Проект "Чистые ладошки"
проект (младшая группа) на тему

Кравченко Наталья Борисовна

Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektchistye_ladoshki.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – центр                 развития ребенка – детский сад первой категории № 1 «Русалочка»

п. Гигант

ПРОЕКТ

«Чистые ладошки»

Первая младшая группа № 1

Руководитель проекта:

Кравченко Н.Б.

2017-2018 уч.год.

Вид проекта: долгосрочный, творческий.

Участники проекта:

        1. Группа детей 2 - 3 лет (17чел.)

        2.Родители.

        3.Воспитатели.

Сроки реализации проекта: октябрь 2017г.- май 2018г.

Актуальность.

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Кроме того, воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Цель: Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности.

         Задачи:

1) способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;

2) познакомить с последовательностью выполнения культурно-гигиенических навыков;

3) приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;

4) формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

5) создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;

6) формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома, посредством педагогических приёмов, обеспечивающих успешное решение поставленных задач: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

7) систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Этапы.

Подготовительный:

1.Сбор литературы по данной теме.

2.Диагностика детей по данной теме.

3.Составление плана работы.

4.Разработка содержания проекта.

Основной:

1.Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми.  

2.Большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3.Подборка художественных произведений, потешек, словесных игр по данной теме.

Заключительный:

1.Подведение итогов работы над проектом.

2. Анкетирование родителей.

Основные формы реализации проекта:

1.Анкетирование родителей.

2.Консультации для родителей.

3. Дидактические игры и упражнения.

4. Художественное слово.

5. Чтение художественной литературы.

6. Беседы.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.

          Дети от 2-3 лет должны:

1. Следить за своим внешним видом.

2. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания.

3. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

4. Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.

5.Не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

1. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

2. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

3. Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Возможности проекта для воспитателей:

1. Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

2. Формирование здорового образа жизни.

3. Улучшение отношений между детьми.

4. Укрепление связи с родителями.

Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

1. Сделать подборку дидактических игр.

Работа с родителями.

Консультации:

1.«Как одеть ребёнка на прогулку».

2.«Как правильно ухаживать за молочными зубами».

3. «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка».

4. Анкетирование родителей.

План работы по формированию К.Г.Н.

Содержание работы

Срок исполнения

Ситуативная беседа "Как вести себя за столом"  Цель: формирование столового этикета.

Чтение стихотворения  Е.Благининой «Обедать»!

Октябрь  

Прил. № 1

Д/и. "Подбери предметы личной гигиены"  Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.

Ноябрь вторая неделя

Прил. № 2

Д/и. «Умоем куклу». Цель: перенести полученные навыки умывания в игровые действия; закрепить последовательность умывания.

Чтение стихотворения С.Капутикян «Хлюп – хлюп».

Ноябрь третья неделя

Прил. № 3

Д/и »Угостим кукол чаем». Цель игры: учить детей пользоваться чашкой, ложкой, говорить «спасибо». Учить совершать цепочку последовательных действий. Активизировать словарь: чай, чашка, чайная ложка, салфетка, скатерть, блюдце.

Декабрь вторая неделя

Прил. № 4

Д/и. "Купаем куклу".

Цель: закрепить полученные навыки умывания в самостоятельных игровых действиях; учить переносить полученные навыки в другие игровые действия.

Разучивание потешки: " Водичка - водичка"

Декабрь третья неделя

Прил. № 5.

Д/и. «Мишка пьет горячий чай»  Цель: учить правильно ставить  посуду на стол, произносить слова обозначающие действия».   (последовательность)

Январь вторая неделя

Прил. № 6.

Чтение потешек о культурно - гигиенических навыках.

Ежедневно

Прил. № 7.

Рассматривание картины «Кукла Маша кушает». Цель: Помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы.

Январь третья неделя

Прил. № 8

Д/и. «Помоги Танечке ». Цель: отрабатывать навык последовательности  одевания на прогулку, закрепить название верхней одежды.

Январь четвертая неделя  

Прил. № 9.

Ситуативная беседа: " Как правильно вести себя за столом" – ОБЖ.

Ежедневно

 Д/и. «Накормим куклу Машу»

Цель: закрепить полученные навыки поведения за столом, перенести их в другую ситуацию.

