Самостоятельная двигательная деятельность детей.
консультация на тему

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Самостоятельная двигательная деятельность детей.

     Помимо организованных видов занятий по физкультуре в режиме дня детей дошкольного возраста значительное место занимает самостоятельная двигательная активность. Действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью детей можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

     Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок.

Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать особенности каждого ребенка и его самочувствие.

     При планировании самостоятельной деятельности важно позаботится о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделять в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.

      Учитывая, что на прогулке имеется больше времени и пространства для самостоятельных игр детей, на участке необходимо иметь соответствующее оборудование, физкультурные пособия и игрушки. В распоряжении детей (как в помещении, так и на площадке) должен быть предоставлен разнообразный инвентарь скакалки, обручи, мячи разных размеров и т.д.). В зимнее время года дети должны иметь возможность свободно пользоваться санками, ледянками, лыжами; летом велосипедами, самокатами и т.д.

     Педагог должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений.

     Он учит детей играть сообща, побуждая более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.

     В самостоятельной деятельности дошкольников ярко прослеживаются индивидуальные особенности. Дети с высоким уровнем двигательной активности, как правило, присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега. Эти дети  отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности, чередовать активные действия с пассивными.

     Детям с низким уровнем двигательной активности также присуща однообразная деятельность, часто прерываемая статическими позами. У этих детей преобладают игры низкой степени интенсивности (сюжетно-ролевые игры, игры с пеком и снегом, с кольцебросом и т.д.). Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоем. Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как постоянно испытывают неуверенность в своих действиях.

     Для детей со среднем уровнем двигательной активности характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной степени интенсивности. Такие дети широко используют в своей самостоятельной деятельности игры и упражнения, разученные ранее, во время организованной двигательной деятельности.

    Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключается в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; в воспитании у них интереса к подвижным играм, спортивным упражнениям и играм с элементами спорта; в развитии физических качеств, умения использовать полученные ранее на занятиях двигательные навыки в своей самостоятельной деятельности.

    Детей с высокой интенсивностью двигательной активности  важно учить самостоятельно управлять своими действиями, чередуя интенсивные с менее интенсивными движениями; воспитывать у них выдержку и настойчивость, внимательность, интерес к играм и упражнениям, требующим точного их выполнения.

     Среди причин низкой двигательной активности детей в игровой деятельности следует отметить недостаточное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря, с помощью которых можно обогащать игровой сюжет и наполнять его разнообразными движениями. Среди других причин низкой двигательной активности детей в играх можно отметить недостаточность места для их самостоятельной деятельности, запреты на использование спортивной площадки, редкую сменяемость физкультурных пособий.

     Для детей в пассивном состоянии характерны инертность, безразличие, чрезмерно низкая двигательная активность. Они, как правило, сидят на скамейке, стоят и наблюдают за играми своих сверстников. Детям, затрудняющимся в выборе деятельности продолжительное время, необходима своевременная помощь воспитателя.

     Важным приемом в руководстве двигательной активностью детей является внесение в самостоятельные игры сюжетов, требующих активных движений, что способствует увеличению двигательной активности малоподвижных детей и вносит определенный смысл в бесцельную беготню детей с высокой подвижностью. Использование различных физкультурных пособий побуждает их к сюжетному оформлению своих игр. Например, если дети играют в творческую игру «Пароход», то внесение педагогом таких пособий, как наклонные доски. Обручи, и т.д., ведет к разнообразию действий. Ходьба по наклонной доске – это подъем «по трапу на пароход», прыжки с гимнастической скамейки в обруч – «спасение утопающих матросами» и т.д.

     Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм, разным видам деятельности и пособиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей...

Презентация для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ»

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:  свободная деятельность воспитанников в условиях созданной пед...

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей...

Рекомендации для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»

Рекомендации для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»...

"Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях группы"

Консультация для воспитателей ДОУ. Как организовать двигательную активность детей в группе и оборудовать физкультурный уголок?...

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА

Для реализации потребности в самостоятельной двигательной деятельности детей использовалась, в первую очередь, игра....