Статьи
статья на тему
Мои публикации в периодических изданиях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Денисова О.Б.
инструктор по физической культуре
филиала МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Надежда»
детский сад комбинированного вида № 461, г.Екатеринбург
Малозёмова И.И.
кандидат педагогических наук, доцент
Уральского государственного педагогического университета
ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье освещены вопросы повышения уровня здоровья воспитанников через интеграцию известных технологий здоровьесбережения, адаптированных к возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста. Выявлена эффективность здоровьесберегающей деятельности в ДОО посредством использования физкультурно-оздоровительных технологии, способствующих повышению уровня здоровья и формированию основ культуры здоровьесбережения.
Ключевые слова: здоровьесберегающий процесс, интеграция, компетентность, программа.
Keywords: health, process, integration, competence, program.
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является укрепление и сохранение здоровья. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что формирование здоровья не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в условиях современной природно-социальной и экологической ситуации в Российской Федерации становится первостепенной. За последние годы сохраняется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.
Одним из главных условий успешности работы над повышением уровня здоровья дошкольников, является грамотная организация здоровьсберегающего процесса в ДОО в целом, и педагогической деятельности специалиста, в частности.
Педагогическая деятельность инструктора по физической культуре в ДОУ должна быть направлена в первую очередь на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, на формирование у ребенка-дошкольника основ здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Одним из путей решения обозначенных задач стал поиск новых средств, методик и технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Проявляя заботу о здоровье детей средствами физической культуры, создана необходимая законодательная база, регламентирующая всю систему физического развития ребёнка, как в дошкольных организациях, так и в семье она обеспечивается нормативно-правовыми документами. Здоровьесберегающая деятельность детского сада осуществляется в конкретных условиях, которые определяются множеством факторов: социокультурной средой, уровнем культуры здоровья данного педагогического коллектива и семей воспитанников, характером взаимоотношений «дети-взрослые», «дети-дети», «педагоги-родители», медицинским обслуживанием, предметно-развивающей средой.
Анализ научной литературы показал, что вопросы здоровьесбережения глубоко изучены в сфере образования, активизирован поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.Н. Волошина, В.А. Деркунская, М.А. Рунова, В.Г. Алямовская, и многие другие. Благодаря их исследованиям, создано программно-методическое обеспечение для дошкольных организаций, реализующих оздоровительные программы.
Лечебно-профилактическая работа в МБДОО № 461 г. Екатеринбурга осуществляется по модели, разработанной на основе трудов В. Алямовской. В использовании игровых технологий в физкультурной работе ориентируемся на труды Л.Н. Волошиной, В.Т.Кудрявцева. Актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.
Анализ состояния здоровья воспитанников посредством медико-педагогических наблюдений позволил выделить следующие проблемы:
- дети испытывают «двигательный дефицит»;
- несоответствие биологическому возрасту детей (18%);
- отклонение от нормы антропометрических показателей физического развития (14%);
- низкие показатели развития психофизических качеств (16,4%).
Анкетирование родителей воспитанников выявило следующую проблему: 38% семей воспитанников не ориентированы на ЗОЖ, не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения у детей. А знания детей о гигиене, режиме, безопасного поведения часто не реализуются в практической деятельности, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек ЗОЖ (31,3%).
Сделан вывод, многие воспитанники нуждаются в индивидуальных траекториях развития и укрепления здоровья ребенка, в особых средствах психофизического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти средства должны, в первую очередь, способствовать оптимизации физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.
Работа по осуществлению повышения уровня здоровья и формирования культуры здоровья для всех субъектов образовательного процесса ведется в ДОО на протяжении многих лет.
На первом этапе были изучены и апробированы:
- программа В.Г. Алямовской «Здоровье», направлена на воспитание здорового физически, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка;
- оздоровительно-развивающая программа Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной «СА-ФИ-ДАНСЕ» по танцевально-игровой гимнастике. Данная программа направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей;
- программа Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», принципиально отличается от всех существующих традиционных программ своей всесторонней фундаментальной научностью и естественной природосообразностью.
Мы считаем, что любые попытки воздействовать на организм ребенка в обход сознания никогда не дадут оздоровительного эффекта, необходимо формировать у ребенка осознанное отношение и к своему здоровью, и к здоровью окружающих людей. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания самого себя, а именно от знаний правил гигиены и ухода за своим телом; наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; о своем физическом развитии
Опираясь на изученный опыт, инструктором по физкультуре в соавторстве с педагогами были разработаны: базовая оздоровительная программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и пропаганды здорового образа жизни «Маячок-Здоровячок», которая стала основой в здоровьесберегающей деятельности ДОО на период с 2011-2015 гг. В процессе реализации программы были разработаны: модель организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду; определены алгоритмы здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса ДОУ; показатели компетентности здоровьесбережения воспитанников, выделены её компоненты в разных возрастных группах. Под компетентностью здоровьесбережения понимаем общую способность и готовность ребенка к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, здоровый стиль поведения (знает-умеет-выполняет).
