Лекционное занятие для воспитателей «Технологии здоровьесбережения в дошкольном учреждении»
консультация на тему

Формирование представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_dlya_vospitateley.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Лекционное занятие для воспитателей

«Технологии здоровьесбережения в дошкольном учреждении»

Цель: формирование представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.

Задачи:

- конкретизировать в представлении педагогов понятия: «здоровье», «технология», «здоровьесберегающие технологии»;

- формировать знания о формах осуществления здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении;

-  рассмотреть средства здоровьесберегающих технологий.

Норма времени: 1 час

Тип занятия: лекция

Материал: тесты

Список используемой литературы и источников:

Буршит Л.М. Использование здоровьесберегающих развивающих технологий в дошкольном образовательном учреждении // Инструктор по физкультуре. - 2011. - № 8. С. 16-18.

Журавлёва С.Ю. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников. // Инструктор по физкультуре. - 2012. - № 2. С. 96.

Радионова Л.В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 124 с.

Соловова Н.А. Управление здоровьесберегающей деятельностью в детском общественном объединении. / Н.А. Соловова, Н.А. Епифанова // Инструктор по физкультуре. - 2014. - № 4. С. 6-8.

Изотова Н.А. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении. – [Электронный ресурс] – Код доступа: http:// nadezhdaizotova.ucoz.ru (дата обращения 26.10.2015)

Этапы лекции

Время

Ход лекции

Вводная часть

10 мин.

Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается, и в школу поступают  только несколько процентов здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья).

Вырастить здорового человека - задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становления всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействию внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно-гигиенические навыки, нарабатываются приёмы самообслуживания.

Именно в этом возрасте зарождаются предпочтение, привычки, представления, черты характера ребёнка, от которых будет зависеть образ жизни человека в дальнейшем.

О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Согласно определению ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), «здоровье – это полноценное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Образ жизни – социальная категория, включающая качество, уклад и стиль жизни».

ДОУ – первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования.

Цель работы педагогического коллектива детского сада по здоровьесбережению это – оздоровление детей. Что предполагает создание условий, которые помогут каждому ребёнку стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным. Работа по формированию у воспитанников знаний о ЗОЖ, навыков поведения по сохранению и укреплению здоровья должна проводиться, как на занятиях, так и во время игры, режимных моментов, взаимодействие с семьёй. Все направления работы по сохранению, формированию и укреплению здоровья ребёнка интегрируются в так называемых здоровьесберегающих технологиях, предоставляющих совокупность педагогических, психологических и медицинских         воздействий,           формирование

ценностного к нему отношения.

Главная часть

35 мин.

Что же такое технология?

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека,  знаний  о  здоровье  и  умений     оберегать,

поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи себе и другим. Применительно к взрослым – содействия становления культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей дошкольного образовательного учреждения и валеологическому просвещению родителей.

Здоровьесберегающая деятельность в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в следующих формах.

Медико-профилактические технологии. Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранения и приумножения здоровья детей под руководством медицинского персонала дошкольного образовательного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами и использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности организовать:

-   мониторинг здоровья детей;

- разработку рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- контроль за питанием детей, физическим развитием, закаливанием;

- профилактические мероприятия (иммунизация, полоскание горла);

-   помощь в обеспечении требований СанПиНа;

- здоровьесберегающую среду в дошкольном образовательном учреждении.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группы сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности.

Физкультурно-оздоровительная технология.        Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка.

Задачи этой деятельности:

-   развить физические качества;

- контролировать двигательную активность и становление физической культуры дошкольников;

-   формировать правильную осанку;

- осуществлять профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата;

-  прививать привычку повседневной физической активности;

- оздоравливать при помощи средств закаливания.

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятых по физическому воспитанию, а также педагогами в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и другой оздоровительной деятельности.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка. Задачи этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. В данной деятельности взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов. На улучшения здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых. Поэтому большое внимание в дошкольном образовательном учреждении уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости.

