Здоровьесбережение
статья (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Мария Александровна Попова

Мы все прекрасно знаем, что экология в современном мире оставляет желать лучшего. Воздух загрязнен – выбросы и дым заводов, выхлопные газы автомобилей, различные смоги, сезонные задымления; качество воды ухудшается день за днем – ветхие трубопроводы, сточные воды текут напрямую в питьевые водоемы, тот же транспорт оставляет после себя следы различных жидкостей, которые с талыми водами попадают в водоемы; грязь, мусор кругом. Все это дает ощущение, что человечество скатывается к средневековому уровню, не способно содержать в чистоте свою среду обитания.

Неудивительно, что в таких условиях в первую очередь страдает наше здоровье. Но если организм взрослого человека хоть как то борется с внешними раздражителями, то организм ребенка еще ничем не защищен и не способен противостоять такому экологическому напору. Значит, необходимо организму помогать. В отличие от медицины, где доктора борются с последствиями «борьбы» организма и экологии, детский сад делает ставку на опережение, на помощь организму в этой борьбе. И эта помощь называется методами Здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Мария Александровна

Здоровьесбережение.

Мы все прекрасно знаем, что экология в современном мире оставляет желать лучшего. Воздух загрязнен – выбросы и дым заводов, выхлопные газы автомобилей, различные смоги, сезонные задымления; качество воды ухудшается день за днем – ветхие трубопроводы, сточные воды текут напрямую в питьевые водоемы, тот же транспорт оставляет после себя следы различных жидкостей, которые с талыми водами попадают в водоемы; грязь, мусор кругом. Все это дает ощущение, что человечество скатывается к средневековому уровню, не способно содержать в чистоте свою среду обитания.

Неудивительно, что в таких условиях в первую очередь страдает наше здоровье. Но если организм взрослого человека хоть как то борется с внешними раздражителями, то организм ребенка еще ничем не защищен и не способен противостоять такому экологическому напору. Значит, необходимо организму помогать. В отличие от медицины, где доктора борются с последствиями «борьбы» организма и экологии, детский сад делает ставку на опережение, на помощь организму в этой борьбе. И эта помощь называется методами Здоровьесбережения.

В детском возрасте человек как губка впитывает все знания, приобретает умения и привычки, которые остаются с ним на всю жизнь. Именно поэтому очень важно с раннего возраста сформировать у детей знания и практические навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Существует множество форм и видов деятельности, направленных на укрепление здоровья детей:

  1. Личная гигиена.

Безусловно, приучать ребенка к личной гигиене начинают родители – это утренние гигиенические процедуры (умывание, чистка зубов, расчесывание волос), мытье рук до и после еды, подстригание ногтей, принятие ванны и интимная гигиена. В детском саду на данные процедуры так же обращают существенное внимание: учат детей правильно мыть руки, обязательное мытье рук до и после еды, после прогулки, после туалета. Постоянно проводятся беседы с детьми на тему личной гигиены, насколько это важно и почему гигиене уделяется столько внимания.

  1. Физическое воспитание.

Далеко не у каждого родителя утром находится время для утренней гимнастики, но все мы знаем, насколько она важна и полезна. Поэтому в детском саду входит в обязательные ежедневные процедуры проведение утренней зарядки, зарядки после дневного сна, гимнастика во время занятий и игр. Кроме того, в программу любого детского сада заложены занятия по общей физической подготовке. Занятия проводятся как в спортивном зале, так и на свежем воздухе на специально оборудованной площадке.

  1. Комплекс мер по поддержанию здоровья воспитанников в детском саду.

Для поддержания здоровья детей в детском саду проводится обширный комплекс мероприятий, направленных на поддержание здоровья детей. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, проводят замеры температуры тела детей. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в детский сад только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными. Персонал детского сада постоянно поддерживает чистоту в помещениях. Все помещения убираются влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли (полов у плинтусов и под мебелью, подоконников, радиаторов и т.п.) и часто загрязняющихся поверхностей (ручки дверей, шкафов, выключатели, жесткую мебель и др.). Влажная уборка в спальнях проводится после дневного сна, в групповых - после каждого приема пищи.Столы в групповых помещениях промываются горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специальной ветошью, которую стирают, просушивают и хранят в сухом виде в специальной промаркированной посуде с крышкой. Стулья, пеленальные столы, манежи и другое оборудование, а также подкладочные клеенки, клеенчатые нагрудники после использования моются горячей водой с мылом; нагрудники из ткани - стираются. Игрушки моют в специально выделенных, промаркированных емкостях ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Все белье маркируется. Постельное белье, кроме наволочек, маркируется у ножного края. На каждого ребенка необходимо иметь три комплекта белья, включая полотенца для лица и ног, и две смены наматрасников. Чистое белье доставляется в мешках и хранится в шкафах.

Кроме этого воспитатели внимательно следят за соблюдением температурного режима, согласно СанПин, ежедневно проветривают помещения, проводят кварцевание помещений (очистка воздуха). Вообще, созданию своего микроклимата в детском саду уделяется очень много внимания. Согласно СанПину, относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 - 60%, все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. В помещениях групповых и спальнях следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.

