Программа дополнительного образования по обучению плаванию «Морская звезда»
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования по обучению плаванию
«Морская звезда»
Возраст детей 5-7 лет
(срок реализации: 1 год)
Автор составители:
старший воспитатель МБДОУ «ДС № 20»
Коваль Ольга Юрьевна
г. Анжеро - Судженск
2017 год
«Морская звезда» программа дополнительного образования по обучению плаванию
для детей старшего дошкольного возраста.
Авторы составители:
старший воспитатель Коваль Ольга Юрьевна МБДОУ «ДС № 20»,
В программе предложена структура занятий, и специфика обучения плаванию представлены разнообразные комплексы упражнений, подвижные игры, дыхательная, игры на воде. В содержании программы включены цели, задачи; раскрыты задачи и пути реализации физкультурно-оздоровительной направленности.
Программа представляет ценность для инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений
Содержание
№/п.п
| Содержание
| Страница
|
1.
| Пояснительная записка | 2 |
2. | Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы | 11 |
3. | Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы
| 13
|
4. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 20
|
5. |
Список используемой литературы
| 42 |
1. Пояснительная записка
Программа «Морская звезда» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
1.1Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Плавание одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.
1.2 Актуальность данной программы состоит в том, что умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, статистические данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.
Плавание особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм, связанные с активными движениями в водной среде помогут становлению всех новообразований дошкольного периода и в конечном итоге всестороннему развитию личности ребенка.
Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством. Плавание повышает устойчивость организма к острым респираторным заболеваниям. Замечено, что если у "плавающих" детей все же возникают ОРЗ, то они имеют более легкое течение, минимальную продолжительность и реже развиваются осложнения.
Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки
самообслуживания, что очень важно для всестороннего развития. Плавание благоприятно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности.
Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
Во время плавания увеличиваются сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность нервной системы, соответственно ребенок становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке. Плавание способствует лучшему усвоению питательных веществ детским организмом. После занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно. Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, у ребенка улучшается аппетит.
Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях, овладение которым поможет сохранить жизнь при опасной ситуации на воде, а также будет способствовать оздоровлению и гармоничному физическому развитию дошкольников.
1.3 Особенности психофизического развития детей.
Программа ориентирована на возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства, однако, не имеет жесткой привязки к возрасту.
Особенности психофизического развития детей 5 лет.
Пятый год жизни ребенка характеризуется дисбалансом в развитии дыхательного
аппарата. Дыхательные пути сравнительно узки, что вызывает преобладание брюшного
типа дыхания, при котором главной дыхательной мышцей является диафрагма. Сердечно –сосудистая система, при условии соблюдения адекватных нагрузок, сравнительно лучше приспособлена к потребностям растущего организма, чем дыхательная.
К пяти годам заметно увеличивается масса мускулатуры, особенно резко нарастает
мускулатура нижних конечностей, возрастает сила и работоспособность мышц.
У пятилетнего ребенка происходят существенные перестройки в работе нервной
системы главным образом ее высшего отдела –головного мозга, который примерно к этому возрасту приближается по размеру и массе к головному мозгу взрослого.
На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и
координированными. Внимание приобретает все более устойчивый характер,
совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается
целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения,
потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет педагогу приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработки их качества.
Особенности психофизического развития детей 6 лет.
Шестой год жизни ребенка характеризуется замедлением скорости
роста тела. Тело растет неравномерно -длина ног и верхней части тела растет медленно, а скорость роста длины рук и диаметра тела увеличивается. Позвоночный столб ребенка шестого года жизни чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок.
Развитие ЦНС характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков. Бурно развиваются лобные доли мозга. Благодаря этому возрастает осознанность освоения детьми шестого года жизни более сложных основных движений. Это позволяет повысить требования к качеству их выполнения,
больше внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств.
Особенности психофизического развития детей 7 лет.
Седьмой год жизни ребенка характеризуется продолжением активного формирования осанки и свода стопы. Так, как костная ткань богата органическими элементами, то скелет старших дошкольников все еще эластичен и подвижен деформации.
Это может стать причиной травм, не только конечностей, но и позвоночника. К семи годам у ребенка хорошо развиты мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы. Сила мышц кисти рук увеличивается до 13-15кг к 7 годам. Сила мышц туловища (становая сила) к 7 годам увеличивается почти в 2 раза: с 15-17кг.(в3-4 года) до 32-34 кг.
К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту
-в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2-7 раз, а при беге-еще больше. По данным специалистов, легочная ткань имеет большое количество лимфатических сосудов, и респираторных бронхиол, поэтому для детей 6-7 лет характерны болезни, связаны с воспалительными процессами в легких.
Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки.
Динамика нервной системы облегчает освоение детьми движений, физических упражнений, так как двигательные стереотипы не только намного легче формируются, но и возможна их модификация, то есть улучшение качества двигательной деятельности дошкольников.
На седьмом году жизни движения ребенка становятся более координированными и
точными. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия вестибулярных и других рефлексов, а так же от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля.
Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат.
Появляется возможность на основе закладывающейся произвольности сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность, инициативу в освоении новых видов движений.
1.4
Цель: обучение детей дошкольного возраста плаванию с учетом особенностей их развития, возраста и реальных возможностей, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде, спортивной терминологией;
- сформировать знания о видах и способах плавания и собственном теле, об оздоровительном воздействии плавания на организм, осознанности двигательных действий, о телесной рефлексии;
• освоить технические элементы плавания;
• обучить основному способу плавания «Кроль»
Развивающие:
• развивать двигательную активность детей;
- развивать психофизические качества (силы, ловкости, выносливости, гибкости и др), внимание, мышление, память;
• способствовать развитию навыков личной гигиены;
• способствовать развитию костно-мышечного корсета;
• развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;
• формировать представление о водных видах спорта.
Воспитательные:
• воспитывать морально-волевые качества;
• воспитывать самостоятельность и организованность;
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;
• воспитывать интерес к занятиям физической культуры;
Оздоровительные:
-способствовать укреплению здоровья ребенка: Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
совершенствовать опорно-двигательный аппарат; формировать правильную осанку; приобщить ребенка к здоровому образу жизни.
Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание всесторонне развитой личности.
1.5 Отличительной особенностью данной программы является ускоренная методика обучения плаванию детей, не посещающих детский сад. Для освоения программы требуется 33 учебной недели, с организацией занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30–35 минут.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 5-7 лет.
Сроки реализации программы – 1год.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на детские группы в количестве от 8 до 12 человек.
В процессе занятий используются различные формы организации детей:
· групповые;
· командные;
· индивидуальные;
· учебно-тренирующие;
· сюжетные;
· игровые;
· контрольно-учетные;
· в форме бесед (об истории плавания)
·спортивные досуги, развлечения.
Система обучения плаванию строится на основе принципов современной дидактики: последовательности, доступности излагаемого материала и приобретаемых умений, учета возрастных и индивидуальных особенностей, использования наглядности в обучении. Принцип заинтересованности и творческой активности может реализовываться в создании игровых ситуаций, использовании игровых приемов, персонажей, а также решений творческих задач разного уровня.