Чтение стихотворения  И.Храмова «Ложка -труженик простой».

Февраль вторая неделя

Прил. № 10.

Д/И«Приведи куклу в порядок».

Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.

Февраль четвертая неделя

Прил. № 11.

Д/и. «Накроем стол к чаю». Цель: Закрепить название посуды и правила сервировки стола.

Март первая неделя

Прил. № 12.

Чтение сказки:  «Три медведя». Цель: закрепить название посуды, правила поведения за столом.

Март вторая неделя

Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».

Цель: Формировать умения внимательно слушать произведения, выделять главных героев, определять что герои сделали не правильно.

Апрель первая неделя

 Д/и. «Маша обедает»                (Чтение  стихотворения  С.Капутикян «Маша обедает»).

 Цель: приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом ; закрепить название и назначение предметов посуды; воспитывать навыки гостеприимства , учить красиво накрывать на стол.

Апрель вторая неделя

Прил № 13.

Д/и. «Кукла Оля обедает».

 Цель: закреплять представление об использовании предметов посуды; формировать обобщенное понятие посуда.

Май первая неделя

Прил. № 14.

Итоговое занятие: «Оденем куклу Машу на прогулку».

Цель: Закрепить умение детей одевать куклу по погоде, правильно называть предметы одежды, одевать их в определенной последовательности. Воспитывать заботу о кукле.

Чтение стихотворения Е.Благининой «Малышок – голышок».

Май третья неделя

Прил. № 15.

Приложение № 1.

        Ситуативная беседа: «Как вести себя за столом?»

Хотя бы следуй этим  правилам:

1.Жуй с закрытым ртом, не говори с набитым ртом.

Да, до сих пор есть такая проблема. Некоторые люди  жуют, не закрывая рта и демонстрируя его содержимое окружающим. Если тебе нужно что-то сказать, сначала проглоти то, что у тебя во рту. Чтобы всегда быть готовым к разговору, не набивай рот, пускай в нем будет совсем немного пищи — буквально на один укус. Твоя еда никуда от тебя не убежит.

2.Подноси еду ко рту, а не рот к еде.

Не наклоняйся к ложке, а уж тем более к тарелке, нагребая в рот еду, почти как совком.  Сиди прямо, не нагребай в ложку  слишком много еды и подноси ложку прямо ко рту. И никогда не пей из суповой чашки.

3.Говори «спасибо», «пожалуйста» и «извините».

Эти маленькие слова по-настоящему волшебные и пользоваться ими нужно всегда.

Обедать!

Автор: Елена Благинина

Рая, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько.
Не жалейте мыла!
Я уж стол накрыла.
Всем поставила приборы,
Всем салфетки раздала.
Прекращайте разговоры –
Я вам супу налила.
Ножик, вилку или ложку
Не держите в кулаке.
Не кормите тут же кошку:
Плошка кошки – в уголке.
Хлеб в солонку не макайте
И друг дружку не толкайте.
На второе будет рыба,
А на сладкое – компот.
Пообедали? Ну вот!
Что должны сказать?
- Спасибо!

Приложение № 2.

Дидактическая игра «Подбери предметы личной гигиены».

 Задача: Учить детей находить предметы по просьбе воспитателя. Закреплять знания о предметах личной гигиены.

 Ход игры: на столе у воспитателя лежат предметы личной гигиены. Воспитатель показывает предмет личной гигиены, каждый ребенок должен показать картинку с таким же предметом личной гигиены, подумать и сказать, почему ему нужен именно этот предмет, и объяснить, для чего он нужен.

Приложение № 3.

Дидактическая игра «Умоем куклу»

Цель: перенести полученные навыки умывания в игровые действия, поддерживать положительные чувства к процессу умывания, выполнять последовательно цепочку игровых действий, слушать звучащую образную стихотворную речь, развивать игровой опыт.

Воспитатель обращает внимание на куклу Катю, которая собирается кушать. Спрашивает у детей, что нужно сделать перед тем, как сесть за стол.

Воспитатель: Что нужно предложить Кате для мытья рук?

Дети перечисляют предметы, размещенные в уголке, необходимые для игры.

