Картотека артикуляционная гимнастика
картотека (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Лопаточка»
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать на счет до 5-10 или 10-15 сек.
Цель: Выработать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Методические рекомендации:
- Рот полуоткрыт.
- Не высовывать язык далеко,
- Не заворачивать нижнюю губу внутрь.
- Боковые края должны касаться уголков рта.
- Если упражнение не получается, то сначала нужно сделать следующие упражнения: «Покусать» язык зубами, похлопать губами по языку, произнося «пя-пя-пя»
- Повторить упражнение сначала
«Чашечка»
Широко раскрыть рот. Широкий язык из положения "Лопаточка" поднять вверх, загибая края языка. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.
Цель: Научиться удерживать язык в форме чашки и вверху, у верхних зубов. Укреплять мышцы языка.
Методические рекомендации:
- Рот широко открыт.
- Язык выдвинуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
- Завернуть боковые края и кончик языка внутрь - представить язык в форме чашки.
- Края языка должны быть у верхних зубов.
- Если упражнение не получается, то сначала похлопать губами язык, слегка надавить (пальцем, зондом, шпателем) на середину языка и язык приобретет нужную форму, или завернуть язык на губу, придерживая его.
«Иголочка»
Рот открыть. Язык выдвинуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким, острым.
Цель: Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Это укрепляет мышцы языка.
Методические рекомендации:
- Рот открыть, язык выдвинуть как можно дальше.
- Выдвинуть язык, напрячь и сделать узким.
- Язык не лежит на губе, а выдвинут вперед.
- Удерживать в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.
«Горка»
Рот раскрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.
Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивает мышцы языка, укрепляет кончик языка.
Методические рекомендации:
- Рот полуоткрыт, улыбнуться.
- Кончик языка за нижними зубами.
- Удерживать в таком положении на счет до 5-10 или 10-15 сек.
- Если упражнение не получается, то спеть звук "и-и-и".
«Трубочка»
Вытянуть губы вперед. Подуть, чтобы получилась трубочка. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
Цель: Научиться вырабатывать движения губ вперед.
Методические указания:
- Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.
- Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
- Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.
- Если ребенок не умеет вытягивать губы вперед, предложите дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ.
- Спеть вместе с ребенком "у-у-у" и губы приобретут нужное положение.
«Часы»
Выдвинуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет логопеда до 5-10 или 10-15 сек. Выполнить 15-20 раз.
Цель: Развить подвижность языка, укреплять мышцы языка.
Методические рекомендации:
- Улыбнуться и из полуоткрытого рта выдвинуть язык как можно дальше.
- Делать плавные движения высунутым языком от одного угла рта к другому.
- Нижняя челюсть не подвижна,
- Движется только язык. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не касаясь ее.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Выдвинуть широкий язык, из положения «Лопаточка» облизать верхнюю губу и убрать язык в глубину рта. Повторить 15 раз.
Цель: Научиться производить движения широкой передней частью языка вверх в форме чашечки.
Методические указания:
- Следить, чтобы работал только язык.
- Язык широкий в форме «чашки».
- Челюсти неподвижны.
- Делать движения широким языком сверху вниз.
- Если упражнение не получается, то сначала похлопать губами язык и завернуть язык на верхнюю губу, придерживая пальцами.
«Лошадка»
Прислонить язык к твердому небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно растягивая подъязычную связку.
Цель: Научиться производить движения языком вверх и подготовить его к вибрации, растягивать подъязычную уздечку и развивать мышцы языка.
Методические указания:
- Улыбнуться, открыть рот и пощелкать языком.
- Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.
- Челюсти неподвижные, работает только язык.
- Выполнить 10-15 раз.
«Грибок»
Раскрыть рот. Притянуть язык к небу. Не отрывая язык от неба, опускать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения "Лошадка", язык не должен отрываться от неба.
Цель: Научиться удерживать язык вверху, в положении, необходимом для произнесения звука [р]. Развить мышцы языка, растянуть подъязычную уздечку.
Методические указания:
- Улыбнуться, открыть рот и притянуть язык к небу.
- Подъязычная уздечка должна быть натянута.
- Если упражнение не получается, то вернуться к упражнению «Лошадка».
- Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем темп ускоряется.
- Выполнить 10-15 раз.
«Гармошка»
Улыбнуться, открыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении рот раскрывать все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Цель упражнения: укрепить мышцы языка, растянуть подъязычную связку и уздечку).
Методические указания:
- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.
- Открывать и закрывать рот, удерживая его в таком положении под счет от одного до пяти.
- Следить, чтобы при открывании рта стороны языка не провисали.
«Качели»
Высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда до 5-10 или 10-15 сек.