Ведущими методами работы по обучению дошкольников плаванию являются наглядные и практические методы в сочетании с игровыми и словесными.
Нагрузка на организм ребенка дозируется за счет количества повторений одного упражнения, количества упражнений (особенно дыхательных), темпа выполнения упражнений, температуры воды и воздуха в помещении бассейна. Обязательным условием для занятий является хорошее самочувствие ребенка.
Структура и содержание занятия
I. Разминка на суше – общеразвивающие и специальные подготовительные упражнения, соответствующие задачам занятия – 3-5 минут; теоретические сведения.
II. В воде:
1. Подготовительные упражнения - лежание, дыхательные упражнения, различные передвижения, аквааэробика, подвижные игры – 5 -7минут.
2. Повторение пройденного материала – 3-5 минут.
3. Обучение новому действию, либо совершенствование ранее изученных – 7-10 минут.
4. Игры по желанию детей, контроль – 5 минут.
III. Свободное купание, индивидуальная работа -3-5 минут.
Данная структура, содержание и продолжительность имеет общий характер и может изменяться в зависимости от целей и задач занятия.
1.6.Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
Дети должны знать:
- основные правила безопасности поведения на воде;
- правила личной гигиены;
- основы здорового образа жизни.
Дети должны иметь представление:
- о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин»);
- о водных видах спорта.
Дети должны уметь:
- погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду;
- выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног;
- плавать способом «кроль» с полной координацией движений.
Ожидаемый результат работы по данной программе так же состоит в укреплении здоровья, снижении заболеваемости, в приобретении положительных качеств, таких как : уверенность, смелость, дисциплинированность, воля.
1.7Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
• открытые занятия для родителей (могут быть в форме спортивных развлечений, праздников на воде);
-контрольные срезы(могут быть в форме спартакиад, соревнований)
Оценка качества выполнения контрольных тестов
(дети 5-6 лет):
1. Скольжение на груди
Стоя у бортика руки вперед, кисти рук соединены,
присесть, оттолкнуться ногой от бортика или двумя ногами от дна и выполнить упражнение «Стрелка» на груди. Тело ребенка должно лежать у поверхности воды, руки и ноги соединены, вытянуты, лицо опущено в воду.
Оценка:
4 балла – ребенок про скользил 4 метра и более;
3 балла –3метров;
2 балла –2 метра;
1 балл –1метр
2. Скольжение на спине
Стоя у бортика, руки вверху соединены, присесть, прогнуться, оттолкнуться одной ногой от бортика или двумя ногами от дна и выполнить упражнение «Стрелка на спине.
Туловище прямое, руки и ноги соединены и выпрямлены, лицо -на поверхности воды.
Оценка:
4 балла –ребенок про скользил 4 метра и более;
3 балла –3метров;
2 балла –2 метров;
1 балл –1метр
3. Плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног способом кроль на груди
Инвентарь:
пенопластовые доски.
Положение тела горизонтальное, руки вытянуты вперед, плечи опущены в воду, подбородок лежит на поверхности воды. Плыть, ритмично работая прямыми ногами,
носки оттянуты, повернуты вовнутрь, дыхание произвольное.
Оценка:
4 балла – ребенок проплыл 14-16метров;
3 балла –11-13метров;
2 балла –8-10метров;
1 балл – менее 8метров.
4. Плавание произвольным способом
Проплыть 8 м любым способом при помощи движений ног и рук. Дыхание произвольное.
Оценка:
4 балла –ребенок проплыл 8метров и более;
3 балла –6-7метров;
2 балла –4-5 метров;
1 балл – менее 4метра.
Оценка качества выполнения контрольных тестов
(дети 6-7 лет):
1.Упражнение «Торпеда» на груди или на спине
Оттолкнувшись от дна бассейна лечь на воду, опустив лицо в воду, руки вытянуть вперед.
Плыть при помощи движений ног способом кроль на груди на задержке дыхания (можно выполнить один вдох) или на спине, руки вытянуты за головой.
Оценка:4 балла-ребенок проплыл 8 метров;
3 балла-6-7 метров;
2 балла-4-5 метров;
1 балл-менее 4 метров.
2 Плавание кролем на груди в полной координации
Проплыть 16 метров на груди в полной координации, вдох можно выполнять через 1,3,5 гребков руками.
Оценка:
4 балла-ребенок проплыл 14-16 метров;
3 балла-11-13 метров;
2 балла-8-10 метров;
1 балл-менее 8 метров.
3 Плавание кролем на спине в полной координации
Проплыть 16 метров на груди в полной координации, дыхание произвольное.
Оценка:
4 балла-ребенок проплыл 14-16 метров;
3 балла-11-13 метров;
2 балла-8-10 метров;
1 балл-менее 8 метров.
4 Плавание произвольным способом
Проплыть 8м. брассом или комбинированным способом (руки-брасс, ноги-кроль; руки –брасс, ноги-дельфин) в согласовании с дыханием.
Оценка:
4 балла-ребенок проплыл 8 метров и более;
3 балла-6-7 метров;
2 балла-4-5 метров;
1балл-менее 3 метров.
Для комплексного обследования детей, занимающихся плаванием, были выбраны
физические качества, которые важны для развития навыков плавания: быстрота, сила,
гибкость, выносливость.
Тест для оценки быстроты
Оборудование: секундомер. Проводится в плавательном бассейне.
Дистанция-8 м.
По команде «Марш!» ребенок плывет кролем на груди с максимально возможной
скоростью до противоположного бортика. Засекается время.
Тест для оценки силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса
Одежда: спортивная форма.
Оборудование: гимнастическая доска длина 2,5 м, шириной 0,2м; гимнастическая стенка,
гимнастический мат.
Проводится в спортивном зале. Гимнастическая доска крепится с помощью держателя на
высоте 1 метр от пола. Под доску кладется мат.
И.П.-лежа на наклонной гимнастической доске, руки прямые хват кистями рук в 30 см от верхнего края доски.
Выполнить максимально возможное число подтягиваний.
Подтягивание считается выполненным правильно, когда руки сгибаются, подбородок
касается ориентира (линии хвата), затем разгибаются полностью, ноги прямые, стопы слегка приподняты. Неправильно выполненные подтягивания не засчитываются.
Обязательно страховать ребенка, стоя сбоку от него.
Тест для определения выносливости
Проводится в плавательном бассейне.
Ребенку предлагается проплыть 16 м произвольным способом без учета времени.
Фиксируется результат.
Тест для определения гибкости
Одежда: спортивная форма.
Оборудование: гимнастический коврик, линейка длиной 1 м.
Проводится в спортивном зале.
И.П.-лежа на полу, руки впереди соединены.
Прогнуться и максимально высоко поднять только руки. Ноги не сгибать и не поднимать.
Измеряется расстояние от пола до кончиков пальцев. Линейка располагается
перпендикулярно полу.
Выполняются две попытки. Засчитывается лучший результат.
