Проект "Наш друг-Мойдодыр".
проект (младшая группа) на тему

Ивакина Юлия Владимировна

Проект "Наш друг-Мойдодыр".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moydodyr.docx74.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 103"

Заводского района г. Саратова.

        

Долгосрочный

познавательно-игровой проект

«НАШ ДРУГ-МОЙДОДЫР»

в общеобразовательной группе

младшего дошкольного возраста

«Капитошка».

Воспитатель: Ивакина Ю.В                                                              

Саратов 2017 год.

ПРОЕКТ «НАШ ДРУГ- МОЙДОДЫР»

Вид проекта: творческий, познавательно- игровой.

Участники проекта: воспитатель , дети, родители .
Сроки: долгосрочный (сентябрь-апрель).

Актуальность проекта:

 1. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.

2. В младшем дошкольном возрасте дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

3. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь

4. При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих, родителей и всех остальных членов семьи

5. Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех доступных ему навыков.

6. Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т.е. перехода их в стойкие привычки.

7. Проект направлен на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми необходимости беречь здоровье.  В проекте учитываются особенности психологического развития детей 3-4 года, выражающиеся в способности к самоконтролю над привычками, формированием привычки к здоровому образу жизни, необходимость формирования у детей культурно-гигиенических навыков; воспитание бережного отношения к окружающему; поиск новых форм взаимодействия с родителями.

Цель проекта:

1.Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания.

 2.Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, пользоваться полотенцем, расческой, носовым платком.

3.Формирование навыков поведения за столом: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом.

4.Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что «чистота», «красота», «здоровье» – это неразделимые понятия.

5.Привлечение родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

6.Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Задачи:

1.Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

2.Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить "спасибо".

3.Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.

4.Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;

5.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными..

6.Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Методы и формы работы:

1.НОД;

2.Беседы;

3.Оснащение предметно-пространственной среды;

4.Работа с родителями.

5. Развивающие, дидактические игры.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации задач предполагается, что дети приобретут:

1.Представление о своем теле и организме;

2.Повысится интерес детей к оздоровлению собственного организма;

3. С помощью взрослого приводить себя в порядок.

4. Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) .

5. Держать ложку в правой руке.

6. По порядку одеваться и раздеваться.

7. При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках) .

8. Аккуратно складывать снятую одежду.

9.Следить за своим внешним видом.

10. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания.

11. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

12. Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.


Мероприятие

Задачи

Сроки

Подготовительный этап реализации проекта

  • Разработка конспектов, бесед, игр с целью познавательно-речевого развития детей .
  • Подбор материала для организации предметно-развивающей среды, атрибутов для игр.
  • Подбор материалов для продуктивной деятельности детей.
  • Подбор художественной литературы и иллюстраций.

Сентябрь-апрель

Основной этап

1.Занятие  «В гостях у Доктора Айболита»;

2.Занятие  «Как нужно ухаживать за собой»;

3. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

4.Игра «Вымой руки».

1.Знакомство с профессией врача.

2.Формировать знания о правилах личной гигиены.

3. Закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года.

4.Формировать умение мыть руки.

Сентябрь

1.Занятие «Мои здоровые зубки».

2.Стихотворение «Рано утром звери встали».

3.Занятие «Чтобы быть здоровым».

4.Потешка В.Науменко «Без воды умылся котик…».              

1.Формировать знания о культурно-гигиенических навыках.

2.Развивать речь, внимание, память.

3.Формировать знания о здоровом образе жизни.

4. Развивать речь, внимание, память.

Октябрь

 1.Занятие «Учим куклу Катю мыть руки».

2.Стихотворение «Вода и мыло».

3.Игра «Таня простудилась».

4.Стихотворение «Я сам чищу зубы».

1.Формировать знания о культурно-гигиенических навыках.

2.Развивать речь, память, внимание.

3. способствовать  формированию навыка пользования носовым платком.

4. Развивать речь, память, внимание.

 Ноябрь

1.Игра-этюд «Купание поросенка».

2.Игра «Водичка-водичка».

3.Игра «Сделаем лодочки».

4.Стихотворение «Кто не умывается».

1.Формировать знания о культурно-гигиенических навыках. 2.Воспитывать самостоятельность при выполнении навыков самообслуживания.

3. Формировать умение последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
4.Развивать речь, внимание, память.

 Декабрь

1.Занятие «Колобок идет в гости».

2.Стихотворение «Мойдодыр».

3.Игра «Делаем прическу».

1.Формировать знания о правилах личной гигиены.

2.Развивать речь, внимание, память.

3. Формировать умение правильно держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Январь

1.Занятие «Как дети учили Олю умываться».

2.Игра «Правила гигиены».

3.Стихотворение «В ванне».

4.Игра «Мыльные перчатки».

1. Формирование навыков здорового образа жизни.

2.Формировать знания о культурно-гигиенических навыках.

3.Развивать речь, внимание, память.

4. Формировать умение намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Февраль

1.Занятие «Доброе утро расческа».

2.Игра «Фонтанчики».

3.Дид/игра «Сделаем куклам разные прически».

4.Игра «Подбери картинки».

1.Формировать знания о правилах личной гигиены.

2. Формировать умение  полоскать рот.

3. Закреплять навыки ухода за волосами.

4. Формировать представления детей о предметах личной гигиены,

Март

Итоговый этап реализации проекта

1.Итоговое занятие «Сохраним свое здоровье».

2.Папка-передвижка.

3.Фото-отчет.

Формировать знания о здоровом образе жизни, культурно-гигиенических навыках, навыках самообслуживания.

Апрель

Результаты: Формировать знания о правилах личной гигиены и бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание и память. Сформировать основные игровые умения, позволяющие  развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли) .

ПРИЛОЖЕНИЕ.

СЕНТЯБРЬ.

НОД  «В ГОСТЯХ У ДОКТОРА АЙБОЛИТА»

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем. Я придумала игру-шутку. Называется она «И я тоже». Если я буду говорить, что делаю что-то хорошее, вы добавляйте: «И я тоже»: если плохое — молчите, ничего не говорите, ладно? Запомнили. Начинаем. Только будьте внимательны!

Игра «И я тоже»

         Я умею аккуратно ее есть.

                  Я не слушаю старших.

                  Я с ребятами дружу.

                  Хорошо себя веду!

                  Я на улице гуляю!

                  Я ребят всех обижаю!

