Картотека игр по формированию у детей ЗОЖ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В картотеке представлены игры, изготовленные воспитателями МБДОУ, в рамках подготовки и проведения педагогического совета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_zozh_2.docx | 149.54 КБ |
Предварительный просмотр:
(при составлении картотеки использовались описания игр,
изготовленных воспитателями МБДОУ)
Дидактическое пособие « Экран чистоты и порядка»
Цель: дать детям понятие важности личной гигиены, гигиены жилого помещения и окружающего нас пространства; воспитать в детях трудолюбие и пренебрежительное отношение к лени; воспитать активность и самостоятельность в оздоровительной деятельности.
Организм человека «Пищеварительная система»
Цель: познакомить детей с системой пищеварения; формировать у детей понимание значимости питания для нормальной жизнедеятельности человека; познакомить правилами приема пищи; воспитывать интерес к своему организму и бережное отношение к нему.
Знаете что? Давайте проследим, что происходит с пирожком, попавшим к вам в рот. Пирожок будет путешествовать вместе с нами по этой картине, т.е. будет паровозиком. А на картине изображена система пищеварительной работы человека. Почувствовав запах пирожка, во рту начинает выделяться слюна, а в желудке – желудочный сок.
Во рту еда с помощью зубов пережевывается – эта первая станция – 1) жующая.
Далее пища попадает в пищевод, эту станцию пирожок проходит очень быстро за 5 секунд, эта станция – 2) проводящая. Проскочил пирожок пищевод и очутился в узеньком, тесном желудке, эта станция – 3) переваривающая, (внутренняя кухня). Без еды желудок похож на спущенный воздушный шарик. При попадании в желудок еды, он растягивается и может растянуться до размера трех литров. В желудке есть сок, который пропитывает всю пищу, даже твердые леденцы, делая её похожей на кашицу. Сам желудок мнет, растирает и перемешивает своими стенками пропитанную соком еду.
Итак, переваренная пища, как на лифте, движется к выходу, но он заперт сторожем. Зовут его привратником. Он выпускает переваренную пищу и снова закрывает ход. А дальше пища попадает в коридор длиной в двенадцать пальцев (палец раньше называли перстом). Из стенок этого коридора вытекает горькая, желтая желчь. Желчь находиться в желчном пузыре рядом с печенью (справа под ребрами) Она растворяет жирную пищу, с которой не справился желудок. Далее жидкая кашица плавно перемещается в тонкую кишку. Это четвертая станция – всасывающая, называется кишечник. Эта станция длинная – длинная, похожая на скрученный шланг. На этой станции, пища, которая уже переварилась и превратилась в полезные вещества, переходит в кровь. А кровь несёт эти полезные вещества по всему организму. Вот и наша тонкая кишка всю еду до конца переварила, выжала все, самое вкусное всосала, а ненужные шкурки да косточки вместе с водой дальше отправила в толстую кишку. Это конечная станция – 5). Толстая кишка всасывает оставшуюся воду, а ненужные отходы без сожаления выбрасывает наружу, когда мы ходим в туалет.
Примечание: Имей в виду, что ты сможешь двигаться вперед, только правильно ответив на вопросы.
Вопросы:
- Что происходит с пирожком во рту?
- Сколько секунд пирожок едет в желудок? (5 сек.)
- Как желудок переваривает пищу?
- Что выделяет печень в 12-и перстную кишку, почему её так назвали?
- На что похожа тонкая кашка?
- Как она всасывает питательные вещества?
- Что всасывает толстая кишка?
- Кто развозит питательные вещества по всему телу? (кровь)
За правильный ответ ребенок поощряется «смайликом».
Помоги Незнайке
Цель:закреплять знания детей о полезных и вредных продуктах, уметь их классифицировать.
Средства:изображение Незнайки; 2 корзинки разных цветов (оранжевая и зелёная), с прорезями; карточки с изображением полезных и вредных продуктов; 2 личика (весёлое и грустное).
Ход: ребёнку на стол кладётся изображение Незнайки с 2 корзинками и карточки с продуктами. Предлагают ребёнку помочь Незнайке разложить карточки с продуктами по корзинкам. В оранжевую корзинку, складываются карточки, с изображением продуктов, которые вредны для организма человека. В зелёную корзинку, наоборот, полезные продукты. Если ребёнок забыл, в какую корзинку нужно складывать те или иные продукты, то ему подскажут 2 карточками, с весёлым и грустным лицом. Весёлое лицо- это полезные продукты, а грустное - вредные. Эти лица ребёнок раскладывает по корзинкам на своё усмотрение.
