Психологическая акция как одна из форм работы дошкольного учреждения по сохранению психического здоровья ребенка
проект на тему
В современных дошкольных образовательных учреждениях актуализировалась проблема психического здоровья подростающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 97.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
слушателя курсов повышения квалификации педагогов – психологов дошкольных образовательных учреждений по теме:
«Психологическая акция как одна из форм работы дошкольного учреждения по сохранению психического здоровья ребенка»
.
выполнила: Бондаренко Виктория Сергеевна,
педагог-психолог МБДОУ д/с №93 г. Таганрога
научный руководитель: Ничипорюк Е.А.
доцент кафедры дошкольного и начального образования
Ростов-на-Дону
2018
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение……………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Понятие «психологическое здоровье»…………...…..……………..4
Глава 2 Условия сохранения «психологического здоровья» ребенка дошкольного возраста…………………………………………….……………9
Глава 3 Психологическая акция как одна из форм работы дошкольного учреждения по сохранению психического здоровья ребенка……………..12
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………………22
Приложения ……………………………………………………………………24
ВВЕДЕНИЕ
В современных дошкольных образовательных учреждениях актуализировалась проблема психического здоровья подрастающего поколения. Эта проблема заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Вопрос о сохранении и укреплении психического здоровья детей старшего дошкольного возраста поднимался в работах многих исследователей. Однако, до сих пор не поднимался вопрос о повышении уровня показателей психического здоровья современных детей. Поэтому целью работы является Создание условий по сохранению и укреплению психического здоровья детей дошкольного возраста
Для реализации целей исследования решались следующие задачи: - изучение научной и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- исследование условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- определить способы и средства, воздействующие на улучшение психического и физического здоровья ребенка.
- обоснование и разработка акции «Неделя психологии» как одной из форм по сохранению и укреплению психического здоровья детей дошкольного возраста. Объект исследования: психическое здоровье детей дошкольного возраста. Гипотеза: Проведение акции «Неделя психологии» позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также содействовать сохранению и укреплению психологического здоровья детей.
Глава 1 Понятие «психологическое здоровье»
Главной целью своей работы педагоги ДОУ видят в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей. В.А. Сухомлинский писал, что «забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [6]. Без сомнения, психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ написано: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [7]. Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье - это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности. Психическое здоровье - это состояние благополучия, в котором человек может реализовать свои способности, может противостоять сопровождающим его жизнь стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями» [4, с.9] Алла Думчева, доцент кафедры психологии СПбАППО, указывает на то, что исследования ученых РАО, РАМН, НИИ педиатрии и других организаций уже давно бьют тревогу: у поколения «детей XXI века» снижен целый ряд показателей физического и психического здоровья:
- снижены витагенные возможности детского организма: энергопотенциал, мышечная сила, адаптационные возможности, устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды;
- наблюдается рост функциональных нарушений и психических расстройств;
- в психологическом портрете современного ребенка стало больше диспропорций: нарушены возрастно-нормативные темпы развития. Особенно диспропорции коснулись сфер познавательного развития, мотивации, психорегуляции деятельности и общения;
- информатизация жизни привела не только к нарушению структуры общения, глубины мышления. У современных детей и подростков серьезно нарушен режим дня, суточный цикл имеет выраженную деформацию.
Как итог, за последние 10 лет:
- пятая часть детей дошкольного возраста не готова к школе;
- к моменту поступления в 1-й класс доля психически здоровых детей составляет всего 39%;
- не более 10% детей в полном объеме справляются с требованиями школьных образовательных программ [3, с. 5].
Именно поэтому, в последнее время особо остро стоит проблема психологической безопасности человека (и в особенности ребенка). Психологическая безопасность обозначает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав.
Благоприятное личностное развитие и сохранение здоровья ребенка невозможно без поддержания определенного качества образовательной среды, обеспечения ее безопасности. Проблема безопасности образовательной среды дошкольного учреждения является наименее разработанной, но весьма актуальной. Безопасность образовательной среды рассматривается учеными как факт защиты детей от физической и психологической опасности. Психологи и педагоги отмечают, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых Федеральным государственным стандартом дошкольного образования к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Обеспечение полноценного развития дошкольника предполагает решение основной задачи ДОУ - охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность детского сада по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка. Возникает вопрос, что включать в понятие «психологически безопасной образовательной средой»? По словам И.А. Баевой, психологически безопасной можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели индекса их удовлетворенности и защищенности от психологического насилия. В дошкольном образовательном учреждении ребенок начинает активно осваивать социальное пространство, здесь он может подвергаться жестокому обращению, агрессии со стороны, как сверстников, так и взрослых (родителей, воспитателей). Социологические исследования показали, что большой процент родителей (до 75 %) озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, обеспечивается ли в детском саду защита прав и достоинств ребенка, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым и любимым вне зависимости от его успехов, их тревожит проблема конфликтности отношений детей между собой и детей с воспитателями, а также возможность манипулятивных воздействий на ребенка со стороны педагогов.
Следует отметить, что все исследователи сходятся во мнении, что дошкольные учреждения должны стать территорией безусловной психологической безопасности и комфорта. Ребенок здесь должен быть защищен от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что его заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155 предъявляет требования к условия пребывания детей в ДОУ [12, п. 3.2.5.]: 1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Таким образом, психологическая комфортность образовательной среды - это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости и удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении; это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться. Создание таких условий в детском саду требует от педагогов высокого уровня компетенции.
Глава 2 Условия сохранения «психологического здоровья» ребенка дошкольного возраста
Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста в первую очередь определяется семейным благополучием. Наиболее гармонично ребёнок развивается в той семье, где учитывается эмоциональное состояние ребёнка, оказывается родительская поддержка.
