Упражнения по дыхательной гимнастике
картотека по теме

Сухарева  Ирина Алексеева

Дыхательная гимнастика по программе М.Л. Лазарева "Здравствуй"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lazarev_porfolio.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №38»

Музыкальный руководитель

Сухарева Ирина Алексеевна

ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА –

ЭФФЕКТИВНОЕ  СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ

ПО ПРОГРАММЕ  М. Л. ЛАЗАРЕВА «ЗДРАВСТВУЙ»

Пояснительная записка

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. Это связано как  с анатомо-физиологическими особенностями, так и низким уровнем общей сопротивляемости  организма ребёнка. В связи с этим, роль педагога дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми, сотрудничая с семьей, педагог обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья. Большое внимание формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма. Значительную роль в развитии органов дыхания  играет дыхательная гимнастика. Сформированный навык правильного дыхания одна из составляющих здорового образа жизни.

Цель :  Формирование у детей навыков правильного дыхания положительно влияющий на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшающий дренажную функцию бронхов; восстанавливающий нарушенное носовое дыхание.

Задачи: Осуществлять преемственность в создании оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохраняя и поддерживая их индивидуальность, приобщая детей к ценностям ЗОЖ.

Я провожу упражнения во время занятия как физкультминутка. В начале учебного года, с вновь поступившими детьми, проводила игровые занятия, на которых дети учились правильно дышать. Важность таких игровых приемов заключается в том, чтобы дети  научились правильно производить вдох через нос и выдох через рот. Такие игровые упражнения, как «Шар», «Одуванчик»  помогли детям сформировать данное умение. Кроме этого я постаралась вызвать интерес к дыхательным упражнениям, желание познавать свой организм, развивать понимание осознанного отношения к своему здоровью. Единство оздоровительных и образовательных аспектов работы с детьми обеспечивало сочетание дыхательных и звуковых упражнений. При выполнении таких специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками вдох необходимо производить через нос, а выдох - через рот – это следующий этап оздоровительной программы дыхательных упражнений. Игровые упражнения «Комарик», «Муха», «Гусь»,  «Каша» «Трубач». - сформировали у детей умение выполнять полный удлиненный выдох.Следующим важным этапом работы по формированию правильного дыхания является использование игровых упражнений с движением рук, ног и туловища, которые позволяют следить за распределением нагрузки на все части тела: «Петушок», «Ворона», «Филин», «Паровоз».  - вот тот небольшой перечень используемых игровых упражнений.

Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательной гимнастики, тоже имеют свою значимость. Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т.к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. При использовании атрибутики мы наблюдали, что дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом в  воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе.

                       

                        Перспективное планирование на год

месяц

младшая

средняя

старшая

подготовительная

сентябрь

Упр.«СОБАЧКА»

(Закаливание зева)

И.П.- стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрее дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как этот делает собачка).

                                                       

Упр.«МАШИНА»

(Обучение постепенно выдыхать воздух)

Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом делая губами: «бр-р-р». Победил тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании.

Упр«НАКАЧКА

(Постепенное наполнение воздухом всего бронхиального дерева.)

И.П.- стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажмите пальцами.Медленный вдох. Одна ноздряпостепенноприоткрывается для короткого вдохаизажимается снова. Воздух поступает мелкимипорциями, как будто накачивается резиноваякамераКогда легкие полностью заполнены воздухом, нос затыкается.Дыханиеадерживается на 2-3 секунды. Выдох через неплотно сжатые губы. Тоже самое повторить другой ноздрёй ( 1 раз )

.

Упр«ПЫЛЕСОС

(Тренировка мышц, участвующих во вдохе)

И.П.- стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты. Производятся попытки вдохнуть через нос воздух. При этом предельно втягиваются все межреберные промежутки, подключичные впадины (1 раз)

октябрь

Упр.«СОЛНШКО И ТУЧКА»

(На напряжение и расслабление мышц туловища)

Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки, жарко, разморило - расслабиться.

Упр.«ПОТЯГИВАНИЕ»

(Энергетическая подзарядка клеток)

И.П.- стоя. Сделать зевок, потягиваясь всем телом, разведя руки в стороны. В конце зевка на задержке дыхания предельно напрячь все мышцы, и постараться добиться вибрации всего тела.

Упр.«ОТБОЙНЫЙМОЛОТОК

Дети изображают работающий отбойный молоток, который «вгрызаясь « в скалу, трещит то громко , то тихо

Упр.«АРОМАТЫ ПРИРОДЫ».

(Восстанавливает обонятельный компонент дыхания,

                                              носовое и кожное дыхания)

И.П.- стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы, Тело предельно расслабляется. Ребенок добивается ощущения, что он дышит.

декабрь

Упр.«ПЕТУШОК

Петушок машет крыльями, на одном выдохе произносит: «КУ-КА-РЕ-КУ».

