"Здоровьесберегающие мероприятия в режимных моментах".
консультация на тему
Что самое дорогое, самое ценное в жизни человека?
Порой только после наводящих вопросов дети называют «здоровье», «жизнь», а бывает и не упоминают их в числе основных ценностей.
– Ребята, вы болеете?
– Да!
– А чем вас лечат?
– Таблетками!
– А можно без таблеток быть здоровыми?
– Нет!
Такие ответы детей убеждают, что нужно учить их быть здоровыми без лекарств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_meropriyatiya_v_rezh._momentah.docx | 63.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы …»
В.А.Сухомлинский.
В Конвенции о правах ребёнка подчёркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укреплении здоровья детей выделено в приоритетную задачу.
Спросите любого родителя: что он считает главным для своего ребенка? Ответы могут отличаться, но большинство будет – ЗДОРОВЬЕ. Спросите у любого прохожего: что он пожелал бы другу? В большинстве случаев вы услышите в ответ – ЗДОРОВЬЯ.
Все мы – родители. И главное, в чём мы должны помочь своим детям – это воспитать у них потребность быть здоровыми.
«С гимнастикой дружи, всегда весёлым будь,
И проживёшь сто лет, а может быть и боле.
Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.
Природою лечись – в саду и в чистом поле».
Авиценна.
Что самое дорогое, самое ценное в жизни человека?
Порой только после наводящих вопросов дети называют «здоровье», «жизнь», а бывает и не упоминают их в числе основных ценностей.
– Ребята, вы болеете?
– Да!
– А чем вас лечат?
– Таблетками!
– А можно без таблеток быть здоровыми?
– Нет!
Такие ответы детей убеждают, что нужно учить их быть здоровыми без лекарств.
Дети – самое большое богатство каждой страны, любого города. Они продолжат наше дело – возьмут в свои руки развитие и управление страной, обществом. И, конечно, руки эти должны быть сильными и выносливыми. Необходимо сделать так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своём физическом совершенстве, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вёл здоровый образ жизни. Поэтому забота о здоровье ребёнка остаётся первостепенной для всех нас. В ходе модернизации системы образования ещё больше возрастает роль и ответственность за подготовку детей по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек здорового образа жизни.
Поэтому работа по формированию элементарных представлений о себе, о здоровом образе жизни должна начинаться в раннем дошкольном детстве.
Одной из основных задач, стоящих перед нами, является воспитание здоровых детей. В последнее время наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. На здоровье ребят отрицательно влияет ухудшение экологической обстановки, компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором. Поэтому мы в нашей группе большое внимание уделяем оздоровительной работе в течении дня – на занятиях, в режимных моментах.
Вся работа в детском саду направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития. Основными средствами сохранения здоровья детей является: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, прогулка, спортивные развлечения. Оздоровительная работа с детьми в течение дня, в режимных моментах заключается в следующем:
- Регулярное посещение ребёнком детского сада и соблюдение режима уже
способствует повышению иммунитета.
- Наш день в детском саду начинается с Утренней гимнастики.
Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение всего
дня. Недаром говорят: «Зарядку делай каждый день - пройдёт усталость, вялость, лень!». Наконец, зарядка – это первый шаг на пути к здоровью и спорту. Утренняя гимнастика направлена на то, чтобы перевести ребёнка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем.
Поэтому проводим с родителями беседы о том, чтобы приводили детей в детский сад во время и не пропускали утреннюю гимнастику.
В родительский уголок вносим памятки о «Значении утренней гимнастики» особенно для наших детей, которые посещают наш коррекционный сад, с нарушениями общей моторики, несформированностью дыхания и т.д.
Настроенье, бодрость духа, пластику
Укрепляет по утрам гимнастика.
Мы под музыку шагаем,
Упражнения выполняем.
- Артикуляционная гимнастика – её проводим ежедневно, в соответствии с
лексической темой, по рекомендации логопеда. Новые упражнения вводим в зависимости от возраста и умений детей. Постепенно увеличиваем количество выполняемых упражнений.
Большую работу проводим с родителями. В уголке вывешиваем подробные иллюстрации упражнений, проводим индивидуальные консультации, на открытых занятиях, так же проводим артикуляционную гимнастику с целью обучения родителей, чтобы они, в свою очередь, закрепляли эти упражнения дома.
Обязательно обращаем внимание на чёткость и точность выполнения упражнений
С язычком играем –
Упражнения выполняем.
