Картотека "Пальчиковая гимнастика"
картотека на тему

Косинова Ирина Владимировна

В материале представлена Картотека "Пальчиковая гимнастика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx45.59 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека «Пальчиковая гимнастика»

«Кольцо»

Рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.

«Дом»

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон.

Чтобы дом построить новый,

Запасают лес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

«Очки»

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

На коне верхом

Сидит Пахом,

Книги читает,

А грамоты не знает.

«Флажок»

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Горит на солнышке флажок,

Как будто я огонь зажег.

«Лодка»

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик.

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

«Пароход»

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Паровоз

Без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел -

Прямо по морю пошел!

«Стул»

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".

Есть у него спина,

А не лежит никогда,

Есть четыре ноги,

А не ходят и три.

Но всегда он стоит,

Всем сидеть велит.

«Стол»

Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз".

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил.

«Грабли»

Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут".

Листья падают в саду,

Я их граблями сгребу.

«Цепочка»

Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

«Скворечник»

Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

«Шарик»

Все пальчики обеих рук сжаты в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки -

Весь перецарапали!

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели нет игрушки,

Сели и заплакали...

«Елка»

Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Весной цветет,

Летом плод дает,

Осенью не увядает,

Зимой не умирает.

«Корзинка»

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

«Колокольчик»

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает.

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы... А ты?

«Собака»

Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Четыре четырки,

Две растопырки,

Седьмой вертун,

А сам ворчун.

«Часы»

Дети сидят на полу (на коленях).

"Бегут" пальчиками от пола до макушки.

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!», Один хлопок над головой

Мышь скатилась кувырком. Руки скатываются на пол

Мышь полезла второй раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» Два хлопка

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз…

«Перчатка»

Весёлая мышка перчатку нашла, Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка) Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.

Гнездо в ней устроив, Ладони смыкаются "ковшом"

Мышат позвала. Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами

Сгибают - разгибают пальцы ("зовущий" жест)

Им корочку хлеба дала покусать, Кончиком большого пальца поочерёдно нажимать на кончики остальных пальчиков.

Погладила/отшлёпала всех Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному.

И отправила спать. Ладони прижаты друг другу,  кладутся под щёку (спят). На слово "отшлёпала" - стучать (шлёпать) подушечкой большого пальца по остальным.

«Котята»

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу и разъединены.

У кошечки нашей есть десять котят, Покачивают руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких, два длинных, Постукивают соответствующими пальцами друг об друга (от большого к мизинцу) 

Два хитрых, два маленьких самых  

И самых красивых.

«Паучок»

Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,    Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.    Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,    Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,    Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.   "Паучки" ползают по голове.

«Червячки»

Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Раз, два, три ,четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает    Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)

Головой она кивает,   Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз

Каркает:"Вот и обед !"   Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх

Глядь -   разводим руками

а червячков уж нет!   Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.

«Ветер»

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

А под пальмой краб сидит

и клешнями шевелит,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). "Машем"ими в воздухе.

И за рыбками ныряет,

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем волнообразные движения.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

А под пальмой...

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.

А под пальмой...

«Маленькая мышка»

Маленькая мышка

По городу бежит,    Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.

Глядит ко всем в окошки,    Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.

И пальчиком грозит:  Грозим пальчиком

"А кто не лёг в кроватку?    Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать?    Переворачиваем руки на другой "бок".

Такого непослушного

Я буду щекотать!"    Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

«Пять утят»

Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от "мамы-утки" и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,    "Киваем" кистью руки ("мамой-уткой")

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

«Пальчики»

В соответствии с текстом, поочерёдно сгибаем и разгибаем один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем - сжимаем и разжимаем кулачки.

Вот это самый толстый пальчик у меня,      Сгибаем и разгибаем большой палец

Вместе с ним танцуют все его друзья.    Сжимаем и разжимаем кулачки

Этот самый ловкий пальчик у меня     Указательный палец

И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

Вот этот самый длинный пальчик у меня,  Средний палец

Вместе с ним танцуют все его друзья,

А вот этот пальчик лодырь у меня,   Безымянный палец

Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

А этот пальчик-мальчик лучший у меня,     Мизинец

Вместе с ним танцуют все его друзья.

Все мои пять пальцев дружная семья,     Выполняем движение "фонарики"

И, когда они танцуют, танцую с ними я!    Хлопки в ритме текста.

«Рыбки»

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

Пять маленьких рыбок играли в реке,    Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке,   Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко !"    Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."    Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

А третья сказала: "Мне хочется спать !"    Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.    Быстро качаем ладонями (дрожь).

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"   Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).

«Пчёлки»

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?   Заглядываем в "улей".

Надо в дом постучать,   Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, Где же эти пчёлки?    Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки

Стали вдруг вылетать:   Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают)

Раз два, три, четыре, пять!

«Шла кукушка»

Шла кукушка мимо рынка,    Идём по столу на выпрямленых указательном и среднем пальцах (остальные поджаты).

У неё была корзинка,   Ладони соединяются "ковшом" (корзинка).

А корзинка на пол - бух!     Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.

Полетело десять (девять, восемь) мух!   Разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи). Количество разогнутых пальцев соответствуют тексту.

