Тема проекта: «Шахматы – это спорт или игра?»
проект (подготовительная группа) на тему

Рзаханова Диана Идаятовна

Тема проекта:

«Шахматы – это спорт или игра?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ   «Юность в науке»

Направление:

Социально-гуманитарные и экономические науки

Тема проекта:

«Шахматы – это спорт или игра?»

C:\Users\Admin\Desktop\Для категории\WP_20161019_10_19_35_Pro.jpg

Автор: Набиева Эмилия Эльсеваровна

Группа «Брусничка»

Научный руководитель:

Рзаханова Диана Идаятовна

Воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

2017

«Шахматы – это спорт или игра?»

«Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство,                                                  а по трудности овладения игрой – это наука».

Тигран Петросян                                                                                                                (девятый чемпион мира)

  1. Аннотация

 Актуальность: Шахматы – это настоящий спорт, не развлечение и не веселая игра, и это еще раз подтверждается наличием соревновательных турниров по шахматам. В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, развивает логическое мышление, внимание, воспитывает волю. Мои сверстники не осознают важного места шахмат  в своей жизни.

Проблема: Дома я часто наблюдала, как мой дедушка играет с сестрой в шахматы. Однажды моя сестра спросила у меня: «Как ты думаешь шахматы – это спорт или игра?». Я долго думала над этим вопросом, и научилась играть в эту игру, и узнала многое о нем. Оказалось, что ребята нашей группы ничего не знают о шахматах. Мне очень захотелось познакомить их с шахматной доской и фигурами.

Цель: Доказать позитивное влияние шахмат на развитие интеллекта

Задачи:

1. Узнать из книг историю игры в шахматы.

2. Познакомить с шахматной доской и фигурами.

3. Научиться играть в шахматы.

Методы исследованияанкетирование,  сбор и анализ данных, подбор литературы, поиск                 информации

Вид проекта: долгосрочный.

Время реализации проекта: декабрь 2016г. - март 2017г.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.

  1. План исследований

Гипотеза: Я предполагаю, что шахматы – это настоящий спорт, а не просто игра.

Предполагаемый результат:

1. Воспитанники должны знать названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король).

2. Знать шахматные термины: белое и черное поля, ход, партнеры, диагональ, вертикаль, горизонталь.

3. Оформить «Шахматный уголок».

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный:

  • Составление паспорта проекта
  • Подбор художественной литературы для чтения детям
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
  • Обеспечение ребят шахматными досками и фигурами.

2 этап. Выполнение проекта:

  • Знакомство с шахматной доской и фигурами (показ презентаций);
  • Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;
  • Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме);
  • Рассматривание картин, рисование шахматных фигур для шахматного альбома;
  • Просмотр мультфильма про шахмат («Смешарики»)

3 этап. Результаты:

  • Постановка сказки из «Шахматного театра»
  • Создание «Шахматного уголка»

Анкета для родителей

  1. Где появились шахматы?
  2. Знаете ли вы правила игры в шахматы?
  3. Сколько человек играет в игру шахматы?
  4. Что означает шах? Что означает мат?
  5. Сколько клеток в шахматной доске?
  6. Играете ли вы в шахматы?
  7. Хотели бы, вы научится играть в шахматы?
  8. Как вы думаете: шахматы – то спорт?
  9. Включены ли шахматы в Олимпийскую программу?
  10. Какие фигуры начинают игру?
  11. Кого из знаменитых шахматистов вы знаете?
  12. Как вы думаете, чем шахматы привлекают людей?
  13. Какие качества развивает в людях игра в шахматы?

Теоретическая часть.

История возникновения 

О точном времени возникновения игры в шахматы до сих пор разгораются споры, но большинство учёных сошлись во мнении, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. Существует несколько вариантов легенд о появлении шахмат. Первая легенда (chessok.net) гласит, что один умный крестьянин пришёл к королю и рассказал о чудесной игре. Игра очень понравилась правителю, но взамен крестьянин просил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился. Условие было такое: положить на каждую клетку шахматной доски зерно с таким учетом, чтоб с каждым разом количество зерен увеличивалось вдвое. То есть, на первую клетку - 1 зерно, на вторую клетку - 2 зерна, на третью клетку - 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся и сказал, что без труда выполнит данное условие. Он приказал открыть царский амбар и позвал слуг. Все начали делать подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете.

Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился и объяснил все досконально об игре в шахматы. В награду король выдал все запасы зерна из амбаров и отдал крестьянину.

Шахматы (от персидского «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника. Родина шахмат – Индия   в VI веке и называлась чатуранга. 

       Правила игры в VI веке

  • фигур было всего 4
  • игроков было 4, а не двое (играли пара на пару);
  • ходы делались бросанием игральных костей;
  • для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника.

       В 550 году на Арабском Востоке чатуранга стала называться:

        у арабов – «шатрандж», у персов - «шатранг», у таджиков -     «шахматы».

       Правила игры изменились:

  • игроков стало двое;
  • каждый получил 2 комплекта фигур;
  • вместо костей, стали ходить по одному ходу по очереди;
  • победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата. 

       На Руси шахматы появились в 9-10 веках.

Правила игры


Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнёра и выиграл партию. Партнёр, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если партия такова, что никто из партнёров не может поставить мат, партия заканчивается вничью. 

Шахматная доска и фигуры

 Шахматная партия играется между двумя партнёрами, которые поочерёдно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Цель каждого игрока – атаковать короля таким образом, чтобы партнёр не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу.

Шахматная партия играется на доске, состоящей из 64 попеременно белых и чёрных квадратов. Ряды полей называют линиями, которые могут быть вертикальными, горизонтальными и диагональными. Вертикальные ряды полей-клеток обозначаются латинскими буквами от a до h слева направо, а горизонтальные ряды - цифрами от 1 до 8 снизу вверх. Соответственно каждое поле обозначается сочетанием этих букв и цифр. Доска располагается так, чтобы у каждого партнёра справа было белое игровое поле.

Правая сторона доски (от играющего белыми фигурами) называется королевским флангом, левая — ферзевым.

В шахматах существует 6 разных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Ферзь и ладья считаются тяжёлыми фигурами, конь и слон лёгкими. Всего в шахматах два набора фигур – белые и чёрные. В каждом наборе по 16 фигур: 1 король, 1 ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске по-своему.

Король – самая важная фигура на поле. Если не защитить короля, то случится «мат»,  а значит проиграл. Ходит король только на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. 

Ферзь (иначе королева) – вторая по важности фигура на поле. У этой фигуры самые большие возможности в плане передвигаться по полю. Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Фигура обычно увенчана небольшим шариком в отличие от короля, который, как правило, увенчан крестом.

Ладья (иначе башня или колесница) - Ходит ладья на любое число полей по прямой, то есть только по вертикали или горизонтали. Фигура обычно имеет вид круглой крепостной башни. В игре участвуют 2 ладьи.

Слон (офицер) - Ходит слон на любое число полей по диагоналям. В начале игры у игрока два слона, и каждый ходит по своим диагоналям, один по светлым, второй по темным. Верхняя часть имеет вид капли с заострением вверх, напоминая собой одежду священника.

Конь (называют прыгающей) - Ходит конь русской буквой «Г», при ходе он может перешагивать через свои и чужие фигуры. Фигура имеет вид головы коня на подставке.

Пешка (пехота) - Ходит пешка на одно поле по вертикали только вперёд. Из исходного положения может сделать один ход сразу на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали тоже только вперёд. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля.

Расстановка фигур:

Первый горизонтальный ряд занимают  -  фигуры, второй - пешки.

Начиная с крайней левой клетки фигуры, расставляются так:

Белые фигуры - Ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.

Черные фигуры - Ладья, конь, слон, король, ферзь, слон, конь, ладья.

Разница в местоположении короля и ферзя. Чтобы запомнить расстановку обычно говорят, что Ферзь любит свой цвет, то есть белый ферзь стоит на белом поле, черный - на черном. Ходом называют перемещение фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой противника. Ход на поле, занятое фигурой противника, означает ее «взятие», и она должна быть немедленно снята с доски. Первым делает ход партнер, у которого белые фигуры. Затем, пока игра не закончится, ходы делают поочередно. Цвет фигур партнеров в любительских партиях определяется жребием. Ход считается сделанным, когда играющий, переместив на свободное поле фигуру, отнял от нее руку.

Ходы шахматных фигур в игре

chess hod figur

НЕЗЫБЛЕМЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАХМАТЫ

(для   начинающих)

         - Каждый ход делается только одной рукой!

