Оздоровление детей дошкольного возраста при помощи дыхательных упражнений и точечного массажа.
статья (старшая группа) на тему
Наши детки часто подвержены различным заболеваниям. И задача взрослых - не допустить этого, проводя профилактическую работу ежедневно и в системе. Данные теоретические и практические рекомендации нецелены на оздоровление припомощи дыхательных упражнений и точечного массажа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Оздоровление детей дошкольного возраста при помощи дыхательных упражнений и точечного массажа»
Дыхание – основа жизни, это автоматически и рефлекторно происходящий процесс живого организма. Но, однако, на функцию дыхания можно влиять (редкое, поверхностное дыхание, задержка на некоторое время). Процесс дыхания состоит из трёх фаз: выдох, пауза и вдох, которые ритмично и непрерывно следуют одна за другой.
Чтобы получить новую порцию кислорода, надо сделать выдох и освободить место в воздухоносных путях. Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной фазой, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза очень важна, так как она обеспечивает газообмен и вентиляцию лёгких, что влияет на организм в целом, повышая работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.
Как правило все дыхательные упражнения направлены на развитие, укрепление дыхательного аппарата (его гибкости и эластичности, увеличение объёма и т. д.) путём тренировки голосового и речевого аппарата. Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательных аппарат. Оно называется смешанным. На вдохе воздух последовательно заполняет нижние, средние и верхние отделы лёгких, при этом сначала выпячивается живот, затем грудная клетка расширяется и поднимается вверх. На выдохе воздух последовательно выходит из нижних, средних и верхних отделов лёгких, при этом сначала втягивается живот, затем грудная клетка сужается и опускается.
Таким образом смешанное дыхание состоит из нижнего, среднего и верхнего дыхания. Нижнее – успокаивающее дыхание, где участвуют нижние отделы лёгких. На вдохе живот выпячивается, на выдохе живот опускается. Грудная клетка остаётся неподвижной. Среднее – укрепляющее дыхание. В нём участвуют средние отделы лёгких. На вдохе грудная клетка расширяется, на выдохе сужается. Живот остаётся неподвижным. Верхнее дыхание называют ещё «радостным» В нём участвуют верхние отделы лёгких На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе опускается. Живот остаётся неподвижным, грудная клетка не расширяется.
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила:
- Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, это увеличивает его положительное действие;
- Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе несут оздоровительный характер;
- Каждое упражнение надо выполнять не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
- Дышать надо носом;
- Дышать надо медленно, для насыщения организма кислородом;
- Все упражнения выполнять легко, без усилий и напряжения
Дыхательная система детей несовершенна и чем меньше ребёнок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся ещё уже и ребёнку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребёнок, всегда должно быть хорошо проветрено, так как в чистом воздухе меньше микробов и уменьшается риск заболевания. Жизненная ёмкость лёгких тем меньше, чем младше ребёнок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно – оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.
Методика проведения дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.
Задачи проведения дыхательной гимнастики в дошкольном возрасте:
- Повышение общего жизненного тонуса и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
- Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо – и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно – сосудистой системы и кровообращения.
Занятия рекомендуется проводить 2 – 3 раза в неделю в облегчённой одежде, в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха не выше 17 градусов, желательно в утренние часы (не ранее, чем через час после приёма пищи). Продолжительность занятий от 10 – 12 минут до 30 минут в зависимости от возраста детей.
В основу методики проведения занятий должно быть положено применение специальных статических и динамических упражнений на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений. Основу дыхательных упражнений составляют упражнения с удлинённым и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (аиа, ууу, ооо), шипящих согласных (ш,ж) и сочетаний звуков (ах, ух, ох). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолёт, стучат колёса поезда и т.д.). Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений составляют 2:1. Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
В комплексе упражнений обязательно должны быть элементы надувания воздушных шариков 9в заключительной части занятия). Надувание следует начать с 3 – 4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2 – 3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, что бы ребёнок вдыхал только через нос и у него не закружилась голова.
Тема недели: «Здравствуй, осень!»
«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек.). Опустить руки, наклонить корпус вперёд и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.
Тема недели: «Транспорт»
«Паровозик» - ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух – чух – чух». Повторить в течение 20 – 30 с.
Тема недели: «Профессии»
«Трубач» - сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п – ф – ф». повторить 4 – 5 раз.
