Проект "Бодрящая гимнастика"
проект (младшая группа) на тему

Абрамова Наталья Викторовна

Один из видов здоровьесберегающей деятельности, направленной на сохранение и повышение резервов здоровья, является утренняя и бодрящая гимнастика. От эффективной, правильно составленной утренней гимнастики зависит как у ребенка пройдет день, какие у него будут эмоции, какое будет у него настроение. Ведь утренняя гимнастика несет не только физическую нагрузку, но и психическую, и эмоциональную. 
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных и функциональных возможностей растущего организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_gimnastike.docx787.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Теремок» г. о. Власиха

                              Проект

                   «Бодрящая гимнастика»

                                                                                  Подготовила: воспитатель            

                                                                                                     Абрамова Н.В.

                                                            2017-2018год

Паспорт 

Участники проекта:

Дети второй младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Возраст детей: 
Дети младшей группы 3-4 лет.
Вид проекта: 
практико- ориентированный, групповой
Продолжительность: 
Долгосрочный (сентябрь-март)
Результат:
Презентация проекта

Актуальность

Один из видов здоровьесберегающей деятельности, направленной на сохранение и повышение резервов здоровья, является утренняя и бодрящая гимнастика. От эффективной, правильно составленной утренней гимнастики зависит как у ребенка пройдет день, какие у него будут эмоции, какое будет у него настроение. Ведь утренняя гимнастика несет не только физическую нагрузку, но и психическую, и эмоциональную. 
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных и функциональных возможностей растущего организма.

Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; и всё это вызывает затруднения в овладением ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и чёткого звукопроизношения). 
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий, включая гимнастику, становится крайне необходимо и важной.

В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кординально нового решения:
- создание санитарно- гигиенических условий;
- условий для закаливания;
- оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей;
- обеспечение посредством проведения бодрящей гимнастики и игры с настроением двигательного, психического и эмоционального благополучия детей.

Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости, которые достигается посредством физической активности.

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Отдых в середине дня ему просто необходим, но как проснутся малышу в хорошем настроение и активно продлить день?
Бодрящая гимнастика и игры с настроением помогают детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус, способствует мышечной радости. Это как раз то, к чему мы всегда стремимся!
Без движения ребёнок не может вырасти здоровым!

Ожидаемый результат
1.Дети должны освоить все виды гимнастик в соответствии с их возрастом (дыхательную, зрительную, бодрящую, утреннею, корригирующую, ритмическую, пальчиковую)
2.Освоить навыки элементов самомассажа.
3. Научить детей использовать нестандартное оборудование для утренней, бодрящей , ритмической, корригирующей гимнастики. (Мячи, ленточки, обручи, флажки, шуршалки и т.д.)
4.Общее укрепление здоровья детей через речевую активность с помощью пальчиковой, дыхательной и зрительной гимнастики.
5.Всю оздоровительную деятельность донести до родителей через анкеты, консультации, беседы.

Цели проекта:
- Охрана и укрепление психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей;
- Развивать физически развитого жизнерадостного ребёнка путём формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни;
- Оптимизация здоровьесберегающей среды путём эффективной систематизации мероприятий по организации двигательной активности детей в течение дня.

Задачи проекта:
1. Воспитание культурно – гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие интереса к физической культуре.
2.Повышение уровня здоровья детей, снижение заболеваемости, поднятие настроение и мышечного тонуса детей, устранение сонливости и вялости. Создание положительного эмоционального фона, с помощью
 физических упражнений.
3.Способствовать закрепление двигательных навыков в соответствии с возрастом детей и повышения функционального уровня систем организма младших дошкольников. 
4.Использовать здоровьесберегающих технологий, яркой современной наглядности в режиме дня с учётом комплексно- тематического планирования и возраста детей.

Работа с родителями:

-Буклет «Бодрящая гимнастика»; Консультация для родителей: «Не болей и не ленись, на зарядку становись!»
-Беседа с родителями «Бодрящая гимнастика и игры с настроением»;
- Помощь в изготовлении массажных ковриков для ходьбы и упражнений дома и в саду

Формы оздоровительной работы в проекте:

1. Специально организованная деятельность.
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;
- гимнастика (сюжетная, с предметами, с подвижными играми, ритмическая, на свежем воздухе);
-бодрящая гимнастика ,включающая : корригирующие упражнения на нарушение осанки, дыхательную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастика на слуховое внимания, игровой массаж;
- гимнастика пробуждение;
- закаливающие мероприятия (босохождение, хождение по массажным коврикам, обильное мытьё рук)
- оснащение спортивным инвентарём, оборудованием спортивных уголков в группе;

2. Совместная деятельность с детьми.
-Индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры ,коммуникативные игры, минуты тишины, игровые беседы с элементами движений, дни здоровья;

3.Самостоятельная деятельность детей
на прогулке

4.Интеграция с другими образовательными областями.
-художественное творчество;
- коммуникация, познание;
-социализация, музыка, труд;
-чтение художественной литературы, безопасность;

5.Взаимодействие с семьёй.

- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности;

6.Взаимодействие со специалистами ДОУ
- консультации с зам. заведующего по воспитательной и методической работе

- консультация инструктора по физкультуре
Все формы работы позволяют повысить двигательную активность детей.

Здоровьесберегающие технологии:

1. Народные игры, подвижные игры.
Народные игры- для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый настрой, интерес к народному творчеству.
В них заключается огромный потенциал для физического развития ребёнка.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно - связочного аппарата, мышечной системы. Не правильной осанки детей.

Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела. 
Игровые упражнения - имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей младшего дошкольного возраста. Так же развивает слуховое восприятие детей ориентируясь на звук. Развивает ориентировку в пространстве.

2. Корригирующая гимнастика - одна из разновидностей профилактически - лечебной гимнастики, которая проводится для профилактики нарушения осанки, опорно - двигательных систем и др. В детском возрасте в период роста организма корригирующая гимнастика применяется с наибольшим успехом.

3. Пальчиковая гимнастика – является очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Пальчиковые игры, как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явление природы.

В ходе пальчиковой гимнастики, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять ни одним видом деятельности, а движением и речью.

4. Утренняя гимнастика – является одним из важных компонентов двигательного режима, её организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого, способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в длительное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.

5. Дыхательная гимнастика – это гимнастика, которой просто необходимо научить детей, особенно часто болеющих простудными заболеваниями. Цель дыхательных упражнений- учить детей дышать через нос, развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшить кровообращение в лёгких. Дыхание, как «опора жизни», влияет на все физиологические процессы, происходящие в организме. На физическое и психическое состояние и умственную деятельность.

6. Зрительная гимнастика- для укрепления глазных мышц, снятия с них напряжения и активизации кровообращения глаз. Даже при небольшой её продолжительности, но регулярном проведении, она является эффективным мероприятием с большими и маленькими мячами, когда ребёнок глазами следит за движением мяча, являются естественной тренировкой глазных мышц и развивают аккомодационные функции глаза.

7.Бодрящая гимнастика- это разминка после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода стопы, на развитие мелкой моторики.
Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус .

8.Ритмическая гимнастика – является одним из самых главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое прилагает воздействие на организм ребёнка не только движением, но и музыкой.

Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца. 
Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики.

                             Тематический план мероприятий

Месяц

Название мероприятий

Виды гимнастик

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

«Солнышко и дождик»
«Апельсин»
Игровое упражнение с элементами подвижной игры (на развитие внимание, координацию в беге)

«Надуй шарик»

«Птички»

Упражнения в кроватке (стрекоза, жучки)

Упражнение на коврике «Воробушки», «Качели»

Упражнение с ленточками

Упражнение с погремушкой и мячом

«Раздуваем шарик»
«Улитка»

Упражнение с мячом  «Мой весёлый, звонкий мяч», «Дождик» Игровое упражнение с элементами подвижной игры
( на развитие слухового восприятия детей, на внимание и координацию)

«Трубач» , «Петух», « Каша кипит»

Упражнение «Дети спрятались»

«Пузырь»

Ветер дует нам в лицо», «Цветок»

«Часики», «Петух»

Упражнение с ленточками

Профилактика плоскостопия

«Водичка умой моё личико»

Потягивание «Выгнулись как котенок», «Жучки барахтаются»

«Весёлая физкультура»

Раскатывание орехов между ладонями

Пальчиковая гимнастика
(на развитие мелкой моторики пальчиков и рук) 
Проводится в группе, на прогулке.
Дыхательная гимнастика
( на развитие дыхательной мускулатуры, учить правильно дышать носом, развивать умственную деятельность) Проводится в группе и на прогулке

Утренняя гимнастика
( на развитие дыхания, усиливает кровообращения, способствует обмену веществ) Проводится в группе.

