Шахматы №12. "Рокировка".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Джебраилова Севиль Ага кызы

Шахматы №12.

                                       Рокировка.                                                                                                                    Цель: Познакомить с понятием рокировка. Отработать правила и условия рокировки. Закрепить правила передвижения фигуры король на шахматной доске. Развитие самостоятельности, формирование навыка принятия решения в неожиданной ситуации. Развивать логическое и образное мышление,  внимание, память.

Материал: демонстрационная шахматная  доска, шахматные  доски, шахматные фигуры, шахматная шкатулка и карточки с вопросами.

                                                    Методика проведения.

Воспитатель:

 Стою на самом краю,

Путь откроют - пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу  (Ладья)

 

     На первых порах король обязан, в первую очередь побеспокоится о своей безопасности, потому что он  - главная фигура шахматного войска. И придумал он хитрую вещь, разрешил какой-нибудь из Ладей один раз за всю игру быть подле него. И назвал эту хитрую вещь, рокировкой. Но обставил ее такими многочисленными условиями – ограничениями, чтоб Ладьям не приходилась зевать. Сегодня я вам покажу игру, в которой в течение партии ,каждый из вас будить иметь право сделать ход одновременно двумя фигурами – королем и ладьей. Речь идет о так называемой рокировке. Рокировка бывает почти в каждой шахматной партии, поэтому с самого начала научитесь ее делать правильно- продолжает показывать и объяснять на демонстрационной доске воспитатель. Почему необходимо вовремя делать рокировку? Чтобы  обеспечить короля и скорее ввести в активную игру какую – нибудь  ладью, которая поможет королю защитить слабые пешки. При рокировке  делается ход королем и ладьей либо на королевском фланге – это рокировка в короткую сторону и называется «короткая рокировка». Если при рокировке делается ход  королем и ладьей на ферзевом фланге – это рокировка в длинную  сторону и называется «длинная рокировка». При рокировке должны быть свободные поля между королем и ладьей. Если королю объявлен шах, рокировку делать нельзя. Чтобы быстрее закончить игру, оказаться  победителем, в начале игры своего короля надо прятать подальше, а неприятельского атаковать, лишать рокировки, объявлять шах и ставить мат. В течение партии каждый из игроков один раз имеет право сделать рокировку, но это не обязательно.                                                                                                   Дети начинают играть за шахматными столами и отрабатывают рокировку, показывая на шахматной доске. Одновременно воспитатель показывает  и объясняет на демонстрационной доске – Ладья , участвующая в рокировке, подвигается вплотную к королю, а король как бы «перепрыгивает» через ладью, то есть ставится по другую ее сторону. Ребята у вас на столах шахматные доски с набором фигур, поставьте на них ладьи и короля и попробуйте сделать короткую рокировку, затем длинную. Дети повторяют на месте, стоит лишь расставить фигуры на шахматной доске, и все им становится понятно.

                                                        Физкультминутка

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг!

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!

 

Игра. "Поиграем - угадаем" - Один ребенок  будет загадывать одну из фигур, а остальные  с помощью наводящих вопросов попытаются отгадать, какая фигура загадана.

Ответь на вопросы из «Шахматной шкатулки».  

1. Король перепрыгивает через другие фигуры? (нет, только в рокировке и через ладьи)

2.Ферзь, конь и слон могут рокироваться? (нет)

3. Белые могут рокировать, если их король походил? (нет)

4.Белые могут рокировать, если обе ладьи уже походили? (нет)

5.Сколько за всю партию может быть рокировок?  (1)

6. Является ли рокировка  обязательной?  (нет)

7. Почему необходимо вовремя делать рокировку?

8. При соблюдении, каких условий можно выполнять рокировку?

 

Воспитатель оценивает ответы детей и оглашает самого активного ребенка, вручает ему приз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1162882185.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматы №12.

