Проект "Буду расти здоровым"
проект (младшая группа) на тему

Беленькая Марина Валентиновна

Цели проекта: организовать физическое воспитание в группе таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение “Гимназия 1516 “

Дошкольное отделение

«БУДУ РАСТИ ЗДОРОВЫМ!»

Педагогический проект

(Младшая группа)

Подготовила воспитатель

 младшей группы № 1

Беленькая М.В.

Москва2014-2015

учебный год

Пояснительная записка.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

 Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Обоснование необходимости создания проекта:

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными.

         Существует разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс мероприятий получил в настоящее время – «здоровьесберегающие технологии».

 Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и медицинского работника.

        

Цели проекта: организовать физическое воспитание в группе таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к  сохранению и укреплению своего здоровья, средствами физической культуры.
  2. Формировать у детей красивую осанку с помощью упражнений корригирующей гимнастики в режиме дня.
  3. Способствовать повышению резервных сил организма за счет функциональных возможностей.
  4. Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение уровня заболеваемости.
  2. Повышение уровня физической подготовленности.
  3. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
  4. Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни остается актуальной и может быть решена, на наш взгляд, путем реализации проекта.

В современном мире здоровье является универсальной ценностью и обществу нужны не только современно образованные, но физически здоровые молодые люди. Здоровье – это капитал, без которого человек не может полноценно участвовать в профессиональной и социальной жизни. По мнению ученых, наше здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20% определяется наследственностью, на 20% – окружающей средой, и только на 10% зависит от медицинских факторов.

Тип проекта: по характеру деятельности – практико-ориентированный

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации: 1.09.13г – 1.05.14г.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

 1 этап- Подготовительный

 Составление плана работы в группах, устанавливаются сроки выполнения проекта.

  Поиск информации в разных источниках.

 Анализ информации, отбор материалов.

Изучение  научно-методической литературы по проблеме:

- новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей

  Промежуточное оценивание.

 2 этап – Организационный

Планирование и прогнозирование работы. Освоение инновационных здоровьесберегающих технологий, форм и методов способствующих успешной реализации проекта.

Внедрение в физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня упражнений на профилактику нарушений осанки, плоскостопия.

Выпуск информационных листков по здоровому образу жизни, буклета.

Создание предметно развивающей среды в ДОУ.

 3 этап –Практический

Формирование у детей и родителей интересов и потребностей к ЗОЖ и личной физической культуре.

 4 этап- Заключительный

Подведение итогов проекта.

Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

Модель реализации проекта

Направление работы        

Содержание работы

Срок исполнения

1. Работа с детьми

1.Диагностика

2.Индивидуальная работа

3.Бесседы о ЗОЖ

4.Проведение спортивных досугов

5.Дидактические игры

2 раза в год

Ежедневно

В течение года

В течение года

Еженедельно 1раз в неделю

2. Работа с родителями

1. Анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.

2.Индивидуальные беседы по интересующим вопросам

3.День открытых дверей

4. Выпуск буклета о здоровье.

5. Буклет - консультация для родителей по ЗОЖ.

В течение года

В течение года

1 раза в год

В течение года

3. Работа с педагогами

1. Планирование работы с детьми.

2. Консультации.

3. Индивидуальные беседы по интересующим вопросам

В течение года

4. Методическое сопровождение

1.Пополнение нестандартного оборудования.

2.Конспекты развлечений

3. Консультации для родителей

4. Картотека игр

В течение года

План работы с родителями по здоровому образу жизни детей 2-3 лет.

Месяц

Тема

Форма работы.