-Первое правило шахматной игры для начинающих: «Тронул – ходи!».

При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю».

         - Второе правило игры в шахматы:

«Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры».

Третье правило:

-«Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью».

-Четвертое правило в шахматах:

-«Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».

-Пятое правило: 

-«Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции».

          -Все официальные партии используют контроль времени.

      Для этого вида спорта не нужны ни стадионы, ни специально оборудованные помещения, были бы шахматные фигуры да доска, пускай и самая простая, картонная.

 Еще одна причина популярности шахмат в том, что языковых барьеров для шахматистов не существует. На всех языках мира фигуры по шахматной доске передвигаются одинаково.

Великие шахматисты

          Чтобы о тебе знали в шахматах нужно не просто сильно играть, нужно стать чемпионом мира, и тогда о тебе будут помнить века. За всю историю шахмат, возьмем времена Стейница (первый чемпион мира).

Прошло около 125 лет, и за это время сменилось всего 15 чемпионов мира по шахматам, в другом виде спорта это число было гораздо больше.

3 из них это чемпионы СССР и России по шахматам

Ф. И. чемпиона

Годы чемпионства

Время чемпионства

(лет)

Чемпион

Анатолий

Карпов

1975-1985

10

Гари

Каспаров

1985-1993

8

Владимир

Крамник

2006-2007

1

Практическая часть

В практической части ребята оформили «Шахматный уголок», куда вошли собрание книг о шахматах«Шахматная копилка» с загадками, стихами, играми, сказками о шахматах«Шахматный альбом» с нарисованными детьми шахматами«Шахматный театр» с атрибутами для костюмированных шахматных игр и сделанные своими руками из кеглей фигуры для игры в шахматы.

Значимость нашей работы заключается в создании «Шахматного уголка», который является средой для развития интеллектуальных способностей детей нашего сада. Важным достижением проекта можно считать возросший у детей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту развивающую, дисциплинирующую игру.

Работа над практической частью проекта по ознакомлению с шахматами началась с чтения сказки «Про шаха и шахматы», которую нам прочитал воспитатель. Из сказки мы узнали о том, что игра в шахматы появилась в Индии, и придумал эту интересную игру для шаха Шеран – Ширхана придворный мудрец.

Далее началось знакомство с шахматными фигурами. Я рассказала ребятам, как называются шахматные фигуры. Мы придумывали, на что они похожи. Запомнить названия фигур нам помогли загадки, которые собрали наши родители в «Шахматную копилку».

         Чтобы лучше запомнить названия фигур, мы играли в дидактические игры («Чудесный мешочек», «Приглашение на бал», «Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Школа», «По росту», рисовали шахматные фигуры и предметы – ассоциации, на которые они похожи, создавая «Шахматный альбом».

Дома вместе с родителями мы изготавливали атрибуты для инсценирования пьесок из «Шахматного театра». Для этого мы переделали известные всем народные сказки «Колобок», «Репка» и «Теремок».

Немного пофантазировав, мы изготовили из кеглей шахматные фигуры для игры.

Выучив названия всех фигур, мы приступили к знакомству с шахматной доской, на которой чередуются поля белого и чёрного цветов. Мы узнали, что ходить фигуры могут по горизонтали (слева направо, по вертикали (сверху вниз) и по диагонали (наискосок). Также мы научились правильно расставлять шахматные фигуры на доске.

Закрепляя знания о шахматной доске, мы выкладывали на доске линии, по которым двигаются фигуры; играли в игры «Кто быстрее расставит фигуры», «Какой фигуры не хватает», «Первый-второй» (придумали сами); из кубиков двух цветов выкладывали фрагмент шахматной доски; раскрашивали часть листа тетради в клетку, как для игры в шахматы.

На итоговом этапе мы участвовали в постановке сказок из «Шахматного театра», используя изготовленные вместе с родителями атрибуты, оформляли уголок любителей игры в шахматы.

Результат

Мы ознакомились с историей игры в шахматы, выучили фигуры, узнали строение шахматной доски и научились правильно расставлять фигуры на ней.

