Опыт работы по внедрению в работе с детьми старшего дошкольного возраста здоровьесберегающих технологий
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_ispolzovaniyu_v_rabote_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по внедрению в работе с детьми старшего дошкольного возраста
здоровьесберегающих технологий
Опыт работы подготовила:
воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Федотова Лейсан Равилевна
Здоровье является важнейшим интегральным показателем, которое отражается на биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам материнства и детства. Хорошее здоровье - один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения. Ведь дошкольный возраст - это уникальный возраст для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие.
Повышенного внимания требует укрепление нервной системы, охрана зрения, слуха, голоса, формирование правильной осанки у наших дошкольников. Поэтому необходим поиск новых методов и подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Поэтому я считаю, что только общими усилиями педагогов, специалистов и семьи при комплексном использовании здоровьесберегающих технологий можно воспитать физически здоровых, крепких детей. В данном направлении я и стремлюсь работать.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Главными факторами здоровьесбережения детей в образовательном процессе:
- это комфортное пребывание ребёнка в ДОУ, которое не вызывает повышенной тревожности;
- это личностное в системе взаимоотношения воспитатель-ребёнок;
- это экологическая грамотность и здоровый образ жизни родителей, а также все выше перечисленные здоровьесберегающие технологии.
В ДОУ внедряются медико-профилактические технологии.
К ним они относятся следующие технологии:
- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Педагогическое направление включает комплексную, системную работу всех участников образовательного процесса дошкольного учреждения. Она позволяет обеспечить результативность и эффективность труда всего педагогического коллектива в удовлетворении естественной биологической потребности ребенка в движении, в положительных эмоциях, в желании играть и с удовольствием ходить в детский сад.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека;
- накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
- обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
- задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Работу с детьми провожу с учетом личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит и здоровью.
Считаю, что первоначальными условиями для работы по профилактике здоровья детей в детском саду выступают обеспечение здорового ритма жизни и физические упражнения. С данной целью в группе создана предметно -развивающая среда, которая обеспечивает не только разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе их самостоятельной деятельности.
В работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие мероприятия:
- утреннюю гимнастику;
- прогулки с включением подвижных игр;
- оздоровительную гимнастику после дневного сна;
- ходьбу по массажным коврикам (босохождение);
- закаливание;
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);
- оздоровительные досуги или развлечения.
Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.
Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Воробышки и автомобиль», «Мой весёлый звонкий мяч», «Найди флажок», «Бегите ко мне»; игры с прыжками: «Зайка беленький сидит», «Через ручеек»; игры с метанием: «Целься точнее» и очень много других игр.
После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.
По окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. Использую структурные дорожки для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж акопунктурных точек нижней части стопы.
Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.
Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.
Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.
Для повышения родительской компетентности провожу беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и необходимости посещения бассейна. В данном направлении создала буклеты для родителей с советами правильного поведения во время прогулок в лес, во время купания.
Использую различные формы распространения информации, большое внимание уделяю родительским собраниям и индивидуальным консультациям в вечернее время. Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада.
Для эффективности работы по оздоравливанию детей использую и постоянно пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.
Основы здоровья человека закладываются в детстве. Они базируются на физическом и психическом здоровье родителей и их знания психологии, педагогики и гигиены. Знаменательный вклад в это дело может и должна вносить система образования и воспитания.
Во-первых, через привитие жизненно необходимых умений и навыков, физическое развитие детей.
Во-вторых, через создание в дошкольных учреждениях благоприятных условий для здоровья и безопасной деятельности.
Поэтому одной из основных задач дошкольного учреждения является поиск и апробация новых форм физкультурно-оздоровительной работы, которые можно было бы использовать не только в образовательном процессе дошкольного учреждения, но и в домашних условиях, а также не требующих дополнительных материальных затрат, что очень важно, на объекты физкультурно-оздоровительного назначения, спортивный инвентарь и оборудование. Данные формы в работе должны являться действенным средством пропаганды здорового образа жизни.
Воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.
Как подтверждает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети - родители - педагоги».
Не будет преувеличением, если сказать, что семья и дошкольное учреждение - это социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка.
В результате такого взаимодействия определяются новые пути
интеграции образовательного учреждения и семьи, вырабатываются
общие стратегии действий по вопросам развития личности ребенка,
формируется общее образовательное пространство.
Основная задача технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается воспитатель дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ.
В своей группе широко использую мягко-набивные напольные шнуровки: жук, божья коровка, осьминог, которые развивают у детей мелкую моторику рук, внимание, речь, способствуют сенсорному и познавательному развитию ребенка
Представления об основах здорового образа жизни формируем у детей через проведение интегрированных физкультурно-познавательных игровых занятий.
Физкультурно-оздоровительное направление включает в себе двигательно-образовательную деятельность, активный отдых.
Реализация физкультурно-оздоровительных технологий осуществляется в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Отдельные приемы этих технологий широко используются в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей и их физическому развитию, применению здоровьесберегающих технологий является положительная динамика состояния здоровья детей.
В моей группе прослеживается тенденция к снижению заболеваемости. Это очевидно по следующим показателям:
- количеству дней, пропущенных одним ребенком по болезни;
- по инфекционным заболеваниям;
- по количеству часто и длительно болеющих детей.
Анализ состояния здоровья детей показал, что скоординированная работа медицинских работников, педагогов и родителей способствует уменьшению числа случаев заболеваемости детей.
Следует отметить, что анализ анкетирования родителей показал: родители довольны проводимой работой в ДУ по здоровьсбережению детей. Родителей устраивает работа педагогов и они считают, что воспитатели учитывают индивидуальные особенности детей.
Дошкольное учреждение будет продолжать работу по комплексному использованию здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья.
Таким образом, модель оздоровления детей, является эффективным и результативным способом сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Педагогический коллектив, и я в том числе, стремится превратить наш детский сад в дом для детей с определёнными обычаями, определённым уровнем культуры. Дом, в котором и детям и взрослым уютно и комфортно, в котором ребёнка ждут и любят. Дом, где основной стиль взаимоотношений - сотрудничество и сотворчество. Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Ручной труд с детьми старшего дошкольного возраста»
Опыт работы по теме:«Ручной труд с детьми старшего дошкольного возраста»...
Опыт работы на тему: Организация экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста"
Описан опыт работы по организации экспериментирования...
“Опыт работы воспитателя в развитии билингвальности с детьми старшего дошкольного возраста”.
Выступление на метод объединении воспитателей татарских групп....
Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".
Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....
Опыт работы «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «Создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их в...
Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. С презентацией.
Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. На тему "Детское экспериментирование в домашних условиях"А так же мастер-класс для педагог...
«Опыт работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Трудности освоения и анализ приобретаемых знаний».
Опытно-экспериментальная деятельность для дошкольников одна из наиболее интересных и продуктивных видов деятельности. для педагога - просто и доступно объяснить, как устроен окружающий мир!...