«Ровным кругом…»
Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; закреплять знания детей о предметах личной гигиены.
Материал: эмблемы с изображением предметов личной гигиены (мыло, мочалка, полотенце и пр.)
Ход игры: дети стоят в кругу, в середине стоит ребенок с эмблемой одного из предметов личной гигиены. Дети двигаются по кругу, воспитатель произносит слова:
Ровным кругом, друг за другом
Будем весело шагать
Что нам мыло здесь покажет,
То и будем выполнять.
Ребенок, стоящий в середине, показывает один из навыков, все дети повторяют.
«Мишкино настроение»
Цель: знакомить детей с языком эмоций, формировать умение детей правильно выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей.
Материал: куб, на котором изображен мишка с различной мимикой (мишка веселый, мишка грустный, мишка сердитый и т.д.).
Ход игры: дети сидят за столом, воспитатель показывает куб и говорит, что здесь живет мишка, у которого бывает разное настроение. Дети рассматривают куб и пытаются определить, какое у мишки настроение. Воспитатель может к каждой эмоции придумать небольшой рассказ о том, что вызвало то или иное настроение. Затем дети перед зеркалом изображают каждую эмоцию.
Вариант: дети бросают кубик на ковер и пытаются изобразить выпавшую эмоцию.
«Съедобное – несъедобное»
Цель: формировать представления детей о съедобных и несъедобных предметах; закреплять знания о предметах окружающего мира; формировать умение складывать картинку из трех частей.
Материал: карточки с изображением съедобных и несъедобных предметов, разрезанные на три части.
Ход игры: дети сидят за столом, воспитатель показывает им картинки, на которых изображены различные предметы. По просьбе воспитателя дети показывают и по возможности называют предметы, которые можно кушать, а какие нельзя. Затем картинки делятся на три части, а дети пытаются их сложить в одно изображение. Играть могут 3-4 ребенка
«Оденем куклу на прогулку»
Цель: закреплять представления детей о предметах одежды; знакомить детей с порядком одевания и раздевания; формировать умение детей подбирать одежду в соответствии со временем года, погодой; формировать первичные представления о здоровье.
Материал: картинка с изображением куклы Кати, карточки с изображением предметов одежды.
Ход игры: воспитатель показывает детям куклу и говорит, что Катя собирается на прогулку, но не знает, что ей надеть.
Дети рассматривают карточки с изображением предметов одежды, называют их. Затем с помощью воспитателя дети подбирают нужную одежду (по погоде и по сезону) и раскладывают её в правильном порядке.
«Где живут витамины»
Цель: знакомить детей с понятием «витамины», формировать представления детей о полезных свойствах овощей и фруктов; развивать умение составлять картинку из трех частей.
Материал: картинки с изображением овощей и фруктов.
Ход игры: дети сидят за столом, перед ними лежат картинки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и назвать, что на них изображено. Затем дети вместе с воспитателем раскладывают картинки: в одну сторону - фрукты, в другую - овощи. В процессе игры взрослый рассказывает детям, что в овощах и фруктах содержатся витамины.
Вариант: дети вместе с воспитателем составляют разрезанную картинку из трех частей и находят на столе целое изображение, называют его.
"Скорая помощь".
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Средства: картинки с изображением медицинских принадлежностей.
Описание игры: воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действий.
«Витаминные перчатки»
Цель: (старшая группа) Дать представление о необходимых человеку витаминах. Развивать умение заботиться о своем здоровье. Воспитывать потребность быть здоровым.
Цель: (подготовительная группа) Закреплять у детей знания о пользе витаминов, их значении для здоровья человека, и продуктах в которых они содержаться. Воспитывать потребность в употреблении овощей, фруктов и других полезных продуктов.
Материал: разноцветные перчатки с названием основных витаминов, картинки с изображением продуктов.
Ход игры: Нескольким детям предлагается надеть витаминные перчатки, а остальным детям надеть на перчатки те картинки с изображением продуктов, в которых есть эти витамины.
"Магазин полезных продуктов".
Цели: развивать навыки здорового питания. Воспитывать умение правильно выбирать продукты для здорового питания. Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить видовые понятия.
Средства: вывеска "Магазин полезных продуктов" и набор карточек с изображением продуктов питания.
Описание игры: игре предшествует беседа о правильном питании.
