Оздоровительно-развивающая работа в старшей группе ДОУ
материал (старшая группа) на тему
В основе данной работы лежит "Развивающая педагогика оздоровления" В.Т.Кудрявцева и Б.Б.Егорова
"Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли" Ж.Ж.Руссо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovlenie_detey.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад "Светлячок"
г. Первомайск Нижегородской области
Оздоровительно-развивающая работа
в старшей группе ДОУ
с учетом «Развивающей педагогики оздоровления» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова
Воспитатель
Чернова Н.В.
Педагогика оздоровления – это радикальная гуманитаризация всей проблематики психического и физического здоровья современного ребёнка-дошкольника (В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров)
Выделяются 2 основных линии оздоровительно-развивающей работы:
Приобщение к физической культуре | Развивающие формы оздоровительной работы. |
Данные линии (направления) реализуются не только в образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура», но и в течение всего дня пребывания детей в ДОУ, в режимных моментах, в процессе различных видов детской деятельности и между ними. Особенности двух основных линий: | |
1.Подход к работе как к творческому процессу – Одновременно с формированием двигательных умений - творческое преобразование обыденного двигательного опыта ребёнка и эталонов движения. (Двигательные «перевёртыши», придумывание новых двигательных образов). 2. Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики. Имеющийся двигательный опыт должен стать для дошкольника объектом освоения, преобразования, оценки. (Специальные игровые задания, выполняя которые, ребёнок должен преодолеть стереотип действия с каким-либо предметом; придумывание названий выполняемым движениям; в процессе подвижных игр создание ситуации разрыва двигательной деятельности, в которой ребёнок сталкивается с необходимостью оперативно перестраивать образы, соответствующие первоначально принятой игровой роли; «разговор» с собственным телом – обращение к ручкам, ножкам, похвала и поддержка частям тела, отвечающим за движения). 3. Развитие выразительности движений и их эстетическое оформление. Широкое использование двигательных инсценировок; символизация движений, задания на перевоплощение; сопряжение движения и музыки, восприятие музыки через движение; пантомимическое воспроизведение музыкальных звуков в отсутствие самой музыки. |
Старшая группа.
1-ое направление - приобщения к физической культуре
УПРАЖНЕНИЕ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ.
Ходьба.
- С имитацией походки животных и людей в зависимости от их внутреннего состояния (печаль, радость и т.п.) и возраста.
- Произвольная ходьба под лёгкую и грациозную музыку. Игровые упражнения «Великан» (с поднятыми вверх руками), «Сбор цветов» (с наклонами), «Михайло Потапыч» (на четвереньках с выпрямленными ногами).
- С изменением положения рук – с мячом и скакалкой и без них. Игровые упражнения «Самолёт», «Толкаем груз».
- Задания на построение символических движений: передача посредством ходьбы образов движения времени (время суток, времён года).
- Ходьба по усложнённым лабиринтам.
- Спиной вперёд по доске шириной 10 см.
- Контурное изображение различных предметов следами на влажном песке, снегу.
- Самостоятельное придумывание разных вариантов игровой ходьбы и названий для них.
- Игровое упражнение «Живая лента» - ходьба приставным шагом, взявшись за руки то в одну, то в другую сторону.
- Групповая ходьба: изображение движения стрелок часов, поездов, реки и т.п.
Бег.
- Под лёгкую и грациозную музыку в разных направлениях, разными способами (на носках, с поднятыми коленями, широкими и мелкими шагами, с поднятыми вверх руками и выпрямленной спиной, с прыжками); концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом; умение «слушать ноги».
- Стремительный бег в разных направлениях под быструю и энергичную музыку. Изменение характера и темпа бега по сигналу в связи с вхождением в образы различных животных. Бег, ходьба, ползание с вхождением в образы персонажей сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».
- Бег по усложнённым лабиринтам. Бег с преодолением препятствий в виде предметов путём их обегания и перепрыгивания, пролезания под ними.
- Непрерывный бег 2 минуты. Бег на 100 м с меняющимся темпом от медленного к среднему, чередующийся с ходьбой и прыжками.
Прыжки.
- С принятием игровой роли (лягушки, кузнечики, кошки, тигры, лошадки в цирке, воробьишки).
- На двух ногах на месте: ноги вместе – ноги врозь; с продвижением вперёд. Прыжки с поворотом на месте кругом (ноги вместе – ноги врозь).
