Практический курс для родителей по ЗОЖ "Гимнастика пробуждения"
картотека (средняя группа) по теме
Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.
Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна.
Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:
устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);
увеличить тонус нервной системы;
усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_probuzhdeniya.docx | 76.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1056
Дошкольное отделение 4
Гимнастика пробуждения
( КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ)
Автор: Семенова Светлана Валерьевна, воспитатель
Москва 2014 год
Гимнастика пробуждения
( комплексы упражнений по месяцам)
СЕНТЯБРЬ
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.
- И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.
- И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» — выдох, и.п., вдох (через нос).
- И.п.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
- И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши — выдох; развести ладони в стороны — вдох.
- И.п.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.
Профилактика плоскостопия.
Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), на внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колена («лось»), в полуприсяде («ежик»), по корригирующим дорожкам («пройдем босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»).
Дыхательные упражнения.
- «Аист». На вдохе поднять руки в стороны. Ногу, согнутую в колене, гордо вывести вперед, зафиксировать. На выдохе сделать шаг. Опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш».
- «Воздушные шары». Выполнять в ходьбе по площадке. 1 — руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-с» или «ш-ш-ш» («шарик спустился»).
- «Ворона». И.п.: о.с. Сделать вдох через нос, руки поднять через стороны вверх. Приседая, опустить руки на голову, произнося «кар-кар-кар».
- «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».
И.п.: о.с. 1— вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4 — то же влево.
ОКТЯБРЬ
- «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.
- «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И.п..лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и.п.
- «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.
- «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с, вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.
- «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди). И.п.: о.с, руки за голову, вдох — подняться на носки, выдох - присесть.
- «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.п.
Профилактика плоскостопия.
И.п. – стоя возле кровати.
1. «Сокращение» стоп.
2. Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.
3. Собирание с пола мелких предметов (ткани) пальцами ног.
4. Сведение и разведение пяток, стоя на носках.
5. Приседание на носки.
Хождение босиком по ребристой доске.
Дыхательные упражнения.
- «Гуси». На вдохе наклон вперед: глядя вперед и вытягивая шею, произносить «ш-ш-ш».
- «Гуси-лебеди летят». Ходьба, имитируя полет. На вдохе руки («крылья») поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у-у».
- Вырасту большой». И.п.: ноги вместе, руки вниз. Поднимаясь на носки, подтянуть руки вверх (вдох). Опускаясь на всю стопу, выдох «ух-х-х».
- «Дышим животом». Руки на животе — вдох и выдох носом. Руки за спину — вдох и выдох носом.
- «Грибок». И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени («грибок маленький»). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отвести голову назад (вдох) («грибок вырос»).
НОЯБРЬ
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и.п.
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.
- И.п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.
- «Пешеход». И.п. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
- «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
- И.п.: о.с, руки на пояс, перекат с носков на пятки.
Дыхательные упражнения.
- «Насос». Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, скользя по ноге двумя руками, произнести «с-с-с».
- «Обними плечи». И.п.: о.с, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи.
- «Лиса», «Кошка», «Тигр на охоте». Ходьба по площадке, выставляя правую (левую) ногу вперед, две руки ладошками сложить на колено, прогибая спину. Выполнить два-четыре резких вдоха, голова приподнята («тигр ищет добычу», «кошка ищет мышку») и т.д.
- «Малый маятник», «Маятник». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. Наклоны туловища в стороны. При наклоне выдох, выпрямиться — вдох.
ДЕКАБРЬ
Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать.
Спешите на зарядку, Мы вас не будем ждать!
Носом глубоко дышите,
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
- И.п.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.
- И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).
- И.п..лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и.п.
- И.п.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и.п.
- И.п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута - вдох, выдох.
Профилактика плоскостопия.
Ходьба босиком по «комбинированной дорожке»
Дыхательные упражнения.
- «Петушок». На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны, отвести назад. На выдохе хлопать себя по бедрам («ку-ка-ре-ку»).
- «Повороты головы». И.п.: о.с. Повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) повернуть голову влево, шумно и коротко понюхать воздух слева. Справа — вдох, слева (вдох). Выдох уходит в промежутке между вдохами. Шею не напрягать, туловище и плечи не двигаются и не поворачиваются вслед за головой.
- «Погончики». И.п.: встать прямо, сжатые кулаки кисти рук прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжать. Плечи в момент вдоха напрячь, руки вытянуть в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопырить. На выдохе вернуться в и.п.: кисти рук снова на пояс, пальцы сжаты в кулаки — выдох ушел.
- «Подуем на плечо». И.п.: о.с, смотреть прямо перед собой, руки на пояс. Выполнить вдох через нос и повернуть голову в правую сторону, выдох (губы трубочкой) — подуть на плечо. То же выполнить в левую сторону.
ЯНВАРЬ
- И.п.: сидя, ноги скрестно. Смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами). Пролетает самолет, С ним собрался я в полет.
- И.п. то же. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом), то же выполняется в левую сторону.
