Упражнения по дыхательной гимнастике
картотека по теме
Дыхательная гимнастика по программе М.Л. Лазарева "Здравствуй"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №38»
Музыкальный руководитель
Сухарева Ирина Алексеевна
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА –
ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ
ДЕТЕЙ
ПО ПРОГРАММЕ М. Л. ЛАЗАРЕВА «ЗДРАВСТВУЙ»
Пояснительная записка
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и низким уровнем общей сопротивляемости организма ребёнка. В связи с этим, роль педагога дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми, сотрудничая с семьей, педагог обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья. Большое внимание формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма. Значительную роль в развитии органов дыхания играет дыхательная гимнастика. Сформированный навык правильного дыхания одна из составляющих здорового образа жизни.
Цель : Формирование у детей навыков правильного дыхания положительно влияющий на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшающий дренажную функцию бронхов; восстанавливающий нарушенное носовое дыхание.
Задачи: Осуществлять преемственность в создании оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохраняя и поддерживая их индивидуальность, приобщая детей к ценностям ЗОЖ.
Я провожу упражнения во время занятия как физкультминутка. В начале учебного года, с вновь поступившими детьми, проводила игровые занятия, на которых дети учились правильно дышать. Важность таких игровых приемов заключается в том, чтобы дети научились правильно производить вдох через нос и выдох через рот. Такие игровые упражнения, как «Шар», «Одуванчик» помогли детям сформировать данное умение. Кроме этого я постаралась вызвать интерес к дыхательным упражнениям, желание познавать свой организм, развивать понимание осознанного отношения к своему здоровью. Единство оздоровительных и образовательных аспектов работы с детьми обеспечивало сочетание дыхательных и звуковых упражнений. При выполнении таких специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками вдох необходимо производить через нос, а выдох - через рот – это следующий этап оздоровительной программы дыхательных упражнений. Игровые упражнения «Комарик», «Муха», «Гусь», «Каша» «Трубач». - сформировали у детей умение выполнять полный удлиненный выдох.Следующим важным этапом работы по формированию правильного дыхания является использование игровых упражнений с движением рук, ног и туловища, которые позволяют следить за распределением нагрузки на все части тела: «Петушок», «Ворона», «Филин», «Паровоз». - вот тот небольшой перечень используемых игровых упражнений.
Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательной гимнастики, тоже имеют свою значимость. Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т.к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. При использовании атрибутики мы наблюдали, что дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом в воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе.
Перспективное планирование на год
месяц | младшая | средняя | старшая | подготовительная |
сентябрь | Упр.«СОБАЧКА» (Закаливание зева) И.П.- стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрее дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как этот делает собачка).
| Упр.«МАШИНА» (Обучение постепенно выдыхать воздух) Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом делая губами: «бр-р-р». Победил тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании. | Упр«НАКАЧКА (Постепенное наполнение воздухом всего бронхиального дерева.) И.П.- стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажмите пальцами.Медленный вдох. Одна ноздряпостепенноприоткрывается для короткого вдохаизажимается снова. Воздух поступает мелкимипорциями, как будто накачивается резиноваякамераКогда легкие полностью заполнены воздухом, нос затыкается.Дыханиеадерживается на 2-3 секунды. Выдох через неплотно сжатые губы. Тоже самое повторить другой ноздрёй ( 1 раз ) . | Упр«ПЫЛЕСОС (Тренировка мышц, участвующих во вдохе) И.П.- стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты. Производятся попытки вдохнуть через нос воздух. При этом предельно втягиваются все межреберные промежутки, подключичные впадины (1 раз) |
октябрь | Упр.«СОЛНШКО И ТУЧКА» (На напряжение и расслабление мышц туловища) Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки, жарко, разморило - расслабиться. | Упр.«ПОТЯГИВАНИЕ» (Энергетическая подзарядка клеток) И.П.- стоя. Сделать зевок, потягиваясь всем телом, разведя руки в стороны. В конце зевка на задержке дыхания предельно напрячь все мышцы, и постараться добиться вибрации всего тела. | Упр.«ОТБОЙНЫЙМОЛОТОК Дети изображают работающий отбойный молоток, который «вгрызаясь « в скалу, трещит то громко , то тихо | Упр.«АРОМАТЫ ПРИРОДЫ». (Восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхания) И.П.- стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы, Тело предельно расслабляется. Ребенок добивается ощущения, что он дышит. |