Воспитатель предлагает детям выполнить действия с участием куклы в определенной последовательности, сопровождая их действие чтением потешки.

Чтобы чисто вымыть ручки,

Мы намылим их немножко

И помоем их вот так.

И водичкой смоем мыло.

Мы помылись, как большие,

Вот мы чистые какие!

Вытираем ручки.

А теперь вымоем Кате лицо. Посмотрите, как я буду это делать. (набирает воды в ладошки и подносит к лицу куклы.)

        Водичка- водичка,

        Умой мое личико:

        Чтобы глазки блестели,

        Чтобы щечки краснели,

        Чтоб смеялся роток,

        Чтоб кусался зубок.

Давайте все вместе покажем Кате, как надо мыть лицо.

Воспитатель вместе с детьми имитирует указанные действия, повторяя слова потешки.

Кто хочет умыть Катю?

Вы- молодцы! Вы – большие и умеете сами мыть ручки и научите этому всех своих кукол.

Хлюп-хлюп

Автор: С. Капутикян

Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Причешется, оденется.

Приложение № 4.

«Угостим кукол чаем»

Цель игры: Учить детей пользоваться чашкой, ложкой, говорить «спасибо». Учить совершать цепочку последовательных действий.

Активизировать словарь: чай, чашка, чайная ложка, салфетка, скатерть, блюдце.

Оснащение: куклы, кукольная чайная посуда, салфетки.

Ход игры:

В гости к детям приходят куклы. Здороваются с детьми. Воспитатель предлагает детям угостить кукол чаем. Спрашивает у детей, что для этого нужно. Дети называют. Воспитатель достает посуду, просит детей помочь ему накрыть стол, задает вопросы:

- Что нужно сделать сначала? (постелить скатерть). Что потом? (поставить блюдца, чашки, положить ложки, салфетки)

- А для чего нужны салфетки? (Чтобы вытереть губы после еды).

Дети расставляют посуду для своих кукол. Воспитатель «наливает чай», дети угощают своих кукол, вытирают им губы салфеткой. Куклы благодарят детей. Воспитатель хвалит детей:

- Молодцы, ребята, накрыли на стол, угостили кукол чаем. Куклы говорят вам «спасибо».

Приложение № 5.

Дидактическая игра «Купаем куклу»

Цель: закрепить полученные навыки умывания в самостоятельных игровых действиях; учить переносить полученные навыки в другие игровые действия.

Воспитатель. Кукла Таня просит её искупать, она ещё маленькая, сама мыться не умеет. Давайте её искупаем, поможем ей вымыться. Чтобы куколка была чистой, мы возьмём мыло, намылим куколку и смоем потом пену водичкой. Какая нужна водичка-холодная или горячая?

Если дети затрудняются, то воспитатель говорит: «Правильно тёплая!» После этого воспитатель открывает кран с водой, «наполняет» ванночку, обращая внимание детей на то, как "поёт" текущая из крана вода ("с-с-с"), приглашает куклу Таню купаться, ласково разговаривает с ней.

Давай, Таня, полью тебе водичку на спинку, помою мылом ножки.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Дети, хотите помочь мне искупать наших кукол?

Приложение № 6.

Д/и. «Мишка пьет горячий чай».

Цель: учить правильно ставить посуду на стол, побуждать детей произносить слова, обозначающие действия, названия игрушек, предметов (пьёт чай, расставляет чашки, садится на стул, за стол).  Подражать действиям взрослых, отвечать на вопросы облегчёнными словами (здравствуй, чашка, пей, на, мишка).

Материал: игрушка-мишка; столик и стульчик для мишки, чашка, блюдце, конфета.

 Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь. Заходит игрушечный мишка, здоровается с детьми. Педагог предлагает детям угостить мишку чаем с конфетами. Вместе с детьми усаживает мишку за стол и имитирует, что мишка пьёт чай.

Мишенька, хороший, здравствуй, Миша. Мы тебя сейчас угостим чаем с конфетами. Садись, Мишенька, вот сюда, на стул, тебе здесь будет удобно. Вот тебе чашка с блюдцем, а вот чай и конфеты. Давай мы тебе сахар положим в чай и ложечкой помешаем. Пей, Мишенька, аккуратно чай, не облейся, ешь конфету. Вкусная конфета, хороший чай. Весь чай Мишенька выпил, всю конфету съел. Что надо, Мишенька, сказать?