«Улитка»

Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

В домике она сидит,    "Улитка" раскачивается истороны в сторону.

Рожки высунув, молчит.

Вот улиточка ползёт    Ползёт вперёд по столу,

Потихонечку вперёд.

На цветочек заползёт     "Улитка" заползает на "цветочек"

Лепесточки погрызёт.    "Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).

Рожки в голову втянула,    Рука "улитка" "втягивает рожки" (сворачивается в кулак)

В домик спряталась, заснула.    "Цветочек" (вторая рука) закрывается, пряча "улитку в бутоне"

«Кошка и горшок с молоком»

В кухне нашей под столом

Стоит крынка с молоком. (складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)

К крынке кошка подошла (“идем” указательным и средним пальцами правой руки)

Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)

Глубже сунулась в горшок:

- Молочка напьюсь я впрок! (засовываем палец глубже в кружок-горшок)

Что случилось? Ой-ой-ой!

Кошка крутит головой (крутим головой)

Налакалась молочка –

Не уйти ей из горшка! (пытаемся вытянуть палец из кружка)

С головы горшок не слез.

С ним и убежала в лес! (топоча пальцами обеих рук по столу, показываем как кошка убежала)

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки. (руки вверх, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы, слегка округлить их. на вторую строчку развести пальчики. на третью – ритмичное движение пальцами

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

А вторые – догонять.

Третьи пальчики – бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал. (пальцы обеих рук сжаты в кулачки, на первую строчку – большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу. на вторую строчку по столу двигаются указательные пальчики, на третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопок обоими кулаками по поверхности стола)

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем. (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев – “крыша”. на вторую строчку – большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются. на третью строчку ладони поворачиваются параллельно друг к другу. на четвертую – то же, что на первую)

«В гости к пальчику большому»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик-малышок

Постучался об порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя. (1строчка - выставляем вверх большие пальцы

2. соединяем под углом кончики пальцев обеих рук

3. поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак.

6. кулачки стучат друг о дружку. на последние строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках)

«Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать!

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые,

Хотя не очень… чистые. (на первую строчку – по очереди загибаем пальчики на правой руке. на следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки. на шестую строчку – загибать поочередно пальцы на левой руке. на последние строчки – помахать пальчиками обеих рук)

«Мои веселые пальчики»

Мои пальчики расскажут,

Все умеют, все покажут.

Пять их на моей руке.

Все делать могут,

Всегда помогут.

Они на дудочке играют,

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Они считают,

Щиплют, ласкают,

Мои пальцы на руке. (на первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. затем хлопать в ладоши. далее по тексту)

«Маленький мизинчик»

Горько-горько плачет, (пальцы в кулачке, демонстрируем мизинчик)

Безымянный говорит: (показываем по очереди все названные пальчики)

"Что все это значит?"

Средний палец очень гордый

Разговаривать не хочет.

Указательный спросил:

"Может кушать хочет?"

А большой бежит, бежит,

Тащит риса ложку,

Говорит: "Не плачь, малыш,  

На, поешь немножко". ("кормит" мизинчик, соединяем мизинчик и боьшой)

«Не плачь, куколка моя»

Не плачь, куколка моя,

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все просушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем. (на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. затем загибать поочередно пальцы. далее имитировать движения, описанные в стихотворении. на последние строчки положить ладони на стол или на колени)

«Пальчики»

Ивану-большаку - дрова рубить,

Ваське-указке - воду носить,

Мишке-среднему - печку топить,

Гришке-сиротке - кашу варить,

А крошке-Тимошке - песенки петь.

Песни петь и плясать, Родных братьев потешать!

«Ветер дует»

Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо)

Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся)

Ветерок все тише, тише (медленно приседаем)

Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)

«Дом на горе»

На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)

Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)

Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)

Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)

За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)

Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)

К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)

В дверь стучимся: (кулаками по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)

«На блины»

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)

И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)

Стала Маша

Гостей угощать (хлопайте в ладоши)

И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)

Стала Маша

Гостей провожать (хлопайте в ладоши)

Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

«Котятки»

Все котятки мыли лапки:

Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)

Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так! Вот так!

А потом они устали:

Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)

«Наши пальцы»

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

«Птички и ветер»

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают. (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

«Едет белка на тележке»

Едет белка на тележке,  массируем ножку (ручку) 

Раздает она орешки: (массируем подушечки у основания пальцев) 

Мишке толстопятому (массируем пальчики по очереди)

заиньке усатому

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Кому в роточек, (массируем опять подушечки у основания пальчиков)

Кому в зобочек,

А кому и в лапочку! (проводим по внешнему краю стопы, пальчики рефлекторно растопыриваются)

«Угощение гномов»

(сжимаем кулачки на обеих руках)

Стали гномы гостей приглашать. (отогнем по очереди пальчики)

Стали гномы гостей угощать. (надавим последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем)

Каждому гостю досталось варенье. (так же последовательно проведем указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика)

Пальчики склеило то угощенье. (пусть малыш тесно прижмет попарно друг к другу подушечки пальцев, если он не справляется, помогите ему сделать это)

Плотно прижалась ладошка к ладошке. (прижимаем ладонь к ладони)

Гости не могут взять даже ложки! (попросите ребенка как можно плотнее прижать друг к другу ладошки, а сами проверьте, достаточно ли крепко “склеились” ручки? изобразив усилие, потяните локотки малыша в разные стороны)

«Гроза»

Закапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)

Он льет как из ведра! (стучим сильнее)

Пошел град (косточками пальцев выбиваем дробь)

Сверкает молния (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)

Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)

Все быстро убегают домой (прячем руки за спину)

А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг)

«Заяц и кочан капусты»

Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)

Вышел на поляну.

