Паспорт
Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитатель, родители воспитанников. Возраст детей: Дети младшей группы 3-4 лет. Вид проекта: практико- ориентированный, групповой Продолжительность: Долгосрочный (сентябрь-март) Результат: Презентация проекта Актуальность Один из видов здоровьесберегающей деятельности, направленной на сохранение и повышение резервов здоровья, является утренняя и бодрящая гимнастика. От эффективной, правильно составленной утренней гимнастики зависит как у ребенка пройдет день, какие у него будут эмоции, какое будет у него настроение. Ведь утренняя гимнастика несет не только физическую нагрузку, но и психическую, и эмоциональную. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных и функциональных возможностей растущего организма. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; и всё это вызывает затруднения в овладением ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и чёткого звукопроизношения). Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий, включая гимнастику, становится крайне необходимо и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кординально нового решения: - создание санитарно- гигиенических условий; - условий для закаливания; - оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей; - обеспечение посредством проведения бодрящей гимнастики и игры с настроением двигательного, психического и эмоционального благополучия детей. Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости, которые достигается посредством физической активности. Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Отдых в середине дня ему просто необходим, но как проснутся малышу в хорошем настроение и активно продлить день? Бодрящая гимнастика и игры с настроением помогают детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус, способствует мышечной радости. Это как раз то, к чему мы всегда стремимся! Без движения ребёнок не может вырасти здоровым! Ожидаемый результат 1.Дети должны освоить все виды гимнастик в соответствии с их возрастом (дыхательную, зрительную, бодрящую, утреннею, корригирующую, ритмическую, пальчиковую) 2.Освоить навыки элементов самомассажа. 3. Научить детей использовать нестандартное оборудование для утренней, бодрящей , ритмической, корригирующей гимнастики. (Мячи, ленточки, обручи, флажки, шуршалки и т.д.) 4.Общее укрепление здоровья детей через речевую активность с помощью пальчиковой, дыхательной и зрительной гимнастики. 5.Всю оздоровительную деятельность донести до родителей через анкеты, консультации, беседы. Цели проекта: - Охрана и укрепление психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей; - Развивать физически развитого жизнерадостного ребёнка путём формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни; - Оптимизация здоровьесберегающей среды путём эффективной систематизации мероприятий по организации двигательной активности детей в течение дня. Задачи проекта: 1. Воспитание культурно – гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие интереса к физической культуре. 2.Повышение уровня здоровья детей, снижение заболеваемости, поднятие настроение и мышечного тонуса детей, устранение сонливости и вялости. Создание положительного эмоционального фона, с помощью физических упражнений. 3.Способствовать закрепление двигательных навыков в соответствии с возрастом детей и повышения функционального уровня систем организма младших дошкольников. 4.Использовать здоровьесберегающих технологий, яркой современной наглядности в режиме дня с учётом комплексно- тематического планирования и возраста детей. Работа с родителями: -Буклет «Бодрящая гимнастика»; Консультация для родителей: «Не болей и не ленись, на зарядку становись!» -Беседа с родителями «Бодрящая гимнастика и игры с настроением»; - Помощь в изготовлении массажных ковриков для ходьбы и упражнений дома и в саду
Формы оздоровительной работы в проекте: 1. Специально организованная деятельность. - гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов; - гимнастика (сюжетная, с предметами, с подвижными играми, ритмическая, на свежем воздухе); -бодрящая гимнастика ,включающая : корригирующие упражнения на нарушение осанки, дыхательную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастика на слуховое внимания, игровой массаж; - гимнастика пробуждение; - закаливающие мероприятия (босохождение, хождение по массажным коврикам, обильное мытьё рук) - оснащение спортивным инвентарём, оборудованием спортивных уголков в группе; 2. Совместная деятельность с детьми. -Индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры ,коммуникативные игры, минуты тишины, игровые беседы с элементами движений, дни здоровья; 3.Самостоятельная деятельность детей на прогулке 4.Интеграция с другими образовательными областями. -художественное творчество; - коммуникация, познание; -социализация, музыка, труд; -чтение художественной литературы, безопасность; 5.Взаимодействие с семьёй.