Игра: «Подуй на бабочку».

Цель: развивать дыхание.

Упр.«ВЬЮГА»

Учить детей на одном вдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.

Упр.КТО ЛУЧШЕ НАДУЕТ ИГРУШКУ?»

Учить делать вдох носом, а выдох - ртом, выработка дифференциального дыхания»

январь

Упр. «Гуси»

Цель: развивать у детей диафрагмальное дыхание.

Упр.«КТО ЛУЧШЕ НАДУЕТ ИГРУШКУ?»

Учить делать вдох носом, а выдох - ртом, выработка дифференциального дыхания»

Упр.«ТРЯСУЧКА»

(Стимулирует обменные процессы)

И.П.- стоя. Полностью расслабить тело и потрясти всеми его частями, стараясь, чтобы вибрировали даже внутренние органы (1 раз).

Упр.«ВОЗДУШНЫЙ БОЙ»

Летают бомбардировщики («В»), истребители («И»), бомбардировщики сбрасывают бомбы(«В»), взрыв «Г-Г-Г», истребители стреляют из пулемётов(«ТР»), идут на таран(«В»). Орудия с земли стреляют залпами «КХ».

февраль

Игры с в

Вертушками.

Цель: развивать дыхание.

Упр. «На лужайке»

Дети превращаются в разных насекомых и обыгрывают их.

Упр. «Мешок»

Цель: прогревание носовых проходов.Ребенок делает глубокий вдох и выдох в политиленовый мешок.

Упр. «Ныряние в ванне»

Ребенок приседает делает глубокий вдох и задерживает дыхание.

март

Упр.«МАШИНА»

(Обучение постепенно выдыхать воздух)

Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом делая губами: «бр-р-р». Победил тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании.

Упр.«КТО БЫСТРЕЕ?»

Дети соревнуются, кто быстрее всех на одном выдохе произнесёт «ДА-ДА-ДА…».

Упр.«ПЫЛЕСОС»(Тренировка мышц, участвующих во вдохе)И.П.- стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты.Производятся попытки вдохнуть через нос воздух. При этом предельно втягиваются все межреберные промежутки, подключичные впадины (1 раз)

Упр.«ВЬЮГА»

Учить детей на одном вдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.

апрель

Упр. «Старый трактор»

Дети изображают трактор, который вот- вот развалится.

Упр . «Барабан»

Цель: развивать у детей диафрагмальное дыхание.

Упр.КТО ЛУЧШЕ НАДУЕТ ИГРУШКУ?»

Учить делать вдох носом, а выдох - ртом, выработка дифференциального дыхания»

Упр.«ТРЯСУЧКА»Стимулирует обменные процессы)И.П.- стоя. Полностью расслабить тело и потрясти всеми его частями, стараясь, чтобы вибрировали даже внутренние органы (1 раз).

май

Упр. «На лужайке»

Дети превращаются в разных насекомых и обыгрывают их

Упр – е «Жуки».

Цель: освоить озвученный выдох.

Упр.«АРОМАТЫ ПРИРОДЫ».

(Восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхания)

                                   И.П.- стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы, Тело предельно расслабляется. Ребенок добивается ощущения, что он дышит.

Упр.«НАКАЧКА»(Постепенное наполнение воздухом всего бронхиального дерева.)И.П.- стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажмите пальцами. Медленный вдох. Одна ноздря постепенно приоткрывается для короткого вдоха и зажимается снова. Воздух поступает мелкими порциями, как будто накачивается резиновая камера. Когда легкие полностью заполнены воздухом, нос затыкается. Дыхание задерживается на 2-3 секунды. Выдох через неплотно сжатые губы. Тоже самое повторить другой ноздрёй ( 1 раз )

Комплекс упражнений   дыхательной гимнастики по программе  Лазарева помог сформировать  навык правильного дыхания, положительно влияющий на обменные процессы. Также у воспитанников  наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели их общего физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для дыхательной гимнастики

Упражнения для дыхательной гимнастики в первой младшей группе...

Консультация для родителей "Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике"

Консультация для родителей "Комплекс по дыхательной гимнастике"...

Упражнения для дыхательной гимнастики

Здесь содержатся уражнения для проведения дыхательной гимнастики разной тематики. Их можно использовать в разных режимных моментах....

«Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике»

«Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике»...

Игровые упражнения для дыхательной гимнастики.

АСИКИ-часики вперед идут,за собою нас ведутИ.п.-стоя. ноги слегка расставлены1-взмах руками вперед -тик,(вдох)2-взмах руками назад так.,(выдох)  10 раз ПЕТУХ-крыльями  взмахнул петух,вс...

Картотека игр и упражнений по дыхательной гимнастике

Картотека игр и упражнений по дыхательной гимнастике...

Картотека упражнений для дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика для второй младшей группы....