 В случае если кто-нибудь ошибся и сказал: «И я тоже», воспитатель говорит: "Кто это там сказал «И я тоже»? Дайтека я посмотрю на детей, которые обижают своих товарищей!.. Что?.. Не обижаете, просто ошиблись? Это хорошо, надо быть дружными!».

 Воспитатель: Ой, ребята, совсем забыла, заигралась с вами... Ведь к нам пришел гость. Подождите здесь, а я посмотрю, пришёл ли он к нам.

 Воспитатель уходит за ширму и переодевается: Нет, лучше сами отгадайте, кто к вам пришел... Добрый - добрый, в белом халате, в очках... Догадались? Всех излечит, исцелит, добрый доктор... (Айболит). Правильно, а вот и он! (Появляется доктор Айболит.)

  Айболит:  Наконец-то, я к вам добрался. Трудно было идти: и ветер, и снег на пути. Где наши зверята больные? А вот они.

 Воспитатель (Доктор Айболит)  одевает детям шапочки с изображением животных: зайки, мишки, бегемота, волка и т.д.

  Айболит обращается к ребёнку в шапочке с изображением зайки: Зайчонок, что у тебя болит? (Наклоняется к зайчику, слушает его трубкой) Вот оно что! Простудился зайка! Ну-ка зайка расскажи, как ты мог так простудиться.

 Ребёнок рассказывает:    

Зайку бросила хозяйка.

 Под дождем остался зайка!

 Со скамейки слезть не мог.

 Весь до ниточки промок!   (А.Барто)

 

     

Айболит: Ай-я-яй! Нехорошо бросать свои игрушки. Ложись-ка, заинька, в постель, поставим тебе градусник. А ребята тебе принесут и покажут картинки с изображением полезных продуктов, в них много витаминов, которые тебе помогут выздороветь и больше не заболеть.

                          Игра «Полезное – неполезное»

  Айболит: Вот, ребята – молодцы: вы помогли выздороветь зайке.

  Айболит: А у тебя, мишенька, что болит?

  Ребёнок читает: 

Уронили  мишку на пол

 Оторвали мишке лапу.

 Всё равно его не брошу

 Потому что он хороший. (А.Барто)

      Айболит:  Лапка? Мы ее сейчас перевяжем.  А  вот игрушки свои нельзя так обижать (открывает чемоданчик, а он пустой) Какой я забывчивый! Я забыл свои инструменты. Вижу у вас имеются предметы, необходимые мне для работы  (подходит к столу, где размещены предметы, которые необходимы для работы врачу, повару, продавцу) . Выберите мне из всех предметов те, которые нужны мне для работы.

Игра «Кому что нужно»

 Айболит: Молодцы! Теперь можно лечить мишеньку. Возьмем бинт и забинтуем ему лапку.  Все, мишенька!  Есть еще больные.

 Айболит: Ой, бегемотики! Они схватились за животики, у бедных бегемотиков животики болят. И почему же у них животики могли заболеть?  (ответы детей)

 Айболит: Они плохо руки мыли. Ребята, давайте расскажем им, как надо руки мыть.

           Надо, надо нам помыться!                      шагаем

           Где тут чистая водица?                          разводят руками

           Кран откроем – ш-ш-ш,                         вращение кистями рук

          Руки моем – ш-ш-ш,                               имитируем мытьё рук

          Щёчки, шейку мы потрём и водичкой обольём.

                                                                   имитируем мытьё щёк, шейки

Буль – буль – буль – журчит водица,     надуваем щёки

Все ребята любят мыться.

Руки с мылом мы помыли,                      имитируем мытьё рук

Нос и щёки не забыли.                            показываем на щёки и нос

Не ленились вымыть уши                       показываем  уши

И вытерли всё посуше.  

      Вот так.

    Айболит:  Какие вы молодцы, научили бегемотиков мыть руки. Ребята, вы очень добрые и заботливые. А мне пора идти других  деток и зверюшек лечить. До свидания, ребята!  (собирается уходить, но вдруг что-то вспоминает)

    Айболит: Какой же я забывчивый! Ведь я вам хотел сделать подарок, отдать вам свой чемоданчик. Вы рассмотрите всё и будете сами лечить. Надеюсь, он вам очень поможет. Вот теперь до свидания! (Отдает чемоданчик и уходит за ширму, снимает костюм и выходит)

    Воспитатель:  Ну, ребята, расскажите, что за гость к вам приходил? (ответы детей) И что доктор Айболит вас лечил? (ответы детей, обращает внимание на подарок). Вы доктору Айболиту спасибо сказали? Молодцы, какие вы хорошие!

НОД «КАК НУЖНО УХАЖИВАТЬ ЗА СОБОЙ»

Добрый доктор Айболит

К деткам в ясельки спешит.

К Соне, Вите и Алине,

Коле, Даше и Дарине.

И ко всем другим ребятам…

Рассказать о том, как надо:

Руки мыть и вытирать,

Да здоровье укреплять.

Очень важно, чтоб на свете

Были чистыми все дети!

Воспитатель: Ребята, вот пришёл к нам Айболит. А с ним вместе пришла девочка Катя. Посмотрите на неё, что же с ней произошло?

(обращает внимание детей на неопрятный вид куклы).

Давайте спросим у неё, где она так испачкалась.

(Читает стихотворение А. Барто «Девочка чумазая»).

Давайте посадим Катю на стульчик и все вместе расскажем и покажем её, как же нужно ухаживать за собой.

Доктор Айболит принёс с собой свой медицинский чемоданчик.

Он с красным крестом,

Что-то важное в нём!

Давайте посмотрим.

(воспитатель поочередно достаёт из чемодана мыло, расчёску, зубную пасту, щётку, мочалку, полотенце, шампунь).

Воспитатель: Скажите, что это за предметы? Для чего они нужны? (ответы детей).

Молодцы! А теперь давайте научим куклу Катю умываться.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. «Умываемся» (имитируют процесс умывания).

Водичка, водичка

Умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Что смеялся роток

И кусался зубок.

Молодцы! Показали Кате, как нужно за собой ухаживать. Сейчас она пойдёт умываться, а Мария Николаевна ей поможет (няня уносит куклу, приводит её в порядок).

Добрый доктор Айболит

Пачкать руки не велит.

Если всё же твои руки

Целый день, не зная скуки,

Перемазались совсем,

Ты иди, конечно, к крану,

Воду тёплую открой-

Руки грязные отмой!

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам, стыд и срам!