Семья дает ребенку ощущение чувства безопасности, защищенности, снижает чувство тревоги в новых для ребенка ситуациях. Анализ современной российской жизни позволяет фиксировать следующие проблемы семьи: наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Причинами этого явления является бедность, высокая занятость родителей, трансформация гендерных отношений и родительских ролей. Современные исследователи отмечают, что доминирующее положение в семье занимает работающая мать, зарабатывающая деньги для семьи и отвечающая за воспитание детей. Кроме того, отмечается нарастание в последние годы отчуждения между родителями и детьми, в отдельных случаях родители самоустраняются от своих детей, часть не выполняют воспитательные функции, ориентируясь главным образом на внутрисемейные отношения. Некоторые родители считают, что их главная задача состоит в обеспечении содержания ребенка, создании условий для его жизнедеятельности, а воспитанием должны заниматься образовательные учреждения. Все эти неблагоприятные условия развития ребенка в семье не могут ни сказаться на его психологическом здоровье. Дошкольное детство - наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Именно поэтому, говоря о психологическом здоровье ребенка, нужно еще обратиться к оценке взаимодействия дошкольника с педагогами детского сада, поскольку большую часть времени дети проводят в образовательных учреждениях. Данные отечественной психологии свидетельствуют о том, что характер отношений между воспитателем и ребенком определяет процесс социализации ребенка, влияет на его психическое развитие. Дошкольники чутко реагируют на отношение к ним педагога. Взаимодействие с воспитателем порождает сложный комплекс переживаний, связанных с тем, как ребенок воспринимает отношение взрослого к себе. Психологическое здоровье ребенка обеспечивается гуманным отношением к детям, уважением к их человеческому достоинству, их чувствам, поддержанием положительной самооценки каждого ребенка, индивидуальным подходом, учетом личных особенностей и потребностей ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Кроме того, работая в детском саду, мы обратили внимание на учебные перегрузки современных детей (ежедневные занятия в детском саду, а еще – разнообразные дополнительные занятия, кружки, секции, а еще бывают и домашние задания), что тоже негативно сказывается на здоровье детей. Психиатры России отмечают, что «невротические расстройства разной степени выраженности встречаются примерно у трети детей, посещающих детский сад, и в еще большем проценте случаев - у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» [10, с. 165]. Дети дошкольного возраста как субъекты образовательной среды нуждаются в особом внимании, поскольку они не готовы обеспечить защиту самостоятельно в силу своих возрастных особенностей. Они психологически уязвимы, восприимчивы к насилию, страхам, агрессии, тревожности. На важность этой проблемы указывает и Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из приоритетных задач в работе дошкольного учреждения. Поскольку психологическое здоровье – основное условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы и время на его формирование в детстве. Семья и детский сад – два общественных института, которые стремятся сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями, но очень часто им не хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Благоприятное взаимодействие детей, родителей и педагогов способствует гармоничному развитию личности, сохранению и укреплению психологического здоровья детей в ДОУ. Возникает необходимость выстраивания диалога детского сада и семьи на основе системы сотрудничества, содружества, взаимопомощи. Каждый современный детский сад старается наметить такие формы работы с семьей, которые создавали бы условия для совместного сотрудничества детей, родителей и педагогов. ФГОС ДО указывает на необходимость вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность [12, п. 3.2.1]. Но как сделать так, чтобы родители были вовлечены в жизнь группы и детского сада? Чтобы они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития жизни детей? В центре этой работы находится педагог-психолог ДОУ, так как его профессиональная деятельность направлена на создание и поддержание условий для формирования благоприятного психологического климата в коллективе взрослых и детей.
Глава 3 Психологическая акция как одна из форм работы дошкольного учреждения по сохранению психического здоровья ребенка
Одной из эффективных форм организации взаимодействия системы «ребенок-родитель-педагог» является организация и проведение акций. Они отлично подходят как дополнение к индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей, консультативной деятельности, являясь своеобразным «лучиком света» в бесконечной череде серых будней. Основная цель проводимых в дошкольных учреждениях акций – создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективному преодолению и профилактике нарушений в речевом и психическом развитии воспитанников, через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, коллегами и родителями. Акция (лат. – action) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.
Далеко не каждый родитель имеет возможность посетить тренинг, а особенно выделить время на посещение нескольких встреч, которые длятся по 1,5 – 2 часа. Родительские собрания, круглые столы зачастую формальны и неинтересны, поэтому большинство родителей стараются их избегать, ссылаясь на разные причины. Акция же позволяет охватить как всех родителей одной группы, так и всего сада в целом. На наш взгляд, это объясняется тем, что акции «отнимают» у родителей совсем немного времени, они просты, увлекательны и дают возможность почти сразу увидеть результат собственного участия. Хотя акция – это групповой метод работы, действие ее имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают всех субъектов педагогического процесса: ребенка, родителя, педагога.
Акция несет в себе большой коррекционный потенциал. Поглощенность мам и пап бесконечными бытовыми делами, материальными проблемами, а также их собственные психологические трудности мешают им понимать ребенка и принимать его таким, какой он есть. Акция способствует сплочению семьи, позволяет родителям стать ближе к своим детям, укрепить отношения с ними, сформировать ценностное отношение к семье, а детям – получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить любовь и собственную нужность.
Для педагогов проведение акции – отличное средство найти общий язык с родителями. При небольшой предварительной подготовке получается результат, который не может не заинтересовать всех участников творческого поиска самовыражения.
Еще один несомненный плюс акция - это экономномичность в плане затрачиваемого на их организацию времени (некоторые из них могут включать всего 1-2 мероприятия – беседу, опрос, игру, а их длительность может составлять от 1 дня (кратковременные) до 1 месяца. Они действуют по методу погружения, ненавязчиво «сопровождают» детей, родителей и педагогов.
Оригинальные приемы поднимают настроение детей и их родителей, сплачивают коллектив педагогов, объединяют семью и детский сад. Так для оповещения родителей о начале акции можно использовать красочные «Объявления-завлекалочки», изготавливаемые и распространяемые воспитанниками, специальные агитационные пригласительные буклеты, памятки. Поделки, олицетворяющие пожелания и мечты детей, да и возможность собственного участия (например, в акции «Наша семейная традиция», «Моя семья») привлекают внимание родителей не только к творчеству своего ребенка, но и к работам других детей и родителей, заставляя их задуматься об отношениях в своей семье. А общее интересное дело наполняет энергией, сплачивает, дает вдохновение на то, чтобы что-то изменить, преобразовать и улучшить.
Акция «Неделя психологии» – это не просто набор мероприятий, передающих психологические знания педагогам и родителям, а интерактивная форма взаимодействия, позволяющая: вовлечь всех субъектов образовательной деятельности в работу ДОУ, повысить интерес субъектов образовательного процесса к психологии, показать реальные формы работы, возможности психологической службы детского сада, формировать интерес взрослых к миру ребенка, помогать ему в индивидуально-личностном развитии.
Тема «Недели психологии» может быть абсолютно любой. Главное, чтобы она была интересна и доступна детям, чтобы ее можно было рассмотреть с различных сторон и включить в деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Поскольку неделя психологии – это реальная возможность повысить интерес детей, родителей и педагогов к деятельности психолога, повысить авторитет специалиста и всего учреждения в целом, было решено включить ее проведение в календарно-тематическое планирование на год.
Причина обращения к новой форме - акции - вытекает из преодоления сложностей в работе, поиска путей решения поставленных перед педагогом-психологом задач: развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с окружающими их людьми, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; способствовать личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия взрослых (родителей и педагогов); обучать всех участников педагогического процесса конструктивным способам сохранения здоровья; формировать у родителей психолого-педагогические знания, соответствующие реальным потребностям ребенка. Образцов проведения «Недели психологии» в детском саду немало, но мы опирались на план проведения, представленный П. Князевой в журнале «Дошкольный психолог». При разработке акции мы старались учесть пожелания воспитателей, администрации, запросы родителей, возможности детей, собственный опыт. В общем, старались, чтобы в программе не было ни одного случайного мероприятия, чтобы все они были пропитаны живым общением субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Исходя из причин проведения акции, девизом всей недели были выбраны слова Г.Гейне «Единственная красота, которую я знаю, это – здоровье». В проведении акции были выделены три этапа.