декабрь | Упр.«ПЕТУШОК Петушок машет крыльями, на одном выдохе произносит: «КУ-КА-РЕ-КУ». | Игра: «Подуй на бабочку». Цель: развивать дыхание. | Упр.«ВЬЮГА» Учить детей на одном вдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот. | Упр.КТО ЛУЧШЕ НАДУЕТ ИГРУШКУ?» Учить делать вдох носом, а выдох - ртом, выработка дифференциального дыхания» |
январь | Упр. «Гуси» Цель: развивать у детей диафрагмальное дыхание. | Упр.«КТО ЛУЧШЕ НАДУЕТ ИГРУШКУ?» Учить делать вдох носом, а выдох - ртом, выработка дифференциального дыхания» | Упр.«ТРЯСУЧКА» (Стимулирует обменные процессы) И.П.- стоя. Полностью расслабить тело и потрясти всеми его частями, стараясь, чтобы вибрировали даже внутренние органы (1 раз). | Упр.«ВОЗДУШНЫЙ БОЙ» Летают бомбардировщики («В»), истребители («И»), бомбардировщики сбрасывают бомбы(«В»), взрыв «Г-Г-Г», истребители стреляют из пулемётов(«ТР»), идут на таран(«В»). Орудия с земли стреляют залпами «КХ». |
февраль | Игры с в Вертушками. Цель: развивать дыхание. | Упр. «На лужайке» Дети превращаются в разных насекомых и обыгрывают их. | Упр. «Мешок» Цель: прогревание носовых проходов.Ребенок делает глубокий вдох и выдох в политиленовый мешок. | Упр. «Ныряние в ванне» Ребенок приседает делает глубокий вдох и задерживает дыхание. |
март | Упр.«МАШИНА» (Обучение постепенно выдыхать воздух) Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд, при этом делая губами: «бр-р-р». Победил тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании. | Упр.«КТО БЫСТРЕЕ?» Дети соревнуются, кто быстрее всех на одном выдохе произнесёт «ДА-ДА-ДА…». | Упр.«ПЫЛЕСОС»(Тренировка мышц, участвующих во вдохе)И.П.- стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты.Производятся попытки вдохнуть через нос воздух. При этом предельно втягиваются все межреберные промежутки, подключичные впадины (1 раз) | Упр.«ВЬЮГА» Учить детей на одном вдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот. |
апрель | Упр. «Старый трактор» Дети изображают трактор, который вот- вот развалится. | Упр . «Барабан» Цель: развивать у детей диафрагмальное дыхание. | Упр.КТО ЛУЧШЕ НАДУЕТ ИГРУШКУ?» Учить делать вдох носом, а выдох - ртом, выработка дифференциального дыхания» | Упр.«ТРЯСУЧКА»Стимулирует обменные процессы)И.П.- стоя. Полностью расслабить тело и потрясти всеми его частями, стараясь, чтобы вибрировали даже внутренние органы (1 раз). |
май | Упр. «На лужайке» Дети превращаются в разных насекомых и обыгрывают их | Упр – е «Жуки». Цель: освоить озвученный выдох. | Упр.«АРОМАТЫ ПРИРОДЫ». (Восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхания) И.П.- стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы, Тело предельно расслабляется. Ребенок добивается ощущения, что он дышит. | Упр.«НАКАЧКА»(Постепенное наполнение воздухом всего бронхиального дерева.)И.П.- стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажмите пальцами. Медленный вдох. Одна ноздря постепенно приоткрывается для короткого вдоха и зажимается снова. Воздух поступает мелкими порциями, как будто накачивается резиновая камера. Когда легкие полностью заполнены воздухом, нос затыкается. Дыхание задерживается на 2-3 секунды. Выдох через неплотно сжатые губы. Тоже самое повторить другой ноздрёй ( 1 раз ) |
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики по программе Лазарева помог сформировать навык правильного дыхания, положительно влияющий на обменные процессы. Также у воспитанников наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели их общего физического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/14/picture-83299-1487045599.jpg)
Упражнения для дыхательной гимнастики
Упражнения для дыхательной гимнастики в первой младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/15/picture-344909-1384470112.jpg)
Консультация для родителей "Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике"
Консультация для родителей "Комплекс по дыхательной гимнастике"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-341092-1384177136.jpg)
Упражнения для дыхательной гимнастики
Здесь содержатся уражнения для проведения дыхательной гимнастики разной тематики. Их можно использовать в разных режимных моментах....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-695679-1445780390.jpg)
Игровые упражнения для дыхательной гимнастики.
АСИКИ-часики вперед идут,за собою нас ведутИ.п.-стоя. ноги слегка расставлены1-взмах руками вперед -тик,(вдох)2-взмах руками назад так.,(выдох) 10 раз ПЕТУХ-крыльями взмахнул петух,вс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-827972-1618471336.jpg)
Картотека игр и упражнений по дыхательной гимнастике
Картотека игр и упражнений по дыхательной гимнастике...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-835928-1477227431.jpg)
Картотека упражнений для дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика для второй младшей группы....