Бодрящая гимнастика после сна
(улучшает настроение, поднимает мышечный тонус у детей) Проводится в постели.

Корригирующая гимнастика
(на развитие и формирование опорно-двигательную систему) Проводится в группе

Утренняя гимнастика
( на развитие дыхания, усиливает кровообращения, способствует обмену веществ) 
Утренняя гимнастика
(на развитие и укрепление мышечной системы, развитие сердечной мышцы)

Пальчиковая и дыхательная гимнастика
(на развитие моторики рук и на развитие дыхательной мускулатуры) Проводится в группе

Зрительная гимнастика
( на развитие глазных мышц и снятие напряжение) Проводится в спортивном зале, на улице

Утренняя и дыхательная гимнастика ( на развитие дыхания, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, улучшает настроение детей) Проводится в группе, на прогулке.

Утренняя и корригирующая гимнастика
( на развитие опорно-двигательную систему, внимание, на слуховое восприятие детей)

Ритмическая гимнастика и игровое упражнение (на развитие опорно-двигательную систему, на развитие слухового восприятия у детей).Проводится в группе и на прогулке.

Утренняя и пальчиковая гимнастика
( на развитие моторики рук и пальцев и на опорно-двигательную систему)
Проводится в группе.

Дыхательная гимнастика
( на развитие дыхательной мускулатуры)

Утренняя гимнастика
(на развитие опорно-двигательную систему и на слуховое восприятие)

Ходьба по тропе «Здоровья».Проводится в группе

Водные процедуры. Проводится в ванной комнате

Гимнастика в постели

Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Проводится в группе

Массаж рук

Предварительные выводы по проекту:

Поскольку проект продолжатся, то окончательные выводы не сформированы.
Я могу сделать предварительные выводы. 
У детей повысился интерес к физическим упражнениям, управлению собственным телом. Дети узнали большое количество упражнений, разнообразных подвижных игр и видов гимнастик. Познакомились с пальчиковой, бодрящей, дыхательной, зрительной, ритмической, утренней, корригирующей гимнастикой.
В результате проектной деятельности у детей сформировался навык «активного просыпания», дети легче просыпаются, активнее включаются в деятельность после дневного сна.
Дети стали активнее, овладели начальными физическими навыками. У детей сформировались элементарные представления о пользе занятий физической культуры и освоение культурно-гигиенических навыков.

Появление у детей интереса активного и постоянного участия во всех видах гимнастик. Дети стали внимательнее на остальных занятиях. Снизилась утомляемость, сонливость. Но самое главное – дети стали меньше болеть простудными заболеваниями, и это – объективный факт подтвержденный статистикой, медицинским и педагогическим мониторингом.

С такими видами гимнастик дети будут здоровыми и бодрыми!

Что не удалось по этому проекту?

Не многое. Так как несколько детей нерегулярно посещают детский сад, потому, что они болеют, и их не удалось привлечь в систематическую воспитательно-образовательную деятельность. 
Хотелось бы научить этих детей основным видам движений, разным видам гимнастик, чтобы они стали меньше болеть. 
Для поддержания и гармоничного развития детского организма значительную помощь может оказать гимнастика. Например, дыхательная гимнастика. Она полезна детям, которые часто болеют. 
В дальнейшем планируется пополнить уголок физкультуры (атрибутами: мячиками, спортивными дорожками).

Список использованной литературы:

Т.Е. Харченко « Утренняя гимнастика в детском саду», М. «Мозаика-Синтез», 2008.
Н.А. Фомина «Сюжетно- ролевая ритмическая гимнастика», М. «Баласс», 2005.
А.С. Галанов «Игры,которые лечат». М. «Педагогическое общество России», 2005.
М.Ю.Картушина «Праздники здоровья для детей 3-4 лет»,М. «Сфера», 2009.
Д.Б. Юматова «Интерес.Движение.Игра»
Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
О.И.Крупенчук «Развиваем мелкую моторику»
Н.В.Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
Н.А.Бабенкова, Т.М.Параничева «Подвижные игры на прогулке»
М.Ю.Картушина «Физкультурные сюжетные занятия с детьми», М. «Сфера», 2009.
Е.А.Субботина «Потешки для зарядки»,2013.                                        «Зрительная гимнастика для детей 2-7   лет»,Издательство «Учитель» Волгоград, 2012                                                                                            «Картотека тематических пальчиковых игр», Издательство «Учитель» Волгоград,2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...