Конспект занятия в старшей группе. «Я здоровье сберегу — своим глазкам помогу"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Программное содержание:
Расширить и закрепить знания детей о частях тела человека и их функциях.
Развивать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза;
Воспитывать внимательное отношение к своему организму, здоровью; привести к пониманию, что зрение человека надо беречь;
Формировать умение высказываться и отвечать на поставленные вопросы окружающих.
Расширять пассивный словарь дошкольников: "зрачок", "сетчатка", "радужная оболочка", "глазной нерв", "хрусталик", "мышцы глаза".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_glaza.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе. «Я здоровье сберегу — своим глазкам помогу»
Конспект проведения занятия по познавательному развитию из цикла «Познай себя» на тему: «Я здоровье сберегу – своим глазкам помогу»
в старшей группе «Василек»
МДОУ Детский сад» Василек»
Провела: воспитатель ГРИКО Н.Б.
Программное содержание:
Расширить и закрепить знания детей о частях тела человека и их функциях.
Развивать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза;
Воспитывать внимательное отношение к своему организму, здоровью; привести к пониманию, что зрение человека надо беречь;
Формировать умение высказываться и отвечать на поставленные вопросы окружающих.
Расширять пассивный словарь дошкольников: "зрачок", "сетчатка", "радужная оболочка", "глазной нерв", "хрусталик", "мышцы глаза".
Предварительная работа:
- беседы по теме «Тело человека»",
- разучивание дидактических и подвижных игр (тренировка зрительной памяти) ; "Найди одинаковые предметы"
- рассматривание познавательных рисунков;
- организация сюжетно-ролевой игры "Поликлиника" (на приеме у врача-окулиста) ;
Оборудование и материалы:
- иллюстрация "Строение глаза";
- картинки для дидактической игры «Найди пару» "(разрезные картинки)
- таблица для определения остроты зрения;
- набор матрешек, мешочек с мелкими игрушками (две из них одинаковые) ; зеркала по количеству детей; предметы для игры и иллюстрации, ширма; рисунок глаза и гимнастика для глаз.
Ход занятия
Утром ранним кто-то странный, Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто лучик протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Воспитатель: Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит хорошее настроение. Давайте и мы поздороваемся с солнышком.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую! Пальцы правой руки по очереди
“здороваются” с пальцами левой руки,
похлопывая друг друга кончиками.
Воспитатель: Как здороваются люди? Ответы детей: («Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья! Здравствуйте, доброго здоровья, здоровья вам, всего доброго, всех благ. »)
- Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Дидактическая игра «Помощники человека».
– Ребята сегодня мы с вами будем играть, и вспоминать, какие же у человека есть помощники.
головушка-совушка (дети гладят голову) ; лобик-бобик (выставляют перед собой лобик, как бычки) ; носик-абрикосик (закрывают глазки и попадают пальчиком в кончик своего носа) ; щечки-комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками) ; губки-голубки (вытягивают губки в трубочку) ; зубочки-дубочки (стучат тихонько крепкими зубами) ; бородушка-молодушка (гладят подбородок) ; глазки-краски (раскрывают глаза пошире, смотрят, сколько красок вокруг) ; реснички-сестрички (моргают ресничками) ; ушки-непослушки (трут тихонько пальчиками ушки) ; шейка-индейка (вытягивают шейку) ; плечики-кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз) ; ручки-хватучки (хватают вокруг себя) ; пальчики-мальчики (шевелят пальчиками рук) ; грудочка-уточка (вытягивают вперед грудь) ; пузик-арбузик (выставляют живот вперед) ; спинка-тростинка (выпрямляют спинку) ; коленки-поленки (сгибают ножки в коленях по очереди) ; ножки-сапожки (топают ножками) .
Вот вы вспомнили, из чего состоит наше тело. Такие помощники есть у каждого из вас.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Посмотрите, на столе лежат картинки, но они разделены на части. Нужно из частей собрать картинку. (Дети, каждый в своей подгруппе собирают глаз человека и рассказывают о том, что у них получилось.)
На краю полей пшеничных,
Под тенистою листвой.
Два ключа есть необычных,
С чистой, свежею водой.
Не умыться той водицей,
Хоть и глубока она,
Целый мир в нее глядится
Небо, звезды, облака.
Днем открыты всем навстречу,
Эти чудо - роднички,
А во мраке, в поздний вечер
Их скрывают колпачки. (Что это)
Два соседа - непоседы,
День на работе,
Ночь на отдыхе. (Глаза) .
Разберемся вместе дети, для чего глаза на свете? И зачем у всех у нас, на лице есть пара глаз?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно
Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом,
Править быстрым самолетом:
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя,
Будет Николай танкистом,
А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья…
Но для этого, друзья,
Кроме знанья и уменья:
Всем необходимо зренье!
Н. Орлова
Дидактическая игра «Найти одинаковые предметы в мешочке. » (дети определяют предметы на ощупь).
Воспитатель: Как труднее узнать предметы, с открытыми или закрытыми глазами?
- Глаза - главные помощники человека.
- Ребята, видеть глазами, означает пользоваться зрением. Что мы можем благодаря зрению? (ответы детей)
- Конечно, благодаря зрению мы можем видеть все, что есть вокруг нас, различать и узнавать предметы, отмечать их качества и любоваться красотой природы во все времена года.
Оздоровительная минутка.