По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)

И большой кочан нашел (кулак другой руки)

Стал зайчишка с хрустом

Грызть кочан капусты:

Хруст-хруст, хруст-хруст… (“заяц” грызет кулак и причмокивает)

Съел, свалился под куст

И уснул. Проснулся…

Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы)

А домой добрался –

долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу)

«Как на горке снег»

Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой (приседаем)

И на елке (встаем, руки в стороны)

И под елкой (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь (пальчик к губам)

Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

«Идем в гости»

К Жене гости прибежали. (пальчики “бегут” по столу)

Все друг другу руки жали. (делаем несколько дружеских рукопожатий)

Здравствуй, Жора! (большие и указательные пальцы соединяются подушечками, образуя колечки)

Здравствуй, Жанна! (соединяются подушечки больших и средних пальцев)

Рад, Сережа! (соединяем в приветствии большие и безымянные пальчики)

Рад, Снежана! (приветствуют друг друга большие пальчики и мизинчики)

Не хотите ль пирожок? (ладошки соединяются в виде пирожка)

Может, коржик? (показать раскрытые ладошки)

Иль рожок? (сожмем кулачки на обеих руках)

Вот драже вам на дорожку. (малыш раскрывает ладошки, а вы стучите по ним, изображая сыплющееся драже)

Все берите понемножку! (малыш щиплет свою ладошку, как бы собирая драже)

С ручек все стряхнули крошки. (энергично трясем кистями рук)

И захлопали в ладошки…(хлопаем)

«Поиграем в пальчики»

Большаку дрова рубить,

А тебе воды носить,

А тебе печь топить,

А тебе тесто месить,

А малышке песни петь.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать. (загибать по очереди все пальцы на обеих руках. на последние строчки – шевелить пальцами обеих рук)

«О левой и правой руке»

Смотрите-ка, вот две руки:

Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить –

И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать –

И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть -

И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать –

И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)

В носу умеют ковырять –

И правая, и левая! (хм. ковыряем в носу по очереди каждой рукой)

А если кто-то завопит,

И правая, и левая

Помогут уши мне заткнуть! (затыкаем уши)

С руками я всегда дружу –

И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть

И правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут –

И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)

«Четыре братца»

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак!

- Здорово, Васька-указка,

Мишка-середка,

Гришка-сиротка,

Да крошка-Тимошка! (на вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно с большим все остальные пальцы)

 «Замок»

На дверях висит замок. Пальцы в замочек, слегка покачивать

Кто его открыть бы смог? "замочком" вперед-назад

Мы замочком повертели, Повертеть "замочком"

Мы замочком покрутили Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали, Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали, и открыли! Показать ладошки.

«Зайцы»

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой. Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

«Пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики - "Ура!"

В детский сад идти пора!

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть:

Братьев слушать приглашать.

Правый же Большой плясал.

И на танец приглашал.

«Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

«Прятки»

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

«Улей»

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

«Черепаха»

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно. Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

«Пять малышей»

Один малыш качается в саду,    показать указательный палец (вверх), опустить вниз, покачать туда-сюда

Два малыша купаются в пруду,    показать два пальца, с помощью рук изобразить пловца

Три малыша ползут к дверям в квартире,   показать три пальца, имитировать ползание

постучать правой рукой в ладонь левой,

А в это дверь стучат еще четыре. показать четыре пальца

ладонь с растопыренными пальцами

С пятью другими тоже все в порядке: закрыть ладонями глаза руки в замок,

Им весело, они играют в прятки.

Где притаились, ясно и ежу, большие пальцы на отлете – “нос”, пальцы одной руки –вверх (будто иголки)

Но я глаза зажмурил и вожу: закрыть глаза ладонью поочередно разгибать пальцы

“Один, два три…

Два, три , четыре, пять…

Ну, берегитесь: я иду искать!”   погрозить пальцем, имитировать движения, будто ловим

«Капустка»

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмём-жмём.

Маслом поливаем,

А потом съедаем! Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

«Пять пальцев»

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

«Повстречались»

Повстречались два котенка: "Мяумяу!",

Два щенка: "Авав!",

Два жеребенка: Игого!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога. На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять! Разгибаем из кулачка пальчики по очереди

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять! Прячем в кулачок по очереди

В домик спрятались опять.

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

«Лодочка»

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики. Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики. Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один. Соединить пальчики обеих рук, начиная с

большого. Затем соединять, начиная с мизинца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...