Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников.
картотека (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Самая большая ценность для человека – здоровье.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются главной задачей для нас, взрослых.
Детский организм, вследствие свойственных ему анатомо-физиологических особенностей более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, чем организм взрослых, а поэтому требует создания таких условий, которые способствовали бы укреплению здоровья ребенка и способствовали улучшению его физического развития.
Стоит обратить внимание на такие формы оздоровления как нетрадиционные, к ним относятся дыхательная, пальчиковая и зрительная гимнастики. Немного подробно о пользе организму каждой из них:
Дыхательная гимнастика поможет обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.
Пальчиковая гимнастика является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. По умелости детской руки, специалисты делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и мозговой деятельности. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие центральной нервной системы, всех психических процессов, в особенности речи, параллельно несут и оздоравливающий эффект на детский организм, помогают в определенной степени справиться с различными недугами.
Следует отметить то, что для оздоровления детей необходимо включать гимнастику для глаз, так как считаю, что это необходимо ребенку дошкольного возраста. В течение первых 12 лет жизни у ребенка идёт интенсивное развитие органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышение нагрузки (персональный компьютер, телевизор и т. д.), неблагоприятная экология и многих других. Как же помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения.
Где, как не в детском саду должны проходить такие занятия по оздоровлению. Дети – дошкольники проводят в саду достаточное количество времени, оно составляет до 12 часов в день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika.docx | 17.17 КБ |
zritelnaya_gimnastika.docx | 21.85 КБ |
palchikovaya_gimnastika.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жужу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жужу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК .
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим...)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ .
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
Предварительный просмотр:
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)
Закачалось дepевцо. (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.)
Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше. ( Встают и глаза поднимают вверх.)
«Солнышко и тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз)
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки.
Легких - две штучки,
Тяжелых три тучки
Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазками)
«Дождик»
Дождик, дождик, пуще лей. ( Смотрят вверх.)
Капай, капель не жалей. (Смотрят вниз.)
Только нас не замочи. ( Делают круговые движения глазами.)
Зря в окошко не стучи
«Радуга»
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
«Ёжик»
Ходил ежик по полянке (Ходьба на месте)
Он искал грибы – опятки (Посмотреть вправо и влево, не поворачивая головы)
Глазки щурил и моргал, (Сильно прищуриться )
Но грибов не увидал. (широко открыть глаза, развести руки в стороны)
Вверх смотрел он, ( посмотреть вверх голова неподвижна)
Вниз глядел, ( посмотреть вниз)
Сам тихонечко пыхтел. (Произнести «пых», «пых», «пых».)
Смотрел влев, ( Посмотреть влево, не поворачивая головы)
Смотрел вправо, ( Посмотреть вправо , не поворачивая головы)
Вдруг увидел гриб на славу! ( Плотно закрыть и широко открыть глаза.)
Оглянулся он еще (Движения по тексту)
Через левое плечо,
Через правое еще.
Еж затопал по тропинке
И грибок унес на спинке. ( Ходьба на месте, топающим шагом.)
«Глазки»
Чтобы зоркими нам быть- (Вращать глазами по кругу по 2-3 сек.)
Нужно глазками крутить
Зорче глазки, чтоб глядели, (В течении минуты массажировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.)
Разотрем их еле – еле.
Нарисуем большой круг (Глазами рисовать круг)
И осмотрим все вокруг (влево, вправо)
Чтобы зоркими нам стать, (Тремя пальцами каждой руки, легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 сек.)
Нужно на глаза нажать.
Глазки влево, глазки вправо, (Поднять глаза вверх, опустить, повернуть вправо, влево)
Вверх и вниз и все сначала.
Быстро, быстро поморгать, (Моргать в течение минуты)
Отдых глазкам потом дай.
Нужно глазки открывать, (Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 сек.)
Чудо, чтоб не прозевать.
Треугольник, круг, квадрат, ( Нарисовать глазами геометрические фигуры по и против часовой стрелки )
Нарисуем мы подряд.
«Елка»
Вот стоит большая елка, (Выполняют круговые движения глазами.)
Вот такой высоты.( Посмотреть снизу вверх.)
У нее большие ветки.
Вот такой ширины. ( Посмотреть слева направо.)
Есть на елке даже шишки, (Посмотреть вверх.)
А внизу – берлога мишки. ( Посмотреть вниз.)
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.)
«Чудеса»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса(Закрывают оба глаза,)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. ( Продолжают стоять с закрытыми глазами.)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. ( Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)
Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.)
Вверх поднимем, глянем вниз, ( Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)
Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо-влево.)