- Игра-соревнование «Лягушачий чемпионат» (прыжки на скорость в перепрыгивании через предметы).
- С места через проведённую линию: а) расстояние до линии не менее 80 см задаётся воспитателем; б) ребёнок сам должен выбрать для себя расстояние и прочертить линию в нужном месте; в) ребёнок проводит линию мысленно.
- С разбега «через ров» шириной 100 см, через барьер из кубиков или снега (15-20 см).
- С места в высоту с попыткой коснуться подвешенного выше поднятых рук предмета, когда: а) высота определяется воспитателем; б) ребёнок сам определяет высоту; в) ребёнок мысленно представляет предмет на нужной высоте.
- Через длинную качающуюся скакалку.
- Спрыгивание с высоты 40-50 см с принятием игровой роли (пингвины, парашютисты); спрыгивание с поворотом тела.
- Запрыгивание на возвышение 25 см.
Ползание, лазание.
- изображение реки, текущей под мостом; имитация движений ползающих животных.
- по гимнастической скамейке; на четвереньках со сменой направления в среднем темпе в образе собачки, льва; толкая мяч головой.
- Игровые упражнения «Любопытный котёнок», «Гусеница-землемерка».
- самостоятельное придумывание различных вариантов ползания и названий для них.
- лазание по гимнастической стенке с вхождением в образы. Концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом.
- лазание до верха гимнастической стенки и спуск не пропуская реек.
Катание, бросание, ловля, метание.
- Изображение при помощи движущихся мячей простых сказочных сюжетов и реальных ситуаций (колобок встречает разных зверей; зайчата спасаются от волка, автомобили разъезжаются на перекрёстках.
- Игровое упражнение «Говорящий мяч» (передача настроения через бросок).
- Подбрасывание мяча вверх и его ловля двумя руками (не менее 10 раз подряд), одной рукой (не менее 5). Перебрасывание и перекатывание мяча из одной руки в другую; друг другу из положения сидя.
- Прокатывание мяча перед собой при ходьбе по скамейке.
- Перебрасывание мяча через препятствие, когда: а) расстояние до препятствия не менее 3 м устанавливается воспитателем; б) ребёнок сам устанавливает это расстояние; в) ребёнок мысленно представляет себе линию препятствия.
- Бросание мяча о землю и ловля; игра с мячом рукой о землю и о стену, плечом и ногой о стену; ведение мяча
- Игровые упражнения «Мяч сквозь обруч», «Мяч среднему», «Догони мяч».
- Игровое упражнение «Школа меткости» (левая рука учит метать правую). Метание в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 4 м.
- Забрасывание кольца на палку-кольцеброс.
- Метание в цель сбоку, снизу, при ходьбе.
Равновесие.
- Стойка с открытыми глазами на одной ноге с вхождением в образ (стойкий оловянный солдатик, гриб, ласточка); стойка с закрытыми глазами «Египетский шаг» - носок одной ноги касается пятки другой.
- Ходьба по плоским дощечкам, разложенным вдоль скамейки. Игровые упражнения «Верблюд на мосту» (перешагивание с характерными движениями ноги через кубики высотой 15-20 см, разложенные вдоль скамейки); «Сбор грибов» (ходьба с собиранием кубиков); «Козлики на мосту» (парная ходьба навстречу друг другу с поворотом на 180 градусов).
- Групповое упражнение «Клавиши» (приседания на скамейке под звучание разных нот со сменой темпа).
- Попытка кратковременного удерживания мяча на голове в положении стоя и при ходьбе. Ходьба с закрытыми глазами 10-15 шагов.
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ РУКИ.
- Игровые упражнения «Прикосновение» - движения кистями рук по воображаемому препятствию; «Встреча друзей» - поочерёдное прикосновение пальцев одной руки к пальцам другой.
- Пальчиковые гимнастики (разнообразные комплексы, имеющиеся в методической литературе).
- Отдельные игровые упражнения для пальцев с показом движений и форм живых и неживых объектов, со стихотворным сопровождением.
- Игровое упражнение «Лепим добрую и умелую руку».
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ ЛИЦА И МИМИКИ.
- Демонстрация (на картинках и на живом примере) и распознавание выражения на лице различных эмоциональных состояний. Самостоятельное воспроизведение состояния по замыслу. Игра «Театр мимики».
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ.
