"Я сам! (об особенностях протекания у детей кризиса 3 лет и путях решения кризисных ситуаций"
консультация по теме
Предварительный просмотр:
«Я сам!» (об особенностях протекания у детей кризиса трёх лет и путях решения кризисных ситуаций)» К трём годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить «психологическую пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях. Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных-критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами. Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений. Новообразованиями кризиса 3 лет является формирование самосознания ребенка (возникает в разговорах местоимение «Я»), стремление к самостоятельности и независимости от любых взрослых, овладение деятельностью, напоминающей «взрослую». Кризис трех лет ломает старые, сложившиеся взаимоотношения между родителями и ребенком. Родители словно «выходят из тени». Если до этого они воспринимались как те, кто кормит, любит, играет и были связаны с действиями и функциями, выполняющимися в отношении него: «мама кормит Мишу кашей». То после трех лет ребенок научается отделять взрослого от той деятельности, которую он производит. Ребенок словно бы берет власть над этими действиями в свои руки, произнося: «Я хочу кашу». Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямство - это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм - в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность - крайняя форма самозащиты; замкнутость - неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
Родителям на заметку:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)
Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...
« Пути решения конфликтных ситуаций в ДОУ между педагогом и родителями»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19538293","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]Проблема конфликта между родителями и педагогами — это г...
Практический семинар «Причины возникновения и пути решения конфликтных ситуаций в работе педагога с родителями» ( с элементами тренинга)
Работа педагога подразумевает тесный контакт и ежедневное общение не только с воспитанниками, но и их родителями. И не всегда это общение происходят на позитивной ноте, ведь и у педагога, и у родителе...
Тренинг для воспитателей ДОУ «Конфликты. Пути решения конфликтных ситуаций»
Тренинг для воспитателей ДОУ «Конфликты. Пути решения конфликтных ситуаций»Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт»; способствовать выработке навыков конструктивн...
«Я сам!» Об особенностях протекания у детей кризиса 3 лет и путях решения кризисных ситуаций
laquo;Я сам!» Об особенностях протекания у детей кризиса 3 лет и путях решения кризисных ситуаций...
Консультация на тему: «Я сам!» (об особенностях протекания у детей кризиса трёх лет и путях решения кризисных ситуаций)»
К трём годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным....
Тренинг для педагогов ДОУ: «Конфликты. Пути решения конфликтных ситуаций»
Тренинг для педагогов ДОУ:«Конфликты. Пути решения конфликтных ситуаций»...