1. Предварительный этап
- утверждение плана недели психологии;
- оформление помещения ДОУ;
- распространение объявлений о неделе психологии по группам, беседы с
воспитателями;
- подготовка раздаточного материала, памяток, стенгазет по заявленным темам. 2. Основной этап: - реализация акции: совместная деятельность с детьми, педагогами и родителями. 3. Заключительный этап:
- подведение итогов реализации акции (отчет);
- стенды: «Герб моей семьи», «Моя семья», « Письмо маме»
- газеты: «Радуга настроения», «Ладошки дружбы»;
- презентация проекта.
Структура акции была распланирована на 5 рабочих дней. На подготовительном этапе проведения акции, перед нами стояла задача – познакомить педагогов с ее целями, этапами и структурой. Надо отметить, что не все сотрудники восприняли положительно новость о проведении акции. Но после обсуждения и утверждения плана проведения было решено распространить среди родителей объявление о сроках проведения, о предстоящих мероприятиях и их целях.
Первый день акции назвали: Жить здорово. С утра каждую семью встречал воспитатель с фишками разных цветов для своеобразного голосования о своем сегодняшнем настроении. Это было начало акции «Радуга настроения». В каждой группе был подготовлен плакат с изображение радуги, на которую родители должны приклеить фишку выбранного ими цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый) в зависимости от настроения. Всего в акции приняло 187 человек. Мы узнали, что в нашем детском саду стало теплее от улыбок и хорошего настроения, с которым пришли 75 % проголосовавших (142 человека выбрали красный, оранжевый, желтый цвет), 16 % (30 человек выбрали зеленый цвет) пришли в детский сад спокойные, сосредоточенные, настроенные на работу, 8 % (15 человек выбрали синий и фиолетовый цвет) своим голосование показали, что нуждаются в нашей поддержке и внимании. Расшифровка значения цветов представлена в приложении 1.
Также для родителей был размещен материал по теме «Эмоциональное благополучие ребенка»: памятки с правилами и рекомендациями для родителей по профилактике эмоционального напряжения у детей («Волшебные слова в обращении к ребенку», «Создание эмоционального благополучия в семье» - приложение 2,3).
Воспитанники старшей группы отправляются в страну Фантазии, но всех жителей этой страны злой волшебник превратил в кляксы. Нужно помочь жителям и снова оживить их. Цель этого задания: развить творческое мышление, воображение, креативный подход к созданию новых образов; формировать уверенность в своих силах (приложение 4).
Для воспитанников подготовительной группы была проведена игра «Я все знаю», ее цель – сплочение детского коллектива, поднятие общего эмоционального тонуса, развитие представлений об окружающем мире, обучение детей навыкам самоорганизации. Группы в начале рабочего дня получили бланк с вопросами, которые касались детского сада, детей и педагогов. До указанного времени нужно найти и запомнить все ответы. В указанное время педагог-психолог и методист приходили и задавали вопросы. Каждый всезнайка получал приз (приложение 5).
Второй день получил название: «Быть здоровым с детства». Вначале второго дня был проведён опрос родителей «Что в жизни главное?», проведение которого помогло определить главные ценностные ориентации родителей с целью организации и планирования дальнейшей работы. С утра воспитатели предлагали родителям ответить на вопрос мини–анкеты «Что в жизни главное?». Из вариантов ответа нужно выбрать один вариант ответа. В опросе приняло участие 201 родитель воспитанников. По мнению родителей, самое главное в жизни: здоровье - 48 % (97 человек), семья - 25 % (52 человек), дети (их счастье, будущее и пр.) - 18 % (38 человек), любовь - 0,9 % (2 человека), мир – 3,4 % (6 человек), карьера 2,4 % (5 человек), материальные ценности - 0 % (0 человек). В подготовительной группе прошла акция «Подарок для малышей», целью которой было способствовать проявлению заботы о младших, прививать желание делать приятное другим людям. В группе «Капельки» было решено подарить игру «Собери картинку». Изготовление подарка было представлено в виде игры-инсценировки «Завод по изготовлению дидактических игр». Дети учились делать дидактическую игру самостоятельно. Был организован целый цикл производства: одни разрезали картинки, другие их обклеивали, следующие складывали в коробку и запаковывали. Еще одна подгруппа детей готовилась вручать подарок. Группа «Солнышко» решила подарить малышам эмблемы в виде смайликов на память. Все воспитатели участвующих групп отметили, что дети с удовольствием приняли участие в акции. Охотно вручали изготовленные игры и говорили теплые слова, а также читали стихотворения, выученные заранее. Малыши тоже остались довольны. По возвращении в группу дети делились впечатлениями. Была проведена беседа: «Понравился ли малышам подарок?», «Что вам понравилось больше всего?». Дети говорили, что им еще раз хотелось бы посетить группу малышей, а также сделать подарки для детишек других групп. Наверно, это самый главный результат, который удалось достигнуть в ходе проведенной акции.
Также в этот день прошла акция «Герб моей семьи» и выставка рисунков «Моя семья». Цель которых - формирование ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своей семье, патриотическое воспитание дошкольников. В результате этой работы многие родители отметили, что в ходе выполнения задания дети больше узнали о своей семье, у детей расширился кругозор и обогатился словарный запас, а самое главное, что совместная деятельность способствовала креплению детско-родительских отношений. Темой третьего дня стал «День психологического здоровья». Ознаменовался этот день акцией «Аптечка для души». Целью ее проведения являлось: создание положительного эмоционального настроя среди родителей, привлечение внимания родителей к вопросам воспитания детей. В каждой группе появилась своя «Аптечка для души», где каждый родитель имел возможность вытянуть листочек с позитивным высказыванием, установкой, пословицей, а также высказываниями известных педагогов касающихся воспитания детей, которые вкладывались в киндер-сюрпризы (приложение 6). Эта акция способствовала поднятию настроения родителей, построению позитивных взаимоотношений со своим ребенком, объединению семьи и детского сада. Очень приятно было наблюдать интерес, проявляемый к акции, авторами некоторых пожеланий, находившиеся в «Аптечке для души» пожелали стать сами родители и потом приносили свои высказывания, которыми они хотели поделиться с другими семьями.
В средних и старших группах были проведены психогимнастические упражнения (приложение 7), их цели: опора на естественные механизмы в развитии ребенка, преодоление барьеров в общении, понимании себя и других, снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка, создание возможности для самовыражения, развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя). Родителям педагоги в этот день раздали памятки: Как бороться с детским «Я не умею» (приложение 8) и «Практические советы по воспитанию организованности» (приложение 9).
