Статья "Формирование валеологической культуры старших дошкольников с помощью перфокарт""
статья по теме
В статье говорится об укреплении и сохранении здоровья детей. О важности воспитания валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста. А также формирования у дошкольников чувства ответственности за свое здоровье, возможность самим заботиться о нем, используя перфокарты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ПЕРФОКАРТ
Алдашкина Н.П.
воспитатель высшей категории
МАДОУ д/с№29 городского округа г. Нефтекамск
Аннотация: в статье говорится об укреплении и сохранении здоровья детей. О важности воспитания валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста. А также формирования у дошкольников чувства ответственности за свое здоровье, возможность самим заботиться о нем, используя перфокарты.
Ключевые слова: валеология, здоровье, здоровый образ жизни, сохранение и укрепление здоровья, перфокарта
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - основа формирования личности. «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» преуспевающего общества» считал И. И. Брехман
[1]. В последние годы значительно ухудшилось здоровье населения страны, особенно детей, что стало общегосударственной проблемой. Поэтому важно уделять большое внимание воспитанию нового поколения детей - здорового физически, нравственно и духовно; человека всесторонне и гармонично развитого. В.В. Колбанова, Л.Г.Татарникова [2]. считают, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В последнее время отмечается низкая культура населения, поэтому проблема культуры здорового образа жизни остается актуальной на сегодняшний день. Это значит, что необходимо вести целенаправленную работу по охране и укреплению здоровья населения, прививать культуру жизни.
В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая культура. Валеология как наука возникла сравнительно недавно. Она была сформулирована и обоснована отечественным учёным, профессором И. И. Брехманом в 1980–82 годах как учение о здоровье здоровых людей — о методах формирования, укрепления и сохранения здоровья человека [3;4;5].
На сегодняшний день мы видим реальное ухудшение физического, психического, нравственного состояния детей. У большинства детей не сформировано чувство ответственности за свое здоровье, у многих не хватает элементарных знаний о здоровье, умений оберегать и сохранять его. Дети испытывают затруднения при решении задач, связанных с безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской помощи. Дети хотят быть здоровыми и сильными, но не знают, что нужно для этого. Поэтому необходимо научить дошкольника понимать, насколько ценно здоровье и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Решая одну из проблем современного общества - сохранение и укрепление здоровья детей, очень важно воспитывать валеологическую культуру дошкольников. В исследованиях Г.К. Зайцева [6], Л.Б. Дыхан [7] под валеологической культурой дошкольников понимается определенный уровень развития валеологической компетентности, осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека и готовности самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья [8, с. 8]. Аглямовская В.Г. [9], Лазарев М.Ю.[10]. отмечают, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов. Таким образом, чтобы сформировать у дошкольников чувство ответственности за свое здоровье, возможность самим заботиться о нем, необходимо подбирать эффективные формы и методы обучения. А именно разработать игры, упражнения, беседы. Исследования и практика подтверждают, что использование наглядных моделей облегчает и ускоряет процесс усвоения материала.
Одним из видов моделей, который можно использовать при воспитании валеологической культуры дошкольников – это работа с перфокартами. Перфокарта представляет собой карточку с заданием, на котором размещены объекты, соответствующие определенной теме. Объекты размещаются по краям листа, сверху, снизу, на полоске. Рядом делаются прорези. Под перфокарту подкладывается чистый лист. Выполняя задавание, ребенок в прорези рисует значок, проводит линии, пишет буквы или цифры. Работа с перфокартами позволяет закреплять и систематизировать знания, развивает познавательный интерес, активизирует мыслительную деятельность, память, внимание, расширять словарный запас. Содержание перфокарт может быть различным, в зависимости от того, какая цель преследуется. Разработаны перфокарты такие как: «Человек», «Пищеварение», «Органы чувств», «Опасные предметы вокруг нас», «Полезные витамины», «Лесная аптека», «Первая помощь». Например, работая с перфокартой «Чтобы быть здоровым», у детей формируются представления о здоровом образе жизни. При работе с картой «Скелет человека», закрепляются представления о строении скелета и частей тела, воспитывается уважение и бережное отношение к себе. Все задания к перфокартам тщательно продумываются и носят практический характер. Например, в перфокарте «Что бы быть здоровым», надо отметить красным цветом деятельность, приносящую вред здоровью, зеленым – пользу, желтым – деятельность, которая будет наносить вред здоровью, если злоупотреблять.
