Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в контексте ФГОС ДО
статья на тему
Приоритетным направлением в ДОУ сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Не нужно приводить данных разных исследований и без них, педагоги, проработавшие в сфере образования много лет, знают, что во много раз сократилось число здоровых детей, почти каждый ребенок рождается с какой-либо патологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkulturno-ozdorovitelnaya_rabota_v_dou_v_kontekste_fgos.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в контексте ФГОС ДО
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
«Будьте здоровы! Живите долго и счастливо!» - желаем мы своим близким и друзьям. Жить долго – это искусство, которое состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в ДОУ сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Не нужно приводить данных разных исследований и без них, педагоги, проработавшие в сфере образования много лет, знают, что во много раз сократилось число здоровых детей, почти каждый ребенок рождается с какой-либо патологией, а в тетради медсестры детского сада увеличивается список заболеваний, которыми раньше заболевали взрослые.
Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.
Именно в детском саду, под "присмотром" воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Во ФГОС задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами здорового образа жизни.
Формы работы по образовательной области «Физическое развитие»
Говоря о модели организации образовательного процесса, следует отметить, что ФГОС также предусматривает комплексно-тематическую модель. Кроме того, в Стандарте акцентрируется внимание на предметно-средовой модели, которая состоит в создании условий развития ребенка, а именно создании предметно-пространственной развивающей образовательной среды.
Для того чтобы правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность дошкольников, педагогу необходимо соблюдать ряд требований: создать физкультурно-игровую среду, выделить в режиме дня специальное время для самостоятельной двигательной деятельности, при планировании продумать соотношение коллективных и индивидуальных занятий, владеть методами активизации самостоятельной деятельности детей. Это установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях через: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в т.ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в т.ч. ограниченные) возможности здоровья, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников.
Следует уделять большое внимание поддержки индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО в приоритете активность самого ребенка. Большое внимание педагогу необходимо уделять развитию инициативы в подвижной игре. В результате целенаправленного руководства подвижной игрой дети могут придумывать ее варианты, новые сюжеты, более сложные игровые задания. Для развития инициативы, двигательного творчества и самостоятельности детей важно применять метод проблемного обучения, игровой и соревновательный методы.
В методике физического воспитания выделяется индивидуально-дифференцированный подход к детям, который предусматривает объединение их в сходные по ряду признаков подгруппы : по состоянию здоровья (первая, вторая, третья группы здоровья), уровню двигательной активности (гиперактивные, малоподвижные, дети с нормой), уровню сформированности психофизических качеств (высокий, средний, низкий).
Инструктор по ФЗК осуществляет сотрудничество с воспитателями, музыкальными руководителями, педагогом – психологом. Благодаря совместной работе инструктора по физической культуре и педагога-психолога возможно выстраивать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей: возраст, пол, уровень развития высшей нервной деятельности, (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов), коммуникативные свойства личности (общительность, замкнутость), индивидуальные особенности психического состояния (тревожность, агрессия, депрессия). Все это позволит продуктивно построить систему отношений «педагог-ребенок»: выбрать стиль общения, регулировать темп, объем физической нагрузки. Таким образом, реализуя индивидуальный подход к детям в процессе организации двигательной деятельности, важно создавать ситуацию успеха, и ситуацию выбора ( партнера, физкультурного оборудования, задания).
Как отмечает С.В. Никольская, «в настоящее время у многих дошкольников наблюдается нарушение эмоциональной сферы – тревожность, неуверенность в себе, неустойчивая самооценка, амбициозность, агрессивность, постоянное фиксирование на собственных эмоциональных переживаниях. В процессе физического воспитания необходимо не только учитывать состояние нервной системы ребенка, но и целенаправленно его корректировать.» В процессе двигательной деятельности педагог может умело корректировать эмоциональное неблагополучие ребенка с помощью деликатного обращения к нему, подбора игровых упражнений и партнера. Так, агрессивного ребенка, который часто испытывает гнев, необходимо часто хвалить и подбадривать в присутствии других детей, подбирать задание, которое он хорошо умеет делать, выполнять упражнение в паре с ним, привлекать к оказанию помощи другим детям.
Сегодня важно в организованной образовательной деятельности с детьми использовать следующие активные методы развития: игровые упражнения, дидактические игры с движением, двигательные загадки, парадоксы, проблемные ситуации, экспериментирование и исследование, метод проектов.
ФГОС ДО предусматривает сотрудничество с семьей - это взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Согласно положениям ФГОС ДО педагог выступает по отношению к ребенку не в роли учителя, а как партнер, и дошкольник занимает не позицию объекта педагогического воздействия, а позицию субъекта, тем самым реализуются субъект-субъектные отношения.
В заключении хочется сказать: восточная мудрость гласит:
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам».
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Тематический педсовет Физкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС ДО"
Тематический педсоветФизкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС ДОЦель: расширение знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического в...
СОВЕТ ПЕДАГОГОВ - ВИРТУАЛЬНЫЙ ЭКСКУРС: «Физкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС ДО»
Материалы рекомендованы для заведующих, заместителей, старших воспитателей ДОУ....
Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы
В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...
Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы
В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...
Физкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС ДО « Значение системы физкультурных занятий и досугов в развитии у детей мотивации к здоровому образу жизни»
Расширение знаний педагогов с учетом современных требований по формированию зож...
Физкультурно-оздоровительная технология Работа над артикуляционным аппаратом.
Применение упражнении «Веселый язычок »на развитие мышц языка, губ,челюсти (формируется верхний подъём языка), укрепления круговой мышцы рта и активизаций верхней губы, в ...