Шахматы №15. «Зашита короля».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
«Зашита короля».
Цель: Закрепление знаний о Короле. Упражнения по организации защиты от Короля, соблюдении правил: «Королей не уничтожают» или «Без королей не играют».
Материал: демонстрационная шахматная доска, шахматные доски, шахматные фигуры, шахматная шкатулка.
Методика проведения.
Проводится эстафета (на демонстрационной шахматная доске) на быструю и правильную расстановку всех фигур, называя вслух, где они размещаются.
Игра: «Угадай -ка».
У него большая роль,
А зовут его … (король)
Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)
Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)
Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)
Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и (слон)
Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)
Ребята, в шахматной игре есть такое правило: «Королей не уничтожают» или «Без королей не играют». Поэтому нельзя побить короля, хотя он тоже является фигурой. Воспитатель напоминает детям, как передвигается король, показывая его ходы на демонстрационной шахматной доске. Объясняет, что он может побить, уничтожить любую фигуру соперника, кроме короля соперника. Ценность короля измерить очень трудно, поскольку короли остаются на доске до конца партии. Король – фигура особая. Обычно большую часть партии он стоит в стороне от борьбы, поэтому игроки понимают его огромную ценность и стараются им не рисковать. Во время игры нужно оберегать своего короля, а короля противника атаковать как можно больше – объясняет воспитатель.
Игра: «Что изменилось» - на доске 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет. Дети должный угадывать изменение на шахматном доске.
Дети работают за столами. Ребята разробатывают комбинацию, когда король находится под шахом. Раз король в опасности, его ребята стараются немедленно спасти. Если противник объявил шах вашему королю, то вы должны сразу же защитить его, иначе проигрываете партию – объясняет воспитатель. Игрок сам выбирает каким способом защитит своего короля.
- Можно закрыт короля от удара, поставив перед ним щит.
- Можно уйти королем от нападения, отступить.
- Можно побить атакующую фигуру – показывает на доске воспитатель. Если, противник объявил шах вашему королю. Вы видите, что взять атакующую фигуру нельзя, но обязательно надо что – то сделать для зашиты короля. Может быть, отступить королем? Но куда? Рядом ни одного свободного поля, куда кроль мог бы уйти от шаха. И закрыться нельзя. Что же делать? Как спасти короля? Здесь уже ничего не поделаешь. Если королю нет спасения, вы знаете, он получит мат. Тот, кто первым сумел поставить мат королю противника, выигрывает партию.
Их на поле всего два,
Из- за них идет война.
Одного поймать в ловушку,
Прекращается игра.
Для закрепления знаний о короле, воспитатель задает детям ряд вопросов из шахматной шкатулки:
- Без какой фигуры не бывает игры? (король)
- Что такое мат?
- Какая фигура остается на доске до конца игры?
- Как называется одновременный ход королем и ладьей
- Чем отличается пат от мата? И т.д.
Разминка
Мы играем целый день,
Целый день играть не лень.
Ты, смотри, не отставай. (Руки на поясе. Выполняем полуприседания с поворотом. Все за нами повторяй. вправо-влево).
Мы поднимем руки вверх,
Сразу станем выше всех. (Дети идут на носках, руки поднимают вверх).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_15.docx | 15.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахматы №15.
«Зашита короля».
Цель: Закрепление знаний о Короле. Упражнения по организации защиты от Короля, соблюдении правил: «Королей не уничтожают» или «Без королей не играют».
Материал: демонстрационная шахматная доска, шахматные доски, шахматные фигуры, шахматная шкатулка.
Методика проведения.
Проводится эстафета (на демонстрационной шахматная доске) на быструю и правильную расстановку всех фигур, называя вслух, где они размещаются.
Игра: «Угадай -ка».
У него большая роль,
А зовут его … (король)
Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)
Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)
Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)
Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и (слон)
Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)
Ребята, в шахматной игре есть такое правило: «Королей не уничтожают» или «Без королей не играют». Поэтому нельзя побить короля, хотя он тоже является фигурой. Воспитатель напоминает детям, как передвигается король, показывая его ходы на демонстрационной шахматной доске. Объясняет, что он может побить, уничтожить любую фигуру соперника, кроме короля соперника. Ценность короля измерить очень трудно, поскольку короли остаются на доске до конца партии. Король – фигура особая. Обычно большую часть партии он стоит в стороне от борьбы, поэтому игроки понимают его огромную ценность и стараются им не рисковать. Во время игры нужно оберегать своего короля, а короля противника атаковать как можно больше – объясняет воспитатель.
Игра: «Что изменилось» - на доске 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет. Дети должный угадывать изменение на шахматном доске.
Дети работают за столами. Ребята разробатывают комбинацию, когда король находится под шахом. Раз король в опасности, его ребята стараются немедленно спасти. Если противник объявил шах вашему королю, то вы должны сразу же защитить его, иначе проигрываете партию – объясняет воспитатель. Игрок сам выбирает каким способом защитит своего короля.
- Можно закрыт короля от удара, поставив перед ним щит.
- Можно уйти королем от нападения, отступить.
- Можно побить атакующую фигуру – показывает на доске воспитатель. Если, противник объявил шах вашему королю. Вы видите, что взять атакующую фигуру нельзя, но обязательно надо что – то сделать для зашиты короля. Может быть, отступить королем? Но куда? Рядом ни одного свободного поля, куда кроль мог бы уйти от шаха. И закрыться нельзя. Что же делать? Как спасти короля? Здесь уже ничего не поделаешь. Если королю нет спасения, вы знаете, он получит мат. Тот, кто первым сумел поставить мат королю противника, выигрывает партию.
Их на поле всего два,
Из- за них идет война.
Одного поймать в ловушку,
Прекращается игра.
Для закрепления знаний о короле, воспитатель задает детям ряд вопросов из шахматной шкатулки:
- Без какой фигуры не бывает игры? (король)
- Что такое мат?
- Какая фигура остается на доске до конца игры?
- Как называется одновременный ход королем и ладьей
- Чем отличается пат от мата? И т.д.
Разминка
Мы играем целый день,
Целый день играть не лень.
Ты, смотри, не отставай. (Руки на поясе. Выполняем полуприседания с поворотом. Все за нами повторяй. вправо-влево).
Мы поднимем руки вверх,
Сразу станем выше всех. (Дети идут на носках, руки поднимают вверх).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шахматы №11. «Шах» и «мат» – Королю нет спасения и защиты.
laquo;Шах» и «мат» – Королю нет спасения и защиты.Цель: объяснить действия на шахматном поле фигуры «король». Познакомить детей с шахматным термином «ш...
Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»
Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»Разработала: Манукян Седа ТиграновнаЦель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король&r...
Конспект занятия по окружающему миру "Зашита герба"
Конспект занятия по окружающему миру "Защита герба"...
МДОУ №20 КВ " Алёнушка" г.Богородицк Тульская область. коллективная аппликация стенгазета " ДЕНЬ ЗАШИТЫ ДЕТЕЙ"
Всех детей мы поздравляемВ первый прхаздник лета,Всем улыбок пожелаем,Доброты и света,Чтоб всегда вас окружалаТеплота и ла...
Сценарий проведения праздника посвященный « Дню зашиты детей»
Цель: Создать радостную, праздничную, доброжелательную атмосферу. Вызвать желание принимать активное участие в празднике.Задачи: 1. Формировать у детей обобщенное представление о празднике «...
Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста по шахматам. «Король собирает войско»
Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста по шахматам. «Король собирает войско»Цель: создать условия для повышения мотивации детей старшего дошкольного возраста к обуче...