Сентябрь

«Здравствуй осень»

Оформление стен – газеты для родителей по «ЗОЖ»

Октябрь

«Осенняя пора»

Информационные минутки с родителями

 «Процесс питания в ДОУ»

Ноябрь

«Унылая пора»

Информационные минутки с родителями

 «Организации сна в ДОУ»

Декабрь

«Зима на дворе»

Информационные минутки

с родителями о здоровье их детей

Январь

«У нас гости»

Информационные минутки с родителями

«Берегите зрение детей»

Февраль

«Зимние забавы»

Буклет «Как одеть ребёнка на прогулку

 в зимний период»

Март

«Весна стучится в двери к нам»

Информационные минутки с родителями

 «Как мы спим»

Апрель

Информационные минутки с родителями  

«Гимнастика ортопедическая»        

Май

«День здоровья»

5.Тематическое планирование

Месяц

Тема

Форма работы.

Сентябрь

«Здравствуй осень»

Релаксация        .

Точечный массаж лица

Свето-воздушные ванны

Сон при открытых фрамугах

Игры с водой

Гимнастика после сна

Чтение худ. лит.: К.Чуковский («Мойдодыр»)

Пальчиковая игра

Октябрь

«Осенняя пора»

«Оденем Машу после сна»

Практическое упражнение

Фитотерапия

Физкультурные занятия в зале

Хождение босиком

Гимнастика после сна

Чтение стихотворения  

Самуила Маршака «Где обедал, воробей?»

Пальчиковая игра

Ноябрь

«Унылая пора»

П\игра «Листопад»

 Лечебно-профилактический массаж рук.

Физкультурные занятия в зале

Чтение худ. Литературы

Корнея Чуковского ( «Айболит»)

Пальчиковая игра

Декабрь

«Зима на дворе»

Мало подвижная игра «Заморожу»

«Гимнастика ортопедическая»

Фитотерапия

Физкультурные занятия в зале

Гимнастика после сна

Пальчиковая игра

Январь

«У нас гости»

Гимнастика для глаз

Дыхательная гимнастика

Прием витаминов «Ревит»

Физкультурные занятия в зале

Гимнастика после сна

Чтение произведения

 Самуила Маршака. «Где обедал, воробей?»

Февраль

«Зимние забавы»

Подвижные игры

Закаливающие процедуры

Физкультурные занятия в зале

Хождение босиком

Гимнастика после сна

Разминка в постели

Чтение стихотворения  

Самуила Маршака «Вот какой рассеянный».

Пальчиковая игра

Март

«Весна стучится в двери к нам»

Спортивные игры

Гимнастика бодрящая        

Игры с водой

Фитотерапия

Физкультурные занятия в зале

Гимнастика после сна

Апрель

«Весенняя пора»

Гимнастика пальчиковая

Гимнастика для глаз

Точечный массаж лица

Физкультурные занятия в зале

Гимнастика после сна

Чтение произведения

Корнея Чуковского « Доктор Айболит»

Пальчиковая игра

Май

Лечебно-профилактический массаж

Свето-воздушные ванны

Сон при открытых фрамугах

Физкультурные занятия в зале

Игры с водой

Хождение босиком

Разминка в постели

День здоровья «Мы растем здоровыми»

Пальчиковая игра

Планируемый результат.

«Физическое развитие»

- проявляет интерес к подвижным и спортивным играм;  

- проявляет инициативность в общении с другими детьми и взрослым во время участия в подвижных играх;

- проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;

- стремится соблюдать элементарные правила здорового и безопасного образа жизни;

- с интересом изучает себя, наблюдает за своим здоровьем;

- проявляют стремление узнавать от взрослого некоторые сведения о своем организме;

- прислушивается к взрослому при объяснении причин возникновения опасных ситуаций, подтверждает согласие, понимание, проявляет стремление выполнять правила безопасного поведения;

- проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности(видоизменяет физические и спортивные упражнения);

- снижение уровня заболеваемости.

Заключение

Одним из выбранных нами направлений по формированию основ ЗОЖ является профилактика нарушений осанки. Нарушение осанки в детском возрасте в определенной степени связано с целым рядом анатомических и функциональных особенностей опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника. Нарушения осанки отрицательно влияют на организм растущего ребенка, оказывают неблагоприятное воздействие на условия функционирования внутренних органов, создают условия для проявления других патологических факторов. Нами были подобраны упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки у детей. Они включались в комплексы утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, использовались на физкультурных занятиях.