Затем воспитатель предлагает детям напоить Мишку чаем. Спрашивает, что Мишеньке надо надеть, чтобы он не облился. Выслушав ответы детей, читает потешку А. Барто:  

                                                Мишка пьёт горячий чай

                                                И сосёт конфетку.

                                                Не облейся дорогой,

                                                Подвяжи салфетку!

Приложение № 7.

Чтение потешек о культурно-гигиенических навыках.

               ***

«Водичка серебристая, 
Ты как сюда попала?» 
«Через луга росистые 
Я в детский сад бежала» 
«Водичка серебристая, 
Зачем ты к нам бежала?» 
«Чтоб все вы были чистыми, 
Чтоб все вокруг сверкало» 
     

         

***
Закатаем рукава, 
Открываем кран - вода. 
Моем глазки, моем щечки, 
Моем уши и ладошки! 
- Посмотрите, крошки, 
- На свои ладошки. 
- Ах, какие ладошки! 
- Чистые ладошки! 

               ***
В ручейке вода струится 
В речке плещется вода. 
Мы под краном будем мыться, 
Без воды мы никуда. 
Моем руки, моем лица 
Мылом, щеткой и водой. 
Если ты не любишь мыться, 
Эту песенку не пой. 
             
***

Знаем, знаем, да-да-да, 
Где тут плещется вода. 
Выходи, водица, 
Мы пришли умыться! 
Лейся на ладошки, 
По-нем-нож-ку, 
Нет, не понемножку - посмелей, 
Будем умываться веселей.

             ***

Кран, откройся, 
Нос, умойся! 
Мойтесь сразу оба глаза! 
Мойтесь уши, мойся шейка! 
Шейка, мойся хорошенько! 
Мойся, мойся, обливайся, 
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся! 
           
***
Лейся, чистая водичка, 
Ты умой мне чисто личико, 
Шейку, ручки умывай, 
Ничего не забывай! 
Мылом, мылом чисто мойся, 
Ни о чем не беспокойся. 
Мыло не кусается, просто умывается.

           

***

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

           ***

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

А теперь скорей вставай

И штанишки надевай.

         ***

Чтобы ушки не болели

Быстро шапочку надели.

А потом и куртку

Для длительной прогулки.

        ***

Час обеда подошел, 
Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

         ***

А у нас есть ложки 
Волшебные немножко. 
Вот — тарелка, вот — еда. 
Не осталось и следа.

         ***

Вот и полдник подошел, 
Сели дети все за стол. 
Чтобы не было беды, 
Вспомним правила еды: 
Наши ноги не стучат, 
Наши язычки молчат. 
За обедом не сори, 
Насорил — так убери.
         ***
Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится, 
Очень каша хороша, 
Ели кашу неспеша. 
Ложка за ложкой, 
Ели по немножку

           ***

Дружат волосы с расческой, 
Хороша моя прическа.
Расти коса до пояса, 
Не вырони ни волоса. 
Расти, коса, не путайся, 
Маму, дочка, слушайся.

         ***

Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брагу
Целый день ходить лохматым
                ***

Это что стоит? Горшок!

Раз-два-три-четыре-пять -

Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Мы все сделаем, как надо.

Мама будет очень рада!

Прыг-скок, прыг-скок,
Мы присядем на горшок.
Мы поели, мы попили, 
Про него чуть не забыли!
Послушные детишки
Сделают делишки:А-а-а и пись-пись-пись.
Только ты не торопись!

Приложение № 8.

Рассматривание картины «Кукла Маша кушает»

Цель: Помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы.

Оборудование: мольберт, картина «Кукла Маша кушает» (серия «Кукла Маша» составитель Л.Б.Фесюкова), игрушки (чашка, тарелка, блюдце, ложка, вилка, нож, кастрюля, чайник), чудесный мешочек.

Предварительная работа: была проведена работа с знакомством посуды и их предназначения.

Методика проведения.

Дети сидят на стульчиках полукругом на ковре. Перед ними стоит мольберт с закрытой картиной.

Воспитатель сообщает детям:

-Я сегодня покажу Вам интересную картину, как кукла Маша кушает.