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности; 6.Взаимодействие со специалистами ДОУ - консультации с зам. заведующего по воспитательной и методической работе
- консультация инструктора по физкультуре Все формы работы позволяют повысить двигательную активность детей. Здоровьесберегающие технологии: 1. Народные игры, подвижные игры. Народные игры- для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый настрой, интерес к народному творчеству. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребёнка. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно - связочного аппарата, мышечной системы. Не правильной осанки детей. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела. Игровые упражнения - имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей младшего дошкольного возраста. Так же развивает слуховое восприятие детей ориентируясь на звук. Развивает ориентировку в пространстве. 2. Корригирующая гимнастика - одна из разновидностей профилактически - лечебной гимнастики, которая проводится для профилактики нарушения осанки, опорно - двигательных систем и др. В детском возрасте в период роста организма корригирующая гимнастика применяется с наибольшим успехом. 3. Пальчиковая гимнастика – является очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры, как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явление природы. В ходе пальчиковой гимнастики, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять ни одним видом деятельности, а движением и речью. 4. Утренняя гимнастика – является одним из важных компонентов двигательного режима, её организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого, способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в длительное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. 5. Дыхательная гимнастика – это гимнастика, которой просто необходимо научить детей, особенно часто болеющих простудными заболеваниями. Цель дыхательных упражнений- учить детей дышать через нос, развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшить кровообращение в лёгких. Дыхание, как «опора жизни», влияет на все физиологические процессы, происходящие в организме. На физическое и психическое состояние и умственную деятельность. 6. Зрительная гимнастика- для укрепления глазных мышц, снятия с них напряжения и активизации кровообращения глаз. Даже при небольшой её продолжительности, но регулярном проведении, она является эффективным мероприятием с большими и маленькими мячами, когда ребёнок глазами следит за движением мяча, являются естественной тренировкой глазных мышц и развивают аккомодационные функции глаза. 7.Бодрящая гимнастика- это разминка после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода стопы, на развитие мелкой моторики. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус . 8.Ритмическая гимнастика – является одним из самых главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое прилагает воздействие на организм ребёнка не только движением, но и музыкой. Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца. Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики. Тематический план мероприятийМесяц | Название мероприятий | Виды гимнастик | Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март | «Солнышко и дождик» «Апельсин» Игровое упражнение с элементами подвижной игры (на развитие внимание, координацию в беге)
«Надуй шарик»
«Птички»
Упражнения в кроватке (стрекоза, жучки)
Упражнение на коврике «Воробушки», «Качели»
Упражнение с ленточками
Упражнение с погремушкой и мячом
«Раздуваем шарик» «Улитка»
Упражнение с мячом «Мой весёлый, звонкий мяч», «Дождик» Игровое упражнение с элементами подвижной игры ( на развитие слухового восприятия детей, на внимание и координацию) «Трубач» , «Петух», « Каша кипит»
Упражнение «Дети спрятались»
«Пузырь»
Ветер дует нам в лицо», «Цветок»
«Часики», «Петух»
Упражнение с ленточками
Профилактика плоскостопия
«Водичка умой моё личико»
Потягивание «Выгнулись как котенок», «Жучки барахтаются»
«Весёлая физкультура»
