Проектная деятельность.
проект (младшая группа) на тему
Формирование речи детей посредством обогащения чувственного опыта детей 2-3 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palch_gimn_szhataya.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад» №76 «Здоровейка» города Чебоксары Чувашской Республики
ПРОЕКТ. Тема:
Формирование речи детей посредством обогащения чувственного опыта детей 2-3 лет.
Выполнила: воспитатель Федорова И. Н.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………………….3-4
1.1.Анализ внешней среды…………………………………………………………………............5
1.2.Анализ внутренней среды……………………………………………………………………6-7
1.3.Проблематика………………………………………………………………………………………..8
2.Основная часть………………………………………………………………………………………….9
2.1.Концептуализация проекта……………………………………………………………………9
2.2.Целополагание…………………………………………………………………………………….10
2.3.Ожидаемые результаты………………………………………………………………………12
2.4.Реализация проекта………………………………………………………………………….….13
2.4.1.Этапы работы над проектом…………………………………………………….…13-15
2.4.2.План действий по реализации проекта……………………………………….13-15
2.4.3.Ресурсное обеспечение……………………………………………………..……..………16
2.5.Мониторинг проекта, сроки реализации и объект мониторинга….17-18
3.Заключение………………………………………………………………………….……………19-20
Библиография……………………………………………………………………………………………21
1.Введение.
Одним из показателей и условий физического, психического и речевого развития ребенка является совершенствование его рук, кисти, как принято называть, мелкой моторикой.
В. А. Сухомлинский говорил:-«Источники творческих способностей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, обратно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли и чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Исследователи детской речи доказали, что чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, чем ярче творческая стихия детского разума, тем умнее ребенок.
Следствием слабого развития общей моторики, и, в частности, руки, является проблема с речевым развитием.
Зависимость между развитием тонких движений рук и речи была замечена Марией Монтессори. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблема с моторикой. Формирование координационных движений происходит при участии речи.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается речевое развитие.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около 1/3 площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции кисти руки и ее близость моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Развитие мелкой моторики рук так же важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а так же множество разнообразных бытовых и учебных действий.
1.1.Анализ внешней среды.
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребенка настолько велико, что задачи по ее формированию занимают особое место в воспитании, и большая роль в этом принадлежит воспитателям дошкольных учреждений.
По наблюдениям специалистов, число детей с задержкой речевого развития, к сожалению, год от года растет. Причины этого – недостаточное внимание к малышу, его воспитанию, и состояние его здоровья. Если в первом случае достаточно изменить условия, обеспечив эмоционально -речевое общение взрослых с ребенком, то во втором необходимо лечение и регулярные занятия с логопедом.
Без движений развитие детей идет очень медленно. Двигаясь, ребенок не только развивается физически, но и гораздо успешнее осваивает информацию об окружающем мире. Принимая участие в подвижных, Пальчиковых и артикуляционных играх, выполняя самые разнообразные двигательные упражнения, он становится умелым и ловким, движения становятся точными и координированными. Одновременно с этим у маленького человечка совершенствуется внимание, память, мышление и речь.
Активная речь и развитая рука вполне закономерное при современном образе жизни явление. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Поэтому работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
И так, если будут регулярно развиваться пальцы рук, то будет развиваться и речь. Чем раньше начать работу по развитию пальцев рук, тем быстрее можно добиться желаемого результА.
1.2.Анализ внутренней среды.
Я работаю в МБДОУ «Детский сад» № 76 «Здоровейка» города Чебоксары с 2013 года. В настоящее время работаю с детьми первой младшей группы «Непоседы» на должности «воспитатель». С детьми данной группы работаю со дня открытия группы с 1 августа 2015 года. В группе на 1 октября этого же года 23 воспитанника, 13 девочек и 10 мальчиков.
По моим наблюдениям я выявила, что у большинства детей наблюдается задержка речевого развития, что способствует явному несоответствию уровню развития речи их возрасту.