Воспитатель показывает детям картину «Кукла Маша кушает» дает возможность рассмотреть картину.

 -Посмотрите, как красиво сидит Маша за столом. Что перед ней? (Ответы детей)

-Правильно тарелочка с супом, салфетка. А если кукла Маша ест суп, как вы думаете она обедает или завтракает? (Ответы детей)  

-Правильно, Маша обедает. А что держит Маша в руке? (Ответы детей)

-Правильно, ложку.

А у нас есть ложка 
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу – 
Подберет всю кашу!

-Маша умеет есть сама? (Ответы детей)

-Да Машенька старается есть сама, аккуратно, красиво. А вы ребята умеете сами есть суп? (Ответы детей)

-Молодцы. Какой ручкой Маша держит ложку, покажите.

- Покажите, как вы кушаете ложечкой. Где сидит Маша? (Ответы детей)

-Кто рядом с Машей? (Ответы детей)

-Что делает Девочка Таня? (Ответы детей)

- Для чего нужны салфетки? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек» на тему посуда. Дети достают из «Чудесного мешочка» посуду и называют для чего она нужна.

Воспитатель благодарит детей.

Приложение № 9.

Д/и. «Помоги Танечке».

Цель: отрабатывать навык последовательности одевания на прогулку, закрепить название верхней одежды.

Ход игры:

 Дети сидят на стульчиках. Воспитатель вносит в группу куклу Таню и сундучок с её одеждой, от имени Тани обращается к детям.

Воспитатель: Дети, стало холодно. Мне очень хочется с вами пойти погулять, а я не знаю, как мне одеваться. Помогите мне, пожалуйста!

        Воспитатель достает из сундучка предметы одежды по сезону, предлагает детям их назвать, используя прилагательные (красные колготки, теплые штанишки, резиновые сапожки, пушистая кофточка, желтая курточка, красивая шапочка, мягкий шарф).

        Давайте подскажем Танечке, что сначала нужно надеть. Правильно, сначала нужно надеть колготки. Как мы их будем надевать? Иди Поля, посади Танечку на коленочки и надень ей красные колготки.

        Аналогично надевают штанишки.

        А теперь наденем сапожки: этот с правой ножки, этот с левой ножки. Что мы будем дальше надевать на Танечку? Правильно, Самир, иди надень кофточку куколке. Расскажи детям, какая у Танечки кофточка?

        Самир: пушистая, мягкая, красивая.

        Воспитатель: Вспомни, как мы надевали рубашечку Ванечке: сначала на одну ручку, потом – на другую. Застегнем все пуговички, чтобы Таня не простудилась. Но так еще нельзя гулять. На улице холодно и надо надеть курточку и шапочку.

        Сафия, иди надень на Танечку курточку и покажи всем деткам, как правильно надевать курточку. Молодец! Осталось одеть шапочку и завязать шарфик.

        Предлагает детям по желанию это сделать. Когда кукла будет одета, воспитатель читает потешку.

1, 2, 3, 4, 5 –

Собираемся гулять.

Завязали Танечке

Шарфик полосатенький,

Давайте будем одеваться,

Я сама, я сама!

        Танечка одета и приглашаем всех детей на прогулку. Пойдёмте одеваться!

Приложение № 10.

Дидактическая игра «Накормим куклу Машу»

Цель: закрепить полученные навыки поведения за столом, перенести их в другую ситуацию.

Оборудование: кукла Маша; игровой стол и стулья; чайная посуда; приборы.

Воспитатель привлекает внимание детей к покрытому красивой скатертью столику, просит детей поставить на стол всё необходимое: чайник, чашки с блюдцем, чайные ложечки, сахарницу, вазы с угощением. Воспитатель вносит куклу Машу, здоровается с детьми, от имени детей приглашает Машу за стол, дети предлагают Маше чай, различные угощения: баранки, печенье, пирожки, приготовленные из солёного теста. Воспитатель повторяет названия угощений, ласково приглашая куклу сесть за стол вместе с детьми. Предлагает ребёнку налить чай в чашечки, положить сахар, размешать его и угощать куклу и детей. Дети вместе с куклой и воспитателем «пьют» чай, приговаривая: «Как вкусно!», «Угощайтесь, пожалуйста». По окончании чаепития кукла Маша благодарит детей за угощение, обещает прийти ещё.