Правое крыло отвел, Посмотрел.
Левое крыло отвел, Поглядел.
- И.п. то же. Выполнять вращательные движения перед грудью.
Я мотор завожу И внимательно гляжу.
- И.п.: о.с. Встать на носочки и выполнять летательные движения.
Поднимаюсь ввысь, Лечу. Возвращаться не хочу.
- И.п.: о.с, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).
- И.п.: о.с, быстро моргать глазами 1—2 мин
- .
Дыхательные упражнения.
- «Свеча». И.п.: о.с, руки сцеплены в «замок», большие пальцы подняты вверх («свеча горит»). Выполнить вдох через нос и подуть на большие пальцы, произносить «фу-фу-фу» («задуем свечу»).
- «Снежинки». И.п.: о.с, руки согнуты в локтях, ладошками вверх («на ладошку упали снежинки»). Выполнить вдох через нос и подуть на ладошки, произнести «фу-фу-фу» (губы трубочкой) («снежинки полетели»).
- «Регулировщик». И.п.: ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая в сторону. Поменять положение рук резким движением, сделать вдох. Снова поменять положение рук — выдох.
- «Рубка дров» или «Дровосек». Руки над головой сцеплены в «замок», ноги на ширине плеч (поднимая руки вверх, выполнить глубокий вдох через нос), на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произнесением «ух!».
- «Плечики». И.п.: о.с, смотреть прямо перед собой. Слегка наклонить голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — выполнить два коротких шумных вдоха носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох («ушко с плечиком здороваются»).
ФЕВРАЛЬ
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги вверх, и.п.
- «Бревнышко». И.п.: лежа на спине, руки вверху, перекат со спины на живот, перекат с живота на спину.
- «Лодочка». И.п. лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, руки к плечам — вдох, и.п. - выдох.
- «Шлагбаум». И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища, поднять правую ногу, и.п., поднять левую ногу, и.п.
- «Божья коровка». И.п.: сидя на пятках, выпрямиться, потянуться вверх, сесть на пятки, наклон вперед, носом коснуться колен, руки отвести назад, и.п.
- Ходьба на месте.
Дыхательные упражнения.
- «Здравствуй, солнышко!». И.п.: ноги на ширине плеч, руки и спину. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки и сторону, голову поднять вверх (вдох), медленно вернуться в и.п.
- «Свеча». И.п.: о.с, руки сцеплены в «замок», большие пальцы подняты вверх («свеча горит»). Выполнить вдох через нос и подуть на большие пальцы, произносить «фу-фу-фу» («задуем свечу»).
- «Снежинки». И.п.: о.с, руки согнуты в локтях, ладошками вверх («на ладошку упали снежинки»). Выполнить вдох через нос и подуть на ладошки, произнести «фу-фу-фу» (губы трубочкой) («снежинки полетели»).
- «Сердитый ежик». Наклониться как можно ниже, обхватить руками грудь, голову опустить, произнося звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф-р-р».
- «Воздушные шары». Выполнять в ходьбе по площадке. 1 — руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в стороны, вниз, произнося «с-с-с» или «ш-ш-ш» («шарик спустился»).
- «Ворона». И.п.: о.с. Сделать вдох через нос, руки поднять через стороны вверх. Приседая, опустить руки на голову, произнося «кар-кар-кар».
- «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с. 1— вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклон туловища вправо; 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4 — то же влево.
- «Ежик». И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги («ф-ф-ф»).
МАРТ
1. «Потягушечки». И. п. - лежа на спине, руки поднять вверх и опустить за головой, глаза закрыты. 1-2 - потянуться одновременно ногами и руками, растягивая
позвоночник; 3-4 - и. п. Повторить 6 раз
Вот почти мы все проснулись И в кроватке потянулись.
2. «Проснулись». И. п. - лежа на спине, руки поднять вверх, за головой, глаза закрыты.
1-4 - поочередно тянуть от себя правую и левую руку; 5-8 - правую и левую ногу (носком, затем пяткой). Повторить 6 раз.
Вот проснулись ручки, Вот проснулись ножки
И хотят скорей бежать К маме по дорожке.
3. «Клубочек». И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - свернуться в клубок, дрожать, изображая, что холодно; 3-4 - раскрыться, расслабиться и потянуться, показывая, что наступило тепло, улыбнуться. Повторить 6 раз.
Не хотим мы простывать, Хоть и начали дрожать.
Мы совсем уже проснулись, К солнышку мы потянулись.
4. «Пальчики».
И. п. - сидя в постели, ноги скрестно. Растирать ладони до появления тепла.
Пальчики хотят проснуться, Чтоб в водичку окунуться.
5. «Умоемся». И. п. - сидя в постели, ноги скрестно. 1-4 - «умыть» лицо теплыми руками. Повторить 2 раза.
А теперь лицо умоем, Глазки широко раскроем.
Вот готовы мы вставать, Бегать, прыгать и играть!
Дыхательные упражнения.
- «Тихоход». Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 4—6 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше».
