"Сохранение и укрепление здоровья дошкольника"
статья на тему
"Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов" ВОЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_doshkolnika.docx | 52.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в условиях ДОУ» Старший воспитатель ГБДОУ №29 Курортного района Санкт-Петербурга Щемелева Светлана Вячеславовна |
По уставу Всемирной организации здоровья:
«Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:
- Гиподинамия, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения.
- Детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе), тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
- Неуверенность в себе.
- Поэтому для сохранения физического здоровья воспитанников педагоги должны:
- Создавать безопасную среду для нахождения воспитанников
- Анализировать исходное состояние физического развития и физической подготовленности воспитанников
- Применять различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам)
- Оптимизировать двигательный режим (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)
- Проводить комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики.
- Проводить физкультурные занятия всех типов
- Проводить комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика)
- Организовать рациональное питание
- Проводить профилактическую работу с детьми и родителями по формированию и развитию навыков здорового образа жизни
- Применять инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки) и др.
- Далее психологическое здоровье или душевное:
Причины психологических проблем, мешающих развитию личности ребенка следующие:
- разлад в семейных отношениях, (постоянная занятость родителей) который провоцирует психофизическое напряжение ребенка;
- плохое воспитание (нарушения в сфере детско-родительских отношений), которое приводит к неуверенности ребенка в своих силах;
- медицинские факторы, (родовые травмы и так далее), которые приводят к различным нарушениям психического здоровья.
В детском саду для гармонизации психологического здоровья дошкольников разрабатываются и реализуются индивидуальные коррекционные программы по следующим проблемам:
- снижение гиперактивности;
- снижение тревожности, снятие страхов;
- развитие коммуникативных навыков, коррекция застенчивости;
- коррекция агрессивности и конфликтности.
Используются такие виды работы как:
Цветотерапия - это одно из самых перспективных и надежных методов оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.
Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.
Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.
Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.
Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле, успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.
Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.
Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию
Музыкотерапия. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.
- И наконец, третья составляющая здоровья - социальная.
Структура социального здоровья дошкольника (как система критериев социального благополучия ребенка):
- социальная адаптивность
- индивидуальный статус ребенка в группе сверстников с близкими интересами и близким уровнем развития
- коммуникативные способности и развитая система взаимоотношений с взрослыми и сверстниками
- адекватная самооценка, позитивная
- осознание и выражение основных эмоций
- успешность в разных видах деятельности
Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, которое определяется тремя факторами:
- чувством собственной значимости;
- уверенностью в способности к какому-либо виду деятельности, т.е. осознанием собственной компетенции;
- убежденностью в импонировании, т.е. вызывании симпатии у других людей.
Поэтому для укрепления социального здоровья воспитанников необходимо проводить работу по трем направлениям:
1 блок: «Я и мое ближайшее окружение». Формирование основ семейного воспитания: понятие «Семья», изучение истории рода («родословная моей семьи»), социальная значимость семьи, ее традиции, права и обязанности членов семьи.
Формирование межличностных отношений в обществе (детском коллективе): понимания разных эмоциональных и физических состояний людей, проявляющихся в мимике, жестах, действиях, интонации голоса (радость, печаль, огорчение, любовь, одобрение, усталость и т.п.).
Развитие коммуникативных способностей на основе доброжелательного общения. Формирование основ полоролевого (гендерного) поведения, понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка; понятие о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению к другим людям. Упражнять детей в анализе своих поступков.
Формирование основы здорового образа жизни. Введение понятия «здоровья». Влияние образа жизни на состояние здоровья человека.
2 блок: «Я и моя страна». История, география, культурные традиции, природа города, края, страны. Профессиональная особенность трудовой деятельности города, края, страны. Знакомство с экономической азбукой.
Формирование потребности в природоохранительной деятельности.
3 блок: «Защита ребенка в социальных условиях».
Расширение представлений по организации безопасности жизни (техника безопасности в быту, на отдыхе, в процессе труда, правила оказания первой помощи пострадавшему, общение с незнакомыми людьми).
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.
Используемая литература:
- Волосникова Т. В. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения и родителей по оздоровлению детей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011.
- Зайденварг Г. Положительный баланс // Счастливые родители. - 2011.
- Коняева Л. Будь здоров, малыш!: валеологическая газета - одна из форм сотрудничества ДОУ с семьей // Дошкольное воспитание. – 2004.
- Стратегия развития : здоровое поколение // Обруч : образование, ребенок, ученик. – 2007.
- Ушакова В. Т. Сотрудничество с семьей в вопросах оздоровления дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»
программа предназначена для детей дошкольного возраста...
Методичесая разработка круглого стола «Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста.Как известно, р...
ЗНАЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, живший в 19 веке. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого ...
Тема: «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни».
Мотивация детей к здоровому образу жизни....
Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»
Актуальность программы Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можн...
Педагогический проект, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников Долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим!»
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, понятно, что в нынешних условиях дошкольное образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но...
«Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников».
Методическая разработка (круглый стол)«Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников».с использованием технологий:...