Педагог,   воспитывающий    культуру    здоровья

ребёнка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания.

Технология валеологического просвещения родителей. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребёнка.

Информационно – просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечение родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, семейный клуб, папки-передвижки, беседы, нетрадиционные формы с родителями, практические показы (практикумы).

Здоровьесберегающие образовательные технологии.  Этот   вид    деятельности    предполагает

воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Её цель – формирование у ребёнка осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нём.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегательные образовательные технологии, - регулярная диагностика состояния здоровья воспитанников, что позволяет сделать соответствующие выводы о здоровье детей.

Средства здоровьесберегающих технологий.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в образовании применяются следующие группы средств:

- средства двигательной направленности: физкультурные упражнения, физкультминутки, гимнастика (пальчиковая, дыхательная, оздоровительная), подвижные игры, массаж, самомассаж и другие;

- оздоровительные силы природы: проведение занятий на свежем воздухе, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры;

-  гигиенические        факторы:           выполнение

санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами, личная и общественная гигиена, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение режима дня, обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Заключительная часть

15 мин.

Сегодня мы с вами рассмотрели технологии здоровьесбережения в дошкольном образовательном учреждении, узнали их составляющие элементы. И можно сделать вывод, что при применении такой системной работы результатом будет являться – снижение заболеваемости, улучшение психологического климата в дошкольном образовательном учреждении, развитие сотрудничества персонала с родителями воспитанников, что в конечном итоге положительно повлияет на физическое и психологическое здоровье детей.

Для проверки пройденного материала я предлагаю вам пройти тест (приложение).

Приложение

Тест по теме «Технологии здоровьесбережения в дошкольном учреждении»

1.Дайте научную формулировку понятия здоровье согласно Всемирной организации здравоохранения:

А. Здоровье – это полноценное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

Б. Здоровье – одна из главных ценностей человека;

В. Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции.

2. Что такое технология?:

А. Технология — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности;

Б. Технология - комплекс научных и инженерных знаний, воплощенных в способах и средствах труда;

В. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая.

3.Определите задачи здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

А. Задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов;

Б. Задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей;

В. Задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей.

4.Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?

Применительно к детям:

Применительно к взрослым:

5.Перечислите формы здоровьесберегающей деятельности, применяемые в дошкольном учреждении.

6.Формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, оздоровление при помощи средств закаливания это задачи:

А.Медико-профилактической технологии;

Б.Здоровьесберегающей образовательной технологии;

В.Физкультурно-оздоровительной технологии.

7.К элементам медико-профилактической технологии относятся:

А.Мониторинг здоровья детей, контроль за питанием, физическим развитием, закаливанием;

Б. Мониторинг здоровья детей, контроль за питанием, обеспечение эмоционального комфорта;

В. Мониторинг здоровья детей, контроль за питанием, воспитание валеологической культуры.

8.Средства здоровьесберегающих технологий:

А. Средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы;

Б. Средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы;

В. Средства двигательной направленности, гигиенические факторы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации

ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИВ дошкольных учреждениях всегда уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой гл...

Консультация для воспитателей "Технологии здоровьесбережения в ДОУ"

Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья, именно на этом этапе важно воспитать у детей осознанную потребность в систематических занят...

Консультация для воспитателей "Технологии здоровьесбережения в ДОУ"

Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности, красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления...

Новые подходы и технологии здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации

Новые  подходы и технологии здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации...

Консультация для воспитателей «Технологии здоровьесбережения в ДОУ»

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией....

Доклад для родителей и воспитателей "Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении".

Доклад для родителей и воспитателей "Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении"....

Из опыта работы. ГМО педагогов эстетического цикла "Использование цифровых технологий в работе воспитателя по ИЗО деятельности дошкольного учреждения"

Использование компьютера, на занятиях изобразительного искусства, становится наиболее естественным, благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно интегрируется со всеми образовате...