Темой четвертого дня был «День дружбы». В этот день с коллективом детского сада была проведена психологическая игра «Тайный друг». Игра способствует психологической разгрузке, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержки.. Сотрудникам было предложено взять конверт, где будет указанно имя подопечного, для которого с сегодняшнего дня они должны стать тайным другом. Тайный друг должен остаться инкогнито. Его задачи: оберегать, делать сюрпризы, подарки, отправлять письма с пожеланиями. Акция «Тайный друг» имела большой успех. В ней приняли участие все сотрудники детского сада. Каждый смог получить и подарить частичку тепла и доброты.
Для воспитанников была проведена акция «Ладошки дружбы», цель ее: формирование у дошкольников доброжелательных отношений друг к другу; воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми. Детям было предложено соединить вырезанные ладошки вместе со своими друзьями и приклеить их на ватман, придав им какую-нибудь форму. У ребят получились: солнышки, бабочки, цветы, птицы и т.д. Также в этот день родителям и детям было предложено поразмышлять на тему: «Счастье для меня это… », в дальнейшем мини – сочинения были оформлены в виде выставки на тумбе. Завершающий, пятый день был назван: «Люблю этот мир, людей, люблю жить!» В этот день было предложено на заборе психологической разгрузки высказаться о неделе психологии, оставить свои пожелания, свои советы сохранения психологического здоровья. Были представлены интересные высказывания: «Если ваша жизнь потускнела, просто сотрите с нее пыль», прозвучали отзывы о неделе психологии: Спасибо за чудесную идею. Ведь укрепление психического здоровья – задача всего общества и каждого человека». В этот же день состоялась выставка рисунков «Моя семья» (совместно с родителями), цель ее проведения: воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам; способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений; формирование у детей понятия "Семья". Для детей проведена акция «Письмо маме», цели ее - укрепление детско-родительских отношений, формирование ценностного отношения к близким людям, получение позитивной обратной связи от своих родителей.
Заключение
В результате проделанной работы, разработан сценарий проведения акции «Неделя психологии». Была изучена литература по теме «психологическое здоровье детей дошкольного возраста» и условия сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении. Подтвердилась часть гипотезы, что комплексная работа педагога-психолога с педагогами, родителями и детьми создаст единое образовательное пространство. Чтобы проверить гипотезу о том, что акция «Неделя психологии» будет содействовать сохранению и укреплению психологического здоровья детей нужно продолжить работу в выбранном направлении. Провести диагностику, анкетирование родителей, педагогов и т.д.
Анализ проведенных мероприятий, позволяет сделать следующие выводы:
- отмечался высокий уровень включенности всех субъектов образовательного процесса;
- результатом проведенных мероприятий стало снятие барьеров в общении
между педагогом-психологом и родителями воспитанников, что проявилось в увеличении частоты обращений за психологической помощью;
- включение психологических игр, психогимнастик, релаксационных упражнений в работу воспитателей стало более востребованным. Таким образом, можно сказать, что совместная работа педагога-психолога, педагогов ДОУ с родителями воспитанников, реализуемая через проведение акции «Неделя психологии», помогла создать в детском саду атмосферу творческого общения, общности интересов, взаимопонимания, поддержки, а также опору для эффективного взаимодействия.
Список использованной литературы
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
- Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И.А. Баева. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. – 271 с.
- Думчева А. «ФГОС: вызовы времени. О новой профессиональной реальности». Школьный психолог. Январь, 2016 г. с. 4-9
Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000г.– 32 с.
- Немцова Г.Д., Кривицкая О.Н. «Адаптация детей к дошкольному учреждению как показатель психологической безопасности образовательной среды». Сборник научных статей «Дошкольное образование: история и современность» - М., 2015г. С. 177-180.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. http://thelib.ru/books/suhomlinski y_va/serdce_otdayu_detyam-read-11.html
- УСТАВ (КОНСТИТУЦИЯ) Всемирной Организации Здравоохранения http://docs.cntd.ru/document/901977493
Чудновский В. С., Чистяков Н. Ф. Основы психиатрии.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 448 с.
- http://dou174.citycheb.ru/9-novosti/166-nedeli-psikhologii План проведения психологического марафона
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/16/aktsiya-pismo-mame
В.В. Цыцаркина. Акция «Письмо маме»
10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/11/12/aptechka-dlya-dushi Елена Васильевна Демидова. Акция «Аптечка для души»
11. http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 12. http://psy.1september.ru/article.php?id=200702409 Полина Князева «Неделя психологии в детском саду». – Дошкольный психолог №5 (16)
Приложение 1
«Радуга настроения»
Цвет | Эмоциональное состояние |
Красный | Восторг |
Оранжевый | Радость, веселье |
Желтый | Светлое, приятное настроение |
Зеленый | Спокойное, уравновешенное |
Синий | Грустное настроение |
Фиолетовый | Тревожное, напряженное состояние |
Приложение 2
ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА В ОБРАЩЕНИИ К РЕБЁНКУ
«Я тебе доверяю»
Дети с большим пылом стараются оправдать оказанное им доверие. Только зная, что в них верят, они, в свою очередь, могут испытывать доверие к себе и другим. Если родители постоянно coмневаются в своем ребенке - «Вряд ли что-то получится...», «С тобой никогда не знаешь...», «Ты же этого не сможешь...» - маленький человечек, в конце концов, обиженно замыкается в себе, чувствует себя покинутым. Поэтому чаще говорите ребёнку "Я тебе доверяю".
«Я рада, что ты у меня есть»
Маленькие дети верят, что именно они двигают мир, делают так, чтобы что-то происходило. Они думают, что солнце всходит потому, что они так хотят, и точно так же они считают себя — со своей точки зрения — ответственными за все остальное, например, за семейные заботы, несчастные случаи, ссоры. Тем более ребенку нужна уверенность в том, что вы счастливы оттого, что он у вас есть. Ни в коем случае нельзя позволять себе высказывания типа: «Из-за тебя я должна от всего отказываться», "Если бы не ты, я бы..."
«Я тебя люблю»
Дети должны верить в то, что их любят ради них самих, поэтому ни в коем случае нельзя связывать это чувство с какими-нибудь условиями («Сперва убери в комнате») или с тем, что ребенок делает («Ты мне наврал, теперь я тебя больше не люблю»). Ребенку будет понятно, если ему скажут: «Я тебя очень люблю, но то, что ты бьешь братика это нехорошо».
«Я тебя понимаю»
Потерял плюшевого мишку, обижен другом, боится темноты — все это для ребенка большое горе. В таких случаях малыш нуждается в сочувствии и утешении. Попытки ободрить его словами типа: «Это всего лишь игрушка», «Зачем тебе эта ерунда» или «Привидения на самом деле не существуют» - ребенку непонятны. Они -из мира взрослых, основаны на опыте, которого у ребенка еще нет.