Раскатывание орехов между ладонями | Пальчиковая гимнастика (на развитие мелкой моторики пальчиков и рук) Проводится в группе, на прогулке. Дыхательная гимнастика ( на развитие дыхательной мускулатуры, учить правильно дышать носом, развивать умственную деятельность) Проводится в группе и на прогулке Утренняя гимнастика ( на развитие дыхания, усиливает кровообращения, способствует обмену веществ) Проводится в группе. Бодрящая гимнастика после сна (улучшает настроение, поднимает мышечный тонус у детей) Проводится в постели. Корригирующая гимнастика (на развитие и формирование опорно-двигательную систему) Проводится в группе Утренняя гимнастика ( на развитие дыхания, усиливает кровообращения, способствует обмену веществ) Утренняя гимнастика (на развитие и укрепление мышечной системы, развитие сердечной мышцы)
Пальчиковая и дыхательная гимнастика (на развитие моторики рук и на развитие дыхательной мускулатуры) Проводится в группе Зрительная гимнастика ( на развитие глазных мышц и снятие напряжение) Проводится в спортивном зале, на улице Утренняя и дыхательная гимнастика ( на развитие дыхания, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, улучшает настроение детей) Проводится в группе, на прогулке. Утренняя и корригирующая гимнастика ( на развитие опорно-двигательную систему, внимание, на слуховое восприятие детей) Ритмическая гимнастика и игровое упражнение (на развитие опорно-двигательную систему, на развитие слухового восприятия у детей).Проводится в группе и на прогулке. Утренняя и пальчиковая гимнастика ( на развитие моторики рук и пальцев и на опорно-двигательную систему) Проводится в группе. Дыхательная гимнастика ( на развитие дыхательной мускулатуры)
Утренняя гимнастика (на развитие опорно-двигательную систему и на слуховое восприятие)
Ходьба по тропе «Здоровья».Проводится в группе
Водные процедуры. Проводится в ванной комнате
Гимнастика в постели
Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Проводится в группе Массаж рук
|
Предварительные выводы по проекту: Поскольку проект продолжатся, то окончательные выводы не сформированы. Я могу сделать предварительные выводы. У детей повысился интерес к физическим упражнениям, управлению собственным телом. Дети узнали большое количество упражнений, разнообразных подвижных игр и видов гимнастик. Познакомились с пальчиковой, бодрящей, дыхательной, зрительной, ритмической, утренней, корригирующей гимнастикой. В результате проектной деятельности у детей сформировался навык «активного просыпания», дети легче просыпаются, активнее включаются в деятельность после дневного сна. Дети стали активнее, овладели начальными физическими навыками. У детей сформировались элементарные представления о пользе занятий физической культуры и освоение культурно-гигиенических навыков. Появление у детей интереса активного и постоянного участия во всех видах гимнастик. Дети стали внимательнее на остальных занятиях. Снизилась утомляемость, сонливость. Но самое главное – дети стали меньше болеть простудными заболеваниями, и это – объективный факт подтвержденный статистикой, медицинским и педагогическим мониторингом. С такими видами гимнастик дети будут здоровыми и бодрыми!
Что не удалось по этому проекту? Не многое. Так как несколько детей нерегулярно посещают детский сад, потому, что они болеют, и их не удалось привлечь в систематическую воспитательно-образовательную деятельность. Хотелось бы научить этих детей основным видам движений, разным видам гимнастик, чтобы они стали меньше болеть. Для поддержания и гармоничного развития детского организма значительную помощь может оказать гимнастика. Например, дыхательная гимнастика. Она полезна детям, которые часто болеют. В дальнейшем планируется пополнить уголок физкультуры (атрибутами: мячиками, спортивными дорожками). Список использованной литературы: Т.Е. Харченко « Утренняя гимнастика в детском саду», М. «Мозаика-Синтез», 2008. Н.А. Фомина «Сюжетно- ролевая ритмическая гимнастика», М. «Баласс», 2005. А.С. Галанов «Игры,которые лечат». М. «Педагогическое общество России», 2005. М.Ю.Картушина «Праздники здоровья для детей 3-4 лет»,М. «Сфера», 2009. Д.Б. Юматова «Интерес.Движение.Игра» Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» О.И.Крупенчук «Развиваем мелкую моторику» Н.В.Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н.А.Бабенкова, Т.М.Параничева «Подвижные игры на прогулке» М.Ю.Картушина «Физкультурные сюжетные занятия с детьми», М. «Сфера», 2009. Е.А.Субботина «Потешки для зарядки»,2013. «Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет»,Издательство «Учитель» Волгоград, 2012 «Картотека тематических пальчиковых игр», Издательство «Учитель» Волгоград,2012 |