Лекционное занятие для воспитателей «Технологии здоровьесбережения в дошкольном учреждении»
консультация на тему
Формирование представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_dlya_vospitateley.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекционное занятие для воспитателей
«Технологии здоровьесбережения в дошкольном учреждении»
Цель: формирование представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.
Задачи:
- конкретизировать в представлении педагогов понятия: «здоровье», «технология», «здоровьесберегающие технологии»;
- формировать знания о формах осуществления здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
- рассмотреть средства здоровьесберегающих технологий.
Норма времени: 1 час
Тип занятия: лекция
Материал: тесты
Список используемой литературы и источников:
Буршит Л.М. Использование здоровьесберегающих развивающих технологий в дошкольном образовательном учреждении // Инструктор по физкультуре. - 2011. - № 8. С. 16-18.
Журавлёва С.Ю. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников. // Инструктор по физкультуре. - 2012. - № 2. С. 96.
Радионова Л.В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 124 с.
Соловова Н.А. Управление здоровьесберегающей деятельностью в детском общественном объединении. / Н.А. Соловова, Н.А. Епифанова // Инструктор по физкультуре. - 2014. - № 4. С. 6-8.
Изотова Н.А. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении. – [Электронный ресурс] – Код доступа: http:// nadezhdaizotova.ucoz.ru (дата обращения 26.10.2015)
Этапы лекции | Время | Ход лекции |
Вводная часть | 10 мин. | Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается, и в школу поступают только несколько процентов здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья). Вырастить здорового человека - задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становления всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействию внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно-гигиенические навыки, нарабатываются приёмы самообслуживания. Именно в этом возрасте зарождаются предпочтение, привычки, представления, черты характера ребёнка, от которых будет зависеть образ жизни человека в дальнейшем. |
О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Согласно определению ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), «здоровье – это полноценное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Образ жизни – социальная категория, включающая качество, уклад и стиль жизни». ДОУ – первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования. Цель работы педагогического коллектива детского сада по здоровьесбережению это – оздоровление детей. Что предполагает создание условий, которые помогут каждому ребёнку стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным. Работа по формированию у воспитанников знаний о ЗОЖ, навыков поведения по сохранению и укреплению здоровья должна проводиться, как на занятиях, так и во время игры, режимных моментов, взаимодействие с семьёй. Все направления работы по сохранению, формированию и укреплению здоровья ребёнка интегрируются в так называемых здоровьесберегающих технологиях, предоставляющих совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, формирование |
ценностного к нему отношения. | ||
Главная часть | 35 мин. | Что же такое технология? Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, |
поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи себе и другим. Применительно к взрослым – содействия становления культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей дошкольного образовательного учреждения и валеологическому просвещению родителей. Здоровьесберегающая деятельность в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в следующих формах. Медико-профилактические технологии. Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранения и приумножения здоровья детей под руководством медицинского персонала дошкольного образовательного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами и использованием медицинских средств. Задачи этой деятельности организовать: - мониторинг здоровья детей; - разработку рекомендаций по оптимизации детского здоровья; - контроль за питанием детей, физическим развитием, закаливанием; - профилактические мероприятия (иммунизация, полоскание горла); |
- помощь в обеспечении требований СанПиНа; - здоровьесберегающую среду в дошкольном образовательном учреждении. Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группы сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Физкультурно-оздоровительная технология. Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. Задачи этой деятельности: - развить физические качества; - контролировать двигательную активность и становление физической культуры дошкольников; - формировать правильную осанку; - осуществлять профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата; - прививать привычку повседневной физической активности; |
- оздоравливать при помощи средств закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятых по физическому воспитанию, а также педагогами в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и другой оздоровительной деятельности. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка. Задачи этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. В данной деятельности взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов. На улучшения здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых. Поэтому большое внимание в дошкольном образовательном учреждении уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Педагог, воспитывающий культуру здоровья |
ребёнка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания. Технология валеологического просвещения родителей. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребёнка. Информационно – просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечение родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, семейный клуб, папки-передвижки, беседы, нетрадиционные формы с родителями, практические показы (практикумы). Здоровьесберегающие образовательные технологии. Этот вид деятельности предполагает |
воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Её цель – формирование у ребёнка осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его. Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нём. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегательные образовательные технологии, - регулярная диагностика состояния здоровья воспитанников, что позволяет сделать соответствующие выводы о здоровье детей. Средства здоровьесберегающих технологий. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в образовании применяются следующие группы средств: - средства двигательной направленности: физкультурные упражнения, физкультминутки, гимнастика (пальчиковая, дыхательная, оздоровительная), подвижные игры, массаж, самомассаж и другие; - оздоровительные силы природы: проведение занятий на свежем воздухе, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры; - гигиенические факторы: выполнение |
санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами, личная и общественная гигиена, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение режима дня, обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. | ||
Заключительная часть | 15 мин. | Сегодня мы с вами рассмотрели технологии здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении, узнали их составляющие элементы. И можно сделать вывод, что при применении такой системной работы результатом будет являться – снижение заболеваемости, улучшение психологического климата в дошкольном образовательном учреждении, развитие сотрудничества персонала с родителями воспитанников, что в конечном итоге положительно повлияет на физическое и психологическое здоровье детей. Для проверки пройденного материала я предлагаю вам пройти тест (приложение). |
Приложение
Тест по теме «Технологии здоровьесбережения в дошкольном учреждении»
1.Дайте научную формулировку понятия здоровье согласно Всемирной организации здравоохранения:
А. Здоровье – это полноценное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
Б. Здоровье – одна из главных ценностей человека;
В. Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции.
2. Что такое технология?:
А. Технология — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности;
Б. Технология - комплекс научных и инженерных знаний, воплощенных в способах и средствах труда;
В. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая.
3.Определите задачи здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
А. Задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов;
Б. Задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей;
В. Задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей.
4.Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?
Применительно к детям:
Применительно к взрослым:
5.Перечислите формы здоровьесберегающей деятельности, применяемые в дошкольном учреждении.
6.Формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, оздоровление при помощи средств закаливания это задачи:
А.Медико-профилактической технологии;
Б.Здоровьесберегающей образовательной технологии;
В.Физкультурно-оздоровительной технологии.
7.К элементам медико-профилактической технологии относятся:
А.Мониторинг здоровья детей, контроль за питанием, физическим развитием, закаливанием;
Б. Мониторинг здоровья детей, контроль за питанием, обеспечение эмоционального комфорта;
В. Мониторинг здоровья детей, контроль за питанием, воспитание валеологической культуры.
8.Средства здоровьесберегающих технологий:
А. Средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы;
Б. Средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы;
В. Средства двигательной направленности, гигиенические факторы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации
ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИВ дошкольных учреждениях всегда уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой гл...
Консультация для воспитателей "Технологии здоровьесбережения в ДОУ"
Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья, именно на этом этапе важно воспитать у детей осознанную потребность в систематических занят...
Консультация для воспитателей "Технологии здоровьесбережения в ДОУ"
Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности, красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления...
Новые подходы и технологии здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации
Новые подходы и технологии здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации...
Консультация для воспитателей «Технологии здоровьесбережения в ДОУ»
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией....
Доклад для родителей и воспитателей "Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении".
Доклад для родителей и воспитателей "Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении"....
Из опыта работы. ГМО педагогов эстетического цикла "Использование цифровых технологий в работе воспитателя по ИЗО деятельности дошкольного учреждения"
Использование компьютера, на занятиях изобразительного искусства, становится наиболее естественным, благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно интегрируется со всеми образовате...