(няня приносит чистую куклу, воспитатель обращает внимание детей, какая она стала красивая, предлагает оставить куклу в группе с детьми.

А сейчас мы все вместе поиграем в игру «УМЫВАЛОЧКА».

Мы помыли наши ручки (трут ладонью о ладонь)

Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка)

А над ручками, как тучки (руки вверх)

Пузыри… пузыри… (прыжки, руки на поясе)

Ребята! Доктору Айболиту очень понравилось у вас в гостях, но ему пора идти к другим детям. Но перед тем как уйти, он хочет вас угостить (раздаёт витаминки, прощается и уходит).

Ребята, у нас в группе много игрушек. Мы сейчас наденем белые халаты и превратимся в докторов. Пойдём проверять, все ли наши игрушки знают, что чистота-залог здоровья и как это важно (воспитатель и няня помогают детям переодеться, дети продолжают игру).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ».

           

 Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

           Материал: бумажная кукла с различной одеждой.

          Ход игры: Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

          Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

ИГРА «ВЫМОЙ РУКИ».

Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
          Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

ОКТЯБРЬ.

ЗАНЯТИЕ  «МОИ ЗДОРОВЫЕ ЗУБКИ».

Сегодня на занятии мы ребята поговорим с вами о наших зубах. У нас у всех есть зубы. А как вы думаете, для чего нам нужны зубы?

Ответы детей: (чтобы есть, пережевывать пищу, и т.д.)

Воспитатель: - Правильно, ребята. Зубы нам нужны, чтобы кушать. Но зубы не только нам нужны, они нужны и бобренку, чтобы построить себе крепкий дом, и волчонку, чтобы его услышала мама, как он стучит зубами, придет и согреет его. Зубы нужны зайчонку, чтобы грызть морковку, капусту и зеленую сочную траву.

Воспитатель: - Ребятки, скажите, а вы что больше любите кушать?

Ответы детей:…

Воспитатель: - А конфеты, шоколадки, торты, варенье любите кушать? Все правильно, мы все обожаем кушать сладости, но оказывается, когда много кушаешь сладости, они начинают разрушать наши зубы, на зубах появляются дырочка и зуб начинает болеть. А когда зуб болит, куда мы идем?

Ответы детей: (в больницу к врачу.)

Воспитатель: - Правильно, мы должны идти к врачу и лечить зуб. Но чтобы наши зубы не болели, лучше всего подражать зайчонку – есть больше овощей и фруктов, и конечно не пить без конца сладкий чай и компот. А вот кефир и молоко пить полезно.

(сюрпризный момент – слышится плач куклы)

Воспитатель: - Ой, ребятки, слышите, кто-то плачет? Пойду я посмотрю.

(воспитатель вносит куклу Ксюшу с перевязанной щекой, жалеем куклу и выясняем, что случилось с Ксюшей).

- Оказывается, она была в гостях и там съела много сладкого, и у нее заболели зубы.

- Ксюша ты как раз вовремя пришла, мы сегодня на занятии учимся, как правильно ухаживать за зубами. Садись на стульчик, мы тебя тоже научим. А мы с ребятами немножко отдохнем.

Физкультминутка:

Воспитатель: - Ребята, сколько у нас во рту зубов?

Ответы детей: - Много. Наши деточки устали,

И со стульчиков все стали,

Потянулись, потянулись,

Солнышку мы улыбнулись,

Вправо, влево наклонились

Быстро к речке мы спустились,

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться,

Зубную пасту мы берем

Крепко щеткой зубы трем

Моем шею, моем уши

Сами вытремся посуше.

Воспитатель: - Правильно, много. Покажите свои зубы. Вот какие красивые зубы. Но каждый наш зубик нужно беречь и охранять. Беречь, мы уже знаем как:

1. Но есть слишком много сладостей.

2. А еще нужно, после еды полоскать рот теплой водой.

- У нас у всех есть промежутки между зубами, в которых застревают кусочки пищи. Поэтому посмотри Ксюша, как надо стараться, чтобы вода прошла через эти промежутки.

(показ действий воспитателем детям)

(показ действий детьми)

Воспитатель: - Ну, теперь нам совсем стало ясно как беречь зубы. Но кто же их будет охранять? А охранять их будет зубная паста и зубная щетка.

Сейчас мы с вами будем учиться правильно, чистить зубы, но только пока без зубной пасты. (раздача зубных щеток)

- Посмотрите, как правильно нужно держать зубную щетку.

(показ воспитателем правильной чистки зубов)

- Сначала чистим передние зубы: снизу – вверх , с верху – вниз, затем боковые – с левой стороны, боковые – с правой стороны.

(вся группа детей учится)

- Молодцы! В следующий раз мы будем учиться правильно, чистить зубы внутри, а только потом с зубной пастой.

Воспитатель: (обращение к кукле Ксюше)

-Ксюша, ты запомнила, как правильно нужно ухаживать за зубами, чтобы зубы не болели.

Кукла Ксюша: - Да. Спасибо вам ребята. Теперь я буду беречь, и охранять свои зубы.

1. Меньше буду, есть сладостей, больше овощей и фруктов.

2. После того как покушаю, обязательно буду полоскать рот.

3. И 2 раза в день утром и вечером буду чистить зубы.

Воспитатель: - Ребята, давайте Ксюше подарим зубную пасту и зубную щетку и пригласим ее на следующие занятия.

(дети приглашают куклу Ксюшу в гости).

ЗАНЯТИЕ «ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ».

    Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения

В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», последовательно демонстрируя иллюстрации:

Этот мальчик любит мыло и зубной порошок.

Этот мальчик очень милый, поступает хорошо.

Этот в грязь залез и рад, что грязна рубаха.

Про такого говорят: «Он плохой. Неряха!».

    Вопросы:

  • Какой из мальчиков вам больше нравится?
  • Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?
  • А другой мальчик кому-нибудь понравился?
  • Почему не понравился?
  • Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым?
  • Что, кроме мыла и губки, необходимо для мытья?

      Воспитатель предлагает показать, как дети моют руки и лицо (имитации движении), а затем вспомнить, в каком стихотворении есть слова:

Давайте же мыться, купаться,

Плескаться, нырять, кувыркаться

В лохани, в корыте,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане.

Всегда и везде

Вечная слава воде!

Педагог предлагает выучить чистоговорку:

Мама Милу мыла мылом.

Потешка «Без воды умылся котик».
Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться –
Мама может рассердиться…
В. Науменко

СТИХОТВОРЕНИЕ «РАНО УТРОМ ЗВЕРИ ВСТАЛИ».