Игровые упражнения | Цель |
«Тяжелоатлет» (хождение с воображаемой гигантской тяжестью на плечах (в виде скалки, гантели), ее подъем на высоту вытянутых рук и опускание на плечи). | Укрепление мышц рук, плечевого пояса и спины. |
«Объятия» (с отведением рук за спину) | Укрепление мышц рук и плечевого пояса, создание положительного эмоционального настроя, развитие выразительности движений. |
«Гребля» (имитация движений весел руками – сидя на полу по-турецки). | Укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук. |
«Любопытный котенок» (и.п. – сидя на коленях, затем на пятках; низкий наклон с опорой руками об пол, перебирание руками и повороты шеи в разные стороны). | Укрепление мышц спины, шеи, рук. |
«Любопытный котенок» (и.п. – лежа на животе; повороты головы в разные стороны) | Укрепление мышц шеи, предплечья, спины. |
«Дискобол» (имитация движений дискобола). | Укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук, развитие умения сохранять равновесие. |
«Ветряная мельница» (ноги расставлены, одна рука на поясе, другая, поднятая вверх, описывает круги с постепенным ускорением, касаясь уха и ноги; усложненный вариант: круги описывают обе руки одновременно). | Укрепление мышц спины, предплечья, рук, формирование умения следить за осанкой. |
«С чашей воды на руках» (переход из и.п. сидя на пятках с поднятыми руками – в стойку на коленях). | Укрепление мышц спины, предплечья, рук, формирование умения следить за осанкой. |
«Косарь» (имитация движений при косьбе). | Укрепление мышц плечевого пояса и спины. |
«Летящая птица» (и.п. – лежа на животе, руки разведены в стороны, бедра и ноги прижаты к полу, подъем и опускание головы и грудной клетки). | Укрепление мышц спины, живота и ног. |
«Поднимите вдвоем» (парное упражнение: подъем и опускание гантели или палочки, и.п. – лежа на животе). | Укрепление мышц спины, живота и ног. |
«Испугавшиеся лошади» (парное упражнение: и.п. – спинами друг к другу, руки отведены назад; перетягивание палки или гантели). | Укрепление мышц спины, плечевого пояса и рук. |
«Лошадка на карусели» (и.п. – лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руки держатся за щиколотки; перекатывание тела вперед-назад). | Укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук, ног, живота. |
«Гребцы» (парное упражнение: имитация движений гребцов; и.п. – сидя на полу, крепко взявшись за руки; ступни ног одного ребенка упираются в ступни ног другого). | Укрепление мышц спины, плечевого пояса и рук. |
«Открытый перочинный ножик» (и.п. – выпрямив ноги и туловище, вытянув ноги вдоль тела; наклоны туловища с поочередным поднятием ног). | Укрепление мышц спины, бедер, живота, ягодичных мышц. |
«Чей толчок сильнее?» (парное упражнение: взаимное отталкивание ступнями; и.п. – лежа на спине). | Укрепление мышц ног. |
«Перекат и подскок» (и.п. – лежа на спине, колени согнуты, руки обхватывают колени; перекатывание тела назад, а затем вперед с последующим подскоком на ноги). | Укрепление мышц спины и ног, ягодичных мышц. |
«Пальцы ног ходят в гости» (парное упражнение: и.п. – лежа на спине, голова к голове, ноги врозь, взявшись за руки; подъем ног вверх за голову с последующим соприкосновением пальцев). | Укрепление мышц спины, живота, пальцев ног. |
ЭЛЕМЕНТЫ СПОРТИВНЫХ ИГР ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ
Баскетбол.
- Перебрасывание мяч двумя руками от груди. Формирование умения регулировать направление и силу удара при броске в корзину. Ведение мяча правой и левой рукой.
Футбол.
- Прокатывание мяча обеими ногами в заданном направлении. Формирование умения регулировать направление и силу удара при закатывании мяча в лунки, в ворота. Отбивание мяча о стенку.
- Освоение простейших навыков передачи мяча (в парах). Создание первоначальных представлений о функциях вратаря, защитника, полузащитника, нападающего.
Хоккей.
- Выработка умения правильно держать клюшку. Прокатывание шайбы клюшкой в заданном направлении. Формирование умения регулировать направление и силу удара при её закатывании в ворота. Освоение простейших навыков передачи шайбы.
ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕВОЧЕК.
Художественная гимнастика.
- Пружинные движения руками, ногами, туловищем. Волнообразные движения руками и плечами.
- Прыжки, выработка равновесия, повороты в рамках двигательных импровизаций.
Танцевальные упражнения.