2.Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ п/п | Этапы | Содержание | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Первый этап (вводный) | Учить свободно входить в воду и передвигаться по бассейну. Учить погружать лицо (голову) в воду. Учить совершать на высокие прыжки на месте или прыжки ногами в перед с невысоких ступеней бассейна. Учить скольжению (лежанию) по поверхности воды с опорой.
| 3 | 1 | 2 |
2. | Второй этап | Учить попеременным движением ног в сочетании со скольжением на плавательную доску. Учить открывать глаза под водой. Учить прыжку ногами вперед в бассейн. Учить скольжению без опоры о плавательную доску. Учить входить в воду.
| 13 | - | 13 |
3. | Третий этап | Учить плавать в заданном направлении при согласованной работе ног и рук. Учить ориентироваться под водой. Ознакомить с прыжками головой вперед.
| 23 | - | 23 |
4. | Четвертый этап | Обучение спортивным способам плавания (кроль) в полной координации. Совершенствовать скольжение с попеременной работой ног без опоры о плавательную доску. Учить ритмичному движению.
| 25 | - | 25 |
5. | Контроль
| Контрольное тестирование. Открытое занятие для родителей. | 2 | - | 2 |
ВСЕГО ЧАСОВ
| 66 | 1 | 65 |
3.Содержание изучаемого курса
№ п/п
| Программное содержание | № занятия |
1. | Вызвать интерес к занятиям по плаванию ·Создать представления о плавании ·Познакомить детей со свойствами воды ·Обучить опусканию лица в воду ·Обучить различным передвижениям в воде | 1-2
|
2.
|
Обучить самостоятельному входу в воду ·Обучить погружению под воду с головой, с головой, без опоры ·Обучить передвижению по дну бассейна на руках, опустив голову в воду ·Совершенствовать погружение под воду с головой с задержкой дыхания | 3-4
|
3. |
Обучить однократному выдоху в воду ·Обучить открыванию глаз в воде ·Обучить передвижению по дну бассейна на руках, опустив голову в воду ·Совершенствовать погружение под воду с головой с задержкой дыхания
|
5-6
|
4. | Обучить многократным выдохам в воду ·Обучить технике выполнения упражнений на освоение с водой у опоры ·Совершенствовать различные виды передвижений с выдохом в воду ·Совершенствовать открывание глаз в воде
| 7-8 |
5.
6. | Обучить работе ног при плавании способом «кроль» на груди у опоры ·Обучить выполнению упражнения «звездочка» на груди с поддержкой ·Совершенствовать технику выполнения многократных выдохов в воду
·Совершенствовать технику выполнения упражнения на освоение в воде у опоры ·Совершенствовать развитию координационных способностей ·Способствовать формированию правильной осанки
| 9-10 |
7. | Обучить принимать горизонтальное положение на груди и на спине с поддержкой ·Совершенствовать технику выполнения многократных выдохов в воду без опоры ·Совершенствовать различные виды передвижения в воде ·Совершенствовать технику работы ног, как при плавании способом «кроль» на груди у опоры
| 11-12 |
8 | Обучить принимать горизонтальное положение в воде без опоры ·Совершенствовать выполнение упражнений на освоение в воде ·Совершенствовать выполнение выдохов в воду ·Совершенствовать технику работы ног, как при плавании способом «кроль» на груди у опоры
| 13-14 |
9. | Закреплять работу ног как при плавании «кроль» на груди у опоры ·Совершенствовать самостоятельное погружение с головой в воду ·Совершенствовать технику работы ног, как при плавании способом «кроль» на груди у опоры ·Совершенствовать различные виды передвижений в воде
| 15-16 |
10. | Обучить скольжению на груди ·Совершенствовать технику работы ног, как при плавании «кроль» на груди ·Совершенствовать навык самостоятельного погружения под воду с головой ·Способствовать развитию силы мышц спины и брюшного пресса
| 17-18 |
11. | Обучить самостоятельному лежанию на воде на груди ·Совершенствовать различные виды передвижений в воде ·Совершенствовать навык открывания глаз в воде ·Совершенствовать выполнение выдохов в воду
| 19-20 |
12. | Обучить лежанию на воде на спине с поддержкой ·Совершенствовать технику выполнения многократных выдохов в воду без опоры ·Способствовать развитию подвижности плечевых суставов ·Способствовать формированию правильной осанки
| 21-22 |
13. | Обучить скольжению на спине с поддержкой ·Совершенствовать горизонтальное лежание на воде на груди и на спине ·Совершенствовать работу ног как при плавании «кроль» на груди и на спине у неподвижной опоры ·Совершенствовать навык погружения под воду с головой ·Совершенствовать технику выполнения многократных выдохов в воду без опоры
| 23-24 |
14. | Обучить работе ног, как при плавании «кроль» на груди и на спине с плавательной доской ·Совершенствовать скольжение на груди и на спине ·Совершенствовать навык погружения под воду с открыванием глаз ·Способствовать формированию правильной осанки
| 25-26 |
15. | Обучить скольжению на груди и на спине с работой ног как при плавании «кроль» с работой ног ·Совершенствовать Навык скольжение на груди и на спине ·Совершенствовать навык погружения под воду с открыванием глаз ·Способствовать формированию правильной осанки
| 27-28 |
16. | Совершенствовать работу ног, как при плавании «кроль» на груди и на спине с плавательной доской ·Совершенствовать навык погружения под воду с открыванием глаз ·Совершенствовать технику выполнения многократных выдохов в воду без опоры ·Совершенствовать навык скольжение на груди и на спине
| 29-30 |
17. | Обучить скольжению на груди с выдохом в воду ·Совершенствовать работу ног, как при плавании «кроль» на груди и на спине с плавательной доской ·Совершенствовать технику «кроль» на груди и на спине при помощи работы ног, с плавательной доской ·Способствовать формированию правильной осанки
| 31-32 |
18. | Обучить плаванию способом «кроль» на груди и на спине при помощи работы ног, с плавательной доской, с выдохом в воду ·Совершенствовать скольжение на груди и на спине с работой ног как при плавании «кроль» с работой ног ·Совершенствовать скольжение с выдохом в воду ·Способствовать развитию силы мышц спины и брюшного пресса
| 33-34 |
19. | Создать представление о технике плавания «облегченным кролем»на груди и на спине ·Совершенствовать технику плавания способом «кроль» на груди и на спине при помощи работы ног, с плавательной доской, с выдохом в воду ·Совершенствовать навык выполнения скольжений на груди и на спине с работой ног в стиле «кроль» ·Совершенствовать многократные выдохи в воду
| 35-36 |
20. | Обучить работе рук, как при плавании «облегченным кролем» на груди и на спине ·Совершенствовать технику плавания «кроль» на груди при помощи работы одних ног (с использованием поддерживающих средств) ·Способствовать формированию правильной осанки | 37-38 |
21. | Обучить работе ног, как при плавании «облегченным кролем» на груди и на спине ·Совершенствовать технику плавания способом «кроль» на груди и на спине при помощи работы ног, с плавательной доской, с выдохом в воду | 39-40
|
22. | ·Совершенствовать скольжение с выдохом в воду ·Способствовать развитию силы мышц спины и брюшного пресса Создать представление о технике плавания «брасс» ·Обучить работе рук как при плавании способом «брасс» ·Совершенствовать технику плавания способом «кроль» на груди и на спине при помощи работы ног, с плавательной доской, с выдохом в воду ·Совершенствовать многократные выдохи в воду