К сожалению, полностью исправить нарушение осанки не представляется возможным, однако ежедневная кропотливая работа по профилактике нарушений осанки (физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, корригирующие упражнения) дают положительные результаты.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка младшего дошкольного возраста предусматривалось:

Знание правил гигиены и ухода за своим телом;

Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Создан банк консультативного материала для родителей по физическому развитию детей младшего дошкольного возраста.

 Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, осуществляется оздоровительно-профилактическая работа (ходьба босиком, точечный массаж, физиотерапевтические процедуры, фитотерапия, витаминотерапия, физические упражнения после сна, утренняя зарядка, «День здоровья»).

Для наибольшей эффективности закаливания обеспечиваются:        

 Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);

 Рациональная, неперегревающая одежда детей;

 Соблюдение режима прогулок во все времена года;

 Сон при открытых фрамугах;

 Гигиенические процедуры (умывание);

 Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.

Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли. Именно данное действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.

 Методика контрастного воздушного закаливания, которая проводится в конце дневного сна попеременно в холодном и теплом помещениях. Температура воздуха в тёплом помещении поддерживается с помощью подогревателей, в холодном понижается за счёт интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.

         Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

         Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

         Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме.

         В перерывах между занятиями, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей.

         С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, проводятся физкультминутки.

         Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

 Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.

         Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.

         Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

 Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний.

 Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов.

Оздоровительная работа усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма.

 Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой).Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС»

Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в следующих формах:

 1. Медико-профилактическая технология.

 2. Физкультурно-оздоровительная технология.

 3. Технологии здоровьесбережения.

 4. Технологии валеологического просвещения родителей.

 5. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

  Медико-профилактическая технологии и физкультурно-оздоровительная технология направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.

Технологии валеологического просвещения родителей.

 В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, праздники здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример педагога.

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

 Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

 

Современные здоровьесберегающие технологии.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий        

Время проведения в режиме дня        

Особенности методики проведения

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы        

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей        

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Подвижные и спортивные игры        

        

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности.

Игры подбираются есоответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Релаксация        

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп        

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Гимнастика пальчиковая        

        

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Гимнастика для глаз        

        

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика бодрящая        

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.        

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Гимнастика ортопедическая        

        

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие        

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах.

Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин.        

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Самомассаж

         

        

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Точечный самомассаж        

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время

Проводится строго по специальной методике.Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Список литературы

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – М., 2007.

Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.

Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников – М., 2003.

Курнешова Л.Е. Модели здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с детьми дошкольного возраста – М., 2007.

Лисина Т.В., Морозова Г.В. Подвижные тематические игры для дошкольников – М., 2014.

Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.

Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М. , 2002.

Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения под ред. С.О.Филипповой – С-П., 2005.

Чеботарева О. В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.

Шумихина Ю. В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.

http://cherepanova.usinsk-detsad22.ru/konsultatsii-dlya-roditelej/24-sovety-roditelyam-po-fizicheskomu-vospitaniyu-doshkolniko


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Расту здоровым!» Технология ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У дошкольников в условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Цель экологического образования дошкольников – формирование начал экологической культуры - становление заботливого, бережного отношения непосредственно к окружающей среде во всем ее многообразии: к лю...

Проект по теме "Расту здоровым в стране здоровья"

Краткосрочный проект, сделанный вместе с детьми и родителями во 2 младшей группе...

Конспект проведения Дня Здоровья в средней группе. ООД на тему "Расти здоровым"

Игровое занятие с дошкольниками, дающее представление о здоровом образе жизни....

"Растем здоровыми. Здоровый образ жизни"

Преентация ко Дню Здоровья "Растем здоровыми. Здоровый образ жизни"...

Программа Здоровье. Растим здоровых детей

Программа Здоровье. Растим здоровых детей...