«Обеспечение условий обучения и воспитания в ДОУ через создание здоровьесберегающей среды»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_sreda_dou.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обеспечение условий обучения и воспитания в ДОУ через создание здоровьесберегающей среды»
Методист МБДОУ «Детский сад № 21 общеразвивающего вида г.Новозыбкова Борзыкина Н.М.
Наиболее доступное средство увеличения потенциала здоровья — физическая культура, двигательная активность. Наблюдения показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего развития и движения вперед, обретения новых навыков и способностей.
Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения в детском саду — приоритетная задача, стоящая перед педагогами ДОУ.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. В последние годы наметилась устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития. Поэтому проблема здоровьесбережения детей становится не только медицинской, но и педагогической. Качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях.
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода и направлена на всестороннее развитие личности ребенка, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
Здоровьесберегающая среда.
– это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
В структуру здоровьесберегающего пространства ДОУ входят следующие компоненты:
1. Инфраструктура детского сада:
• медицинский кабинет,
• спортивный зал,
• музыкальный зал,
• участки на территории ДОУ
2. Здоровьесберегающая предметно — развивающая среда группы:
• Центры здоровья в группах,
. • Центры экологического образования в группах.
• Центр познавательной активности (интеллектуального развития и здоровья),
• Центры обучения ПДД,
• Центры конструктивной деятельности,
• Центр искусства и музыкально — театральной деятельности.
3. Образовательная среда:
• Образовательная программа ДОУ,
• Банк образовательных методик и технологий, применяемых педагогами в ходе здоровьесберегающего образовательного процесса,
• Библиотека методической литературы,
• Система работы с родителями,
• Банк интерактивных форм работы с педагогами по здоровьесбережению, • Картотеки оздоровительных технологий, игр и т.п.
4.Здоровьесберегающее пространство для родителей:
• Информационные стенды в группах,
• Наглядно — информационный материал для родителей,
• Консультативная работа с родителями в процессе совместных мероприятий,
• Консультативная медицинская работа
Здоровьесберегающие педагогические технологии - это:
- условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Усилия наших педагогов направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Они реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дошкольники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Они должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Технологии бывают:
1.Здоровьесберегающие — это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания.
2.Оздоровительные — физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж.
3.Технологии обучения здоровью — это включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.
4.Воспитание культуры здоровья — занятия по развитию личности воспитанников, мероприятия вне занятий, фестивали, конкурсы и т. д.
Целью нашего дошкольного учреждения является: сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды в детском саду.
Для себя мы определили следующие задачи:
1.Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
2.Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и городе.
3.Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.
В нашем дошкольном учреждении все мы стараемся создать психологические условия организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, к которым относятся: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта; поощрение самостоятельности; развитие творческого воображения, формирование осмысленной моторики, создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности, развитие способности сопереживания, умений активного творческого самовыражения.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня с участием медицинских и педагогических работников, особое внимание уделяем обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в группах .
Это динамические паузы, которые проводятся во время занятий, 2—5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате —малоподвижные игры.
Релаксация проводится в конце занятия, для неё можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.
Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3—5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физминутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5—10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам, «Дорожкам здоровья».
Гимнастика корригирующая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. .
Физкультурная образовательная деятельность проводится в хорошо проветренном помещение 2 раза в неделю в спортивном зале и 1 раз на воздухе. Младший возраст —15 мин., средний возраст —20 мин., старший возраст —25-30 мин. Проводят воспитатели, инструктор физического воспитания.
Проблемно-игровые ситуации в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.
Технологии музыкального воздействия применяются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Они используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Занятия проводятся воспитателями совместно с музыкальным руководителем.
Дополнительно используются методы закаливания:
·умывание холодной водой после дневного сна.
·босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.
·консультации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, освещаем эти вопросы так же и на родительских собраниях.
Таким образом, система физкультурно-оздоровительной работы, осуществляемой педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому вос...
Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада
Проблема сохранения жизни и здоровья детей сегодня стала приковывать к себе пристальное внимание обществ...
"Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание здоровьесберегающей среды"
Консультация для педагогов "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание здоровьесберегающей среды"...
Создание здоровьесберегающей среды в детском саду, как один из факторов успешного коррекционного развития и обучения»
Доклад "Оздоровление детей в условия селького ДОУ. Создание здоровьесберегающей среды в детком саду, как один из факторов успешного коррекционного развития и обучения"...
Обеспечение условий душевного комфорта и добропорядочности как фактора здоровьесберегающего воспитания детей в группе
презентация для воспитателей по выстраиванию взаимоотношений между педагогом и детьми...
Создание здоровьесберегающей среды в ОО через активное взаимодействие с родителями в мероприятиях парциальных программ безопасной жизнедеятельности дошкольников
Создание здоровьесберегающей среды в ОО через активное взаимодействие с родителями в мероприятиях парциальных программ безопасной жизнедеятельности дошкольников...
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий.
Создание здоровьесберегающей среды...