Шахматы № 10. «Король – как полководец»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Джебраилова Севиль Ага кызы
.                                                          
                                                           «Король – как полководец»
        Цель: Знакомство с фигурой «Король», его значимостью, особенностями и способами действия. Закрепление знаний о расстановке фигур на шахматной доске. 
        Материал: демонстрационная шахматная доска, шахматные доски, шахматные фигуры, волшебный мешочек, карточки с блиц- вопросами.
                                                 Методика проведения.
          Воспитатель продолжает рассказ «В стране шахматных чудес» - Тут на середину зала вышел придворный трубач и трижды протрубил в рог и объявил: «Сейчас свое непревзойденное искусство ходьбы продемонстрирует его Королевское Величество». Все дети дружно захлопали в ладоши.
Воспитатель на демонстрационной доске сделал новый ход с королем: шагнул вправо, а потом назад. Так он и маршировал: то в одну, то в другую сторону. А потом шагнул влево.
           Наблюдая за передвижениями Короля, дети запоминают такие особенности: самая главная фигура, шахматный властелин, как и его главный помощник, может пойти на любое соседнее поле по горизонтали, вертикали или диагонали. Но в отличие от Ферзя Король дальше соседних клеток – полей не ходит. Из сказки дети узнают очень много о короле, что такое пат, почему нельзя побить короля, без короля игра не может продолжаться и т.д.
Воспитатель: Короля не убивают, не положено по правилам. Король единственная фигура во всем войске, которая ни за что на свете не станет рядом, на соседнее поле, с королем противника, только через одно поле. Случается, иногда что податься королю некуда, но противник не сумел объявить шах. Тогда король отделывается легким испугом – патом. А пат – это уже почетная ничья.
Король всех главней, всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей.
Игра: «Найди домик Короля».
             Дети, получив задание от воспитателя, преступают к его выполнению. В игре победитель тот, кто первым найдет домик короля. Игра повторяется несколько раз, а потом проводиться эстафета на быстроту и правильную расстановку всех фигур, называя вслух, где они размешаются.
             Дети садятся за стол, начинается игра между двумя игроками. В игре победителем уже будет тот, кто первым сумеет объявить королю противника мат на любом ходу – объясняет воспитатель. Детей надо приучать биться до конца. Не падать духом. В течение игры дети должны понять, что король – фигура не слабая. В начале и в середине партии короля обычно стараются укрыт от нападения фигур противника. Но в конце партии, когда на доске остаётся совсем немного фигур и особых угроз королю ужей нет, он сам идет в бой впереди своей армии, становиться грозной силой. Но такое бывает, когда на доске, остается по одной – две фигуре. Если же на доске много фигур, каждому шагу подстерегают опасности. И так, когда на доске кипит битва, король как полководец командует своими войсками с безопасного места, следить за ходом сражения на расстоянии. Да, спокойна ему не живется. – продолжает воспитатель. – ему могут объявить «мат!». Это случается тогда, когда королю со всех сторон угрожают враги и ему некуда ходить – это и есть конец. Шах, от которого нет зашиты, называется матом. Выходит, вначале шах, а потом мат! А вместе получается шахматы.
Игра: «Угадай на ощупь, шахматную фигуру» (в игре используется волшебный мешочек). В конце занятие с детьми проводиться,              
Блиц – вопросы:
 - Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
- Без какой фигуры не бывает игры? (король)
- Где возникли шахматы? (Индия)
- Как пешке укрыться от черного коня? (встать на белое поле)
- Что такое шах?
- Что такое мат?           

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_-_10.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

      Шахматы № 10.                                                          

                                                           «Король – как полководец»

        Цель: Знакомство с фигурой «Король», его значимостью, особенностями и способами действия. Закрепление знаний о расстановке фигур на шахматной доске.  

        Материал: демонстрационная шахматная доска, шахматные доски, шахматные фигуры, волшебный мешочек, карточки с блиц- вопросами.

                                                 Методика проведения.

          Воспитатель продолжает рассказ «В стране шахматных чудес» - Тут на середину зала вышел придворный трубач и трижды протрубил в рог и объявил: «сейчас свое непревзойденное искусство ходьбы продемонстрирует его Королевское Величество». Все дети дружно захлопали в ладоши.

Воспитатель на демонстрационной доске сделал новый ход с королем: шагнул вправо, а потом назад. Так он и маршировал: то в одну, то в другую сторону. А потом шагнул влево.

           Наблюдая за передвижениями Короля, дети запоминают такие особенности: самая главная фигура, шахматный властелин, как и его главный помощник, может пойти на любое соседнее поле по горизонтали, вертикали или диагонали. Но в отличие от Ферзя Король дальше соседних клеток – полей не ходит. Из сказки дети узнают очень много о короле, что такое пат, почему нельзя побить короля, без короля игра не может продолжаться и т.д.

Воспитатель: Короля не убивают, не положено по правилам. Король единственная фигура во всем войске, которая ни за что на свете не станет рядом, на соседнее поле, с королем противника, только через одно поле. Случается, иногда что податься королю некуда, но противник не сумел объявить шах. Тогда король отделывается легким испугом – патом. А пат – это уже почетная ничья.

Король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей.

Игра: «Найди домик Короля».

Дети, получив задание от воспитателя, преступают к его выполнению. В игре победитель тот, кто первым найдет домик короля. Игра повторяется несколько раз, а потом проводиться эстафета на быстроту и правильную расстановку всех фигур, называя вслух, где они размешаются.

Дети садятся за стол, начинается игра между двумя игроками. В игре победителем уже будет тот, кто первым сумеет объявить королю противника мат на любом ходу – объясняет воспитатель. Детей надо приучать биться до конца. Не падать духом. В течение игры дети должны понять, что король – фигура не слабая. В начале и в середине партии короля обычно стараются укрыт от нападения фигур противника. Но в конце партии, когда на доске остаётся совсем немного фигур и особых угроз королю ужей нет, он сам идет в бой впереди своей армии, становиться грозной силой. Но такое бывает, когда на доске, остается по одной – две фигуре. Если же на доске много фигур, каждому шагу подстерегают опасности. И так, когда на доске кипит битва, король как полководец командует своими войсками с безопасного места, следить за ходом сражения на расстоянии.

-Да, спокойна ему не живется. – продолжает воспитатель. – ему могут объявить «мат!». Это случается тогда, когда королю со всех сторон угрожают враги и ему некуда ходить – это и есть конец. Шах, от которого нет зашиты, называется матом. Выходит, вначале шах, а потом мат! А вместе получается шахматы.

Игра: «Угадай на ощупь, шахматную фигуру».

Блиц – вопросы:

 - Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

- Без какой фигуры не бывает игры? (король)

- Где возникли шахматы? (Индия)

- Как пешке укрыться от черного коня? (встать на белое поле)

- Что такое шах?

- Что такое мат?            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»

Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...

Конспект интегрированного занятия «Великий полководец М.И. Кутузов – главнокомандующий русской армии. Светлейший князь».

 Помочь детям усвоить историческое наследие своей Родины, умело использовать его духовные источники; познакомить детей с ролью русского военноначальника в победе отечественной войны 1812 г...

Шахматы №11. «Шах» и «мат» – Королю нет спасения и защиты.

laquo;Шах» и «мат» – Королю нет спасения и защиты.Цель: объяснить  действия на шахматном поле фигуры «король». Познакомить детей с шахматным термином «ш...

Михаил Илларионович Кутузов (1745—1813) – великий русский полководец.

Михаил Илларионович Кутузов(1745—1813)– великий русский полководец. ...

Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»

Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»Разработала: Манукян Седа ТиграновнаЦель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король&r...

Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста по шахматам. «Король собирает войско»

Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста по шахматам. «Король собирает войско»Цель: создать условия для повышения мотивации детей старшего дошкольного возраста к обуче...