С целью выявления уровня развития детей проводилась диагностика, в ходе которой определялся словарный запас ребенка, выявлялся уровень сформированности грамматической стороны речи и развитие связной речи. В диагностике участвовало 20 детей. По результатам диагностики, проводимой в начале реализации проекта, выявлены следующие результаты: Тест «Словарный запас ребенка»
Высокий уровень – 30%
Средний уровень –35 %
Низкий уровень – 35%
Результаты выявления уровня сформированности грамматической стороны речи
Высокий уровень – 10%
Средний уровень – 40%
Низкий уровень – 50%
Результаты уровня развития связной речи
Высокий уровень – 5%
Средний уровень – 40%
Низкий уровень – 55%
По результатам тестирования мною было выявлено, что в группе преобладает низкий и средний уровень речевого развития детей.
Диагностические обследования уровня развития мелкой мускулатуры рук детей в начальном этапе свидетельствует о том, что большинство детей не владеет тонкими движениями рук, пальцев, у них наблюдается мышечное напряжение, сниженный тонус, пальцы непослушны и малоподвижны.
Анкетирование родителей так же показал, что только 30% родителей уделяют внимание развитию мелкой моторики пальцев рук.
1.3.Проблематика.
Анализ внешней и внутренней среды позволяет выдвинуть проблему проекта:
Развитие речи детей, использование пальчиковых игр.
2.Основная часть.
2.1.Концептуализация проекта.
1 этап – подготовительный.
Создание условий для реализации проекта.
2 этап – практический.
Мероприятия, направленные на реализацию проекта.
3 этап – заключительный.
Анализ итогов реализации
2.2.Целеполагание.
Цель проекта:
активация речи детей посредством использования пальчиковых игр.
Задачи.
- Создать условия для полноценного развития каждого ребенка, реализовать индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку;
- Выявить динамику развития мелкой моторики рук, уровень словарного запаса детей, уровень сформированности грамматической стороны речи, уровень развития связной речи;
- Продолжать работу по обогащению непосредственного чувствительного опыта детей в разных видах деятельности.
- Развитие всех компонентов устной речи.
- Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- Проводить совместную работу с родителями воспитанников по развитию мелкой моторики посредством пальчиковых игр.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов МБДОУ по данной проблеме.
2.3.Ожидаемые результаты.
Дети |
|
Родители |
|
Педагоги |
|
2.4.Реализация проекта.
2.4.1. Этапы развития проекта.
Этапы | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Подготовительный | ||
Создание условий для реализации проекта | Сбор информации по теме проекта, подбор и изучение педагогической и методической литературы, поиск материала в интернете. | Июль-август | Воспитатель |
Выбор диагностического материала | август | Старший воспитатель, воспитатель | |
Диагностика речи детей | сентябрь | Воспитатели группы, старший воспитатель. | |
Опрос(анкетирование) родителей | сентябрь | Воспитатели группы | |
Разработка перспективного планирования работы по развитию речи детей с использованием пальчиковых игр. | октябрь | Воспитатель | |
Разработка комплексных мероприятий работы с родителями. | октябрь | Воспитатель | |
Анализ предметно-развивающей среды и пополнение пособий | В течении года | Воспитатель, родители, работники МБДОУ | |
2. | Практический | ||
Мероприятия по теме проекта | Пальчиковые игры: «Наши пальчики» «Строим дом» «Мы капусту рубим…» «Кулачок,ладошка»» «Шарик» «Дождик» | В течение года | Воспитатель |
Пальчиковая гимнастика: «Дружные детки» «Семья» «Прятки» «Шалун» «Котята» «Гвозди» | В течение года | Воспитатель | |
Пальчиковые игротренинги: «Ладушки, ладушки» «Рукавички» | Воспитатель | ||
Упражнения на основе сказочного сюжета: «Колобок» «Маланья» | В течение года | Воспитатель | |
Продуктивная деятельность (рисование, лепка) | В течение года | Воспитатель | |
Чтение художественной литературы: потешки, стихи, песенки и их обыгрывание. | В течение года | Воспитатель | |
Настольные , дидактические игры на развитие сенсорного опыта: мозаики, выкладывание, шнуровка, вкладыши, пазлы, матрешки, бусы, пирамидки. | В течение года | Воспитатель | |