| 41-42 |
23. | Совершенствовать работу рук как при плавании способом «брасс» ·Совершенствовать технику плавания «кроль» на груди при помощи работы одних ног (с использованием поддерживающих средств) ·Совершенствовать навык погружения под воду с открыванием глаз ·Способствовать развитию силы мышц спины и брюшного пресса 45-46
| 43-44 |
24. | Создать представление о технике не спортивного плавания: руки работают как при способе плавания «брасс», ноги -как при способе плавания «кроль», с произвольным дыханием ·Совершенствовать работу рук как при плавании способом «брасс» ·Совершенствовать навык выполнения скольжений на груди и на спине с работой ног в стиле «кроль» ·Совершенствовать многократные выдохи в воду
| 45-46 |
25. | Закреплять представление о технике не спортивного плавания: руки работают как при способе плавания «брасс», ноги -как при способе плавания «кроль», с произвольным дыханием ·Выполнять движения рук в скольжении всеми способами плавания ·Скользить с движениями ног всеми способами плавания
| 47-48 |
26. | Повторить все способы плавания ·Выполнять движения рук в скольжении всеми способами плавания ·Скользить с движениями ног всеми способами плавания ·Способствовать развитию силы мышц спины и брюшного пресса
| 49-50 |
27. | Совершенствовать все способы плавания, как по элементам, так и полной координации ·Начинать обучение стартовым прыжкам и поворотам
| 51-52 |
28. | Совершенствовать все способы плавания, как по элементам, так и полной координации ·Продолжать обучение стартовым прыжкам и поворотам | 53-54 |
29. | Обучить прыжкам в воду головой вперед из положения : сидя на бортике бассейна ·Совершенствовать скольжение на груди и на спине ·Совершенствовать навык погружения в воду с открытыми глазами
| 55-56 |
30. | ·Совершенствовать все способы плавания, как по элементам, так и полной координации ·Совершенствовать обучение стартовым прыжкам и поворотам
| 57-58 |
31. |
Совершенствовать все способы плавания, как по элементам, так и полной координации ·Закреплять умение выполнять стартовые прыжки и повороты
| 59-61 |
32. |
Совершенствовать прыжки в воду головой вперед из положения: сидя на бортике бассейна ·Повторить все способы плавания ·Настроить детей на открытое занятие для родителей
| 62-64 |
33. | Контроль : открытое занятие для родителей; контрольное тестирование
| 65-66 |
Общие методические указания
1.Главными элементами при овладении техникой плавания являются «высокое» положение тела на воде, рациональный и правильный выдох в воду, работа ног.
2.На каждом занятии необходимо следить за правильной техникой выполнения движений, особенно за работой ног.
3.Чередовать трудновыполнимые упражнения с играми и упражнениями на совершенствование дыхания.
4.Только хорошо освоив одно упражнение (70-80% детей), переходить к овладению следующим.
5.Обязательно обсуждать с родителями результаты проведенного занятия и рекомендовать выполнять дома упражнения на суше. На последующем занятии проверять их выполнение.
6.В графике учебный материал распределен на 66 занятий. Можно удлинить время освоения каждого движения за счет повторения игр и упражнений, их усложнения, введения вариантов.
7.С целью снижения отрицательных эмоциональных качеств личности ребенка использовать игры и упражнения
4.Методическое обеспечение учебной программы
Необходимыми условиями для организации всей работы является: наличие бассейна; достаточное количество инвентаря и оборудования для занятий; учебно-методический комплекс по всем темам; творческое педагогическое руководство всем процессом деятельности детей.
4.1Организация занятий по плаванию:
Обучение плаванию по данной программе ведет
педагог-инструктор по плаванию, имеющий специальную подготовку, которая дает право на работу с детьми дошкольного возраста. Он должен знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста и учитывать их в работе; соблюдать технику безопасности занятий на воде; владеть приемами страховки и оказания первой медицинской помощи.
Инструктору необходимо не только знать комплекс физических и плавательных упражнений, но и самому владеть основными элементами техники упражнений,
представленных в программе. Он занимается организационными вопросами и руководит учебно-воспитательным процессом, проводит занятия по плаванию, беседует с родителями. Вместе с медсестрой он проверяет условия проведения занятий, приучает детей к строгому соблюдению правил гигиены.
4.1.2.Место для занятий.
Помещение должно проветриваться через 30-35 минут в течение 5-7 минут.
В помещении бассейна должна работать вентиляция.
«Плот» вокруг ванны бассейна должен быть свободным от посторонних предметов и ненужной мебели. Оформление бассейна должно соответствовать
не только гигиеническим, но и эстетическим требованиям.
4.1.3.Необходимый инвентарь
В спортивном зале (зале сухого плавания)
должен находиться необходимый физкультурный инвентарь, куда входят плавательные доски, поплавки, резиновые шапочки, очки (маски), ласты,
длинный шест (2-2,5м) для поддержки и страховки, обручи и другие подручные средства. Инвентарь должен храниться в шкафах, стойках, корзинах и т.п..
4.1.4. Одежда для занятий.
Дети занимаются плаванием в плавках, в резиновых шапочках и, по необходимости, в плавательных очках. В зале сухого плавания дети занимаются в плавках и
босиком.
4.1.5. Врачебный контроль.
На занятии необходимо присутствие медицинского работника. Перед каждым занятием медсестра осматривает детей, освобождает от занятий тех, кто жалуется на плохое самочувствие. Она регистрирует посещение детьми бассейна, указывает причины пропуска занятий.
Во время занятий в бассейне медсестра наблюдает за 'состоянием каждого ребенка, оказывает необходимую помощь. Особое внимание она уделяет детям менее закаленным или начавшим заниматься после болезни. Для них время пребывания в воде должно быть сокращено. Медсестра следит за тем, чтобы ребенок несколько раньше вышел из бассейна, принял душ, помогает ему растереться полотенцем, одеться.
Медицинская сестра бассейна контролирует санитарное состояние всех помещений, бассейна, оборудования, купальных принадлежностей; следит за температурным режимом в помещении бассейна, влажностью воздуха, состоянием воды.
Содержание бассейна в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии обеспечивает уборщик помещений в бассейне. В его обязанности входят гигиеническая обработка ванны бассейна при смене воды, тщательная уборка раздевальных, душевых и туалетных.
Регулярная работа по обучению детей плаванию во многом зависит от состояния всей необходимой техники. Обеспечивает ее рабочий по обслуживанию бассейна. Он следит за исправностью аппаратуры для подачи холодной и горячей воды, вентиляционных устройств, душевых установок, своевременно устраняет обнаруженные дефекты
4.2 Этапы и методика обучения плаванию детей дошкольного возраста
Программа «» предусматривает 4 этапа обучения плаванию. Первый(вводный) начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.
Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время, получают представление о ее выталкивающей и поддерживающей силе, а также самостоятельно, произвольно выполняют упражнение вдох-выдох в воду несколько раз подряд (не менее 10).
После этого дошкольники обучаются плаванию определенным способом. В результате третьего этапа дети должны уметь проплыть 10-15 м на мелкой воде (глубина воды по грудь), сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.
На последнем, четвертом этапе начального обучения продолжается усвоение и совершенствование техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду. Дети приобретают умение плавать на глубокой воде (ноги не достают дна).
Решающую роль в формировании навыков плавания играют упражнения. Они являются основным средством обучения детей.
Технику спортивных способов плавания и их облегченных разновидностей рекомендуется осваивать следующим образом: вначале у детей формируют (при помощи показа и пояснений) представление о конкретном спортивном способе плавания в целом. После этого разучиваются отдельные движения, которые затем соединяются. Использование этого метода предусматривает определенную последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения.
Разучивание движений ног
а) на суше (имитация) и с опорой на месте в воде;
б) в скольжении с опорой и без опоры руками с задержкой дыхания;
в) в скольжении с опорой и без опоры руками в согласовании с дыханием.
Разучивание движений рук:
а) на суше и стоя в воде;
б) в согласовании с движениями ног, с задержкой дыхания, с использованием опоры на месте и в движении;
в) то же в согласовании с дыханием;
г) плавание, совершая грёбковые движения руками без выполнения движений ногами (ноги свободно вытянуты, ногами удерживается доска, круг).
Разучивание способа плавания в целом, т. е. отработка согласованных движений рук и ног и дыхания. Совершенствование плавания с полной координацией движений.
Во время обучения движениям и овладения ими меняется их характер. Движения связаны с разной степенью координации - от простого к сложному и отражают разные уровни обученности.
Выполнение простых, легких плавательных движений подводит к овладению более сложными. Не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения. Это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания с полной координацией. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях, с разными их вариантами.
Оптимальных успехов можно достичь, целенаправленно упражняя детей в тех способах плавания, которыми они овладели достаточно прочно, развивая двигательные качества, особенно выносливость. Например, если кто-то из детей хорошо передвигается в воде при помощи работы ног с доской в руках, проплывая 5-10 м, то можно совершенствовать этот навык, увеличивая дистанции (15-25 м и более). Перед повторным заплывом детям предлагают отдохнуть. В дальнейшем время отдыха постепенно сокращают, увеличивая дистанции и частоту их повторений. Это ведет к совершенствованию плавательных навыков и физического развития.
На занятиях целесообразно сочетать отдельные подготовительные упражнения с плаванием в полной координации, широко применять игры и поощрять попытки детей самостоятельно плавать избранным способом.
4.2.1. Методика обучения плаванию способом кроль на груди
Способ кроль на груди является наиболее доступным и относительно легким в освоении. Продолжительность обучения зависит от поставленных задач, условий обучения и индивидуальной подготовленности обучаемых. Методика обучения способу кроль на груди основана на учете педагогических принципов, использовании средств и методов в обучении плаванию, общей схеме в обучении и этапах, описанных выше. Вместе с выполнением общеразвивающих и обще подготовительных упражнений по освоению с водой для изучения кроля на груди используются упражнения, которые объединяются по своей направленности в комплексы.
Комплекс упражнений для обучения движениям ногами и согласованию с дыханием на суше
1. И.п. — стоя руки вверх, голова между руками. Быстрый семенящий бег на месте, незначительно сгибая ноги в коленных суставах и не отрывая носки от пола.
2. И.п. — сидя на скамейке (или на краю бортика бассейна) с опорой руками сзади. Быстрые попеременные движения ногами, как при плавании кролем.
3. И.п. — лежа на груди на гимнастическом мате или вдоль скамейки, руки вперед ладонями вниз (голова между руками). Прогнуться и, глядя на кисти рук, выполнять быстрые попеременные движения ногами, как при плавании кролем.
4. И.п. — лежа на груди на гимнастическом мате или вдоль скамейки, одна рука вытянута вперед, другая у бедра, голова опущена лицом вниз. Выполнять быстрые попеременные движения ногами, как при плавании кролем.
5. И.п. — лежа на груди на гимнастическом мате или вдоль скамейки, руки вперед ладонями вниз (голова между руками). Выполнять попеременные движения ногами, во время движений ног повернуть голову лицом в сторону руки, вытянутой у бедра, сделать выдох–вдох, затем повернуть голову в и.п. и задержать дыхание, продолжая попеременные движения ногами.
При выполнении упражнений необходимо следить, чтобы движения выполнялись почти прямыми и оптимально напряженными ногами от бедра, а носки ног были оттянуты и повернуты немного внутрь.
Комплекс упражнений для обучения движениям ногами и согласованию с дыханием в воде
1. И.п. — лежа на груди с опорой руками о бортик или дно бассейна (подбородок на поверхности воды). Быстрые попеременные движения ногами кролем.
2. И.п. — руки вперед ладонями вниз, голова между руками. В скольжении на груди – быстрые попеременные движения ногами кролем.
3. И.п. — одна рука вперед, другая у бедра, голова между руками. В скольжении на груди — быстрые попеременные движения ногами кролем.
4. И.п. — обе руки у бедер. В скольжении на груди – быстрые попеременные движения ногами кролем, вдох с помощью поворота головы поочередно, раз в одну сторону, раз в другую, выдох в воду.
5. И.п. — на груди, с плавательной доской в вытянутых руках. Быстрые попеременные движения ногами кролем, голова на поверхности.
6. И.п. — на груди, с плавательной доской в вытянутых руках. Быстрые попеременные движения ногами кролем, выдох в воду через 2–4 удара ногами, пловец смотрит вперед.
7. И.п. — на груди, с плавательной доской в вытянутых руках. Быстрые попеременные движения ногами кролем, выдох в воду, вдох с помощью поворота головы, раз в одну сторону, раз в другую.
8. И.п. — на груди, с плавательной доской в вытянутых руках. Быстрые попеременные движения ногами кролем на задержке дыхания, голова опущена в воду.
9. И.п. — на груди, с плавательной доской в одной руке, другая — вдоль туловища, прижата к бедру. Быстрые попеременные движения ногами кролем, вдох с поворотом головы в сторону прижатой к туловищу руки, выдох в воду.
Комплекс упражнения для обучения движениям руками и согласованию с дыханием на суше
1. И.п. — стоя, одна рука вверх, другая у бедра. Круговые движения руками вперед («мельница вперед»).
2. И.п. — стоя в наклоне вперед, одна рука вперед, другая назад (смотреть на кисть вытянутой вперед руки). Движения руками, как при кроле на груди.
3. И.п. — стоя в наклоне вперед, одна рука вперед, другая назад. Растягивать резиновый амортизатор.
4. И.п. — стоя лицом к опоре (например, рейка гимнастической стенки), одна рука вперед ладонью вниз. Давление на опору (3–4 с) ладонью, держа кисть плоско и оптимально напряженно.