«У тебя всё получится»
Поощрение и одобрение нужны детям и в отношении того, что родители воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Слова «Хорошо сделал», «Я знала, что ты это можешь» или «Мы тобой гордимся» воодушевляют малыша. С другой стороны, такие ярлыки, как «плакса», «размазня» «рохля», или заявления вроде «Вечно ты разыгрываешь» или «Ты совсем не умеешь дать сдачи» могут надолго подорвать его веру в себя.
«Мы всегда с тобой»
Что бы ни случилось, мои родители всегда мне помогут — это знание помогает многое преодолеть. В ежедневной суете не всегда есть возможность отложить все в сторону и заняться исключительно ребенком. Но вы можете его утешить: «Интересно! Сейчас я закончу свои дела, тогда у меня будет время, и ты сможешь подробно рассказать мне обо всем». Ребенку это будет понятнее, чем, если бы вы сказали: «Сейчас я не могу».
Приложение 3
Создание эмоционального благополучия ребенка в семье
Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение. Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:
- Наличии чувства доверия к миру;
- Способности проявлять гуманные чувства;
- Способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
- Наличии положительных эмоций и чувства юмора;
- способности и потребности в телесном контакте;
- Чувстве удивления;
- Вариативности поведения;
- Способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
- Способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
- Способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.
Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.
Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:
биологические - врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т. д;
психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.
Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:
- Принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
- Создание в семье атмосферы положительных эмоций;
- Создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
- Поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);
- В зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);
- Включенность в детскую жизнь, в том числе и в игровую деятельность ребенка.
Признаки здорового эмоционального состояния у детей (4-6 лет)
- Ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
- Начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
- Становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
- Проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
- Ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.
Симптомы эмоциональных проблем у детей (6-7 лет)
- Склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;
- Очень восприимчив к эмоциональным травмам;
- Может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;
- Формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;
- Начинает включаться в “сексуальные игры” со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;
- Чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;
- Может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания.
Симптомы эмоциональных проблем у детей (3-6 лет)
- Частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
- Частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
- Постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
- Общая неспособность следовать правилам и указаниям;
- Нежелание разговаривать и договариваться;
- Внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
- Постоянная меланхолия.
Приложение 4
Упражнение «Оживи кляксу» (старшие группы)
Цель: развить творческое мышление, воображение, креативный подход к созданию новых образов; формировать уверенность в своих силах
Ход упражнения
Педагог предлагает детям отправиться в страну Фантазия. Через полосу препятствий дети проходят в Изостудию.
Педагог: Ой, ребята, а она (страна) совсем не такая, какой я ее видела в детстве. Ребята, посмотрите, разноцветная поляна, а на поляне как вы думаете что?
Дети : Кляксы.
Педагог: Это злой волшебник заколдовал все предметы. Как вы думаете, чем мы можем помочь?
Дети : оживить или дорисовать предметы.
Дети берут листы с кляксами. Подходят к столам.
Упражнение « Дорисуй кляксу»
Педагог читает стихотворение:
Клякса прыгает и скачет
По листочкам, словно мячик.
Влево, вправо наклонилась-
Снова в лужу превратилась.
Помоги ей стать мышонком,
Неуклюжим медвежонком
Или бабушкой-старушкой,
Может, девочкой-резвушкой,
Может мотыльком
Или аленьким цветком.
Смелее карандаш бери:
«Ну-ка, клякса, оживи!»
Дети рисуют и придумывают весёлые истории про «ожившие» кляксы.
Приложение 5
Вопросы к игре «Я все знаю»
1. Какого цвета глаза у вашего воспитателя?
2. Сколько дней в неделю вы ходите в садик?
3. У кого в группе самые длинные волосы?
4. Кто в группе самый высокий?
5. Сколько в группе сегодня мальчиков?
6. В какое время года День рождения у вашего воспитателя?
7. Какие любимые цветы у вашего младшего воспитателя?
8. У кого из девочек карие глаза?
9. Сколько ламп на потолке?
10. У кого в группе самая большая семья?
11. Назовите телефон скорой помощи и милиции.
12. Как зовут нашу заведующую (медсестру)?
13. Сколько в вашей группе кукол?
14. У кого сегодня зеленая одежда?
15. Какой рисунок нарисован на 2 и на 8 дверцах шкафчиков (в раздевалке)?
16. Назовите любимые цветы методиста ДОУ?
17. Назовите любимого певца или певицу шеф-повара?
18. Сколько ступенек на крыльце детского сада?
19. Сколько групп в ДОУ?
20. Как зовут педагога-психолога?
21. Любимая книга музыкального руководителя?
22. Как зовут кота инструктора ФК?
Приложение 6
Акция «Аптечка для души»
Цели акции: создание положительного эмоционального настроя среди родителей, привлечение внимания родителей к вопросам воспитания детей.
Формы и методы проведения: корзина с высказываниями, реклама и вывеска «Аптечка для души».
Текст рекламы:
Дорогие родители, бабушки и дедушки!
Сегодня у нас открыта «Аптечка для души». Вместе с вашими детками мы собрали лекарства для повышения вашего настроения.
Отведайте, пожалуйста, улыбнитесь. Доброго вам здоровья!
Высказывания:
Дарите друг другу тепло и улыбки! |
Улыбка всесильна и стоит награды. Всего лишь улыбка – и Вам будут рады! |
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются. |
Добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след. |
Улыбнись и весь мир улыбнется тебе. |
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает. |
Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью. |
Птица счастья садится только на раскрытую ладонь. |
Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце. Но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри. |
Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. В.А.Сухомлинский |
Если бы мы хорошо видели и чувствовали человеческую жизнь, мы бы слышали, как растет трава и как бьется сердце белки. |
Если бы мы хорошо видели и чувствовали человеческую жизнь, мы бы слышали, как растет трава и как бьется сердце белки. |
Добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след, они смягчают, утешают и исцеляют сердце того, кто их слышит. |
Тот, кто ищет цветы, найдет цветы; тот, кто ищет сорняки, найдет сорняк. |
Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. |
Успех начинается с души. |
Отдавая другим, ты можешь быть уверен: твои дары вернуться к тебе. |
Добрые слова приносят столько же пользы, сколько дурные - вреда. |
Доброта спасет мир. |
Вежливость никогда не выходит из моды. |
Дерево узнают по плодам, человека - по делам. |
Верь в свою мечту, и она сбудется. |
Худо тому, кто добра не делает никому. |
Улыбнись и весь мир улыбнется тебе. |
Ласковое слово и бурю укрощает. |
Чего в других не любишь, того сам не делай. |
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развиваться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности. П. Ф. Лесгафт |
Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В. А. Сухомлинский |
...Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит. Януш Корчак |
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. |
Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В. А. Сухомлинский |
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский |
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. Макаренко А. С. |
Никогда не учите ребенка тому, в чем вы сами не уверены, и если вы хотите что-нибудь внушить ему в нежные годы, чтобы чистота детства и сила первых сочетаний запечатлели это в нем, то берегитесь больше всего, чтобы это не была ложь, про которую вы и сами знаете, что это ложь. Рескин Д. |
Приложение 7
Психогимнастики
«ВСТРЕЧА С ДЮЙМОВОЧКОЙ»
I. Разминка
Педагог. Дети, хотели бы вы попасть в сказку? Но сначала попробуйте отгадать, что это за сказка. В ней говорится об очень маленькой девочке. Правильно. Сказка называется «Дюймовочка», и именно туда мы пойдем.
