Программа "Вперёд к здоровью" для детей 3-7 лет. Профилактика осанки иплоскостопия
рабочая программа на тему

Лоран Марина Владимировна

Пояснительная записка

В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определённые черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.

Сохранение и укрепление здоровье дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…». В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьёзную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление.  Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Программа «Вперёд, к здоровью» разработана в силу особой актуальности. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата имеет большое значение. В месте с этим в этом возрастом периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путём укрепления мышц и связок стопы.

Цель программы.   Формирование  правильной осанки и профилактика плоскостопия с детьми дошкольного возраста в процессе оздоровительной работы.

 

 

Задачи:

Оздоровительные задачи:

1.    Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.

2.    Укрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями.

3.    Способствование правильному формированию костно-суставного аппарата.

Образовательные задачи:

1.    Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

2.    Осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.

3.    Накопление и обогащение двигательного опыта детей, овладение основными видами движениями.

Воспитательные задачи:

1.    Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

2.    Приучение к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений.

3.    Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

Концепция программы:

Ø Систематичность, доступность, последовательность (от простого к сложному);

Ø Учёт психофизиологических и возрастных особенностей;

Ø Индивидуализация;

Ø Наглядность;

Ø Активность;

Ø Результативность.

Основные направления коррекционной  работы:

1. Первичная диагностика детей.

Медицинским работником детского сада в начале учебного года  проводится первичная диагностика детей всех возрастных групп с целью выявления отклонений в физическом развитии (плоскостопия и вялой осанки) используя плантографический метод И.М. Чижина.

2.Формирование группы детей для коррекционных занятий.

3. Подбор упражнений для работы с детьми.

4.Сравнительная диагностика.

 5. Мониторинг свода стопы у детей одной группы, занимавшихся в течение 3 лет.

6. Организация работы с родителями.

Краткая характеристика структуры программы.

       Программа рассчитана  для работы   с детьми от 3  до 7 лет  дошкольного возраста.

Занятия лечебной физкультурой  по профилактике осанки и плоскостопия

проводятся в двух возрастных группах:

1группа – дети от 3-5 лет

2группа – дети от 5-7 лет

Планирование работы и распределение коррекционного материала в течении учебного года  осуществляется с октября по апрель месяц.  Занятия с детьми проводятся два раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий: младший дошкольный возраст 20-25 минут, старший  дошкольный возраст 30-35 минут.

Курс рассчитан на восемь месяцев.

Курс корригирующих занятий  подразделяется на три периода:

вводный – 1 неделя,  (5 занятий)

основной – от 3-4 недель  ( до 20 занятий)

заключительный – 1 неделя или (до 5 занятий).

Формы организации   занятий:

а) оздоровительно-профилактическое (традиционное)

б) мотивационно - игровые занятия;

в)  тренировочные занятия  с  использованием корригирующих тренажеров.

Задачи при нарушениях осанки:

ü обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

ü укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

ü нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

ü осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Задачи при плоскостопии:

ü развитие основных функций стоп;

ü обучение правильной постановке стоп при ходьбе;

ü повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп;

ü увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени;

ü укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп;

ü улучшение кровообращения стоп;

ü улучшение координации движений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx_rets.docx347.4 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\D7C8~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

   В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии дыхательной си...

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста. Амплеева Т.Н....

Памятка для родителей детей младшего дошкольного возраста "Профилактика нарушения осанки"

Профилактика нарушения осанки у детей младшего дошкольного возраста....

Тематический план кружка «Крепыш» по профилактике осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Для воспитателей и инструкторов по физической культуре практический материал....

Подвижные игры для детей дошкольного возраста для профилактики нарушений осанки.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста   имеют большое значение для профилактики нарушений осанки....