Ложка

Ирина Мимбилос Храмова

Ложка – труженик простой,
Кран подъёмный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай быстрее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Доедай всё сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтобы ручки, глазки, ушки
Подрастали у Андрюшки.

Приложение № 11.

Дидактическая игра «Приведи куклу в порядок».

Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.

Оборудование: кукла, кукольная одежда.

Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: «Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье». Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.

Приложение № 12.

Дидактическая игра «Накроем стол к чаю».

Цель: Закрепить название посуды и правила сервировки стола.

 Оборудование. Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка.

 Методические указания.

 Воспитатель объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Дети выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?

Приложение № 13.

Дидиктическая игра «Маша обедает».

(чтение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»)

Цели и задачи: приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом, закрепить название и назначение предметов посуды, воспитывать навыки гостеприимства, учить красиво накрывать на стол.

Материалы: (игрушки собачки, кошечки, курочки, игрушечная чайная посуда; муляжи конфет, сушек; миска, блюдечко, глубокая тарелка, салфетки, скатерть, чайник, посуда для чаепития.)

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель:

– Здравствуйте, ребята. Сейчас я вам  прочитаю  стихотворение « Маша обедает».

Час обеда подошел,

Села Машенька за стол.

Машенька:

Все успела сделать я,

Вот идут мои друзья.

Собачка: Гав, гав, гав!

Машенька: Кто это к нам?

Собачка: Гав, гав, гав!

Машенька: Кто это там?

Собачка:

– Это я, ваш верный пёс,

Ваш Арапка – чёрный нос.

День и ночь

Я дом стерёг,

Наработался, продрог.

Не пора ли обедать?

Машенька:

Добро пожаловать, Арапка,

Иди к столу, но вымой лапки»

(Арапка имитирует умывание).

Кошечка: Мяу-мяу!..

Машенька:

Кто ж теперь,

К нам царапается в дверь?

Кошечка:

– Это ваша кошка Мурка.

Мурка – серенькая шкурка.

Я ваш погреб стерегла,

Всех мышей перевела,

Крыс прогнала из подвала,

Наработалась, устала.

Не пора ли обедать?

Машенька:

– Заходи-ка, кошка Мурка,

Причеши-ка свою шкурку!

(Мурка имитирует причесывание).

Курочка: Куд-куда,  куд-куда!..

Машенька: Кто ещё спешит сюда?

Курочка:

– Ваша курочка рябая,

Я к вам прямо из сарая.

Я не ела, не пила.

Я яичко вам снесла.

Не пора ли обедать?

Машенька:

– Заходи к нам не стесняйся,

Да почище  умывайся!

(Курочка имитирует умывание).

Машенька:

Никому отказа нет,

Подам я каждому обед:

Собачке – в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке-несушке –

Пшена в черепушке,

А Машеньке – в тарелке.

В глубокой, не мелкой.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? («Машенька обедает»).

Скажите, что Маша предложила сделать курочке прежде, чем сесть за стол? А вы всегда садитесь за стол с чистыми руками?

(ответы детей, воспитатель помогает детям).

Воспитатель читает:

 Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Машенька помоется,

Причешется, оденется.

 (Раздается громкий стук в дверь, заходит кукла)

Кукла: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, правда, меня никто не приглашал. Я вижу, у вас здесь много вкусного, как раз все, что я люблю: конфеты, пряники, баранки. А я сейчас ужасно голодная!

(Начинает хватать со стола еду грязными руками, сметает со стола крошки, облизывает пальцы, вытирает рот рукавом).

Воспитатель: Ребята посмотрите, кукла совершенно не умеет вести себя за столом.  Давайте ей расскажем, как правильно вести себя за столом.

Кукла: А что я сделала неправильно?

Воспитатель: во-первых, ты должна  обязательно мыть руки перед едой, и приходить в гости умытой и опрятной. Наши ребята знают про это потешку.  Хочешь, мы тебя научим? Делай вместе с нами:

Зайка начал умываться 
Видно в гости он собрался 
Вымыл ротик  (показываем рукой)
Вымыл носик  (показываем рукой)
Вымыл ухо (показываем руками)

Вот и сухо

Ладушки, ладушки,(эмметируем мытье рук)
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,(роказываем ладошки, хлопаем)
Вот вам хлеб и ложки

Воспитатель: ты теперь поняла, что за стол нужно садиться чистой?