Реализация программы педагогами ДОУ позволила вывести работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников на достаточный уровень, но, как показали результаты, была не полностью удовлетворена потребность ребенка в двигательной активности. В связи с этим стал актуален поиск эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению. Наиболее успешной в этом отношении стала работа над разработкой программы «Детский фитнес».
На втором этапе были изучены, апробированы и адаптированы к состоянию здоровья воспитанников ДОУ различные физкультурно-оздоровительные технологии. Для изучения активно применялся проектный метод.
На третьем этапе были выделены самые эффективные и действенные, их объединили и скомбинировали в одну программу «Детский фитнес», направленную на формирование основ культуры здоровья через повышение устойчивого интереса воспитанников к занятиям физической культурой. Данная программа – социальный заказ родителей.
Все занятия проводятся под специально подобранную музыку с использованием разнообразного традиционного и нетрадиционного спортивного инвентаря. Каждое занятие объединяет в себе различные средства и методики развития и оздоровления, которые дополняют друг друга и помогают сделать занятия более эффективными и продуктивными. Занятия построены с учетом высокой моторной плотности, положительного эмоционального настроя.
Программа состоит из разделов, которые ориентированы на формирование самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье, а так же направлена на сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств воспитанников.
Многие физкультурные занятия начинаются не только с разогрева мышц и суставов, но и «с эмоционального настроя». В этом помогает объединение элементов психогимнастики, креативной гимнастики, игрогимнастики. Выполняя «эмоциональную разминку», воспитанники учатся «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. На всех занятиях, проводимых под музыку, используются красочное нестандартное оборудование, световые и цветовые эффекты, подчеркивающие сущность выполняемых упражнений и вызывающие эмоциональный подъем. В данной ситуации объединены элементы цветотерапии, игропластики, музыкально-подвижные игры, танцевально-ритмическая гимнастика.
Для формирования двигательного воображения воспитанникам предлагаются игровые задания, основанные на элементах технологий: сказкотерапия, степ аэробика, гимнастика на фитболах, звероаэробика; выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения. В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, придумывают новые способы применения физкультурного инвентаря, формируется способность к творческому освоению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать.
Опираясь на педагогическую систему П.Ф. Лесгафта о единстве физического и духовного развития личности, нами разработан и апробирован цикл физкультурных занятий «Двигайся и познавай», в котором скомбинированы различные средства: занятия на тренажерах, дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой, горизонтальный балет Н.Н. Ефименко, стретчинг. На таких занятиях перед воспитанниками ставятся познавательные или проблемные ситуации с различной степенью сложности, при этом дети учатся самостоятельно принимать решения, действуют активно и творчески. Данный цикл занятий направлен не только на освоение и совершенствование детьми физических навыков и умений, но и на приобретение и закрепление определенных знаний в познании своего тела и своих возможностей.
Вывод: по сравнению с 2011 г., к 2014 г. снизилась заболеваемость часто болеющих воспитанников на 20%, увеличился процент детей с легкой адаптацией на 30%, сняты ранее поставленные диагнозы у 5 % детей (дети переведены в другую группу здоровья), повысился уровень физической подготовленности у 18% воспитанников, индекс здоровья вырос на 9 %, двигательная активность детей соответствует возрастным нормам (100%), уровень компетентности в вопросах здоровьесбережения у воспитанников возрос на 40%, повысилась культура движения.
В результате внедрения в работу программы «Детский фитнес», используя системный подход к организации физкультурно-оздоровительной деятельности, у воспитанников повышается интерес к двигательной деятельности и физкультурным занятиям, увеличивается уровень их физической подготовленности и физического развития. Важно, что при этом у детей формируется понимание в необходимости постоянно заниматься физическими упражнениями, желание расти здоровыми, формируется культура здоровьесбережения, имеющая судьбоносное значение.
Список использованной литературы
- Алямовская В.Г. Как воспитывать здорового ребёнка.- М., 2010.
- Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста.- СПб, 2007.
- Волошин Л.Н. Играйте на здоровье: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет . – М.: АРКТИ, 2004.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р)
- Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. – М.: Айрис – пресс, 2013.
- Ефименко Н.Н. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения. – М.: Айрис – пресс, 2013.
- Казакевич Н.В. Сайкина Е.Г. , Фирилева Ж.Е. Ритмическая гимнастика. Методическое пособие. СПб , 2012.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. /«Развивающая педагогика оздоровления». Программно-методическое пособие. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
- Кудрявцев В.Т, «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 -7 лет», 2000.
- Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П. Ф. Избранные труды / Сост. И. Н.Решетень. - М.: ФиC, 1987. - 359 с.
- Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2004.
- Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально – игровая гимнастика для детей. Учебное пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.- СПб., «Детство-Пресс», 2011
Предварительный просмотр:
Денисова О.Б.,
Инструктор по физической культуре
МБДОУ № 461
Модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных организациях
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос развития физической культуры и спорта в дошкольных образовательных учреждениях, для обеспечения возможности воспитанникам вести здоровый образ жизни.
В последнее время на всех уровнях государственного управления растет необходимость решения проблем обеспечения массовости и доступности физической культуры и спорта, а также организации и пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, развитие физической культуры и спорта определено как фактор укрепления здоровья нации и развития человеческого потенциала. В ответ на эти вызовы последовало принятие Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, определившей показатели эффективности и основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Цель Стратегии заключается в создании условий, обеспечивающих возможность для всех категорий и групп населения вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом. К задачам Стратегии отнесены вопросы модернизации системы физического воспитания населения, реализации комплекса мер, направленных на пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта, совершенствования материально-технической базы, организационно-управленческого, кадрового, научно-методического и медицинского обеспечения.
Актуальность проблемы, связанна с повышением двигательной активности граждан, недостаточной эффективностью использования возможностей физической культуры для целей оздоровления нации, качеством и доступностью физкультурно-оздоровительных услуг, обеспеченностью объектами спорта, прежде всего в зоне шаговой доступности. Для решения поставленных задач в соответствии с приоритетами Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года разработана государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». В ее структуру включена подпрограмма № 1 «Развитие физической культуры и массового спорта». Целью данной подпрограммы является обеспечение возможностей гражданам, прежде всего детям и молодежи, систематически заниматься физической культурой и массовым спортом и вести здоровый образ жизни.
Модернизацию системы физического воспитания необходимо начинать с детского сада. Поэтому для коллектива детского сада № 461 актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья дошкольника, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.
Основанием модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении считаем следующее:
- необходимость становления у воспитанников позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
- необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
Благодаря применению интеграции физкультурно-оздоровительных технологий в образовательной деятельности, у воспитанников нашего ДОУ эффективно развиваются не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к физической активности и здоровому образу жизни.
В соавторстве с педагогами нами были разработаны: базовая оздоровительная программа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и пропаганды здорового образа жизни «Маячок-Здоровячок», которая стала основой в здоровьесберегающей деятельности ДОО на период с 2012-2016 гг. В процессе реализации программы были модернизированы:
- модель организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду;
- определены алгоритмы здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса ДОУ;
- показатели компетентности здоровьесбережения воспитанников, выделены её компоненты в разных возрастных группах.
При этом в качестве результата компетентности здоровьесбережения рассматриваем не сумму усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения (знает–умеет–выполняет). Поэтому под компетентностью здоровьесбережения понимаем общую способность и готовность ребенка к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья. Любые попытки воздействовать на организм ребенка в обход сознания, никогда не дадут оздоровительного эффекта. Поэтому необходимо формировать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью. Это поможет ему быть внимательным к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания самого себя, а именно: знание правил гигиены и ухода за своим телом; знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; знание о своем физическом развитии.
Все эти методические разработки помогли вывести работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников на достаточный уровень. Но как показали результаты, реализация программы не удовлетворяет потребность ребенка в двигательной активности. В связи с этим стал актуален поиск эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению. Наиболее успешной в этом отношении стала работа над разработкой программы «Детский фитнес».
Были изучены, апробированы и адаптированы к состоянию здоровья воспитанников ДОУ различные физкультурно-оздоровительные технологии.
Из них были выделены самые эффективные и действенные, их объединили и скомбинировали в одну программу «Детский фитнес», направленную на формирование основ культуры здоровья через повышение устойчивого интереса воспитанников к занятиям физической культурой. Данная программа – социальный заказ родителей. Программа состоит из разделов, которые ориентированы на формирование самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье, а так же направлена на сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств воспитанников.
В результате внедрения в работу программы «Детский фитнес», используя системный подход к организации физкультурно-оздоровительной деятельности, у воспитанников повышается интерес к двигательной деятельности и физкультурным занятиям, увеличивается уровень их физической подготовленности и физического развития. Важно, что при этом у детей формируется понимание в необходимости постоянно заниматься физическими упражнениями, желание расти здоровыми, формируется культура здоровья, имеющая судьбоносное значение.
Литература
1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Правительство Российской Федерации – 2008 г.
2. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Текст]: поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2012 г. № вп-п12-5пр // Правительство Российской Федерации – 2012 г.
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р // Правительство Российской Федерации – 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...