                                       Рокировка.                                                                                                                    Цель: Познакомить с понятием рокировка. Отработать правила и условия рокировки. Закрепить правила передвижения фигуры король на шахматной доске. Развитие самостоятельности, формирование навыка принятия решения в неожиданной ситуации. Развивать логическое и образное мышление,  внимание, память.

Материал: демонстрационная шахматная  доска, шахматные  доски, шахматные фигуры, шахматная шкатулка и карточки с вопросами.

                                                    Методика проведения.

Воспитатель:

 Стою на самом краю,

Путь откроют - пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу  (Ладья)

     На первых порах король обязан, в первую очередь побеспокоится о своей безопасности, потому что он  - главная фигура шахматного войска. И придумал он хитрую вещь, разрешил какой-нибудь из Ладей один раз за всю игру быть подле него. И назвал эту хитрую вещь, рокировкой. Но обставил ее такими многочисленными условиями – ограничениями, чтоб Ладьям не приходилась зевать. Сегодня я вам покажу игру, в которой в течение партии ,каждый из вас будить иметь право сделать ход одновременно двумя фигурами – королем и ладьей. Речь идет о так называемой рокировке. Рокировка бывает почти в каждой шахматной партии, поэтому с самого начала научитесь ее делать правильно- продолжает показывать и объяснять на демонстрационной доске воспитатель. Почему необходимо вовремя делать рокировку? Чтобы  обеспечить короля и скорее ввести в активную игру какую – нибудь  ладью, которая поможет королю защитить слабые пешки. При рокировке  делается ход королем и ладьей либо на королевском фланге – это рокировка в короткую сторону и называется «короткая рокировка». Если при рокировке делается ход  королем и ладьей на ферзевом фланге – это рокировка в длинную  сторону и называется «длинная рокировка». При рокировке должны быть свободные поля между королем и ладьей. Если королю объявлен шах, рокировку делать нельзя. Чтобы быстрее закончить игру, оказаться  победителем, в начале игры своего короля надо прятать подальше, а неприятельского атаковать, лишать рокировки, объявлять шах и ставить мат. В течение партии каждый из игроков один раз имеет право сделать рокировку, но это не обязательно.

        Дети начинают играть за шахматными столами и отрабатывают рокировку, показывая на шахматной доске. Одновременно воспитатель показывает  и объясняет на демонстрационной доске – Ладья , участвующая в рокировке, подвигается вплотную к королю, а король как бы «перепрыгивает» через ладью, то есть ставится по другую ее сторону. Ребята у вас на столах шахматные доски с набором фигур, поставьте на них ладьи и короля и попробуйте сделать короткую рокировку, затем длинную. Дети повторяют на месте, стоит лишь расставить фигуры на шахматной доске, и все им становится понятно.

                                                                         Физкультминутка

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг!

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!

Игра. "Поиграем - угадаем" - Один ребенок  будет загадывать одну из фигур, а остальные  с помощью наводящих вопросов попытаются отгадать, какая фигура загадана.

Ответь на вопросы из «Шахматной шкатулки».  

1. Король перепрыгивает через другие фигуры? (нет, только в рокировке и через ладьи)

2.Ферзь, конь и слон могут рокироваться? (нет)

3. Белые могут рокировать, если их король походил? (нет)

4.Белые могут рокировать, если обе ладьи уже походили? (нет)

5.Сколько за всю партию может быть рокировок?  (1)

6. Является ли рокировка  обязательной?  (нет)

7. Почему необходимо вовремя делать рокировку?

8. При соблюдении, каких условий можно выполнять рокировку?

Воспитатель оценивает ответы детей и оглашает самого активного ребенка, вручает ему приз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по шахматам в подготовительной группе: "Рокировка и всё о ней."

Этот материал поможет при подготовке к открытому просмотру НОД по шахматам....

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Мастер класс "Рокировка"

Рокировка — самый интересный ход в шахматах, и ее должен уметь делать каждый игрок....