- Танцевальный шаг: шаг галопа, шаг польки, русский хороводный шаг, русский переменный шаг, шаг притопывания.
СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ.
Катание на санках.
- С горки по двое с переменным распределением функций «вперёдсмотрящий» - «управляющий».
- Катание друг друга, ведение санок за поводья с вхождением в образ «лошадка в упряжке», «поезд», «малышка в коляске»), толкание санок руками сзади, самостоятельное придумывание аналогичных образов.
Скольжение.
- Формирование навыков разбега. Повороты. Рисование простых геометрических фигур скольжением. Движения рук в разные стороны, приседания и подъёмы при скольжении. Имитация движений фигуристов.
Ходьба на лыжах.
- Передвижение по лыжне друг за другом переменным шагом – поочерёдно скользя на правой и левой ноге, с вхождением в образ спортсменов-лыжников. Игра-прогулка «Следопыты».
Катание на велосипеде.
Катание на двухколёсном велосипеде, по прямой, по разным поверхностям. Выработка простейших навыков регулирования скорости.
Бадминтон.
- Выработка умения правильно держать ракетку. Отбивание волана ракеткой. Формирование умения регулировать направление и силу удара (в игре с воспитателем).
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
- Отбивание ритма на барабанах, концентрация внимания на характере движений.
- Передача воображаемого ритма через движение без музыки. Развитие ориентировки на мелодию. Формирование умения улавливать передаваемые мелодией образы (настроения, состояния) и выражать их в движении в произвольном танце.
- Комплексы детской ритмической гимнастики.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫ.
2-ое направление - развивающие формы оздоровительной работы
ЗАКАЛИВАНИЕ.
- Ходьба и бег в трусиках 15-20 мин. Растирание рук, ног, туловища сухой салфеткой.
- Поглаживающий массаж.
- Упражнение «Поза льва».
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
- Вдохи и выдохи через левую ноздрю (4-6 сек) по очереди, закрывая одну большим, а другую указательным пальцем.
- Брюшно-носовое дыхание (резкий вдох через нос с одновременным втягиванием нижних брюшных мышц).
- Спокойный вдох и выдох; на выдохе постукивание по крыльям носа с одновременным произнесением слогов «ба-бо-бу».
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ.
- ходьба и бег по скамейке с мешочком на голове в разных направлениях, с изменением положения рук.
- Игровые упражнения «Гордая походка», «Балерина», «Птица перед взлётом».
- Специальные коррегирующие комплексы.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ.
- Ходьба и бег на носках, пятках, перекатом с пятки на носок. Ходьба босиком по песку, мелкой гальке, с изменением положения стопы.
- Боковой шаг по палочке, обручу.
- Ходьба с мячом, зажатым между ступнями.
- Игровые упражнения «Малышка» (массаж стопы), «Танец на канате», «Если бы ноги стали руками». Подбрасывание воображаемого мяча стопами, лёжа на спине.
ПСИХОГИМНАСТИКА.
Комплексы.
Организация двигательно-оздоровительных моментов в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в различных видах деятельности.
Задачи:
- развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребёнка, формирование которых осуществляется в данном конкретном виде деятельности.
- обогащение творческого потенциала детей, прежде всего – возможностей их воображения.
- создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.
- культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, формирование осознания их значимости и уникальности.
Формы работы:
- Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки.
- Упражнения на развитие мышц лица и артикуляции.
- Физкультминутки.
- Двигательно-оздоровительные моменты между видами деятельности (занятиями).
- Игровые зарядки для формирования эмоциональной сферы (И.П.Воропаева).
Список литературы:
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 2005.
- Швалева Т.А.Комплексы утренней и ритмической гимнастики. - Абакан, 1992.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минуки. – М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...
План физкультурно - оздоровительной работы в старшей группе ( по Пензулаевой Л.И «Физическая культура в детском саду» для занятий с детьми 5-6 лет . Старшая группа. Соответствует ФГОС. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва,2014
План работы инструктора по физической культуре в старшей группе на учебный год...
Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)
Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)...
Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)
В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....
Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)
Дошкольное детство – это тот период, когда необходимо начинать развивать у ребенка навыки учиться в течении всей жизни, межличностные и гражданские компетенции, понимание проблем защиты окружающ...
«Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)»
laquo;Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)»...
Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)
Практика организации работы детей в малых группах в рамках дошкольного учреждения как нельзя лучше способствует вовлечению детей в различные сферы деятельности, способствуя формированию навыков, необх...