Цель: Научиться быстро менять положение языка. Развить подвижность языка.
Методические указания:
- Улыбнуться, показать зубы, полуоткрытый рот и положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны).
- Поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны).
- Поочередно менять положение языка.
- Менять положение языка 5-6 раз.
- Движется только язык, а нижняя челюсть и губы не подвижны.
| №1 Лодочка |
| Обе ладони соединены ребрами, подушечки средних, безымянных и мизинцев соединены, большие пальцы прижаты к ладоням. |
| №2 Дудочка |
| Пальцы собраны в щепотку |
| №3 Лопата |
| Пальцы рук врозь, веером |
| №4 Солнышко |
| Кисти рук вверх на момент поднятия языка на верхнюю губу, согнуть пальцы на угол 90 градусов к ладони на момент опускания языка на нижнюю губу. |
| №5 Заборчик |
| Ребра рук соединены, пальцы сомкнуты; кисти рук расположены вертикально |
| №6 Иголочка |
| Пальцы собраны в щёпоть |
| №7 Чашечка |
| Соединить кисти рук ребрами, ладони вверх - «лепешка». Соединяя одноимённые пальцы рук, приподнять прижатые к ладоням большие пальцы. |
| №8 Бублик |
| Соединять поочерёдно с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала одной рукой, потом двумя одновременно. |
| №9 Качели |
| Движения кистью руки вверх вниз, сгибая в лучезапястном суставе. |
| №10 Вкусное варенье |
| Кисть руки горизонтально, сгибать пальцы в ритм движению языка по губе в рот. |
| №11 Орешки |
| Рука стоит на столе ребром. Сгибать кисть в лучезапястном суставе вправо - влево. Обязательное условие: кисть руки сгибается в ту же сторону, в которую двигается язык. |
| №12 Пароход |
| Обе ладони поставлены на рёбра, кончики одноимённых пальцев соединены, а большие пальцы вытянуты вверх. |
| №13 Чистим зубки |
| Пальцы рук согнуты на 90 градусов к ладони, двигаются вправо - влево, синхронное языком. |
| №14 Индюк |
| Руки ладонями вверх горизонтально, двигая языком по губе в рот, сгибать пальцы. Ритм движений рук соответствует ритму движения языка. |
| №15 Часики |
| Указательный палец выпрямлен, а все остальные согнуты и прижаты к ладони, двигать указательным пальнем в том же направлении, куда и язык (вправо-влево) |
| №16 Лошадка |
| Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху |
| №17 Грибок |
| Указательный палец - ножка гриба - приставляем к ладони другой руки - шляпке, под медленный счет меняем положение рук. |
| №19 Барабан |
| Пальчики «маршируют» в ритм с ударами языка. |
| №20 Забей мяч в ворота |
| Щёлкать по мячику (из поролона или ваты) поочерёдно указательным и другими пальцами от большого. Выполнять шелбаны сначала одной рукой, потом другой. |
| №21 Лягушка |
| 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палеп прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. |
| № 22 Горка |
| Кисти рук приподняты над столом, соединены поименные пальцы (подушечки одной руки на ногтях другой). |
| №23 Маляр |
| Движениями от кончиков пальцев до лучезапястного сустава и обратно «красить» потолок-ладонь одной руки кончиками пальцев другой, в одинаковом направлении с движением языка. |
| №24 Змейка |
| Пальцы плотно прижаты друг к другу, движения кистью из стороны в сторону, вперед-назад (при движении назад - со сгибанием пальцев под углом 90 градусов к ладони) |
| № 25 Язычок - счетовод |
| Загибать поочередно пальцы, молча считая-дотрагиваясь языком до каждого зуба. Загибать пальцы на одной, а затем и на другой руке. |
| №26 Дождик |
| Ударять указательным и поочередно последующими пальцами одной руки, как капельками дождя, по ладони другой. Затем сменить положение рук. Движения выполнять в такт ударам языком. |
| №27 Пила |
| Самомассаж рук (растирание): одна рука лежит на столе, ребро другой - на ней перпендикулярно, рука двигается ребром (пилой) от ногтей к запястью. |
| №28 Кошка лакает молоко |
| «Кошка»: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх и округлены. |
| №29 Гармошка |
| Положить руки на стол ладонями вниз, пальцы сомкнуты. Раздвигать и соединять пальцы в ритм закрыванию и открыванию рта. |
| №30 Три ступеньки |
| Большой палец одной руки ложиться на большой палец другой, на него указательный одной и другой рук, кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга - лесенка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...
Планирование утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа
Планирование для средней группы на первое полугодие....
Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки
Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...
«Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»
laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...
Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...
Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.
Закаливающие мероприятия Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий. Закаливание - это активный процесс, предста...