А вот и цветок, на котором сидела Дюймовочка (показывает воображаемый цветок в ладонях). Изобразите этот цветок с помощью своих пальчиков. Сомкните ладони, а теперь разводите в стороны, получился как бы бутон. Пошевелите пальчиками. Вот какие красивые цветы получились!
Понюхайте цветы, покажите, какой душистый аромат!
Я знаю, что Дюймовочка была очень маленькой. Покажите пальцами, какая она маленькая.
Прежде чем отправляться вместе с вами в чудесный сад около дома Дюймовочки, я хочу проверить, насколько вы внимательны. Вставайте в круг друг за Другом. Слушайте внимательно команды. Как только я скажу «великан», все вытягивают руки вверх, встают на носочки и идут по кругу; по команде «Дюймовочка» — приседают на корточки и идут гуськом; по команде «тропинка» — кладут руки на плечи впереди стоящего и продолжают идти все вместе.
Пока я проверяла ваше внимание, мы незаметно дошли до чудесного сада.
II. Гимнастика
(Напряжение)
Дети, прислушайтесь, слышите шаги? Они направляются сюда. Давайте спрячемся за кусты цветов (за стулья). Выгляните и посмотрите направо: нет ли там кого? А теперь налево, вверх на ветки деревьев, вниз в траву. Опять что-то зашуршало? Спрячьтесь, втяните шею. Шея напряжена. Давайте еще выглянем, посмотрим, кто же там? Интересно!
(Расслабление)
Выходите, не бойтесь, здесь никого нет. Это ветер играет листвой. Какой шалун. Расслабьте шейку, покатайте головку по плечикам. Шея, как ниточка, болтается легкая-легкая. Устала напрягаться, выглядывать из-за куста.
(Прыжки)
Ква-ква-ква. Кто это? Да это жаба скачет. Какая она большая, толстая, неуклюжая, в щеках как будто мячики, так надула их от важности. Хочет утащить в свое болото нашу Дюймовочку! Прыгайте за мной, как жаба! Бре-ке-ке, бре-ке-ке. Как пружинки прыгаем.
(Быстро, часто, со сменой направления)
Пока мы прыгали, жаба ускакала. Вон, вон она. Побежали за ней. А теперь туда (в другую сторону). Убежала!
(Напряжение)
А вот и подоконник, на котором в своей скорлупке грецкого ореха спит Дюймовочка. Представьте, что вы стали такими же маленькими, как Дюймовочка, и спите в скорлупке грецкого ореха. Ложитесь на коврики. В скорлупке так тесно — подогните ноги, руки сложите, ладошки под щеку. Сжались, чтобы поместиться в скорлупке. Все тело напряглось, как сжатая пружина.
(Расслабление)
Долго так не проспишь, ноги и руки затекут. Потянитесь хорошо, еще раз, еще. Выпрямите затекшие ноги и руки, спину. Вставайте, хватит спать.
А вот и жаба, которая от нас убежала. Она вскочила на подоконник, и скорлупка Дюймовочки, и наши скорлупки закачались.
(Плавно)
Возьмитесь по парам за руки, как будто вы колыбелька, и покачайтесь. Ноги расставлены, напряжены. Колыбелька то тихо качается, то сильно. Это жаба ворочается.
(Вращение)
Колыбелька так сильно раскачалась, что даже закрутилась на одном месте. Руки и ноги напряжены. То в одну сторону крутится, то в другую.
(Пошевеливание)
Вслед за жабой на подоконник за Дюймовочкой прилетел майский жук. Ж-ж-ж. Он с силой ударился и перевернулся на спину. Лежит и шевелит лапками, не может перевернуться.
(Быстро, часто)
Быстро-быстро, часто-часто шевелит.
(Свободное передвижение)
Но вот жуку удалось перевернуться, и он полетел, жужжа. Легко, свободно летит жук, громко жужжит. Летает по всей площадке:
Смотрите, а жук на спине унес от жабы Дюймовочку. Как хорошо, теперь жаба не утащит ее в болото, к своему гадкому сыночку, который только ест и спит.
III. Общение Эмоция отвращения, презрения
Педагог. Дети, давайте покажем, какая жаба мерзкая и противная. Посмотрите друг на друга, у кого самая мерзкая жаба? Какая она отвратительная! (Как вариант — сценка у майских жуков по отношению к Дюймовочке.)
Давайте прогоним, жабу: покричим громко, потопаем, состроим ей рожицу, чтобы она испугалась и ускакала. Жаба нас испугалась и ускакала.
Дети, а эта жаба не напоминает вам ребят, которые упрямятся, кривляются, капризничают, ведут себя некрасиво? В это время они так похожи на отвратительную жабу! Но мы не такие! Давайте друг другу улыбнемся и станем красивыми.
IV. Поведение. Приятие и неприятие личности другого человека
Педагог. Когда жук унес Дюймовочку на большую березу и представил своим друзьям-жукам, то они начали смеяться над Дюймовочкой, пренебрежительно о ней говорить: «Какая маленькая! Какие тонкие ножки и их всего две. Совсем нет усиков, как у нас, и крыльев нет! Фу, какая некрасивая! Фу, какая гадкая! Не будем с ней дружить».
Покажите, как майские жуки говорили обидные слова Дюймовочке.
Дюймовочка заплакала. Ведь на самом деле она была очень хорошенькой. Но жукам она не понравилась, так как была не такая, как они.
Скажите Дюймовочке что-то хорошее, успокойте, позовите поводить с вами хоровод.
Дети, а у вас было так, что вы кого-то не принимали в игру, с кем-то не общались? (Обсуждение проблемы неприятия детей по разным причинам социальной изоляции.)
V. Завершение
Педагог. Все вы добрые друзья. Давайте поводим хоровод и споем песенку «Добрый жук» из сказки «Золушка»:
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Ты мой друг, и я твой друг, оба мы друзья.
Не боимся мы жука-
Старика, старика,
Мы попрыгаем слегка и закружим старика.
Пора возвращаться из сказки. До новых встреч.
«ПРОГУЛКА В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»
1. Разминка
Музыкальное сопровождение «Звуки леса».
Педагог. Мы уже были летом в лесу, а сегодня отправляемся на прогулку в осенний лес. Ветер закружил нас в воздухе, поднял вместе с листвой высоко в небо, и мы летим, медленно приземляясь на пожелтевшую траву (имитация вместе с детьми). Вы чувствуете, как свеж и чист воздух? Сделаем глубокий вздох, расправим плечи.