Дидактическая игра «Расставить матрешки по величине» (проводится с завязанными глазами)
- Ребята, мы с вами узнали, что помощниками человека являются глаза. Глаза наши устроены очень сложно. Мы познакомимся с той частью глаза, которую нам видно (рассматривание плаката с глазом). Что же можно обнаружить в глазу, рассматривая его. Можно увидеть цветной кружочек. Это радужка. У всех людей она разного цвета, т. е. по радужке мы определяем цвет глаз. Посмотрите в зеркала и определите цвет своих глаз (работа с зеркалами) .
- В середине радужки есть черная точка. Это зрачок. Зрачок, регулируя количество цвета в глазу, может сужаться, сжиматься и расширяться. Если в глаз проникает сильный свет, зрачок сужается. Если света недостаточно - зрачок расширяется. И от этого меняется форма глаза - узкие или раскрываются полностью (примеры из жизни) .
- Снаружи глаз защищен твердой прозрачной оболочкой. Эта оболочка называется роговицей.
- Ребята, когда человек смотрит только одним глазом, он меньше видит. Например, если смотрим правым глазом и видим только с правой стороны. И видим больше и лучше, если смотрим двумя глазами (проверяем) .
- Вот поэтому глазки надо беречь.
- Ребята, природа уже заботливо оберегает наши глаза. Ведь брови, ресницы, веки даны нам не только для красоты. Они защищают глаза, как вы думаете от чего? (от пыли, ветра, пота, воды, яркого света.)
- Брови задерживают капельки пота и воды, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза. От пыли спасают ресницы, если попадает пыль, соринки в глаза их смывает слеза. Если рядом с глазом появляется опасный предмет, веко закрывает глаз.
- Но чтобы сохранить глаза и зрение этой защиты недостаточно. Сейчас мы рассмотрим картинки, подумаем и решим, что для глаз полезно, а что вредно.
Игра "Полезно - вредно". Я буду спрашивать, а вы давать ответ, говоря: "Это вредно, или это полезно"
1. Тереть грязными руками глаза. 2. Вытирать лицо чистым носовым платком. 3. Читать в транспорте. 4. Смотреть телевизор, сидя близко к экрану. 5. Читать, лежа в постели. 6. Смотреть телевизор на расстоянии от экрана. 7. Гулять на свежем воздухе. 8. Есть продукты, богатые витаминами.
Помни истину простую Лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую, Или сок морковный пьёт.
- А сейчас повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие у вас красивые глазки! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные, ясные, лучистые, чистые, нежные, заботливые, добрые, ласковые, счастливые, веселые:) Сколько ласковых и нежных слов вы назвали.
- Какого цвета бывают глаза? Что умеют делать наши глазки? (плакать, смеяться, щуриться, смотреть, грустить, закрывать, открывать, мигать)
- Если человек грустит, какие у него глаза? (грустные; злится - злые; сердится - сердитые; удивляется - удивленные; думает - задумчивые; веселится - веселые)
- Вот видите, какими разными могут быть глаза у человека и у вас тоже.
Пословица «Глаза - зеркало души. »
Давайте вспомним правила по охране зрения.
- Правила по охране зрения.
1. Не трите глаза грязными руками.
2. Умывайтесь ежедневно с мылом.
3. Не смотрите близко и долго (более 1 часа) телевизор. 4. Не играйте в компьютерные игры (более 15 мин.)
5. Не читайте и не рисуйте, лежа в постели.
6. Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.
7. Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.
8. Берегите глаза от колющих и режущих предметов.
9. Ешьте продукты с витаминами.
10. Гуляйте на свежем воздухе - Молодцы! Ребята, делать гимнастику для глаз - это тоже полезно. Вы скоро пойдете в школу, будете много писать, читать. Как только почувствуете, что глаза устали, сразу начинайте делать такие упражнения для глаз (показ) .
Гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз (из методики Э. С. Аветисова) .
Моргание:
И. п. : сидя, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть. Повторить 10 р. И. п. : сидя, быстро моргать глазами (1-2 мин.) .
Вращение глаз:
1. Посмотреть вверх и медленно по часовой стрелке вращать глазами.
2. Посмотреть прямо и по вращать глазами с начало вправо, затем влево.
Поворот глаз:
Посмотреть прямо, вверх, в сторону вправо и влево, вниз.
Итог. Глаза наши - незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему необходима помощь. У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят, что глаза - зеркало души. В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им. Не забывайте, помните - наши глаза драгоценные для нас, и мы просто обязаны беречь их. Никто не позаботится о них лучше, чем вы сами. "Если глазки сберегу, сам себе я помогу, я здоровье сберегу! " Поэтому берегите и охраняйте глаза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для старшей группы по валеологии «Сохрани свое здоровье сам»
Расширить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения....
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!
Выполнила: Казанцева Л.В.Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!Цель: Закрепить у детей понятие « пожарная безопасность», убедить в необходимости соблюден...
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
Воспользовалась данным конспектом для проведения открытого занятия для воспитателей ДОУ...
Конспект физкультурно-оздоровительного занятия для детей старшей группы " Я здоровье сберегу, своим ножкам помогу".
Участники: дети и родители...
конспект занятия в старшей группе «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
Здоровье – это когда ты весел и всё у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о ...
Конспект занятия в старшей группе: «Цветок здоровья»
Цели и задачи:Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения.Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображ...
Конспект занятия в старшей группе "Моё здоровье в моих руках"
Конспект занятия "Моё здоровье в моих руках"...