5. И.п. — стоя в наклоне вперед, обе руки вперед, голова между руками, смотреть вниз–вперед. Движения одной рукой, как при плавании кролем, в согласовании с дыханием.
6. И.п. — стоя в наклоне вперед, одна рука вперед, другая назад. Движения руками, как при плавании кролем, в согласовании с дыханием.
Комплекс упражнений для обучения движениям руками и согласованию с дыханием в воде
1. И.п. — стоя в наклоне вперед (глубина по пояс), подбородок на поверхности воды, одна рука вперед, другая сзади, смотреть вперед. Движения руками, как при плавании кролем, с передвижением по дну (главным образом за счет гребков руками).
2. Предыдущее упражнение, но лицо опущено в воду (дыхание задержано на вдохе).
3. И.п. — стоя в наклоне вперед (глубина по пояс), руки опираются о колени, плечевой на поверхности воды, лицо опущено в воду. Дыхание, как при плавании кролем (поворот головы лицом в сторону — вдох, поворот головы лицом вниз — продолжительный выдох в воду).
4. И.п. — одна рука вытянута вперед, другая у бедра. Движения руками кролем на груди в скольжении после отталкивания от бортика или дна бассейна (сделать несколько движений).
5. Плавание с помощью движений руками кролем с надувным кругом или доской между бедрами.
Комплекс упражнений по общему согласованию движений на суше
1. И.п. — стоя в наклоне вперед, одна рука вперед, другая сзади у бедра. Движения руками, как при плавании кролем, с притопыванием ногами в ритме шести ударного кроля.
2. И.п. — лежа на груди прогнувшись, руки согнуты в локтевых суставах, кисти прижаты к плечам. Движения локтями, как при плавании кролем на груди («плавание кролем на локтях»), в сочетании с попеременными движениями ногами в ритме шести ударного кроля.
3. И.п. — стоя в наклоне вперед, обе руки вытянуты вперед. Движения одной рукой, как при плавании кролем на груди, с притопыванием ногами в ритме шести ударного кроля (на «раз–два–три» выполняется гребок, на очередные «раз–два–три» — движение руки «над водой»).
4. И.п. — стоя в наклоне вперед, обе руки вытянуты вперед. Движения одной рукой, как при плавании кролем на груди, с притопыванием ногами в ритме шести ударного кроля, активный вдох в сторону «гребковой» руки.
5. И.п. — стоя в наклоне вперед, одна рука вперед, другая сзади у бедра. Движения руками, как при плавании кролем, с притопыванием ногами в ритме шести ударного кроля в сочетании с дыханием.
Комплекс упражнений по общему согласованию движений в воде
1. И.п. — стоя в наклоне вперед (глубина по пояс), одна рука вперед, другая сзади у бедра. Движения руками, как при плавании кролем, с притопыванием ногами в ритме шести ударного кроля.
2. Скольжение (одна рука вперед, другая у бедра) с непрерывными попеременными движениями ногами и последующим присоединением движений руками кролем на груди (сделать три цикла движений).
3. Плавание кролем с полной координацией на задержке дыхания после отталкивания от бортика бассейна из и.п. — одна рука вытянута вперед, другая у бедра. Довести количество полных циклов движений до пяти.
4. Плавание кролем на задержке дыхания с помощью движений ногами и гребков одной рукой, другая вытянута вперед. Повторить упражнение, но с гребками другой рукой.
5. И.п. — лежа на груди, доска в вытянутых руках, два гребка слева, два гребка справа, выдох в воду, вдох в сторону работающей руки.
6. Плавание кролем с попытками поворачивать голову в сторону и выполнять один вдох-выдох на два–три полных цикла движений рук. Постепенно перейти на один вдох–выдох на каждый полный цикл движений руками (в левую или правую стороны — по выбору ученика).
Комплекс упражнений по уточнению и закреплению техники
1. Плавание кролем на груди с помощью движений руками с надувным кругом или доской между бедрами.
2. Плавание кролем на груди с помощью движений ногами с различным положением рук (обе вперед; одна вперед, другая у бедра; обе у бедер), а также с доской в руках.
3. И.п. — лежа на груди, одна рука вытянута вперед, другая прижата у бедра. Смена положения рук через 6–8 ударов ногами, вдох с помощью поворота головы в сторону или подъема вперед.
4. Плавание кролем на груди с помощью движений ногами и гребков одной рукой, другая вперед или у бедра (вдох в сторону руки, выполняющей гребки) — после 5–7 гребков поменять и.п. рук и т. д.
5. Плавание шести ударным и двуударным кролем с полной координацией движений с задержкой дыхания на вдохе (отрезки не более 12 м) и с обычным дыханием.
На начальном этапе следует индивидуально подходить к исправлению ошибок и соответственно корректировать в зависимости от этого набор упражнений.
4.2.2. Методика обучения плаванию способом кроль на спине
Имитационные упражнения для обучения движениям ногами на суше в кроле на спине такие же, как и в кроле на груди.
Комплекс упражнений для обучения движениям ногами в воде
1. И.п. — лежа на спине с опорой руками о бортик бассейна. Попеременные движения ногами кролем.
2. В скольжении на спине, руки у бедер — попеременные движения ногами кролем.
3. В скольжении на спине — одна рука вперед, другая у бедра, попеременные движения ногами кролем.
4. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем с плавательной доской в вытянутых вперед руках (голова затылком у заднего края доски).
Комплекс упражнений для обучения движениям руками на суше
1. И.п. — стоя, одна рука вверх, другая вниз. Круговые движения руками назад («мельница назад»).
2. Предыдущее упражнение, но растягивая резиновый амортизатор, закрепленный сзади.
3. И.п. — лежа на спине на узкой скамейке, одна рука вперед, другая у бедра. Движения руками, как при плавании кролем на спине.
4. И.п. — лежа на спине на узкой скамейке, одна рука вперед, другая у бедра. Движения руками, как при плавании кролем на спине, в согласовании с дыханием.
Комплекс упражнений для обучения движениям руками в воде
1. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем и гребков одновременно двумя руками до бедер (сделать два–три цикла движений).
2. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем и 2–3 гребков одной рукой, другая вытянута вперед. Усложнить упражнение: выполнять поочередно 2–3 гребка одной и 2–3 другой рукой.
3. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем из и.п. — руки вытянуты за головой, 2 гребка левой, 2 гребка правой, 1 гребок одновременно 2 руками.
4. Плавание кролем на спине с помощью движений руками и с надувным кругом или дощечкой между бедрами.
Комплекс упражнений по общему согласованию движений на суше
1. И.п. — стоя, одна рука вверх, другая вниз. Движения руками, как при плавании кролем на спине, с притопыванием ногами в ритме шестиударного кроля.
2. И.п. — стоя, одна рука вверх, другая вниз. Движения руками, как при плавании кролем на спине, с семенящим бегом на месте.
3. И.п. — руки вдоль туловища. Круговые движения рук, левая вперед, правая назад, с разворотом туловища. Выдох в момент встречи рук над головой, вдох — в положении их вдоль туловища.
