питание, гигиену режима, лечебно-профилактические мероприятия.
Мы придерживаемся следующей точки зрения, что ЗОЖ – это типичные формы и способы поведения жизнедеятельности человека которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
На наш взгляд основными формами и методами определения здорового образа жизни могут быть:
обеспечение здорового ритма жизни ; физические упражнения; закаливание ;
гигиена и водные процедуры; свето-воздушные ванны; активный отдых; рациональное питание.
Так же можно выделить разноуровневые группы здоровья (I, II, III,IV).
В нашей работе мы не только выявляем уровни и группы здоровья детей, но и их взаимное влияние на здоровый образ жизни детей.
На наш взгляд ценным в нашей работе является комплексный подбор методик, диагностик и коррекционные упражнения по организации здорового образа жизни. Данная работа представляет интерес для педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2012 г.
2. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.Н.Новикова, 2009 г.
3. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К.Ю.Белая, 2011 г.
4. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет / Л.И.Пензулаева,2010 г.
5. Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе / Л.И.Пензулаева, 2012 г.
6. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры, тренинги / К.К.Утробина, 2006 г.
8. Журнал «Здоровье дошкольника» №1,2,3 2014 г.
9. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа / Т.Г.Кобзева, Г.С.Александрова, И.А.Холодова, 2010 г.
10. Подвижные игры на прогулке / Е.А.Бабенкова, Т.М.Параничева, 2011 г.
11. Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа / З.И.Самойлова, 2013 г.
12. Занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет / С.Н.Теплюк, 2005 г.
13. Развитие игровой деятельности / Губанова Н.Ф., 2008 г.
Приложение № 1
План совместной работы педагогов
МКДОУ Завражного детского сада по формированию представлений воспитанников о ЗОЖ
(ответственные: воспитатели групп, музыкальный руководитель)
Месяц | Виды и формы работы | |
младшая группа | старшая, подготовительная группа | |
сентябрь | Игра- занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье» Д/игра «Кому что нужно» С/р. игра «Больница» Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит» | Диагностика Беседа «Как я появился на свет». Беседа «Витамины и здоровый организм», «Здоровье и болезнь», « Кто из нас из овощей кто полезней и вкусней», «О витаминах и пользе их для детского организма», «Почему овощи и ягоды полезны для организма?», «Овощи и фрукты –полезные продукты», «Витамины и и здоровый организм» Занятие «Я – человек» (Человек часть природы. Необходимые для жизни условия) Занятие «Растения вокруг нас. Овощи» Досуг «Чистота и здоровье» |
октябрь | Занятие «Фрукты полезны взрослым и детям» Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Разложи на тарелках полезные продукты» Чтение Ю.Тувим «Овощи», Г.Зайцев «Приятного аппетита» Рисование «Что за яблочко, оно соку спелого полно» | Игровое упражнение «Подбери правильную обувь» Беседы: «Полезная еда», « Нельзя брать предметы в рот»», «Почему надо слушать маму?», «Внутренние органы человека», Занятие «Деревья и кустарники» Занятие «Что я знаю о себе? Мой организм» Опыты «Воздух вокруг нас» Театрализованное представление «Какой гриб лучше» (закреплять представления об опасных для здоровья грибах, о правилах поведения в лесу) |
ноябрь | Развлечение «Весёлые овощи» С/рол. игра «Овощной магазин» Неделя здоровья | Беседа: «Когда я ем, я глух и нем», «Для чего нужен дуршлаг?», «Красиво сервированный стол - залог хорошего аппетита», «Почему дает здоровье - молоко коровье?» Ситуация «Что будет если мы не будем мыть посуду?» Дид/Игра: «Полезные продукты» Опыты с водой Занятия: «Я –ребёнок.», «Мой образ жизни» Неделя здоровья |
декабрь | Беседа «Витамины и здоровье» Д/и «Угадай на вкус», «Назови правильно» | Занятие «Наши помощники – глаза» Беседа «Какая бывает вода», «Здоровые зубы» |
январь | Рисование «Витамины» Развлечение «Таблетки растут на грядке, таблетки растут на ветке» | Беседа: «Нужно ли здоровье, чтобы освоить профессию?», «Ребёнок дома», «Встречи на прогулке» Занятие «Дорога к доброму здоровью» Занятие «Как устроена дыхательная система» |
февраль | Спортивное развлечение «Мы мороза не боимся» | Беседа: «Польза хлеба для человека», «На игровой площадке» Занятие «Опасные ситуации дома» Занятие «Бережём своё здоровье, или Правила доктора Неболейко» Физкультурный праздник |
март | Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» Д/и «Назови вид спорта» С/рол. игра «Физкультурное занятие в детском саду» Рисование «Разноцветные мячи» | Беседа: «Зачем разводим домашнюю птицу», «Какую пользу они приносят?», «Как уберечься от травм?» Занятие «Здоровый образ жизни в большом городе» Занятие «Лекарственные растения» Досуг «Кто в лесу живёт?» |
апрель | Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» С/рол. игра «Физкультурное занятие в детском саду» Рисование «Разноцветные мячи» Спортивное развлечение «Мы мороза не боимся» С/рол. игры «Аптека», «Больница» Чтение Е.Шиловский «Как лечили мишку», А.Барто «Мы с Тамарой» | Беседа: «Космический мусор», «Космическая еда», «Каким должен быть космонавт?», «Рецепты крепкого здоровья», «Опасно ли летать в космос?», «Весенняя прогулка» Игра перевоплощение: «Все когда-то мечтают стать птицами» Занятие «Взаимосвязь органов вкуса и запаха» Занятие «Я пешеход и пассажир» Кукольное представление «Как природа помогает нам здоровым быть» |