Показ пальчикового театра с последующим привлечением детей: Русская народная сказка «Лиса и заяц» Русская народная сказка «Репка» Марийская народная сказка «Ловкий еж» | Декабрь Февраль Апрель | Воспитатель | |
Разучивание стихотворений из серии «Расскажи стихи руками»: «Едем, едем на машине», «Цветок» «У оленя дом большой» | В течение года | Воспитатель | |
Игры-инсценировки: «Вышла курочка гулять» «Встает пораньше солнце» | В течение года | Воспитатель | |
Использование пальчиковых игр в различных видах деятельности. | В течение года | Воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог | |
Организация самостоятельной деятельности по интересам детей. | В течение года | Воспитатель | |
Праздники и развлечения. | В течении года. | Воспитатель, работники МБДОУ. | |
Индивидуальная дифференцированная работа с детьми. | В течение года | Воспитатель | |
Организация информационного стенда для родителей | Обновления ежемесячно | Воспитатель, старший воспитатель, педагог-психолог | |
Работа с родителями | |||
Собрания на тему: 1. Особенности речевого развития детей 2-3 лет. 2. Влияние мелкой моторики на развитие речи детей. | Сентябрь, Декабрь | Воспитатель, старший воспитатель, педагог-психолог | |
Проведение мастер-класса по обучению родителей технике пальчиковых игр. | Декабрь | Воспитатель | |
Выставка дидактических игр и пособий по развитию мелкой мускулатуры рук детей | Декабрь | Воспитатель, родительский комитет | |
Индивидуальные консультации «Пальчиковые игры дома» | В течение года | Воспитатель | |
Индивидуальные беседы на тему «Учим говорить детей правильно» | В течение года | Воспитатель | |
Пополнение развивающей среды детей новыми играми | В течение года | Воспитатель, родители воспитанников | |
3. | Заключительный | ||
Анализ итогов реализации проекта | Подведение итогов реализации проекта и составление обобщенного отчета по проделанной работе | Апрель, май | Воспитатель |
Мониторинг уровня речевого развития детей | май | Воспитатель | |
Презентация проекта на педагогическом совете | май | Воспитатель | |
Ознакомление родителей с результатами итоговой диагностики, достижениями детей в речевом развитии. | май | Воспитатель |
2.5.Мониторинг результатов.
Цель: отслеживание результатов проектной деятельности.
Способы и формы выявления результатов Беседа Опрос Наблюдение Выставки Итоговые занятия Диагностика Анализ мероприятий Анализ приобретенных навыков | Способы и формы фиксации результатов Видео – отчет Отзывы родителей Методические разработки Анкетирование родителей | Способы и формы предъявления результатов Отчеты Открытые занятия Диагностические карты Аналитическая справка Мастер – классы с родителями |
3.Заключение.
С целью решения основной выявленной проблемы активации речи детей посредством использования пальчиковых игр был разработан проект. Свою работу я начала с изучения методической литературы. За основу работы легло методическое пособие «Техника изонить для дошкольников» Гусаровой Н. Н.. Работу по развитию речи детей посредством пальчиковых игр я проводила в течении дня: во время утренней стимулирующей гимнастики, на физкультминутках и во время динамических пауз между занятиями по2-3 минуты, во время прогулок, во время свободной деятельности детей после сна. Детей делила на подгруппы или проводила в индивидуальной форме, так как эта работа требует усиленного внимания, так же проводила фронтально.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
2.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 304с.
3.Программа воспитания ребенка дошкольника. / Под редакцией Драгуновой О. В.
4. Е. Черепанова, Оригинальные пальчиковые игры. - М.: Дом. 21 век, 2006. - 186с.
5. Алябьева Е. А., Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003.- 128с.
6.Рузина М. С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб.: 2000. – 176с.
7.Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи детей и взрослых. – М.: Родничок, 2002. – 48с.
8.Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб. :Каро, 2008.- 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...