Заниматься вновь начнем.
«Снежинки»
Мы снежинку увидали, -
со снежинкою играли.
(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели ( Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал… ( Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети, смотрят вверх и вниз.)
Все! На землю улеглись. ( присесть, опустив снежинку на пол.)
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают. (Закрыть ладошками глаза.)
«Носик»
Смотрит носик вправо-влево ( Резко переместить взгляд вправо и влево.)
Смотрит носик вверх и вниз ( Резко перенести взгляд вверх и вниз.)
Что увидел хитрый носик? (Мягко провести указательными пальцами по векам.)
Ну, куда мы забрались?
« Подснежник»
( Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)
В руки вы цветы возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз цветы вы опустите,
И опять на них взгляните.
Цветок вправо,
Цветок влево.
“Нарисуйте” круг умело.
Цветок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас цветок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
«Жук»
В группу жук к нам залетел,
Зажужжал и запел – ЖЖЖ
Вот он вправо полетел, (Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки)
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел(тоже влево)
Жук на нос к нам хочет сесть, (Указательным пальцем правой руки совершить движение к носу)
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился, (Направление рукой вниз сопровождает глазами)
Зажужжал и закружился – ЖЖЖ. ( Делать вращательные движения руками и встать)
Жук, вот правая ладошка, (Отвести руку в правую сторону, проследить глазами)
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.(Отвести руку в левую сторону, проследить глазами)
Жук наверх полетел,
И на потолок присел (Поднять руки вверх, посмотреть вверх)
На носочки мы привстали, (Поднять руки вверх, посмотреть вверх)
Но жучка мы не достали.
Хлопнем дружно,
Хлоп-хлоп-хлоп.
Чтобы улететь он смог. (Хлопки в ладоши)
«Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазами.)
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись (Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)
«Солнечный зайчик»
Солнечный мой зайнька, ( Дети вытягивают руку вперед)
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой зайнька, ( Ставят на ладонь указательный палец.)
Маленький, как крошка.
Прыгни на носик, на плечо (Прослеживают взглядом движение пальца, который медленно касается носа)
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать. (Отвести вновь вперед, дотронуться до плеча, лба, другого плеча)
Вот закрыли мы глаза, (Закрывают глаза ладонями.)
А солнышко играет,
Щёчки теплыми лучами
«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры по теме: «Овощи»
Мы капустку рубим — рубим,
Мы капустку солим — солим,
Мы капустку трем — трем,
Мы капустку жмем — жмем. (Имитация движений.)
Пальчиковые игры по теме: «Фрукты»
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ Опять «варят» и «мешают»
Пальчиковые игры по теме: «Семья»
«Детский сад»
В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший- это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)
Пальчиковые игры по теме: «Город. Страна»
На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу
В этот домик приглашаем.
Пальчиковые игры по теме: «Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.
Пальчиковые игры по теме: «Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)
Пальчиковые игры по теме: «НОВЫЙ ГОД»
Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».
Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.
Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз
Пальчиковые игры по теме: «Продукты питания»
Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.
«Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
«Ягоды»
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Пальчики обеих рук здороваются,начиная с большого,Оби руки идут по столу.Загибают пальчики, начиная с большего.
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём –
Всю тебя мы соберём. Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой,похлопывая друг друга кончиками.
Пальчиковые игры по теме: «Дружба»
Дружат в нашей группе пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать. соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями)
Пальчиковые игры по теме: «Зимние забавы»
Лепим мы из снега ком,
(Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом.
(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
Звери будут в доме жить,
(Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить
(Соединяют руки в «замок»)
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз — подбросим, "Подбрасывают".
Два — поймаем, "Ловят".
Три — уроним "Роняют".
И... сломаем. Топают.
Пальчиковые игры по теме: «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»
Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело?
Мы расскажем. Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Нетрадиционная форма оздоровления дошкольников: хатха - йога» /младший возраст/
Цель: Ø Познакомить педагогов с нетрадиционными способами оздоровления дошкольников.Ø Повышение профессионального мастерства и обмена опытом.План: 1. Теоретическая часть.2....
Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника
Методы и способы закаливания дошкольников...
Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника
Методы и способы закаливания дошкольников...
"Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников"
Цель: привлечь детей к самопрофилактике , экспресс-диагностике, научить серьёзно и бережно относиться к своему здоровью.Массаж.Самомассаж....
Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника
http://Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с испол...
Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника
"Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника" - это сборник практических материалов по проблеме здоровьесбережения ребенка. В содержание сборника включены комплексы дыхательной и пальчиковой гимнаст...
«Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника».
для вопитателей...