- «Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами клавиши и произносить «ту-ту-ту».
- «Ушки». И.п.: о.с, смотреть прямо перед собой. Слегка наклонить голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох. Стоя ровно и смотря прямо перед собой, как бы мысленно кому-то говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Выдох уходит пассивно в промежутке между вдохами, но голова при этом посередине не останавливается.
- «Сердитый ежик». Наклониться как можно ниже, обхватить руками грудь, голову опустить, произнося звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф-р-р».
- «Свеча». И.п.: о.с, руки сцеплены в «замок», большие пальцы подняты вверх («свеча горит»). Выполнить вдох через нос и подуть на большие пальцы, произносить «фу-фу-фу» («задуем свечу»).
АПРЕЛЬ
- «Глазки просыпаются». Глазки нужно открывать, Чудо чтоб не прозевать.
И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - зажмурить глаза; 3-4 - широко открыть рот. Повторить 6 раз
- «Ротик просыпается. Ротик должен просыпаться,Чтоб пошире улыбаться.
И. п. -лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - открыть широко ротик; 3-4-закрыть ротик и улыбнуться. Повторить 6 раз
- «Ручки просыпаются» Ручки кверху потянулись, До солнышка дотянулись
И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - поднять правую руку вверх; 3—4 - отвести правую руку вверх за голову. То же левой рукой. Повторить 6 раз
- «Ножки просыпанной». Будем ножки пробуждать, Их в дорогу у собирать.
И. п. - лежа на спине, руки вверху. 1-2 - потянуть на себя правую ногу носком; 3-4 - и. п. То же левой ногой. Повторить 6 раз.
- «Вот мы и проснулись». К солнышку мы потянулись И друг другу улыбнулись!
И. п. - встать около кровати на коврик. 1-4 - поднять руки вверх, встать на носочки и потянуться вверх.
Дыхательные упражнения.
- «Тихоход». Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 4—6 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше».
- «Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами клавиши и произносить «ту-ту-ту».
- «Ушки». И.п.: о.с, смотреть прямо перед собой. Слегка наклонить голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох. Стоя ровно и смотря прямо перед собой, как бы мысленно кому-то говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Выдох уходит пассивно в промежутке между вдохами, но голова при этом посередине не останавливается.
- «Цветок распускается». И.п.: стоя, руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно подниматься на носки, потянуть руки вверх и в стороны — вдох («цветок раскрывается»), вернуться в и.п. (выдох).
МАЙ
- И.п.: сидя, ноги скрестно. Грозить пальцем.
В группу жук к нам залетел, Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!»
- Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону.
Вот он вправо полетел, Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,Каждый влево посмотрел.
- Указательным пальцем правой руки совершить движения к носу.
Жук на нос хочет сесть, Не дадим ему присесть.
- Направление рукой вниз сопровождают глазами. Жук наш приземлился.
- И.п.: стоя, ноги врозь. Делать вращательные движения руками («волчок») и встать.
Зажужжал и закружился «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».
- Отвести руку в правую сторону, проследить глазами. То же в другую сторону.
Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко.
- Поднять руки вверх, посмотреть вверх.
Жук наверх полетел И на потолок присел.
- Подняться на носки, смотреть вверх
На носочки мы привстали, Но жучка мы не достали.
- Хлопать в ладоши.
Хлопнем дружно, Хлоп-хлоп-хлоп.
- Имитировать полет жука.
Чтобы улететь не смог, «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».
Профилактика плоскостопия.
Ходьба босиком по «комбинированной дорожке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающий практический курс "Фитбол - аэробика"
На основе образовательной программы Е.Г. Сайкиной и С.В. Кузьминой. Оздоровительно - развивающая программа по фитболу направлена на коррекцию психомоторного, речевого, эмоционального и общего психичес...
Презентация к занятию 2. Тема "Свойства предметов". Петерсон Л. Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька...Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.
Материал для занятия старший возраст (5 - 6 л). Данная презентация позволяет провести занятие в увлекательной форме, эмоционально увлечь детей. Цель: 1) Закрепить представления детей о свойствах пред...
ННОД по части ОП, формируемой участниками образовательных отношений по ОО познавательное развитие (по практическому курсу математике для детей 4-5 лет «Игралочке» Л.Г.Петерсон)
Материал предназначен для воспитателей детского сада...
Программа ПК с практическим курсом: Использование игровых пособий в обучении (Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, Круги Луллия и Карты Бьюзена)
Тема "Игровые пособия"...
Программа ПК с практическим курсом: Использование игровых пособий в обучении (Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, Круги Луллия и Карты Бьюзена)
Тема "Игровые пособия"...
Программа ПК с практическим курсом: Использование игровых пособий в обучении (Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, Круги Луллия и Карты Бьюзена)
Тема "Игровые пособия"...
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька….» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации
Методическое пособие по развитию математических представлений детей 5-6 и 6-7 лет является частью непрерывного курса математики «Школа 2000…». Включает краткое описание концепции, п...