Рано утром звери встали,
Зубки чистить побежали.
Чистят зубки мишки
Щеточкой из шишки.
Белка в рыжей шубке
Тоже чистит зубки.
Серые мышата,
Веселые ежата.
Серый волк зубастый
Чистят зубки пастой.
Чистят поросенок
И смешной лосенок.
Чтобы зубки не болели,
Как снежинки чтоб белели,
Чистить вкусной пастой
Надо зубки часто!

НОЯБРЬ.

ЗАНЯТИЕ «УЧИМ КУКЛУ КАТЮ МЫТЬ РУКИ».

В дверь стучатся. Воспитатель открывает дверь. В гости пришла кукла Даша. У нее грязные руки. Она здоровается с детьми и пытается с каждым ребенком поздороваться за руки.

Воспитатель. Даша, посмотри какие у тебя грязные руки. Дети скажите, можно такими руками здороваться? (ответы детей)

Воспитатель. Скажите, что необходимо сделать Даше? (ответы детей - Помыть руки.)

Даша начинает плевать на ладошки и тереть их.

Воспитатель. Ребята скажите, разве можно так мыть руки?(ответы детей)

Воспитатель. А как надо мыть руки? Что помогает нам чисто умываться? (ответы детей – Вода, мыло)

Воспитатель. Посмотрите, я принесла для Даши мыло. Понюхайте, какое оно? (душистое)

- Как называется коробочка, в которой лежит мыло? (мыльница)

- Давайте поможем Даше вымыть руки.

Игровой момент: кто- то из детей моет кукле руки, при этом проговаривается алгоритм мытья рук: включить кран, намочить руки, намылить руки мылом, тщательно растереть мыло, смыть мыло водой, выключить кран.

В процессе обыгрывания спросить у детей: - Почему нужно мыть руки с мылом?

Воспитатель. Что теперь должна сделать Даша?

(ответы детей – Вытереть руки полотенцем.)

Воспитатель. Вот я даю Даше полотенце, какое оно? (мягкое, пушистое, чистое)

Воспитатель. Поможем Даше вытереть руки.

Желающий ребенок вытирает кукле руки.

Воспитатель. Еще раз давайте напомним Даше, как нужно правильно мыть руки.

Д/упр «Мальчик моет руки»

Воспитатель. Теперь у Даши чистые руки и она хочет с вами поздороваться.

Кукла здоровается с детьми за руки.

Кукла Даша. Вы хотите поиграть со мной в игру.

П/и «У медведя во бору»

Воспитатель. Посмотрите, у Даши есть интересная коробочка.

Д/и «Каждому свой домик»

Нужно разложить принадлежности (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста) по местам (мыльница, футляр для зубной щетки, стаканчик, крючок для полотенца)

Даша. Какие вы молодцы. Но мне пора домой. Вы меня научили правильно мыть руки и рассказали, почему их нужно мыть с мылом. Я хочу подарить книжку, которая поможет вам узнать «Почему нужно чистить зубы» До свидания.

Кукла детям дарит книжку

Воспитатель. Даша, я тебя провожу.

Воспитатель выносит куклу из группы.

Воспитатель. Молодцы! А теперь вы отдохнете, а после мы прочитаем книжку, которую подарила Даша.

ВОДА И МЫЛО

- Грязнуля ты!
На лбу твоем чернила! –
Воскликнула Вода,
Увидев Мыло.
- Да, - Мыло говорит, -
Я это знаю,
Зато других от грязи
Я спасаю!
(Р. Помбо).

ИГРА «ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ».

              Цель: способствовать  формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

             Материал:  носовой платок.

             Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

            - Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.


 САМ ЧИЩУ ЗУБЫ"

Я уже большой,
Я сам
Чищу зубы по утрам.
Чищу,
Чищу,
Не ленюсь,
Кариеса не боюсь.
Чищу,
Чищу,
Улыбаюсь,
Чищу,
Чищу,
Покривляюсь.
Чищу,
Чтобы не болели,
Чищу,
Чтобы не темнели,
И снаружи,
И внутри,
Мама, мама,
Посмотри –
Зубки чистые мои!

(О.Чусовитина).

ДЕКАБРЬ.

ИГРА-ЭТЮД «КУПАНИЕ ПОРОСЕНКА».
        Педагог вносит игрушку-поросенка, маленькое корыто, большой таз, мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает детям с помощью мимики, жестов изобразить эмоциональное состояние героев. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение, используя мимику и жесты.
Педагог. Визжит поросенок...
Поросенок (ребенок с куклой). Спасите! (Глаза широко раскрыты., рот полуоткрыт, резко машет руками.)
Педагог
Купают его в корыте.
Он в луже не прочь помыться,
А мыльной воды боится.
А в кухне купают Олю.
Воды ей нагрели вволю.
Но Оля кричит...
Оля
Уйдите!
Мочалкой меня не трите!
Я голову мыть не стану!
Не буду садиться в ванну! (Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова опущена, сердитый взгляд.)
Педагог
Вот оба они помыты, Надуты, слегка сердиты, С коленок отмыты пятна. Купаться было приятно...
Ребенок. Чего же ты, Оля, кричала?
Педагог. И Оленька отвечала...
Оля.
Кричал поросенок Тошка, А я помогала немножко!
Вопросы к детям
Почему кричала Оля? Правильно она поступила? А как надо было?  Кто покажет, как надо было поступить?

ИГРА "ВОДИЧКА, ВОДИЧКА!"
          Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
          Оборудование: две куклы.
          Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

ИГРА"СДЕЛАЕМ ЛОДОЧКИ".
          Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
          Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий: засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
открыть кран;
сложить ладони рук "лодочкой";
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

 "КТО НЕ УМЫВАЕТСЯ"

Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.

А кто не умывается,
Никак не называется.

(А.Синявский).

ЯНВАРЬ

НОД «КОЛОБОК ИДЕТ В ГОСТИ».

-Ой, что это у нас такое. Ребята бегите скорее сюда! Это сказка к нам пришла!

(Выстраиваемся полукругом, обращаем внимание на ширму)

Ведущий:

Жили-были дед и баба

На полянке у реки

И любили очень-очень

Из сметаны колобки.

Появляются дед и баба на ширме.

Ведущий:

Тут спешит к ним почтальон

И письмо вручает он.

Почтальон вручает письмо деду и бабке и уходит. Дед читает письмо.