май | День здоровья (итоговое открытое мероприятие) | Беседа «Могут ли цветы лечить?», «О пользе и красоте цветов», «Как правильно обходить транспорт» Наглядно - агитационный материал по теме : «Типичные ситуации детского травматизма» Дисциплина на улице-безопасность пешеходов. Занятие «Игра «Больница». Ситуация: «Мы пассажиры», «Мы пешеходы» День здоровья (итоговое открытое мероприятие) |
июнь | Беседа «Отдыхаем у воды» Выставка детской художественной литературы «Здоровье и здоровый образ жизни» | |
июль | Цикл занятий по изобразительной деятельности «Лето» (закреплять представления о различных видах деятельности, способствующих укреплению здоровья) | |
август | Театрализованное представление «День рождения зайчат» | |
в летнее время (июнь-август) ДОУ работает в режиме одной разновозрастной группы |
План работы
с педагогами МКДОУ Завражного детского сада
по формированию у детей представлений о ЗОЖ
на 2014-2015 учебный год
Месяц | Виды и формы работы |
Сентябрь | Консультации «Организация здоровьесберегающего пространства в детском саду», «ЗОЖ в содержании занятий по ознакомлению с окружающим миром» |
Октябрь | Консультации «Представления детей о здоровье и ЗОЖ», «Дидактические игры в формировании элементарных представлений детей о ЗОЖ». Организация в группах здоровьесберегающего пространства. |
Ноябрь | Создание библиотечки методической литературы о ЗОЖ. Консультация «Особенности формирования представлений о ЗОЖ» |
Декабрь | Консультация «Представления родителей о ЗОЖ». Обмен опытом: «Режимные моменты и ЗОЖ» (организация, проведение, пропаганда ЗОЖ). |
Январь | Консультация «Физическое воспитание детей в детском саду и дома». Проблемный семинар «Телевизор, компьютер и ребенок» |
Февраль | Консультация «Психологический комфорт в детском саду и дома». Проблемный семинар «Игрушка и здоровье ребенка». |
Март | Обмен опытом: «ЗОЖ в содержании сюжетно-ролевых игр»(организация, проведение). |
Апрель | Обмен опытом: «Использование различных видов и форм работы с детьми при формировании элементарных представлений о ЗОЖ». |
Май | Обмен опытом: «Организация подвижной активности детей на прогулке» |
Июнь | Консультация «Осторожно, лето!» Мониторинг эффективности педагогической работы по формированию представлений детей о ЗОЖ. |
Приложение № 3
План работы с родителями
по формированию у воспитанников МКДОУ Завражного детского сада представлений о ЗОЖ
на 2014-2015 учебный год
месяц | Виды и формы работы | |
Младшая группа | Старшая, подготовительная группа | |
Сентябрь | Анкета для родителей «Семья и здоровье ребёнка» Цель: выявление роли физической культуры в семье. | Консультация «Охранительный режим в детском саду» Папка-передвижка «упражнения для исправления осанки |
Октябрь | Папка-ширма: «Что такое правильное питание»; письменная консультация «Детские закуски» | Оформление информационных стендов: - инфекционные заболевания -лечение без лекарств; профилактика ОРВ -полезные витамины Папка-передвижка «Основные правила ЗОЖ» |
Ноябрь | Папка-передвижка «Основные правила ЗОЖ» | Консультация «Представления детей о здоровье и здоровом образе жизни». Анкетирование «Приобщение детей к основам здорового образа жизни». Папка-передвижка «Закаливающий массаж подошв» |
Декабрь | Консультация : «Упражнения для формирования правильной осанки у детей» Папка-ширма: «Предупреждение плоскостопия у детей» | Беседа с родителями «Как уберечь ребёнка от вирусного заболевания» Рекомендации по детскому питанию «Приятного аппетита» Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» |
Январь | Папка-ширма «Массаж против насморка» | Консультация «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Ширма «Как сохранить здоровые зубы без лекарств» Папка-передвижка «Зимняя прогулка и её значение» |
Февраль | Беседа «Телевизор и компьютер – друзья или враги» | Консультация «Нарушение осанки и исправление средствами физических упражнений» Папка-передвижка «Каким бывает отдых» Ширма «Первая помощь при обморожениях» |
Март | Консультация: «Упражнения дыхательной гимнастики для часто болеющих детей» | Беседа «Телевизор и компьютер – друзья или враги» Консультация «Закаливание» |
Апрель | Папка-передвижка «Что нужно знать о кишечных инфекциях» Санбюллетень «Осторожно, клещи». «Профилактика весенне-летнего энцефалита» | Ширма «Профилактика вредных привычек» Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению страниц альбома «Здоровый образ жизни» |
Май | Папка-ширма: «Учим детей основам безопасности | Папка-передвижка «Что нужно знать о кишечных инфекциях» Санбюллетень «Осторожно, клещи». «Профилактика весенне-летнего энцефалита» |
Июнь | Консультация «Игры с детьми на отдыхе в летний период» | |
Июль | Папка-передвижка «Как уберечь себя от беды» (укусы, тепловые удары и др. летние опасности) | |
август | Ширма «Игры с детьми на отдыхе в летний период» | |
в летнее время (июнь-август) ДОУ работает в режиме одной разновозрастной группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...