Внутри помещений детского сада введены определенные требования к одежде детей.  Прогулки на свежем воздухе проводятся с продолжительностью 3 - 4 часа в день. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Наряду с этим в детском саду проводится витаминотерапия, организовано правильное сбалансированное питание.

В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники проводят:

- медицинские осмотры детей при поступлении в дошкольные образовательные организации с целью выявления больных.

- систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;

- распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;

- информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

- сообщение в территориальные учреждения здравоохранения о случае инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и персонала учреждения в течение 2 часов после установления диагноза;

- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;

- организацию и контроль за проведением профилактических и санитарно- противоэпидемических мероприятий,

- работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;

- работу с персоналом и детьми по формированию здорового образа жизни (организация "дней здоровья", игр, викторин и другие);

- медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;

- контроль за пищеблоком и питанием детей.

 Все эти меры позволяют поддерживать здоровье детей и повышать иммунитет воспитанников.

  1. Пропаганда здорового образа жизни.

В целях предупреждения заболеваний, в детском саду постоянно обновляются информационные доски, заполняются папки-передвижки, которые информируют родителей о важности соблюдения гигиенических процедур, о различных заболеваниях и мерах, призванных защитить ребенка от заражения данными заболеваниями («Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки - источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др.). Для детей в детском саду основной пропагандой является воспитатель, ведь именно с ним воспитанники проводят основную часть времени. Если воспитатель будет соблюдать все гигиенические процедуры, то и его воспитанники будут делать то же самое. Немаловажную роль играет похвала детей за тот или иной поступок (Какие Вы молодцы, помыли руки без напоминания! Я горжусь Вами! И т.п.). Также необходимо знакомить детей с художественными произведениями о гигиене и здоровом образе жизни, после ознакомления обязательно устраивая анализ – что герой сделал неправильно, и как надо было поступить.

Также отличной пропагандой здорового образа жизни являются спортивные праздники с участием родителей, различные игры, беседы, встреча с доктором в рамках проекта «Встреча с интересными людьми».

Все эти меры призваны существенно укрепить здоровье и иммунитет наших детей, создать комфортные условия для посещения детского сада и вызвать интерес к здоровому образу жизни у подрастающего поколения.

Список  литературы:

  1. Андрющенко  Е.В.  Здоровьесберегающие  технологии  в  ДОУ:сайт.-ГБОУ  ДПО  ЧИППКРО:  [Электронный  ресурс]  
  2. Бабаева  Т.И.,  Гогоберидзе  А.Г.,  Солнцева  О.В.  и  др.  Детство:  Примерная  образовательная  программа  дошкольного  образования.  СПБ:  Детство  Пресс,  2014  г.  
  3. Буренина  А.И.  Ритмическая  мозаика  //Программа  по  ритмической  пластике  для  детей  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста.  СПб.:  1997.
  4. Гудонис  В.П.  Здоровье  как  необходимое  основание  детства.  //  Мир  психологии.  —  2000  г.
  5. Доронова  Т.Н.  Дошкольникам  об  искусстве.  М.:  Просвещение,  2003  г.
  6. Кудрявцев  В.Т.  Инновационное  дошкольное  образование:  опыт,  проблемы  и  стратегия  развития.  //  Ж.  Дошкольное  воспитание.  —  1999  г.
  7. Курьевина  О.А.  Синтез  искусства  в  эстетическом  воспитании  детей  дошкольного  возраста.  М.:  Линка  Пресс,  2003  г.
  8. Очирова  О.Д.  Использование  здровьесберегающих  технологий  при  реализации  образовательной  области  «музыка»  [текст]/  О.Д.  Очирова,  Г.П.  Ананенко  //  Теория  и  практика  образования  в  современном  мире:  материалы  III  международной  научной  конференции  (г.  Санкт-Петербург,  май  2013  г.)  СПБ.  :  Реноме,  2013
  9. Сивцова  А.Н.  Влияние  комплексного  использования  здоровьесберегающих  педагогических  технологий  в  дошкольном  образовательном  учреждении  на  последующую  адаптацию  ребёнка  в  школе//Известия  Российского  государственного  педагогического  университета  имени  А.И.  Герцена.  —  2008.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».

Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...

статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"

В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...

Здоровьесбережение в детском саду. Семинар для заведующих ДОУ

современные формы работы в ДОУ по укреплению здоровья детей.Семинар для руководителей...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты вопроса о работе ДОУ с родителями воспитанников в решении общей задачи сохранения и укрепления детского здоровья....

Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет д...

Картотека методических разработок по здоровьесбережению.

Включает в себя психигимнастику, зрительную гимнастику, дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, пальчиковые игры и физминутки...

"Игровые технологии как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению"

Во всем мире за последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья населения: 1. Физически зрелыми рождаются не более 14% детей;  2. 25–35% детей, пришедших в первый кл...