Дед: «У Сережи день рожденья.

В гости все вы приходите, и колобка вы испеките»

Попросил старик старушку:

Испеки мне колобка

Для Сережи, для внучка.

Ведущий:

Бабка тесто замесила

Колобка она слепила.

В печь его поставила,

Там его оставила.

Вышел он румян, пригож

И на солнышко похож.

Он остыть хотел немножко

И уселся на окошко.

Колобок:

Не хочу я там лежать,

А хочу я убежать.

Сам Сережу отыскать.

Ведущий:

Огород он пересек

И пустился наутек… на мосток.

Колобок наш убежал

И к мосточку прибежал,

И вприпрыжку, скок да скок,

Через сугробы на мосток, на мосток,

Прыг-скок, прыг-скок.

Колобок поет песню:

Я Колобок, Колобок!

По амбарам метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Для Сережи испечен!

Появляется Заяц на ширме.

Колобок: Здравствуй, Заяц!

Заяц: Здравствуй, Колобок! Ты такой румяный, куда спешишь?

Колобок: Иду к Сереже на день рожденья!

Заяц:

Я тоже в гости иду

И ребят с собой зову.

Снежки ловко собирай

И назад мне бросай.

Игра с Зайцем «Снежки».

 Заяц:

Вот какие молодцы, ребята!

А Колобок уже убежал.

Вот он, вот он, не догнать,

Колобка нам не поймать.

Заяц уходит.

Колобок поет песню:

Я Колобок, Колобок!

По амбарам метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Для Сережи испечен.

Появляется Волк на ширме.

Колобок: Здравствуй, Волк!

Волк:Здравствуй, Колобок! Ты такой румяный, куда спешишь?

Колобок: Иду к Сереже на день рожденья!

Волк:

Я тоже с ребятами могу играть

И мыльные пузыри пускать!

Игра с мыльными пузырями.

Волк:

Вот какие молодцы, ребята!

Укатился Колобок

Колобок – румяный бок.

Ведущий:

Убежал наш колобок,

Покатился крутой бок.

Покатился колобок.

Колобок: Ой, зверята убежали придётся мне одному идти в гости к Серёже.

В. Ребята, вы хотите пойти в гости к Серёже?

В. Ах, посмотрите. А вот и наш Серёжа. Здравствуй, Серёжа! Мы поздравляем, тебя с днём рождения и передаём тебе подарок от бабушки: сметанные колобки.

В. Ребята, но прежде чем сесть за стол, что нам нужно обязательно сделать? (вымыть руки).

В. Детки, а где мы моем ручки (в умывальнике)

В. Что мы делаем сначала?

В. Засучиваем рукава, затем включаем кран с водой. Теперь нужно намочить руки, взять мыло и намылить ручки. Тщательно моем ручки.

Стихотворение про «Водичку»

Знаем, знаем, да, да, да,

Где здесь прячется вода.

Выходи, водица, мы пришли умыться,

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки.

В. Когда вымыли ручки, то надо смыть мыло и выключить кран. Далее вытираем ручки полотенцем, подходим к столу и садимся.

В. Ах, какое у нас угощение.

Серёжа. Угощайтесь, ребята.

В. Спасибо, приятного аппетита.

Дети, гости, Серёжа – угощаются.

В. Ребята, когда мы покушали чем, мы будем вытирать ротик (Салфеткой).

В. Ребята, как хорошо мы провели с вами время!

В. Что мы свами сегодня увидели?

В. У кого в гостях мы были?

В. Ребята, а когда мы уходим, что мы делаем? (Прощаемся)

ИГРА "ДЕЛАЕМ ПРИЧЕСКУ"
         Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
         Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
         Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

СТИХОТВОРЕНИЕ «МОЙДОДЫР».

Самый чистый, самый умный,
Самый добрый Мойдодыр.
Он твердит и днем, и ночью:
«Три до дыр» да «Мой до дыр!»
Моет он мышат, лягушек,
Моет
маленьких детей —
Даже самых непослушных
Умывает каждый день.
Автор Е. Силенок

ФЕВРАЛЬ

НОД «КАК ДЕТИ УЧИЛИ ОЛЮ УМЫВАТЬСЯ»

Программное содержание. Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; развивать наблюдательность; воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.

Оборудование: кувшин с водой и тазиком, над которым надо будет лить воду, полотенце, расчёска, зеркало, бланк телеграммы; посылка со средствами личной гигиены, маски: собака, утёнок, котёнок; медали.

Музыкальное сопровождение: «Чистота» (Дети входят, песня из мультфильма «Маша и медведь»), «Частушки» (музыкальное сопровождение на вход девочки-неряхи), «Большая стирка» (Вручение медалей детям, песня из мультфильма «Маша и медведь»).

Предварительная работа: чтение произведения К. Чуковского "Мойдодыр"; разучивание потешек о формировании культурно- гигиенических навыков; беседы о здоровом образе жизни.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети входят в группу, приветствуют гостей. Образуют круг. Подвижная игра с речевым сопровождением "Не хотим мы больше спать"

В центре круга находиться педагог. Он показывает движения, читает текст стихотворения, дети повторяют движения вслед за педагогом.

Мы проснулись рано утром, шагают на месте.

Потянулись бодро, шумно. поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх.

Чтобы сон ушёл, зевнули,

Головой слегка тряхнули.

Выполняют повороты головы в разные стороны.

Разбудил нас бег на месте. бегут на месте.

К ванне побежали вместе.

Умывались и плескались. Зубы вычистить пытались.

выполняют круговые движения ладонями около лица, чистят зубы.

Причесались аккуратно.

гладят ладонями голову от макушки к вискам.

приоделись все опрятно.

выполняют руками 2 раза движения  от груди вниз опускают руки к бёдрам, пальцы рук сжаты в кулачки.

Не хотим мы больше спать,

Будем весело играть. Хлопают в ладоши.

-Вот какие молодцы. А сейчас садитесь тихонько на стульчики.(дети садятся)

-Раз, два, три, четыре, пять,

вышло солнышко опять.

-Раз, два, три, четыре, пять,

вышла Оля погулять.

(под музыку выходит девочка-замарашка, взлохмаченные волосы, грязная. В руках у неё мяч, она читает стихотворение "Мой весёлый, звонкий мяч...")

В: Вот так Оля, вот так Оля. Не умылась Оля  что ли?

Оля: А что такого?