Комплекс упражнений по общему согласованию движений в воде
1. Выполнить скольжение (одна рука вперед, другая у бедра) с непрерывными попеременными движениями ногами и последующим присоединением движений руками кролем на спине (сделать 2–3 цикла движений).
2. И.п. — на спине, руки вытянуты за головой, ноги работают кролем, 2 гребка левой рукой, два гребка правой, один гребок двумя руками вместе.
3. И.п. — на спине, руки вытянуты за головой, ноги работают кролем, через каждые 6–8 ударов ногами правая рука делает гребок и фиксируется у бедра, далее возвращается в и.п., левая повторяет то же самое.
4. Плавание кролем на спине различных отрезков.
Комплекс упражнений по уточнению и закреплению техники движений
После того как ученики освоят при плавании на спине энергичный гребок почти прямой рукой и научатся проплывать не менее 50 м, следует переходить к освоению гребка рукой со сгибанием и разгибанием ее в локтевом суставе. При этом необходимо следить за:
1) оптимальной (на первых порах умеренной) степенью сгибания руки;
2) ее относительной жесткостью в локтевом суставе;
3) опережающим движением кисти по отношению к локтю.
Необходимо постепенно увеличивать так называемую глубину начала гребка (фаза захвата воды) и его окончания.
На этом этапе обучения рекомендуются следующие упражнения.
На суше
1. И.п. — стоя спиной к стене на расстоянии 20–30 см от нее, одна рука вверх и касается стенки ребром ладони, другая вниз и касается стенки ладонью. Выполнять движения руками, как при плавании кролем на спине (со сгибанием их в локтевых суставах), одновременно отрывая кисти обеих рук от стенки во время «гребка» и движения «над водой» и вновь одновременно касаясь стенки ребром ладони одной руки в момент ее «входа в воду» и ладонью другой в момент завершения «гребка».
2. Предыдущее упражнение, но лежа на спине вдоль узкой скамейки.
В воде
1. Плавание кролем на спине с помощью движений руками с надувным кругом или доской между бедрами.
2. Плавание на спине кролем с помощью непрерывных и энергичных движений ногами с различными положением рук (обе вперед, голова затылком на руках; одна рука вперед, другая у бедра).
3. Плавание кролем на спине с помощью движений ногами и гребков одной рукой, другая вперед или у бедра — после 5 гребков поменять и.п. рук и продолжить упражнение.
4. Плавание на спине с помощью движений ногами кролем и гребков двумя руками одновременно.
5. Плавание кролем на спине.
4.2.3 Наиболее характерные ошибки при обучении способу плавания кроль на спине и способы их исправления
Ошибки | Причины | Последствия | Исправления |
В положении туловища пловец в воде «сидит»
Колени показываются из воды. | Сильное сгибание в тазобедренных суставах. Подбородок берется на грудь (неправильное положение головы). Ошибки в начале подготовительного движения ногой.
Сильное сгибание ног в коленных суставах, неверно выполняется начало подготовительного движения. | Неправильная работа ногами. Возрастает значительно сопротивление. Нарушается ритм движения и общая согласованность движений.
Снижается эффективность движения ногами. Это приводит к уменьшению силы тяги, к нарушению ритма движений и общей согласованности. | Следить при выполнении тренировочных заданий за положением головы. Обратить внимание на начало подготовительного движения ногами: первая половина подготовительного движения выполняется прямой ногой, за счет этого увеличивается «вертикальная составляющая» - таз окажется в высоком положении. Плавать на прямых ногах. Тянутся вперед - такая двигательная установка должна превалировать при выполнении тренировочных заданий. выполнять базовые упражнения на суше и в воде по изучению техники движения ногами. |
Туловище прогнуто, голова закинута назад. | Высокое поднимание таза, ошибки в движении ногами. | Вода заливает лицо. Дыхание затруднено. | Взять подбородок больше на грудь; выполнять тренировочные упражнения с таким положением головы. |
Значительные колебания тела на уровне плеч в горизонтальной плоскости. | Неверный вход руки в воду: кисти заходят далеко за среднюю линию тела. Вход в воду согнутых рук. | Увеличивается сопротивление воды. | Тянуться на вход в воду прямой рукой, такую двигательную установку соблюдать при выполнении специальных тренировочных заданий. |
Значительные крены туловища. | Слишком глубоко выполняется захват. | Возрастает сопротивление. | Выполнять начало гребка ближе к поверхности воды в специальных тренировочных заданиях. |
Колени появляются из воды. | Нет движений ногами «от бедра». Неверно выполняется начало подготовительного движения ногами. | Снижается эффективность движений ногами. При этом уменьшается сила тяги, нарушается ритм движений и общая согласованность. | Плавать на прямых ногах. Тянуться вперед – такая двигательная установка должна превалировать при выполнении тренировочных заданий. Развивать подвижность в голеностопных суставах. |
В движениях руками сгибание рук в локте к моменту входа руки в воду. | Кисть погружена в воду не на линии плеча, а заходит за среднюю линию тела. | Нарушается движение в последующих частях. | Выполнять специальные упражнения. Плавание с помощью движений ногами и одной руки, другая – впереди. Взять под контроль при плавании на технику. |
Вход руки в воду тыльной стороной кисти (ладонью вверх). | Ошибки при обучении. | Появление около руки массы воздушных пузырьков – это снижается эффективность гребка. | Держать кисть в вертикальной плоскости ладонью к наружи, так, чтобы она рассекала поверхность воды мизинцем. Следить за этим при выполнении тренировочных заданий на технику плавания. |
Широкое маховое движение рукой через сторону, но не в вертикальной плоскости над пловцом. | Ошибки при обучении. | Нарушается прямолинейность движений пловца. | Выполнять специальные упражнения на суше и в воде. Взять под контроль при выполнении тренировочных заданий. |
Нарушение ритма движений рук по воздуху (резко, ускорено, замедлено, шлепает при выходе) | Ошибка при обучении. | Снижается эффективность гребка. Нарушается общая согласованность движений. | Выполнять специальные упражнения на суше и в воде. Взять под контроль при выполнении тренировочных заданий. |
Гребок прямой рукой.
Гребок по прямой линии. | Ошибки при обучении.
Ошибки при обучении. | Увеличивает «вертикальную составляющую», снижает эффективность гребка. Снижает эффективность гребка, уменьшает опору. | Выполнять специальные упражнения на суше и в воде.