Тема недели: «Здравствуй, Зимушка – Зима»
«Погрейся» И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух – х – х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8 – 10 раз.
Тема недели: «Жизнь животных и птиц зимой»
«Медвежонок» - дети ложатся на спину, руки под головой; выполняют глубокий вдох через нос, на выдохе – похрапывают. Воспитатель комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» «мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Дети выполняют движения, потягиваются, сгибают ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачиваются и… опять засыпают, похрапывая.
Тема недели: «Весенний праздник наших мам»
«Мама сварила кашу» - При втягивании живота сделать вдох, выдыхая, громко произносить «ф – ф – ф – ф» (3 – 4 раза)
Тема недели: «Встречаем птиц»
«Курочки» - встать, наклониться, свободно свесить руки – «крылья» и опустить голову. Произносим: «Так – так – так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямиться, поднять руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Кроме дыхательной гимнастики ежедневно следует применять и точечный массаж, который повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием точечного массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности внутренних органов.
Точечный массаж каждый может делать сам. Его приёмы достаточно просто освоить, тем более, применив игровые ситуации и забавное художественное слово, что так нравится детям.
Точка №1 на груди. Она связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кровотворение.(15 раз в одну сторону, 15 раз в другую)
Первым делом ты найди
Точку эту на груди.
Нажимай её почаще,
Гнусный кашель победи!
Точка №2 на шее возле вилочной железы. Регулирует иммунные функции организма, повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям (15 раз в одну сторону и 15 раз в другую) Если вилочковая железа увеличена, то массировать её нельзя!
В этой точке есть секрет,
Здесь живёт иммунитет.
Значит в нашем организме
Для болезни места нет!
Точка №3 на области коренных клубочков нижней челюсти. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани (15 раз толь в одну сторону).
Здесь массируй вновь и вновь
Станет лучше, чище кровь.
Будь здоров и для прогулки
Лыжи, санки приготовь!
Точка №4 на шее с боку. Шейный узел надо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регуляторами деятельности сосудов головы, шеи. Нормализуется работа вестибулярного аппарата. (15 раз)
Этой точке очень рад
Вестибулярный аппарат!
Помассируй – будешь ловким,
Как воздушный акробат!
Точка №5 она расположена в области 7 – го шейного и 1 – го грудного позвонка.
Где – то здесь, меж позвонков
Притаилась чудо – точка.
Помассировал? От гриппа
Не осталось и следочка.
Точка №6 на пазухах носа. Улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой области. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит (по 15 раз в каждую сторону)
Если носик заболел
Если насморк одолел
Не грусти, не унывай,
Эти точки нажимай!
Точка № 7на внутренней части бровей. Улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга (по 15 раз в каждую сторону)
Есть у нас лечение
Чтоб улучшить зрение.
Точку нужную нашёл –
Видишь дальше, чем орёл!
Точка №8 - массировать мочку уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат (по 15 раз в каждую сторону)
Чаще нажимайте возле уха
Точку, нужную для слуха!
И тогда услышишь вдруг
Самый тихий в мире звук!
Точка №9 на руке между большим и указательным пальцем. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этой точки нормализуются многие функции организма.
Точка эта, верьте, детки
Заменяет все таблетки!
Прочь простуды, прочь болезни
Быть здоровым интересней!
Позабыли про уколы, про примочки – мы здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы дыхательных упражнений и точечного массажа
Комплексы дыхательных упражнений и точечного массажа младший дошкольный возраст...
Комплексы дыхательных упражнений и точечного массажа
Комплексы дыхательных упражнений и точечного массажа старший дошкольный возраст...
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...
Формирование правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью физических упражнений
В статье указаны примерные упражнения для использования в режимных моментах, прогулках, непосредственно образовательной деятельности и в занятиях родителей с детьми для эффективного влияния на р...
Формирование правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью физических упражнений
В статье указаны примерные упражнения для использования в режимных моментах, прогулках, непосредственно образовательной деятельности и в занятиях родителей с детьми для эффективного влияния на р...
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...
«Преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста с помощью логоритмических упражнений» мастер-класс
Тема нашего мастер-класса «Преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста с помощью логоритмических упражнений»Актуальность:С каждым годом в детском саду растет колич...
- Мне нравится (4)