В: Вышли звери в огород, встали дружно в хоровод. Окружили Олю, не узнали что ли?

Говорит собака Оле (Саша): "Гав, гав, гав. Ты б пошла умылась что ли, гав, гав ,гав".

Оля: -Ну, вот ещё!

В: И сказала Оле утка(Ангелина): "Кря, кря, кря. Видеть это, просто жутко, кря, кря, кря".

Оля: -Ну и подумаешь!

В: Предложила Оле кошка (Даша Кл.): "Мяу, мяу, мяу. Дай лизну тебя немножко, мяу, мяу, мяу".

Оля: Вот ещё!

В: Вот так насмешили, чуть Олю не умыли.

-Ребята, а вы тоже грязные выходите гулять? (ответы детей).

-Перед тем, как выйти на улицу, нужно обязательно посмотреть на себя в зеркало, всё ли в порядке.

Воспитатель обращается к Оле: "Посмотри на себя в зеркало, ты наверно и умываться не умеешь?".

Оля: Не умею.

В: -Ребята, научим Олю умываться? (ответы детей).

-А что нужно, чтобы научить Олю умываться, подскажите ей, пожалуйста. (ответы детей: вода, мыло, полотенце).

ВЫНОСИТСЯ КУВШИН С ВОДОЙ, ТАЗИК, МЫЛО, ПОЛОТЕНЦЕ.

-Давайте представим, что перед нами настоящая раковина с умывальником.

Но что мы сделаем перед тем, как открыть кран с водой (надо закатать рукава, чтобы не намочить рубашку, платье).

-Правильно, нужно закатать рукава. Дима покажи Оле, как нужно закатывать рукава. А ты Оля смотри и делай как Дима.

Чтение потешки:

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить.

Закатали рукава?

Здравствуй, мыло и вода!

Рукава закатали, теперь покажем Оле, как надо мыть руки, одна ладошка моет другую.

-Алина, покажи пожалуйста Оле, как ты моешь руки.

Воспитатель наклоняет кувшин с водой над тазиком, помогает Оле умыться.

-Сначала руки смочим водой, потом намылим мылом, потрём одну ладошку о другую, промоем каждый пальчик. А после этого смываем водой.

Чтение стихотворения:

Каждый день я
Мыло мою
Под горячею водою
И в ладонях поутру
Очень сильно его тру:
- Мойся, мыло, не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!
Р. Куликова

-Вот мы умылись, смыли с рук мыло, что нужно сделать? ( стряхнуть руки над раковиной и вытереть их полотенцем).

-Савелий, покажи Оле как надо стряхивать ручки.

-Вот теперь у нас Оля чистая, осталось её причесать. (помогаем Оле расчесаться).

ПОДВОДИТ ОЛЮ К ЗЕРКАЛУ:

-Теперь ты Оля чистая и красивая.

Оля: Спасибо вам, ребята. Я поняла, как важно следить за своей чистотой - это полезно и красиво.

В: Мы рады, что ты это поняла. Ведь если человек всегда ходит чистым, то он помогает своему здоровью.

-А вы ребята, запомнили, как правильно умываться?

-Давайте ещё раз повторим.

ДЕТИ ВСТАЮТ ВОЗЛЕ СВОИХ СТУЛЬЧИКОВ, ВЫПОЛНЯЕТСЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

-Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем уши, моем шею,

на глазах мы хорошеем.

-Вот какие мы чистые и красивые.

-Ой, ребята я забыла вам сказать, когда я утром пришла, а вас ещё не было, мне принесли телеграмму и посылку. А прислал её главный начальник по чистоте-Мойдодыр.

Вот что пишет Мойдодыр:

В посылке находится то, что поможет вам быть чистыми, красивыми и здоровыми.

Давайте попробуем угадать.

ЗАГАДКИ:

Ускользает, как живое,               

Но не выпущу его я.                  

Белой пеной пенится,                

Руки мыть не ленится.   (Мыло)  

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

 И зубы у меня длинней,

Чем у волков, у медведей. (Расческа)           

Пластмассовая спинка,   

Жесткая щетинка,        

С зубной пастой дружит,

Нам усердно служит.      (Зубная щетка)          

Вытираю я, стараюсь,         

После ванной паренька.       

Все намокло, все измялось –  

Нет сухого уголка.            (Полотенце)            

ПОСЛУШАЙТЕ, ЧТО ДАЛЬШЕ ПИШЕТ МОЙДОДЫР:

"Полотенцем моют руки"

"Расчёской  вытираются"

"Зубной щёткой намыливают тело"

"Мылом причёсываются" .

-Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется Мойдодыр всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:

-полотенцем (что делают?)...

-Расчёской................

-Зубной щёткой...............

-Мылом.................

-Вот какую смешную телеграмму нам прислал Мойдодыр.

А еще Мойдодыр знает, что вы теперь самые умелые, потому что можете сами умываться, вытираться полотенцем и даже расчесываться. Поэтому он поздравляет вас и дарит вам медали.

Звучит музыка, воспитатель одевает детям медали.

Воспитатель благодарит детей, уходят.

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ

              Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

            Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

СТИХОТВОРЕНИЕ «В ВАННЕ».

Любо плавать Ване
В белом море - в ванне.
Только вот обидно -
Берега не видно.
Видимость пропала,
Мыло в глаз попало...
(А. Шлыгин).

ИГРА "МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ".
          Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
          Оборудование: детское мыло, полотенце.
          Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

МАРТ.

НОД «ДОБРОЕ УТРО РАСЧЕСКА».

Дети подходят к столу, на котором сидим кукла Таня. Педагог обращает внимание детей на внешний вид куклы, выясняет, почему она непричесанная. Таня объясняет, что у нее испачкалась расческа. Педагог просит детей помочь Тане.

Дети подсказывают, что расческу надо помыть.

Основная часть:

1.Дидактическая игра «Подбери предметы»

Педагог предлагает выбрать предметы, необходимые для ухода за расческой, объясняя их назначение (дети выбирают среди мыла, тазика с водой, салфетки, полотенца, мячика).

2. Алгоритм мытья расчески.

Педагог показывает и рассказывает детям и кукле, как правильно ухаживают за расческой. Затем показывает письмо от Мойдодыра с картинками для алгоритма по уходу зa расчёской.

3.Педагог рассказывает детям о правилах гигиены.

Он объясняет, что у каждого человека должна быть личная расческа, храниться она должна в определенном месте, пользоваться чужой расческой не рекомендуется.