Выполнять специальные упражнения на суше и в воде. Целесообразны теоретические занятия.
|
«Проваливание» локтя в первой половине гребка. | Не хватает силовой подготовленности. | Снижает эффективность гребка, так как выводит из рабочего положения основную поверхность движения – кисть. | Выполнять специальные упражнения на суше и в воде.
|
Нет завершающего движения кистью в момент гребка. | Ошибки при обучении. | Приводит к появлению топящих сил. Снижает эффективность гребка. | Брать под контроль при выполнении тренировочных заданий. |
Выполнение входа руки в воду в стороне. | Недостаточная подвижность плечевого сустава. | Искажается структура гребка. Снижается его эффективность. | Выполнять специальные упражнения для развития подвижности плечевых суставов. |
Отсутствует «высокий локоть» | Слабая силовая подготовленность пловца. | Кисть как основная рабочая поверхность не выходит в оптимальное положение. | Выполнять специальные упражнения по развитию силы. |
Укороченный гребок. | Слабая силовая подготовленность. | Снижает эффективность гребка. | Развивать силу путем специальных упражнений. |
Ошибка при дыхании. Задержка дыхания. | Боязнь, что вода попадет в дыхательные пути. Чрезмерное напряжение. | Быстрое утомление. | Упражняться в выдохах в воду. |
Несогласованность дыхания с движениями в цикле. | Не сформирован навык согласованности дыхательных движений и движений руками и ногами. | Быстрое утомление. | Формировать двигательный навык согласованных движений специальными упражнениями. |
Редкий темп движений руками по отношению к движениям ногами. | Ошибки в общей согласованности движений. Результат недостаточного обучения, увлечение в обучении упражнениями, направленными на совершенствование движений ногами. | Нарушение согласованности движений, снижение скорости плавания. | Упражняться в правильном согласовании движений руками и ногами с помощью специальных упражнений. |
Чрезмерно частые движения руками к движениям ногами. | Ошибки при обучении. Плохая подвижность суставов ног. | Снижение скорости плавания. | Развивать подвижность в суставах ног, упражняться в правильном согласовании движений руками и ногами. |
4.3 Игры в воде с дошкольниками
Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Плескаясь и играя на мелком месте, младшие дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить и погружаться в нее, передвигаться уверенно и без напряжения. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями.
В работе со старшими дошкольниками, когда дети овладевают техникой плавания, игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивного способа плавания, для достижения устойчивости и гибкости навыков.
Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.
При обучении дошкольников плаванию используют самые разнообразные формы - игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.
Выбирая игры и методические приемы, нужно учитывать возраст, количество детей в группе, физическую подготовленность и степень владения каждым навыком предлагаемых движений. Движения должны быть очень простые, доступные или уже известные детям.
Игры подбираются в соответствии с поставленной определенной воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения занятий (глубина, оборудование места, температура воды). Чем прохладнее вода, тем короче и оживленнее должна быть игра, тем энергичнее должны быть движения в ней. Важно, чтобы в игре участвовали одновременно все дети, находящиеся в воде.
Нужно выбрать удобное место для руководства игрой. Педагог-инструктор по плаванию постоянно наблюдает за играющими детьми и готов в любой момент прийти на помощь.
Рекомендуется вначале объяснить детям правила игры и разучить ее на суше, и лишь после этого проводить занятие в воде. Если игра сложная и проводится в первый раз, желательно, чтобы преподаватель принял в ней личное участие.
Большое место в развитии мышлении ребенка-дошкольника занимает образ. Образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений широко применяются в обучении плаванию. Такие упражнения, как «Нос утонул», «Пузырь», «Фонтан», «Насос», «Крокодил», «Звезда» и т.д., помогают создавать реальные представления о подлежащем выполнению упражнении, облегчают овладение им.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Игры для ознакомления со свойствами воды «Невод»
Задача игры: помочь освоиться с сопротивлением воды.
Описание. Играющие (рыбы) располагаются в ограниченном пространстве. Двое рыбаков, взявшись за руки, по сигналу преподавателя бегут за рыбкой, стараясь окружить ее. Каждая пойманная рыба включается в цепь рыбаков. Так постепенно составляется невод. Игра кончается, когда все рыбы будут переловлены.
Правила. Нельзя ловить рыбу разорванным неводом. Нельзя толкаться, топить друг друга, хватать за руки, туловище.
Методические указания. Водящих назначает преподаватель.
Пойманный ребенок последним объявляется самой быстрой рыбкой.
«Караси и карпы» (I вариант)
Задача игры: учить детей свободно передвигаться в воде.
Описание. Преподаватель разделяет играющих на две равные группы. Дети становятся в шеренги спиной друг к другу, после чего приседают. Расстояние между шеренгами 0,5-1 м. Для каждой шеренги заранее намечается направление, в котором надо бежать. Одна шеренга - караси, другая - карпы. Преподаватель в произвольном порядке произносит эти слова. Названная команда (шеренга) тотчас поднимается и бежит в указанном направлении.
Дети другой команды поднимаются, поворачиваются и догоняют убегающих, стараясь дотронуться до них рукой. Ребенок, которого коснулись рукой, останавливается. По сигналу преподавателя все останавливаются, возвращаются на прежние места, и игра начинается сначала.
Правила. Находясь в шеренге, нельзя оборачиваться назад. Во время перебежки нельзя толкать друг друга. После сигнала об остановке нельзя продолжать бег.
Методические указания. Игру можно проводить и при глубине воды по пояс. В этом случае, стоя в шеренгах, дети не приседают. Строить шеренги лучше по росту, чтобы их правые фланги находились друг против друга. Одну и ту же команду можно вызывать иногда и два раза подряд^ Слова "караси" и "карпы" преподаватель должен произносить медленно, протяжно, растягивая первые слоги слова и быстро произнося последние.
«Мы веселые ребята»
Задача игры: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях.
Описание. Дети идут по кругу, в середине его находится водящий, назначенный или выбранный детьми. Дети хором произносят текст:
Мы, веселые ребята,
Ну, попробуй нас догнать!
Любим плавать и нырять. Раз, два, три - лови!
После слова "Лови!" дети убегают, а водящий догоняет. Игра заканчивается, когда он догонит 2-3-4 играющих. При повторении игры выбирается новый водящий.
5.Список литературы
1.Еремеева Л.Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей
дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. -СПб: Издательство «Детство-Пресс»
2.Левин Г. Плавайте с малышами. -Минск: Полымя, 1981
3.Макаренко Л.П. Плавайте на здоровье. -М.: ФиС, 1985.
4.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Г.Л. Обучение плаванию в детском саду. -М.: Просвещение. 1991.
6.Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. Практическое пособие. –М.: Айрис-пресс,2003..
7.Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду. –СПб.: «Детство –Пресс», 2003.
8.Большакова И.А. «Маленький дельфин». Нетрадиционная методика обучения плаванию
детей дошкольного возраста: Пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений. –М.: АРКТИ, 2005. –2
9.Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: АСТ: Ас трель, 2005.
10.Чеменева А.А., Т.В.Столмакова «Система обучения плаванию для детей дошкольного возраста» Санкт-Петербург 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_morskaya_zvezda_novoe.pdf | 693.19 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по обучению плаванию (стилем брасс). Для детей старшего дошкольного возраста .Физкультурно-оздоровительной направленности (адаптированная) «Дельфиненок».
Пояснительная записка. Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МДОУ №156 является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и...
Программа дополнительного образования по обучению грамоте "Кот Ученый"
Дополнительная программа «Ученый Кот» направлена на обучение чтению детей дошкольного возраста. Важен не только объем полученных знаний ребенком до школы, но и готовност...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению чтению дошкольников «Читарики»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образованияпо обучению чтению дошкольников «Читарики»Целью данной программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 4 до 7 лет.Для ...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...