"Подвижная игра - развивает и обучает"
консультация по теме
Предварительный просмотр:
«Подвижная игра – развивает и обучает»
консультация для воспитателей
Воспитатель:
Кемпель И. А.
Подвижная игра не является врожденным явлением, но предпосылки к развитию осмысленной деятельности, в том числе и игровой, имеются у ребёнка с рождения. Активные игровые действия возникают у ребёнка к
5-6 месяцам (Л.В. Былеева, В.Г. Яковлев и др.).
Подвижная игра – это сознательная, активная двигательная деятельность детей, направленная на достижение цели, определённой правилами игры.
Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д Ушинский, Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Е.Н. Водовозова, Т.И. Осокина, А.В. Кенеман и др.
П.Ф. Лесгафт определил подвижную игру как упражнение, при помощи
которого ребёнок готовится к жизни.
Значение подвижных игр для разностороннего воспитания ребёнка велико: так как она развивает и обучает.
Развивающие аспекты подвижной игры.
- Благодаря врождённой функциональной связи между мышечной системой и мозговыми структурами, деятельностью органов чувств и висцеральных органов, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребёнка.
- Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений.
- Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка – неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях.
- Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, - развивающие проявление воли к жизни, а значит, развивает мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.
- Игра заменяет ребёнку труд. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Она, как и трудовая деятельность, всегда имеет цель.
- Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, больше чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей.
- Подвижные игры, часто сопровождающиеся неожиданными смешными ситуациями, вызывающие искренний смех у детей, развивают систему психофизических барьеров, защищающих ребёнка от негативной реальности окружающего мира.
- Подвижные игры позволяют детям развиваться физически, совершенствуют в игре многие умения, двигательные навыки, а также такие качества, как быстрота и ловкость, сила и выносливость.
- Правила игр, нарушать которые нельзя, развивают дисциплины, честность, требовательность к себе, выдержку.
- В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора – с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности.
Таким образом, в подвижных играх развиваются:
- творческое отношение детей к двигательной деятельности;
- общефизиологическое, тонизирующие, успокаивающее воздействие на организм ребёнка, рационального навыка естественных движений, правильная осанка, координация и эстетика движений, быстрота реакции, умение чередовать физическое напряжение с отдыхом, умение сочетать движения с соответствующими словами в стихах, навыки элементарных передвижений в горизонтальном и вертикальном положении ребёнка, общеукрепляющее воздействие, закаливание;
- навыки в ходьбе, беге, прыжках, подлезании, пролезании, ползании, чувства равновесия, глазомера, меткости, элементы построений и перестроений, чувства правильной позы при передвижении, умение играть с различными аттребутами;
- психические процессы: зрительная, комплексная память, концентрации и переключаемости внимания, мышления, воображение;
- мышечный «корсет» позвоночника, мышц конечностей и туловища, всех звеньев опорно-двигательного аппарата, умение расслаблять мышцы, мышечной силы;
- аэрация отделов лёгких, улучшение и стимуляция функций дыхания, навык правильного дыхания (ритмичное, полное, с плавным выдохом), сердечно – сосудистой системы, стимуляцию обмена веществ;
- координация зрительного, слухового, моторного анализаторов, подвижность и переключаемость нервных процессов;
- ловкость, выносливость, быстрота реакции на сигнал, быстрота освоения нового, чёткость движений;
- такие качества личности, как целенаправленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, активность, наблюдательность, фантазия, инициатива и увлечённость, терпение, дисциплинированность, выдержка, самообладание, умение держать себя в руках, правильное реагирование на неудачу, честность, воли к победе;
- умение творчески подходить к задачи, умение осуществлять творческий замысел практически;
- умение согласовывать действия в коллективе, дружбу, включаться в единые действия коллектива, чувства партнёрства,
- чувство пространства, умение ориентироваться в новых условиях и приспосабливаться к ним, умение ориентироваться на местности, умение ориентироваться в новых условиях, умение различать форму и цвет предметов,
- чувства ритма, полную согласованность по скорости, продолжительности двигательных действий;
Обучающие аспекты подвижной игры
- Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод обучения ребёнка при его активной помощи.
- Неоценима роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения, интеллектуального развития.
- Подвижные игры рассчитаны на приоритетное обучение детей их основным видам движений: ползанию, лазанию, перелезанию, ходьбе, бегу, метанию.
- Для обучения детей в подвижные игры целесообразно вводить упражнения игрового характера, которые не имеют законченного сюжета, развития событий, а только имитируют поведение героев сказки в каких – то ситуациях, движения животных, насекомых и т.д.
- В подвижных играх нашло свое место и обучение детей пластике движений, танцевальных, гимнастических, ритмических, коррекционных движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».
Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...
Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».
Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...
Статья для воспитателей«Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни»
Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...
ПОДВИЖНАЯ ИГРА РАЗВИВАЕТ ТВОРЧЕСТВО РЕБЕНКА
Основой для развития одаренности, творческого направления детской личности является деятельность, поскольку именно в ней проявляются и развиваются способности....
Мастер – класс для родителей «Играя в словесные подвижные игры, развиваем речь»
Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей; способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях....
ИНТЕРЕС К НАРОДНЫМ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ РАЗВИВАЕТ ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Стремление к движению ребенок реализует в подвижных играх, использование которых являются ведущим методом формирования физической культуры....
Родительское собрание : "Играя, развиваемся и обучаемся ", буклет "Речевые игры"
выступление на родительском собрании...