Дети причесывают куклу, одновременно рассказывая, как это надо делать.

Педагог обращает внимание детей на опрятность Тани.

4. Пальчиковая гимнастика «Части чела».

Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.

У меня есть голова

Грудь, живот, а там спина

Ножки чтобы поскакать ,

Ручки чтобы поиграть

Дидактическое упражнение «Дорисуй расчески кукле Тане».

Детям предлагается дорисовать зубчики у расчески такого же цвета, как расческа.

 СДЕЛАЕМ КУКЛАМ РАЗНЫЕ ПРИЧЕСКИ

             Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать  понятие «опрятный внешний вид»

             Материал:  куклы, расчёски, заколки.

             Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

ИГРА "ФО НТАНЧИКИ".
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

ИГРА «ПОДБЕРИ КАРТИНКИ».

              Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.

              Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены.

              Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами).

АПРЕЛЬ.

НОД «СОХРАНИМ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ».

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Кто хочет быть здоровым? А почему вы хотите быть здоровыми? В ваших силах не только сохранить свое здоровье, но и укрепить его. Об этом и мудрые пословицы говорят:

Есть ли большая беда,                        

Чем болезни и нужда.                        

Я здоровье берегу,

Сам себе я помогу.

Давайте выучим наизусть вторую пословицу. (Заучивание).

Как вы понимаете, что такое здоровье? Здоровье – это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается. А сейчас поговорим о том, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье. Как вы считаете, что вы можете сами сделать для своего здоровья? Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины.

Пальчиковая гимнастика «Утречко»

Утречко настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей! Вставай, большой! Вставай, указка! Вставай, середка! Вставай, сиротка! И крошка Митрошка! Привет, ладошка! Все проснулись, потянулись! Молодцы!

А теперь проверьте, стали ваши пальчики крепче, послушнее?

Вы знаете, ребята, сегодня к нам в группу заходил Мойдодыр. Он очень хотел вас увидеть. Так жалко, что Мойдодыр вас не дождался, ведь у него утром  так много забот! Но он оставил вам вот этот мешочек.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дети наощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться.  Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.

Отгадывание загадок

Ускользает, как живое,               

Но не выпущу его я.                  

Белой пеной пенится,                

Руки мыть не ленится.   (Мыло)  

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

 И зубы у меня длинней,

Чем у волков, у медведей. (Расческа)           

Пластмассовая спинка,   

Жесткая щетинка,        

С зубной пастой дружит,

Нам усердно служит.      (Зубная щетка)          

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как есть ему покажет. (Зеркало)

Вытираю я, стараюсь,         

После ванной паренька.       

Все намокло, все измялось –  

Нет сухого уголка.            (Полотенце)            

Хвостик из кости,

На спинке – щетинка.

Эта вещь поможет нам

Чистить брюки и кафтан. (Щетка)      

А еще Мойдодыр оставил нам  мультфильм. Сейчас мы его посмотрим. (Просмотр м\ф «Мойдодыр»). Беседа по содержанию м\ф).  Почему Мойдодыр был сердит? Про каких своих солдат говорил Мойдодыр? Что обрадовало Мойдодыра? Какой эпизод вам больше всего понравился? Почему?

Физкультминутка "Веселая зарядка"

Солнце глянуло в кроватку. Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку. Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Дружно делаем зарядку.

Ой, а вот еще один подарок Мойдодыра. Интересный рисунок. Что на нем изображено? Зубы. Вот на этой картинке зубы белые, веселые. А здесь темные, грустные. Каково ваше мнение, что произошло с этими зубами? Белые зубы чистят, кормят полезной пищей, а за темными не ухаживают, не чистят, кормят пищей, которая разрушает зубы. Как вы думаете, какая пища разрушает зубы? Конфеты, торты, шоколад, леденцы, мороженое разрушаю зубы. А какая пища полезна зубам? Овощи, фрукты, творог.

Дидактическая игра «Полезно – вредно»

На большом листе бумаги (доске) изображены различные продукты питания (овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке, рыба, мороженое, яйца, черный хлеб и т. п.). Дети обводят зеленым маркером то, что полезно. Воспитатель объясняет почему нельзя есть чипсы и прочую вредную еду, почему сладости нужно есть умеренно.

Вспомните и назовите, какими полезными продуктами вас кормят в детском саду. (Дети перечисляют продукты из меню детского сада).

И на завтрак, и на обед, и на ужин вам дают хлеб. Особенно полезен ржаной хлеб. Сейчас мы будем дегустировать очень полезный ржаной хлеб. Дегустировать – значит пробовать. А человека, который пробует, называют – дегустатор. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. (Дети пробуют хлеб).

Вот вы ребята говорили, что надо закаляться. А как это, что нужно делать? Послушайте стихотворение про закаливание:

Все, кто хочет быть здоров, Закаляйтесь вы со мной. Утром бег и душ бодрящий, Как для взрослых, настоящий. Чаще окна открывать, Свежим воздухом дышать. Руки мыть водой холодной. И тогда микроб голодный Вас вовек не одолеет.

А мы с вами как закаливаемся после дневного сна? Ходим босиком по коврику, смоченному соленой водой. Но закаляться нужно постепенно, разумно. Послушайте пословицы:

«Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно».

«Хочешь быть здоров – прояви волю и терпение».

Есть еще один очень простой способ закаливания, который можно делать каждый день. Это самомассаж. Послушайте это слово. Что такое «массаж»? Это поглаживание, растирание, надавливание. А первая часть слова «самомассаж» - «само», что обозначает? Что этот массаж человек делает себе сам.

Самомассаж

-Лобик мыли? Щечки мыли? Ушки мыли? Ручки мыли? Все помыли? Чистые теперь! Открыть к здоровью дверь!

-Вы сегодня отлично занимались. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддается болезни. А хорошее настроение и улыбка – как защита от болезней. Давайте же чаще дарить друг другу улыбки.

-Доброго вам всем здоровья!