Речь свою мы исправляем.
- В режимных моментах так же воспитываем культурно-гигиенические навыки у
детей, формируем начальные представления о здоровом образе жизни. Мытьё рук и лица прохладной водой – улучшает кровообращение, кожа становиться более здоровой.
Пока ещё некоторым детям напоминаем мыть руки после туалета, но есть и такие, которые без напоминания моют руки.
Руки моем, обливаем –
Правило запоминаем:
Чтоб здоровым, крепким быть –
Руки надо чаще мыть!
Вытираем руки полотенцем насухо, при этом растираем ладошки и пальчики.
Руки сильно растираем –
Кровь по жилам разгоняем.
Будем крепкими с тобой
Летом, осенью, зимой.
С родителями проводим консультации:
- «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
- «Система закаливающих мероприятий в детском саду»
- «Закаливание детей в дошкольном возрасте» (закаливание воздухом)
(правила проведения водных процедур)
- «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»
- «Развитие артикуляционного аппарата»
- «Речевое дыхание»
- «Физическое воспитание дошкольников с нарушением речевого развития»
инструктор по физической культуре Н.А.Машкова
- «Как приучить ребёнка чистить зубы»
- Питание является важным компонентом развития ребёнка и оно возможно
лишь при обеспечении его рациональным питанием начиная с раннего возраста. В детском саду дети получают необходимые продукты содержащие все ценные пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастом. Пищу ребята принимают за правильно сервированным столом, что улучшает аппетит детей. Напоминаем детям о том, что пищу надо прожёвать хорошо, потому, что у наших детей нарушена жевательная функция.
- В свободное время проводим разные виды массажа:
- Массаж ушей: Пальцы вилочкой согнём –
Ушки растирать начнём.
- Массаж носа: Чтоб ни кашлять, ни чихать –
Нужно носик растирать.
- Массаж рук: Любим делать мы массаж –
Он помощник добрый наш.
Руки наши укрепляет,
Силу, ловкость прибавляет!
- Упражнения для глаз – они дают отдых органам зрения, слуха,
предупреждают зрительное утомление. Такие упражнения следует обязательно выполнять с целью профилактики близорукости.
В детском садике у нас
Есть гимнастика для глаз.
Чтобы зрение укреплять,
Её полезно всем узнать.
- Каждый день с 9-00 до 10-00 в спальне включаем бактерицидную лампу.
В спальне лампы мы включаем,
Воздух кварцем очищаем.
Чтобы ни один микроб
Деткам навредить не смог.
- Физкультурные занятия – они проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале
и 1раз на свежем воздухе. Во время их проведения Наталья Анатольевна следит за соблюдением правильной осанки, дозировкой, плотностью занятия, точностью выполнения упражнений, следит за равновесием в основных видах движения, проводит минутки релаксации, минутки тишины. Занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, что тоже благоприятно воздействует на оздоровление детского организма. Мы, воспитатели, присутствуем на занятиях, следим за детьми и отмечаем, что у них получилось, а что нет. По возможности в свободное время, на прогулке планируем эту работу, повторяем то или иное упражнение.
Все ребята в группе нашей –
Настенька, Алина, Саша …
В спортивном зале занимаются –
Силы и ловкости набираются!
- Физкультминутки и динамические паузы, их проводим как необходимый
кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом во время занятий. Перерыв в работе необходим для отдыха мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей между занятиями, или на занятиях по необходимости. Упражнения подбираются на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения осанки.
Каждый день проводим с детьми пальчиковые игры, так как систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка.
Девочки и мальчики
Тренируют пальчики.
Чтоб умело рисовать
И в школе буковки писать.
Раньше каждую неделю и мы (воспитатели), и Светлана Александровна (логопед) планировали упражнения на развитие координации речи и движения, пальчиковые игры каждый свои. Со временем мы поняли, что надо создать единую систему требований на каждую лексическую тему, на каждую возрастную группу (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная). И вот уже пятый год мы еженедельно планируем эти игры и упражнения, печатаем в двух экземплярах (один всю неделю находится на доске и мы всю неделю повторяем, другой экземпляр вывешиваем в родительский уголок – родители списывают или фотографируют, а затем проводят дома). И уже в пятницу мы имеем чёткий наработанный материал – дети заучивают слова и чётко показывают движения.