1. Игровое задание " Полезные и вредные продукты".
Детям демонстрируется большая картинка с изображением вывески "Магазина полезных продуктов". Педагог заранее в произвольном порядке расставляет на трех полках магазина по пять перевернутых карточек с изображением продуктов питания из трех групп: "крупы", "овощи", "молочные продукты", а также добавляет пять карточек с изображениями вредных продуктов. Далее педагог объясняет детям, что в этом магазине должны продаваться только полезные продукты питания, но поставщики магазина не всегда соблюдают это правило. Он предлагает убрать с полок магазина вредные для организма человека продукты и объяснить свой выбор. Дети по очереди переворачивают карточки, рассматривают их, называют продукт и делают выбор, комментируя свои действия.
2. Игровое задание "Объедини в группы".
Педагог предлагает детям объединить продукты в группы, расставить на отдельные полки и прокомментировать свои действия.
3. Игровое задание "Продолжи ряд".
Педагог предлагает рассмотреть отдельные группы продуктов на полках - "крупы", "молочные продукты", "овощи" - и дополнить эти группы новыми продуктами».
"Поварята".
Цель: развивать навыки здорового питания. Закреплять знания детей о том, какие продукты входят в состав готовых блюд. Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении. Закреплять знания о полезных продуктах питания. Развивать коммуникативные способности.
Средства: карточки с изображением готовых блюд и карточки с изображением продуктов питания.
Описание игры: Педагог выставляет на наборное полотно плоскостную фигуру повара Поварешкина и предлагает детям отгадать загадку:
Дайте повару продукты -
Сахар, ягоды и фрукты,-
И тогда без промедленья
Сварит он для вас .....(варенье)
Педагог предлагает детям стать помощниками повара Поварешкина - поварятами. Он раздает детям карточки с изображением готовых блюд: "суп", "каша", "компот", "ватрушка". Затем педагог или ведущий показывает поочередно карточки с изображением продуктов питания: "молоко", "яблоко", "мука", "картофель", "капуста", "творог", "сливочное масло", "яйцо", "лук", "груша", "брусника", "огурец", кефир", "морская капуста", "рис". Если один из поварят считает, что этот продукт необходим для приготовления его блюда, он называет продукт, изображенный на карточке, и берет ее себе. После того, как нужные карточки будут отобраны, поварята рассказывают о своих блюдах, раскладывая карточки и называя их.
«Полезная и вредная еда»
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма. Развивать внимание, память.
Оборудование: карточки зеленого и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания; поощрительные значки.
Ход: Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. На зеленую картинку положить продукты с полезной едой, а на красную - с вредной. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
«Чудесный мешочек»
Цель: Закрепить знания детей о предметах личной гигиены. Обогатить, расширить знания о вопросах ухода за собой.
Формировать у детей умение узнавать предметы по заданным признакам.
Совершенствовать умение вычленять «лишний»
Развивать внимание, память, мышление, речь
Материал: Мешочек, предметы личной гигиены, загадки
Ход: Педагог загадывает загадку и предлагает ребенку: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, отгадку и объясни, зачем нужен этот предмет». По очереди задание выполняют все дети.
«Веселые человечки»
Цель: Воспитывать желание выполнять движения по показу и используя схемы. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание им заниматься; развивать физические качества - координацию движений; накопление и обогащение двигательного опыта детей. Развивать внимание, умение соотносить две одинаковые схемы.
Материал: Карточки со схемами.
Ход игры: Педагог показывает большую карточку, ребенок выполняет движение, которое изображено на схеме.
( Вариант) Игрокам раздаются карточки-схемы, у ведущего большие карточки. Он показывает схему, а ребенок у себя находит такую – же и закрывает ее фишкой, выигрывает тот, кто первый закроет всю схему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сказок по формированию у детей безопасного и здоровьесберегающего поведения
Представляю вниманию картотеку сказок , помогающих сформировать у детей представления о безопасном поведении....
Картотека игр по формированию у детей дошкольного возраста здорового образа жизни.
Картотека игр по формированию у детей дошкольного возраста здорового образа жизни....
Картотека игр по формированию у детей здорового образа жизни (старший возраст)
Картотека игр по формированию у детей здорового образа жизни...
Картотека игр для формирования у детей навыков невербального общения.
Эти игры способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей детей....
Картотека игр по формированию у детей правил здорового образа жизни
Картотека игр по формированию у детей здорового образа жизни...
Картотека игр по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста.
Акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма....