Шахматы № 10. «Король – как полководец»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
«Король – как полководец»
Цель: Знакомство с фигурой «Король», его значимостью, особенностями и способами действия. Закрепление знаний о расстановке фигур на шахматной доске.
Материал: демонстрационная шахматная доска, шахматные доски, шахматные фигуры, волшебный мешочек, карточки с блиц- вопросами.
Методика проведения.
Воспитатель продолжает рассказ «В стране шахматных чудес» - Тут на середину зала вышел придворный трубач и трижды протрубил в рог и объявил: «Сейчас свое непревзойденное искусство ходьбы продемонстрирует его Королевское Величество». Все дети дружно захлопали в ладоши.
Воспитатель на демонстрационной доске сделал новый ход с королем: шагнул вправо, а потом назад. Так он и маршировал: то в одну, то в другую сторону. А потом шагнул влево.
Наблюдая за передвижениями Короля, дети запоминают такие особенности: самая главная фигура, шахматный властелин, как и его главный помощник, может пойти на любое соседнее поле по горизонтали, вертикали или диагонали. Но в отличие от Ферзя Король дальше соседних клеток – полей не ходит. Из сказки дети узнают очень много о короле, что такое пат, почему нельзя побить короля, без короля игра не может продолжаться и т.д.
Воспитатель: Короля не убивают, не положено по правилам. Король единственная фигура во всем войске, которая ни за что на свете не станет рядом, на соседнее поле, с королем противника, только через одно поле. Случается, иногда что податься королю некуда, но противник не сумел объявить шах. Тогда король отделывается легким испугом – патом. А пат – это уже почетная ничья.
Король всех главней, всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей.
Дети, получив задание от воспитателя, преступают к его выполнению. В игре победитель тот, кто первым найдет домик короля. Игра повторяется несколько раз, а потом проводиться эстафета на быстроту и правильную расстановку всех фигур, называя вслух, где они размешаются.
Дети садятся за стол, начинается игра между двумя игроками. В игре победителем уже будет тот, кто первым сумеет объявить королю противника мат на любом ходу – объясняет воспитатель. Детей надо приучать биться до конца. Не падать духом. В течение игры дети должны понять, что король – фигура не слабая. В начале и в середине партии короля обычно стараются укрыт от нападения фигур противника. Но в конце партии, когда на доске остаётся совсем немного фигур и особых угроз королю ужей нет, он сам идет в бой впереди своей армии, становиться грозной силой. Но такое бывает, когда на доске, остается по одной – две фигуре. Если же на доске много фигур, каждому шагу подстерегают опасности. И так, когда на доске кипит битва, король как полководец командует своими войсками с безопасного места, следить за ходом сражения на расстоянии. Да, спокойна ему не живется. – продолжает воспитатель. – ему могут объявить «мат!». Это случается тогда, когда королю со всех сторон угрожают враги и ему некуда ходить – это и есть конец. Шах, от которого нет зашиты, называется матом. Выходит, вначале шах, а потом мат! А вместе получается шахматы.
Игра: «Угадай на ощупь, шахматную фигуру» (в игре используется волшебный мешочек). В конце занятие с детьми проводиться,
- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
- Без какой фигуры не бывает игры? (король)
- Где возникли шахматы? (Индия)
- Как пешке укрыться от черного коня? (встать на белое поле)
- Что такое шах?
- Что такое мат?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_-_10.docx | 14.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахматы № 10.
«Король – как полководец»
Цель: Знакомство с фигурой «Король», его значимостью, особенностями и способами действия. Закрепление знаний о расстановке фигур на шахматной доске.
Материал: демонстрационная шахматная доска, шахматные доски, шахматные фигуры, волшебный мешочек, карточки с блиц- вопросами.
Методика проведения.
Воспитатель продолжает рассказ «В стране шахматных чудес» - Тут на середину зала вышел придворный трубач и трижды протрубил в рог и объявил: «сейчас свое непревзойденное искусство ходьбы продемонстрирует его Королевское Величество». Все дети дружно захлопали в ладоши.
Воспитатель на демонстрационной доске сделал новый ход с королем: шагнул вправо, а потом назад. Так он и маршировал: то в одну, то в другую сторону. А потом шагнул влево.
Наблюдая за передвижениями Короля, дети запоминают такие особенности: самая главная фигура, шахматный властелин, как и его главный помощник, может пойти на любое соседнее поле по горизонтали, вертикали или диагонали. Но в отличие от Ферзя Король дальше соседних клеток – полей не ходит. Из сказки дети узнают очень много о короле, что такое пат, почему нельзя побить короля, без короля игра не может продолжаться и т.д.
Воспитатель: Короля не убивают, не положено по правилам. Король единственная фигура во всем войске, которая ни за что на свете не станет рядом, на соседнее поле, с королем противника, только через одно поле. Случается, иногда что податься королю некуда, но противник не сумел объявить шах. Тогда король отделывается легким испугом – патом. А пат – это уже почетная ничья.
Король всех главней, всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей.
Игра: «Найди домик Короля».
Дети, получив задание от воспитателя, преступают к его выполнению. В игре победитель тот, кто первым найдет домик короля. Игра повторяется несколько раз, а потом проводиться эстафета на быстроту и правильную расстановку всех фигур, называя вслух, где они размешаются.
Дети садятся за стол, начинается игра между двумя игроками. В игре победителем уже будет тот, кто первым сумеет объявить королю противника мат на любом ходу – объясняет воспитатель. Детей надо приучать биться до конца. Не падать духом. В течение игры дети должны понять, что король – фигура не слабая. В начале и в середине партии короля обычно стараются укрыт от нападения фигур противника. Но в конце партии, когда на доске остаётся совсем немного фигур и особых угроз королю ужей нет, он сам идет в бой впереди своей армии, становиться грозной силой. Но такое бывает, когда на доске, остается по одной – две фигуре. Если же на доске много фигур, каждому шагу подстерегают опасности. И так, когда на доске кипит битва, король как полководец командует своими войсками с безопасного места, следить за ходом сражения на расстоянии.
-Да, спокойна ему не живется. – продолжает воспитатель. – ему могут объявить «мат!». Это случается тогда, когда королю со всех сторон угрожают враги и ему некуда ходить – это и есть конец. Шах, от которого нет зашиты, называется матом. Выходит, вначале шах, а потом мат! А вместе получается шахматы.
Игра: «Угадай на ощупь, шахматную фигуру».
Блиц – вопросы:
- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
- Без какой фигуры не бывает игры? (король)
- Где возникли шахматы? (Индия)
- Как пешке укрыться от черного коня? (встать на белое поле)
- Что такое шах?
- Что такое мат?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»
Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...
Конспект интегрированного занятия «Великий полководец М.И. Кутузов – главнокомандующий русской армии. Светлейший князь».
Помочь детям усвоить историческое наследие своей Родины, умело использовать его духовные источники; познакомить детей с ролью русского военноначальника в победе отечественной войны 1812 г...
Шахматы №11. «Шах» и «мат» – Королю нет спасения и защиты.
laquo;Шах» и «мат» – Королю нет спасения и защиты.Цель: объяснить действия на шахматном поле фигуры «король». Познакомить детей с шахматным термином «ш...
Михаил Илларионович Кутузов(1745—1813)– великий русский полководец.
Михаил Илларионович Кутузов(1745—1813)– великий русский полководец. ...
Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»
Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»Разработала: Манукян Седа ТиграновнаЦель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король&r...
Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста по шахматам. «Король собирает войско»
Квест - игра с детьми старшего дошкольного возраста по шахматам. «Король собирает войско»Цель: создать условия для повышения мотивации детей старшего дошкольного возраста к обуче...