- В прошлом году в ходе проекта «Быть здоровыми хотим», мы столкнулись с
тем, что детям тяжело было выполнять различные физические упражнения по речевой инструкции. В то время, как отражённо (по показу педагога) дети выполняли упражнения хорошо.
Нам пришла идея создать индивидуальные карточки для включения у детей зрительного анализатора.
На начальном этапе мы сделали карточки со схематичным изображением человека в движении по количеству детей (утренняя гимнастика).
Знакомство детей с ними произошло прослушав логосказку «Наш друг Здоровячок».
Используя систему карточек-схем на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также в свободное от занятий время, мы сделали вывод, что карточки-схемы интересны детям. Поэтому решили расширить их использование многофункционально.
Так появились:
- Игры – задания: «Найди и сделай такое же движение»,
«Найди и сделай движение наоборот».
- Игры – соревнования «Чья команда быстрее выполнит движения по карточке-схеме».
- Игра «Весёлая гимнастика» (на развитие зрительного внимания, реакции на сигнал картинку).
- Речевые игры с оречевлением движений.
- Игры на развитие внимания «Не зевай, то, что
видишь выполняй».
Продолжаем путешествие по нашему дню пребывания в детском саду.
- Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей.
В осенний и весенний периоды детям даём витамины – ревит, аскорбиновая кислота:
Витамины, витамины
Для Аланы, Вани, Димы.
Для детей они полезны,
Всех спасают от болезни.
Даём детям лук, чеснок.
Вешаем на шею капсулы от киндер-сюрпризов с аромамаслами (эвкалипта)
Ароматерапия: Чтобы мы не заболели –
Мы вдыхаем запах ели.
И в профилактике помог
Нам душистый друг – чеснок.
Пьём кислородный коктейль: Коктейль мы пьём, мой друг с тобой
Охотно осенью, зимой …
Коктейль – защита от болезней.
Он вкусный и ещё полезный.
Стихи Светлана Александровна сочинила и мы используем их для того, чтобы дети лучше запоминали движения и чётко ритмично их выполняли.
- Прогулка – она играет важную роль в закаливании, укреплении здоровья и
оптимизации двигательной активности детей. Поэтому прогулка проводится ежедневно согласно режиму дня, и в любую погоду, включая в её содержание подвижные игры направленные на развитие скоростных, силовых качеств, гибкости, выносливости и координации. Прогулки насыщаем играми, наблюдениями, самостоятельной двигательной деятельностью. Прогулка перед сном улучшает кислородный баланс организма, необходимый для качества сна.
Во время прогулки особое внимание следует уделить одежде детей – это одно из важнейших условий результативности прогулки для здоровья. Поэтому с родителями проводим беседы на эту тему и советуем, как правильно одеть ребёнка в данное время года.
На прогулке не скучаем –
В игры весело играем.
После прогулки обязательно проверяем детей, кто вспотел, и переодеваем их в сменную одежду.
- Перед обедом проводим дыхательную гимнастику.
Дыхательную гимнастику планируем по рекомендациям логопеда, учитывая как всегда лексическую тему, сезонность (например: у нас в группе есть тренажёр «Вьюга» на каждого ребёнка) и возрастные возможности детей – количество упражнений.
Для формирование речевого дыхания, целенаправленной воздушной струи используем аэрофломастеры. Каждую неделю обязательно рисуем-выдуваем какой-то предмет по лексической теме: Дую, дую, выдуваю –
Я дыхание развиваю.
Воздушное рисование –
Так полезно для дыхания!
Изначально мы испытывали трудности в проведении дыхательной гимнастики, а затем перенимали опыт других педагогов, смотрели в интернете.
- Дневной сон – это одна из важнейших функций организма. Это не просто отдых,
а особое состояние, когда организм даёт разрядку подсознанию. Спят дети в хорошо проветриваемом помещении, включаем спокойную музыку, сказки перед сном Натальи Варлей.
- После сна проводим гимнастику пробуждения, которая способствует активному
переходу от сна к бодрствованию. Ребята очень любят гимнастику пробуждения и делают её с удовольствием. Есть не один комплекс упражнений гимнастики пробуждения, мы их проводим стоя около своих кроваток – они направлены на поднятие настроения, мышечного тонуса у ребёнка, а так же способствует профилактике нарушения осанки, благоприятно влияет на эмоциональное состояние детей.
После сна мы не скучаем –
Воздушные ванны мы все принимаем.