ПАПКА ПЕРЕДВИЖКА

«ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАША И МИША УЧИЛИСЬ МЫТЬ РУКИ»

Послушайте историю про то, как Маша и Миша учились мыть руки.
Привела их мама первый раз в детский сад.
— Вы умеете сами умываться?— спросили их.
— Конечно, умеем!—закричали Маша и Миша, побежали к умывальникам и стали крутить краны.
— Не спешите,—сказала воспитательница.— Посмотрите-ка на других ребят...
Маша и Миша оглянулись направо, налево и увидели, что все мальчики и девочки расстегивают пуговицы на манжетах и аккуратно заворачивают рукава выше локтей.
Они сделали то же самое. Миша, правда, немного повозился с пуговицами и, чтобы не отстать, быстро схватился за мыло.
— Мальчик,— сказала ему девочка, стоявшая рядом.— Ты разве не знаешь, что в сухие руки мыло не берут? Надо намочить их сначала. А струйку ты делай не очень тоненькую, а то воды будет мало, и не очень толстую, а то забрызгаешься. Понял? Миша кивнул головой, а Маша засмеялась и сказала:.
— Дома он вечно открывает кран до конца и весь обливается...
Когда пены получилось много, Миша и Маша положили мыло в мыльницы и сунули руки под кран.
— А помыть забыли!—засмеялась та же девочка.
— Ничего,—сказала воспитательница.— Сейчас мы их научим.— И показала, как моют намыленные руки.— Надо, чтобы они перекатывались друг по дружке, как санки по снежной горке: то правая съезжает с левой, то левая с правой. А потом надо сложить ладошку к ладошке и потереть. А уж после этого ополоснуть, отряхнуть и вытирать.
С полотенцами у наших друзей тоже сначала вышла маленькая неприятность: они хотели было схватить, какое под руку попало, но им объяснили, что полотенце у каждого должно быть свое. А чтобы не путать, на них нашиты меточки. Маше досталась красная метка — вишенка, а Мише зеленая — огурец. Они полюбовались на метки, покомкали в руках свои полотенца и стали вешать их на крючки. Полотенца сделались мятыми, некрасивыми, а руки остались мокрыми. Маша собралась было обтереть их о платье, но вовремя вспомнила, что этого делать совсем уж нельзя. А как другие ребята вытирали руки? Оказывается, вот как: брали расправленное полотенце в одну руку и вытирали другую, каждый пальчик отдельно. По всем десяти пальчикам прошлось полотенце! А ты умеешь мыть руки, как ребята в детском саду? Обязательно научись!

УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО УХАЖИВАТЬ ЗА ЗУБАМИ!
Частой причиной зубной боли является воспаление внутренней мягкой ткани зуба (пульпы), богатой кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Воспаление вызывают микробы, которые проникают в пульпу через полости, образующиеся при разрушении твердых минеральных слоев зуба: эмали и лежащим под ней дентином. Процесс разрушения твердых тканей зуба называется кариесом. При кариесе ребенок также может ощущать боль в зубах, но только при непосредственном действии раздражителя, например холодной или горячей воды. Если воспаляется пульпа, то боль в зубе возникает приступообразно, не только во время действия раздражителей (во время еды), но в любое время, в том числе ночью. Иногда боль носит постоянный ноющий характер.

Для профилактики порчи зубов не давайте ребенку очень холодную или горячую пищу, особенно если они чередуются. От этого трескается эмаль. Не рекомендуется есть слишком кислую пищу, например сырой лимон, много сахара, а также пищу преимущественно мягкой консистенции. Лучше не давать ребенку сахара, конфет и сладких фруктовых соков в перерывах между едой. Для самоочищения зубов и поддержания жевательной функции полезно давать ребенку хлебные корки, морковь, яблоки и т.п. С трехлетнего возраста можно начинать приучать ребенка чистить зубы щеткой.
ПОМОЩЬ:
Если у вас нет возможности немедленно отвести ребенка к стоматологу, то зубную боль можно успокоить следующими средствами:
-положить в дупло зуба (кариозную полость) ватку, смоченную зубными каплями, каплями «Дента» или маслом мяты перечной;
-натирать десну около больного зуба долькой чеснока, очистив ее от шелухи;
-положить между больным зубом и щекой листья валерианы или конского щавеля;
-полоскать рот теплым отваром шалфея лекарственного (1 столовую ложку сухих листьев на стакан кипятка), стараясь подольше держать его во рту у больного зуба;
Срочно обратитесь к стоматологу!



УЧИМ ЧИСТИТЬ ЗУБЫ: 

Важнейший этап на пути сохранения красивой улыбки на всю жизнь – обучение ребенка самостоятельной гигиене полости рта, которая начинается с первой детской щетки и пасты. Так что, если ваш ребенок уже подрос, пора - учим чистить зубы. Чем раньше вы приступите к воспитательно–стоматологическим действиям, тем лучше. Показывайте, как нужно сначала помыть щетку теплой водой и прополоскать рот. Чистить зубки нужно так, как будто вы их подметаете. Верхние зубки почистить движениями сверху вниз, чтобы грязь из-под десны выходила наружу, а нижние - снизу вверх. Обязательно нужно почистить внутреннюю поверхность зубов, которую сложнее вычищать, чем наружную. В конце нужно очистить жевательную поверхность всех зубов горизонтальными и круговыми движениями. Маленький человечек должен сам поводить щеткой по своим зубкам, но потом ваши умелые руки должны доделать все то, что ребенок сам сделать пока не может. Постепенно он научится правильно и тщательно выполнять все движения, если ребенка учить чистить зубы спокойно и неторопливо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Наш друг - Мойдодыр"

Сценарий праздника "Наш друг - Мойдодыр"...

Развлечение на тему «Наш друг - Мойдодыр»

Задачи:1. Совершенствовать общую и мелкую моторику; закрепить у детей гигиенические знания и навыки.2. Развить мелодико-интонационные компоненты речи.З. Воспитать потребность в чистоте и аккуратности....

Проект "Наш друг МОЙДОДЫР"

 Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. В процессе повседневной работы с детьми необхо...

Проект "Наш друг МОЙДОДЫР"

 Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. В процессе повседневной работы с детьми необхо...

Проект «НАШ ДРУГ - МОЙДОДЫР» . 2 младшая группа ( по ФГОС)

1.    Название проекта: «НАШ ДРУГ -МОЙДОДЫР».2.    Вид проекта: творческий, познавательно- игровой.                    ...

Проект «НАШ ДРУГ - МОЙДОДЫР». для 2 младшей группы, составлено по ФГОС

1.    Название проекта: «НАШ ДРУГ -МОЙДОДЫР".2.    Вид проекта: творческий, познавательно- игровой.                    ...

Проект «НАШ ДРУГ - МОЙДОДЫР»

Цель данного проекта: развитие культурно-гигиенических навыков, формирование привычки следить за своим внешним видом,формирование навыков поведения за столом,формирование  начальных представлений...