Работая с перфокартой «Первая помощь», ребенок должен найти и отметить предметы, необходимые для оказания первой помощи.
В перфокарте «Продукты полезные и вредные» необходимо отметить красным цветом вредную для здоровья пищу, а зеленым – полезную.
Работа с перфокартами понятна и доступна для детей. Это позволяет дошкольникам легко запомнить материал. Преимущество перфокарт заключается в том, что их можно использовать многократно. Дети быстро утомляются, теряют интерес к образовательному процессу, но работа с перфокартами помогает поддерживать интерес дошкольников, они воспринимают работу с картами как игру. Все это способствует более качественному усвоению материала. Возможны и другие варианты работ с перфокартами, например, специально подкладывая неправильно выполненные задания, ребёнок ищет ошибки, анализирует, рассуждает и делает выводы. Так же можно дополнительно задавать вопросы по рисункам, составлять с детьми рассказы и т.д. Перфокарты можно использовать в подгрупповой работе и индивидуально. Дети могут самостоятельно проверять выполненные задания или проверить друг у друга. Все это формирует важные качества личности - самостоятельность, уверенность, инициативность.
Использование перфокарт имеет развивающее обучающее и воспитательное значение. В этом заключается их практическая ценность. Учитывая современные педагогические технологии, перфокарты способствуют активизации деятельности дошкольников, индивидуализации деятельности обучения и воспитания.
Актуальность использования перфокарт в работе с дошкольниками состоит в том, что они, во-первых, поддерживают интерес к занятиям, во-вторых, практические действия ускоряют процесс запоминания и усвоения материала.
Мы можем судить, об эффективности работы с перфокартами, так как у детей в процессе работы сформировались представления о своем теле и организме, о полезных и вредных привычках, о вкусной и здоровой еде. У многих детей стал проявляться интерес к оздоровлению своего организма.
И, подводя итоги можно сделать вывод, что у детей повысилась культура здорового образа жизни.
Список литературы
1.Брехман И.И. Валеология- наука о здоровье – 2-е изд., доп., перераб. – М.: Физкультура и спорт, - 1990. - 208 с.
2.Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития / Л.Г. Татарникова. – СПБ. Петроградский и К, 1997.
3. Брехман И. И. Валеология. Начало пути. // Советская Россия. — 1980, 29 мая. — № 122 (7273). — С. 4.
4. Брехман И. И. Человек и биологически активные вещества. 2-е изд., перераб. М.: Наука, 1980. — С. 20.
5. Брехман И. И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека. // Вопросы философии, 1982, № 2. — С.48–53.
6. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии / Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. – СПб. 1994.7. Дыхан Л.Б. Педагогическая валеология: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Л.Б. Дыхан, В.С. Кукушин, А.Г. Трушкин; под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
8. Воскресенский В.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи / В.А. Воскресенский. – М.: Знание, 1987.
9. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004
10.Лазарев М.Ю. «Здравствуй!»: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных учреждений / М.Ю. Лазарев.
Н.П.Алдашкин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Валеологическое воспитание старших дошкольников"
«Валеологическое воспитание старших дошкольников, как одна из составляющих ЗОЖ»...
Авторские мнемотаблицы по валеологическому воспитанию старших дошкольников
Использование карточек, схем, таблиц для валеологического воспитания дошкольников...

Валеологическое воспитание старшего дошкольника как фактор формирования здорового образа жизни
Выступление на педагогическом совете (декабрь 2014 г.)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ
Методические рекомендации подготовлены на основах традиций методики физического воспитания и валеологического образования детей дошкольного возраста с эффектом глубокого погружения в практику физическ...
В составе жюри «Проектная деятельность в ДОУ по формированию валеологической культуры у дошкольников»
laquo;Проектная деятельность в ДОУ по формированию валеологической культуры у дошкольников»...
Формирование валеологической культуры у дошкольников во всех видах детской деятельности
Формирование валеологической культуры у дошкольников во всех видах детской деятельности...