"Сохранение и укрепление здоровья дошкольника"
статья на тему

Щемелева Светлана Вячеславовна

"Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов" ВОЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_doshkolnika.docx52.72 КБ

Предварительный просмотр:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/11/Uomo_Vitruviano.jpg/220px-Uomo_Vitruviano.jpg

«Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в условиях ДОУ»

Старший воспитатель ГБДОУ №29 Курортного района Санкт-Петербурга

Щемелева Светлана Вячеславовна

По уставу Всемирной организации здоровья:

«Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»

Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:

  1. Гиподинамия, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения.
  2. Детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе), тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
  3. Неуверенность в себе.
  1. Поэтому для сохранения физического здоровья воспитанников педагоги должны:
  • Создавать безопасную среду для нахождения воспитанников
  • Анализировать  исходное состояние физического развития и физической подготовленности  воспитанников
  • Применять различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам)
  • Оптимизировать  двигательный режим (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)
  • Проводить комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики.
  • Проводить физкультурные занятия всех типов
  • Проводить комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика)
  • Организовать рациональное питание
  • Проводить профилактическую работу с детьми и родителями по формированию и развитию навыков здорового образа жизни
  •  Применять инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки) и др.
  1. Далее психологическое здоровье или душевное:

Причины психологических проблем, мешающих развитию личности ребенка следующие:

- разлад в семейных отношениях, (постоянная занятость родителей) который провоцирует психофизическое напряжение ребенка;

- плохое воспитание (нарушения в сфере детско-родительских отношений), которое приводит к неуверенности ребенка в своих силах;

- медицинские факторы, (родовые травмы и так далее), которые приводят к различным нарушениям психического здоровья.

В детском саду для гармонизации психологического здоровья дошкольников разрабатываются и реализуются индивидуальные коррекционные программы по следующим проблемам:

- снижение гиперактивности;

- снижение тревожности, снятие страхов;

- развитие коммуникативных навыков, коррекция застенчивости;

- коррекция агрессивности и конфликтности.

Используются такие виды работы как:

Цветотерапия - это одно из самых перспективных и надежных методов оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

Красный  обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ. 
Оранжевый  повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх. 
Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. 
Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле, успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы. 
Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.
Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию

Музыкотерапия. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. 

  1. И наконец, третья составляющая здоровья  - социальная.

Структура социального здоровья дошкольника (как система критериев социального благополучия ребенка):

  • социальная адаптивность
  • индивидуальный статус ребенка в группе сверстников с близкими интересами и  близким уровнем развития
  • коммуникативные способности и развитая система  взаимоотношений с взрослыми и сверстниками
  • адекватная самооценка, позитивная 
  • осознание и выражение основных  эмоций
  • успешность в разных видах деятельности

Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, которое определяется тремя факторами:

  1. чувством собственной значимости;
  2. уверенностью в способности к какому-либо виду деятельности, т.е. осознанием собственной компетенции;
  3. убежденностью в импонировании, т.е. вызывании симпатии у других людей.

Поэтому для укрепления социального здоровья воспитанников необходимо проводить работу по трем направлениям:

1 блок: «Я и мое ближайшее окружение». Формирование основ семейного воспитания: понятие «Семья», изучение истории рода («родословная моей семьи»), социальная значимость семьи, ее традиции, права и обязанности членов семьи.

Формирование межличностных отношений в обществе (детском коллективе): понимания разных эмоциональных и физических состояний людей, проявляющихся в мимике, жестах, действиях, интонации голоса (радость, печаль, огорчение, любовь, одобрение, усталость и т.п.).

Развитие коммуникативных способностей на основе доброжелательного общения.            Формирование основ полоролевого (гендерного) поведения, понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка; понятие о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению к другим людям. Упражнять детей в анализе своих поступков.

  Формирование основы здорового образа жизни. Введение понятия «здоровья». Влияние образа жизни на состояние здоровья человека.

 2 блок: «Я и моя страна». История, география, культурные традиции, природа города, края, страны. Профессиональная особенность трудовой деятельности города, края, страны. Знакомство с экономической азбукой.  

         Формирование потребности в природоохранительной деятельности.

       3 блок: «Защита ребенка в социальных условиях».

Расширение представлений по организации безопасности жизни (техника безопасности в быту, на отдыхе, в процессе труда, правила оказания первой помощи пострадавшему, общение с незнакомыми людьми).  

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.

Используемая литература:

  1. Волосникова Т. В. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения и родителей по оздоровлению детей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011.

  1. Зайденварг Г. Положительный баланс // Счастливые родители. - 2011.

  1. Коняева Л. Будь здоров, малыш!: валеологическая газета - одна из форм сотрудничества ДОУ с семьей // Дошкольное воспитание. – 2004.

  1. Стратегия развития : здоровое поколение // Обруч : образование, ребенок, ученик. – 2007.

  1. Ушакова В. Т. Сотрудничество с семьей в вопросах оздоровления дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2010.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»

программа предназначена для детей дошкольного возраста...

Методичесая разработка круглого стола «Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем  подрастающего  поколения. Особую обеспокоенность  вызывают дети  дошкольного возраста.Как  известно, р...

ЗНАЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, живший в 19 веке. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого ...

Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»

Актуальность программы           Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можн...

Педагогический проект, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников Долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим!»

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, понятно, что в нынешних условиях дошкольное образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но...

«Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников».

Методическая разработка (круглый стол)«Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие  сохранения и укрепления здоровья дошкольников».с использованием технологий:...