Поднимает настроенье –
Гимнастика для «пробуждения».
После гимнастики пробуждения дети проходят по дорожке «здоровья» – ходьба по ней эффективно стимулирует стопу и предупреждает плоскостопие.
По колючей дорожке
Будем весело шагать
Организм свой закалять!
НЕТ – таблеткам и микстурам!
ДА – полезным процедурам!
- Обливание рук до локтя прохладной водой:
Руки смело закаляем:
Ежедневно обливаем
Их прохладною водой.
Будем крепкими с тобой!
- Вечером два раза в неделю проводим коррекционные часы, в которые включаем
опять же пальчиковые игры, дыхательные упражнения, массажи рук с предметами, используем счёты, ленты, шишки, жёлуди, мелкие игрушки, каштаны, грецкие орехи, наш массажёр «Синий круг – пальчиков друг», су-джоки, «Волшебные горошины», резиновые игрушки с шипами, прищепки, резинки, шнурки.
Эти тонкие шнурки
Очень нужные дружки!
С ними весело играем –
Речь и руки развиваем.
Мы возьмём за уголочки
Наши лёгкие платочки.
Будем правильно дышать –
Плавный выдох развивать.
Мы прищепки все катаем,
Ловко их мы разжимаем!
Свои руки развиваем –
Силу пальцев укрепляем.
Я осанку укрепляю –
Ловко с лентами играю.
Ленты там, ленты тут –
Получается салют!
Используем разные тренажёры (выбор тренажёра связываем с лексической
темой, с сезонностью, возрастными возможностями детей).
Волшебные горошины цветные и хорошие.
Мы любим их перебирать,
Считать, катать, цвет узнавать.
Они – находка для ребят
И поиграть в них каждый рад!
Колючий маленький дружок
Очень всем, друзья, помог!
С ним мы весело играем –
Своё здоровье укрепляем!
В нашей группе уже более 7 лет ведётся ПОРТФОЛИО успеха ребёнка. Материал портфолио помог нам и родителям отслеживать результаты успехов и неудач детей, дифференцированно планировать работу по развитию общей и мелкой моторики.
Содержание портфолио, консультации педагогов, инструктора по физической культуре расширяют информационное поле родителей и помогают поддерживать тесную связь с ними – обмен семейным опытом, заметки об особенностях своих детей.
Часто используем материал из семейной жизни Алёны Кочминой «Быть здоровыми хотим». Например, такой материал как: «Чистим зубы»
«Жемчужная улыбка»
«Закаливание»
«Семейный отдых на природе» и др.
Как я уже говорила, в прошлом году нами был разработан и реализован проект «Быть здоровыми хотим». Во время работы над проектом мы поняли, насколько важна совместная работа с родителями, важен их семейный опыт. Отмечаем, что после проекта, многие дети стараются не опаздывать на утреннюю гимнастику.
Вся наша работа направлена на оздоровление детей. Стараемся организовывать жизнь детей так, чтобы каждый день приносил новое, интересное, был связан с радостью познания мира движений.
Так как эта работа принесла положительный результат, мы решили продолжить её дальше. Планируем предложить в будущем вместе с инструктором по физической культуре, медицинскими работниками создать индивидуальные оздоровительные маршруты для детей, открыть «Школу здоровья». Так как у каждого ребёнка свои проблемы со здоровьем. И очень часто это является одной из причин нарушения речи.
Мы поняли, что необходимо выполнять все оздоровительные мероприятия в детском саду, так как они помогают нам решать не только оздоровительные задачи, но и коррекционные.
Ежегодно весной мы анализируем проделанную работу и даём рекомендации на лето на каждого ребёнка индивидуально с учётом его особенностей. Таким образом появились традиции и материал для индивидуальных выставок на различные темы.
Например: «Как я провёл лето» (в нём отражены семейные оздоравливающие мероприятия – купание, закаливание, прогулки по лесу, отдых на море и др..
Всё, о чём я вам говорила, является коррекционной составляющей работы
воспитателя.
Здоровье наших детей сегодня – это здоровье нашей страны завтра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ
Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ...
"Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ"
В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья....
Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ
В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья....
Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ
В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья....
«Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах для укрепления психофизического здоровья ребенка дошкольного возраста».
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Существуют разнообразные формы и...
«Здоровьесберегающие технологии в режимных моментах».
Консультация для родителей...
Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста «ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образоват...