Слышите, стучит дятел? Поверните голову направо. А слева журчит ручей, посмотрите. Поднимите голову вверх. Прямо над нами, на высокой сосне прыгает белка с ветки на ветку. Под ногами юркнул в норку мышонок, посмотрите.
Что вы еще увидели вокруг себя? (Выслушать варианты детей.)
Но мы не дети, а разноцветные осенние листочки с самых разных деревьев. Скажи, Саша, ты с какого дерева листочек? И какого цвета? (Всех детей.) Осень разукрасила нас разными цветами и оттенками.
Мы были листочками, а теперь сами их соберем в букет (сбор воображаемых листьев в букеты). Листья разбросаны по всему лесу. Похвалитесь своими букетами. Расскажите, из каких листьев. Ах, какие красивые букеты!
А сейчас соединим все букеты в один прекрасный большой букет. Встаньте в круг, а руку с букетом вытяните на середину. Вот какой большой получился букет!
Но что такое? Подул сильный ветер! Вы превратились в детей ветра, подуйте все. Наш букет разлетелся, листья закружились в воздухе (вальсовая музыка). Вы — листочки, покружитесь, разлетитесь во все стороны. Как красиво стало в лесу. Шалун-ветер собрал все листочки в большую кучу. Скорее собирайтесь, листочки.
Выберите самый красивый листочек и подарите кому хотите. Только есть одно правило. Дарить можно только тому, кому еще не подарили. Не забывайте благодарить.
Понюхайте листочки. Чем они пахнут?
2. Гимнастика
(Напряжение)
Дети, мы с вами очутились на полянке, где играют веселые зайчики. Зайчики встали в круг и забили в барабаны. Как сильно зайчики стучат! Лапки напряжены, твердые, не гнутся, как палочки. Напряжены мышцы в кулачках. А лицо расслабленное, свободное, улыбается. Живот тоже расслаблен, дышит.
(Дробно)
А теперь зайчики расслабили кулачки, пальчики, убрали барабаны и громко затопали ножками по лесной дороге.
(Напряжение)
Что это ветки затрещали? Да это маленькие медвежата балуются. Легли на спину, обхватили колени лапами, прижали их к животику, голову подтянули к коленям и качаются, как на качелях, вперед-назад. Спинка напряжена, животик твердый, шея напряжена. Так расшалились, весело им!
(Расслабленно)
Накачались, устали, перевернулись на живот, голову положили на руки и стали болтать ножками. Шейка расслаблена, ноги легкие, двигаются свободно.
(Резко, быстро)
Ну, медвежата, вставайте. Хватит лежать. Ж-ж-ж. Что это? Да это медвежата разбудили пчел, которые заснули на зиму. Ох, какие они злые! Отмахивайтесь скорее от них, убегайте. Энергичнее отмахивайтесь, а то покусают пчелы.
(Плавно, медленно)
Убежали наконец-то от пчел. Мы в осеннем лесу, а грибы еще не собирали. Давайте соберем. Присядьте, рассмотрите хорошенько, чтобы не срезать ядовитый гриб. Раздвиньте мох, осторожно срежьте ножку гриба и положите его в корзинку. Соберите много грибов. Приседайте легко, смотрите внимательно.
3. Общение
Эмоции радости общения
Педагог. Холодно стало в лесу. Давайте разожжем костер. Собирайте хворост, сухие листья. Но этого мало! Чтобы огонь вспыхнул, нужно передать друг другу доброту и тепло наших сердец, горячие улыбки. Встаньте в круг. Я передаю тепло моего сердца, на моем лице загорается улыбка, и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Когда тепло снова коснется моего сердца, моей руки, костер вспыхнет ярким пламенем. Поднимем руки вверх и подойдем ближе друг к другу в тесный круг. Чувствуете, какое горячее пламя? Вы согрелись?
Эмоции грусти, радости
Педагог. Понравилось вам в лесу? Мне тоже. Грустно возвращаться назад. Покажите, как вам грустно. Но мы еще обязательно вернемся сюда. Скорее улыбнитесь.
4. Поведение Жадность, щедрость
Педагог. Присядем у костра. Слышите? Кто-то плачет. Совсем рядом. Это зайчик плачет, потому что его обидел жадный пес, с которым он вместе живет. Послушайте про него стихотворение:
Жадный пес дров принес,
Воды наносил, тесто замесил,
Пирогов напек, спрятал в уголок
И съел сам: гам-гам-гам!
(Давайте, дети, покажем этого жадного пса. (Педагог читает стихотворение, а ребята имитируют действия.)
Дети, хорошо быть таким жадным? Почему?
Давайте испечем пирожки и угостим зайчика (имитация замешивания теста и выпекания пирогов; зайчика изображает воспитатель или ребенок).
Как вы угостите зайчика? Что скажете? (Проигрывание со сменой ролей.)
Какие вежливые, добрые, щедрые мои дети! Молодцы! Теперь зайчик не плачет.
5. Завершение
Нам пора уходить из леса. Надо задуть костер, чтобы не случился пожар. Встаньте в круг, возьмитесь за руки, подуйте сильно-сильно на пламя. Посмотрите, пламя только сильнее разгорается! Ведь это огонь наших сердец и улыбок, а он никогда не погаснет. Возьмем его с собой. Протяните руки к огню и положите частичку тепла в сердце. Будем хранить его и водить дружно хоровод (любая детская песня о дружбе). Оставайтесь такими дружными всегда.
Приложение 8
КАК БОРОТЬСЯ С ДЕТСКИМ «Я НЕ УМЕЮ!»
Каждый новый навык делает ребенка все более независимым от родителей. Поначалу такая самостоятельность в радость, но праздничные достижения быстро превращаются в будничные обязанности. Понятно, что многим детям хочется опять стать маленькими, спрятаться за множеством «я не умею». И единственное, что тут можно сделать – это постоянно напоминать, успокаивать, убеждать что poдительские любовь и забота никуда не денутся.
1. «Давай подумаем, где этому можно научиться?»
В Интернете посмотреть, спросить у кого-то, в библиотеку за книжкой сходить.
2. «Хочешь расскажу, как я этому научилась?»
Ребенок часто чувствует себя неумейкой среди всемогущих взрослых и хорошо ему показать, что не всeгда так было и не всeгда так будет.
3. «Может быть есть способ обойтись тем, что умеешь?»
Не получается нарисовать барашка – рисуй барашка в коробке. Это даст уверенность в своих силах и когда-нибудь барашек выглянет из коробки.
4. «Попробуем это сделать вместе?»
Часто за словами о неумении стоит нежелание ребенка оставаться наедине с трудным или скучным делом.
5. «Давай я покажу тебе хитрый способ». Понятно, что ребенку хочется не учиться чему-то, а уже уметь это делать. И иногда есть способ научиться быстро. Вот хороший пример про куртку, который поможет малышу за несколько минут научиться надевать куртки, кофты, рубашки.
Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку.
Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале. Потом ребёнок будет сам «нырять» под край куртки одновременно натягивая рукава.
6. «Хочешь научиться или хочешь, чтобы кто-то сделал вместо тебя?»
Скорее всего ребенок выберет второй вариант, но рано или поздно дойдет дело и до первого.
7. «Давай разберем это большое дело на маленькие и выясним, с какими кусочками ты сможешь справиться, а с какими нужно тебе помочь.»
8. «Ничего страшного, зато у тебя хорошо получается … (список успехов)».
И ведь и правда, если подумать – какое колоссальное число сложнейших навыков ребенок освоил за последние 5-10 лет!
9. «Как думаешь, придется этому когда-нибудь учиться или можно обойтись?»
Не нужно рассказывать о необходимости некоторых навыков, пусть ребенок сам разберется.
Приложение 9
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ОРГАНИЗОВАННОСТИ
Совет 1. Объясните ребенку, где живут его игрушки и вещи
Для того чтобы идея упорядоченности укоренилась в детском сознании, попытайтесь снизойти на детский уровень. Не пытайтесь требовать порядка от ребенка на уровне взрослого. Помните, что ребенку сложно запомнить такие простые (на взгляд взрослого) вещи как правило и порядок. Для детей все необходимо преподавать в примерах и образах. Если вашему сыну или дочке уже есть 2 года, можно попробовать поиграть в игру «Царство вещей и игрушек». Представьте для него весь дом как некое царство, в котором живут книги, вещи, игрушки и т.д. Расскажите, что у каждой вещи в этом царстве есть свое место, свой дом. Вечером каждая вещь хочет возвращаться домой: книги на полку, игрушки – в коробку для игрушек, одежда в шкаф. Также объясните, что мама и папа также возвращают все вещи на их места, так как тоже живут в этом царстве. Объясните, что за игрушки, книжки, одежду отвечает именно он (ваш ребенок) и что вещи ждут, когда их вернут домой. Эта игра хорошо закрепляет в сознании детей идею, что каждая вещь имеет свое место. Посмотрите с ребенком мультфильмы, которые рассказывают о том, что нужно быть аккуратным, почитайте сказки, рассказы, стихи на эту тему, чтобы фантазия ребенка порождала позитивные образы порядочного человека.
Совет 2. Поиграйте в порядок
Процесс наведения порядка может выражаться в игровой форме. Например, в виде веселых соревнований: если у вас несколько малышей, можно устроить соревнования для них, кто быстрее соберет вещи. Можно придумать символические призы, но не нужно делать большой разницы в ценности призов, чтобы дети не почувствовали себя обделенными или обезличенными. Главное в этом соревновании – участие детей. Центральной задачей во всех этих играх является формирование характера ребенка, а не качество уборки в первую очередь. Качество может улучшаться со временем, нужно чтобы была сформирована привычка.
Совет 3. Ведите за собой, а не подгоняйте сзади
Всегда ведите ребенка за собой, а не подгоняйте его. Если речь идет о наведении порядка, не просто провозглашайте свою волю с «башни из слоновой кости», а вместе с ребенком выполняйте то, к чему вы его подвигаете. Не заставляете его, а приглашайте принять участие. Через такой подход ребенок поймет, что порядок и организованность это:
• не тяжелая обязанность, а радостное увлечение,
• общие семейные ценности, которые вы уважаете.
Соберите вместе с ребенком игрушки, пригласите его с собой помыть посуду, скажите ему, что нуждаетесь в его помощи в приготовлении супа. Это важно для формирования отношения к повседневным делам.
Совет 4. Не уставайте напоминать о простых вещах
Если ребенок не запоминает всех правил порядка, не отчаивайтесь. Не уставайте напоминать о простых вещах день за днем. Повторяйте такие элементарные требования, как:
• Мытье рук после туалета,
• Чистка зубов после еды,
• Расправление полотенца на вешалке после вытирания рук
• Уборка обуви на полку после того, как ребенок разулся и т.п.
Пусть каждое напоминание не вызывает у вас раздражение. Не нужно кричать на детей, если правила не выполняются автоматически. Не считайте, что дети умышленно вас раздражают, игнорируя ваши требования. Скорее всего, они просто не запоминают этих мелких деталей. Многократные повторения дают свои результаты: «кирпичики» напоминаний постепенно формируются в монолит организованности.
Совет 5. Создайте естественные ритмы наведения порядка
Привяжите к пробуждению уборку постели, проветривание спальни, умывание, пусть это будет естественными моментами жизни. К приему пищи присовокупите уборку со стола и мытье посуды. Отход ко сну свяжите с такими вещами как прием душа, складывание вещей, уборка игрушек. Не отчаивайтесь, если не получается все сразу по-вашему. Говорят, что для лидеров самое нелюбимое слово – «процесс». Руководители хотят всего сразу. Родители – также лидеры для своих детей. Пусть процесс не пугает вас, главное быть искренними и последовательными.
Приложение 10
Акция «Письмо маме»
Цели:
- укрепление детско-родительских отношений;
- формирование ценностного отношения к близким людям;
- получение позитивной обратной связи от своих родителей.
Беседа «Моя мама»
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами есть замечательная возможность признаться своим мамам в любви.
«Мама», «мамочка» - так зовём мы самого родного и близкого человека. И этот человек для каждого из нас самый лучший на свете. В понимании взрослых и детей мама – самое святое, самое душевное, тёплое, родное, светлое в этом мире. Мама – самый главный на свете человек. Мама даёт жизнь каждому из нас, заботится, беспокоится о нас, в любую радостную и трудную минуту поддержит, поможет, защитит, поймёт и простит. Если ты вдруг обидел дорогого человека, то нужно обязательно попросить прощения. Подойди к маме, обними её, нежно скажи: «Прости». Сделай маме что-нибудь приятное, она будет этому очень рада.
Ребята, скажите, пожалуйста, что значит для вас мама?
Любовь мамы безгранична, именно она поддерживает нас всю жизнь. Но нередко мы забываем самому близкому человеку – маме – сказать спасибо, сказать, что любим её. Потому что думаем, что мама знает об этом. А ведь часто маме не хватает именно этих слов.
Сегодня, ребята, у вас появиться уникальная возможность признаться своим мамам в любви!
Как мы это сделаем? Мы напишем мамам особенное письмо, а потом, все вместе, сами изготовим красивые конверты и, когда мама придёт за вами вечером, сделаем ей сюрприз: подарим своё замечательное письмо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов и специалистов "Роль образовательного учреждения в сохранении психического здоровья детей"
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...
Создание благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС
Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательно...
«Психологические акции, как одна из форм работы педагога-психолога ДОУ»
Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. Основная цель проводимых акций: создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективному пре...
Мастер-класс для воспитателей "Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников"
Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отн...
«Создание благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС»
Сообщение для педагогов «Создание благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии Ф...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. Основная цель проводимых акций: создание благоприятного психологического климата, способствующего...