 Ребята, давайте расскажем кукле, какие правила поведения за столом она  должна знать.

За столом сиди ровней,

Не клади на стол локтей,

И к тарелке с супом низко

Не склоняйся, словно киска!

Кушать нужно аккуратно.

Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.
Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,

Глазированный сырок.
И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел. 

Кукла: Спасибо, что подсказали. Что – то я засиделась, пора домой.

До свидания.

Приложение № 14.

Дидактическая игра «Кукла Оля обедает"

Задачи: Цель: закреплять представление об использовании предметов посуды; формировать обобщенное понятие посуда.

 Оборудование: куклы, стол, стульчики по количеству кукол, тарелка, ложка, чашка, кастрюля, чайник.

Воспитатель приглашает детей к куклам. Говорит от имени большой куклы.

Кукла. Рая, Машенька и Женя, мойте руки хорошо, не жалейте мыла!

Дети подходят к крану с "водой", «намыливают» руки, «смывают» пену, «вытирают» насухо.

Я уж стол накрыла, всем поставила приборы, всем салфетки раздала.

Воспитатель. Дети, а что стоит на столе?

Дети отвечают.

Для чего нужны ложки?

Дети отвечают.

А для чего нужны салфетки?

Дети отвечают.

Давайте посадим кукол за стол и покормим их.

Кукла. Прекращайте разговоры - я вам супа налила.

Воспитатель. Что нужно, чтобы накормить кукол супом?

Дети. Кастрюля, в кастрюле варят суп, тарелка, в тарелку наливают суп, суп едят ложкой.

Воспитатель. Давайте покормим кукол супом, приговаривая: «Ешьте суп, он вкусный. Ешьте аккуратно!"

По окончании "еды" предлагает детям вытереть рот салфеткой.

А теперь можно пить компот. Компот налили в чайник. Алёна, возьми чайник и "налей» в чашечки "компот".

Ребёнок выполняет.

Скажи, Наташа, что пьют куклы?

Ребенок. Они пьют компот.

Воспитатель. Из чего они пьют компот?

Дети. Они пьют компот из чашки.

Воспитатель. Молодцы, всё съели! Что нужно сказать?

Дети. Спасибо.

Воспитатель. А теперь нужно помыть посуду. Дети что мы будем мыть?

Дети. Посуду.

Воспитатель. У кукол опять будет красиво в комнате, все будет чисто и стоять на своих местах.

Продолжается самостоятельная игра в игровом уголке.

Приложение № 15.

Дидактическая игра «Оденем куклу Машу на прогулку».

Цель: Закрепить умение детей одевать куклу по погоде, правильно называть предметы одежды, одевать их в определенной последовательности. Воспитывать заботу о кукле.

Игровые правила. Выбрать необходимую одежду, правильно называть ее, одевать куклу в определенной последовательности. Брать только по одному предмету одежды.

Материал. Кукла, одежда для куклы, зонтик.

Ход игры. Говорю детям, что кукла Катя уже выздоровела и ей нужно погулять. Но одеть на прогулку куклу нужно так, чтобы она вновь не простудилась /т.е. соответственно погоде/.

Предлагаю детям поочередно выбрать из одежды необходимую, уточняю название предметов одежды и последовательность одевания.

Если на улице пасмурно, то спрашиваю: – Что еще нужно взять кукле на прогулку? /зонт/.

После того, как кукла готова идти на улицу, дети тоже одеваются. Кукла Катя «напоминает» последовательность одевания, «уточняет» у некоторых детей название предметов одежды.

Елена Благинина «Малышок-голышок».

Голышу-малышу
Сшила понемножку,
Малышу-голышу,
Новую одёжку.

Алую рубашку,
Синие штаны.
Видишь, по кармашку
С каждой стороны.

Сшила жёлтый кожушок…
Ай да щеголь малышок-
Голышок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"

Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"

Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....

Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...

Для детей. Раз ладошка, два ладошка

Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....