Продуктом нашей работы стало создание «Шахматного уголка», куда вошли собрание книг о шахматах, «Шахматная копилка» с загадками, стихами, играми, сказками о шахматах, «Шахматный альбом» с нарисованными детьми шахматами, «Шахматный театр» с атрибутами для костюмированных шахматных игр и сделанные своими руками из кеглей фигуры для игры в шахматы.

Заключение

Итак, цель работы была достигнута. Нам удалось заинтересовать детей этим интересным видом спорта и обогатить развивающую среду детского сада. Из этого исследования дети узнали, что правила игры в шахматы не всегда были такими как сейчас. Шахматы – это постоянная борьба. Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша главнейшая цель – прививать интерес к мудрой игре.

Важным достижением проекта можно считать возросший у детей и их родителей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту интеллектуальную игру. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Мы считаем, что шахматы – это спорт со своими взлетами и падениями, победами и проигрышами. Шахматы развивают логическое мышление, память, внимание, самостоятельность.

        Ведь побеждают только сильнейшие.

Приложение № 1

Дидактические игры

«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребенку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребенок на ощупь ищет определенную фигуру.

«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.

«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «Дед» – король, «Баба» – ферзь, «Заяц» – пешка, «Лиса» – конь, «Волк» – слон, «Медведь» – ладья, а Колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест – он от нее убежит.

«Шахматная репка». Посадите «репку» – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.

«Большая и маленькая». Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребенком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребенок не заметит вашу ошибку, сами укажите на нее.

«Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?  А этого?.»

«По росту». Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

«Приглашение на бал» Скажите, что в шахматном королевстве часто устраивают балы. Вот и сегодня все приглашены на бал, попросите ребят помочь фигурам украсить себя. Предложите взять листочки с изображением контуров фигур и фломастеры.

«Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Скажите детям, что больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Попросите детей запомнить расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки. Затем попросите убрать войска в коробочку и по сигналу самим расставить их, кто быстрее.

«Какой фигуры не хватает?» Правильно расставьте все фигуры на доску. Затем попросите детей закрыть глаза и уберите одну фигуру. Дети должны угадать, какой фигуры не хватает.

Приложение № 2

«СКАЗКА ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ» Пантелеева М. А.

Давным-давно, 1,500 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.

Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому, что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!

Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.

Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь.

Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»

«Не всё, то золото, что блестит!» - мудрец отвечает.

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.

Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»

Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по - царски наградить.

Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом.

А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.

С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Библиография

  1. Гультяева С. Н. История возникновения шахмат, http://chessok.net/article/5-istoriya-vozniknoveniya-shahmat.html
  2. Соколова Л. В. Волшебный мир шахмат - infourok.ru/proekt-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vrzrasta, 2015
  3. Шахматы для самых маленьких  - И. Г. Сухин. – М.: АСТ, 2009г.;
  4. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. – М, ООО «Дайв», учебное пособие, 2009г.;
  5. 1000 вопросов шахматиста/ М. Береславский, Л. Береславский – М.: АСТ, 2005г.;
  6. Шахматы для детей: Тед Ноттингем, Боб Уэйд. – М.: АСТ, 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский проект "Шахматы".

В проекте принимали участие родители и дети группы.Мною была сформулирована цель: содействовать детям в достижении детской цели через знакомство с правилами игры в шахматы. Развивать умственные способ...

Разработки сценариев к проекту "Шахматы"

Сценарий проведения презентации проекта и детских научных чтений к проекту "Шахматы"...

ПРОЕКТ «НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ», ТЕМА ПРОЕКТА «БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ВСЕ МОГУТ- СПОРТ И ОТДЫХ НАМ ПОМОГУТ!»

ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТ: СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ, ЖЕЛАНИЕ ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ОБЕСПЕЧИТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ. ...

Проект по физическому воспитанию во второй младшей группе общеразвивающей направленности на тему «Мы дружим со спортом». 2021 год

Цель проекта.Улучшение  физического развития детей, сохранение  и укрепление  их здоровья.Задачи проекта:Для детей:1.Создать среду, обеспечивающую охрану  и  укрепление здоров...

План реализации по проекту «Шахматы детям» в рамках сетевого инновационного ресурсного центра «Шахматы в детском саду»

Проект предназначен педагогам дошкольных образовательных учреждений, рекомендован педагогам дополнительного образования, так как направлен на оказание практической помощи педагогическому коллективу до...

Проект на тему: «Детский сад и спорт»

Здоровый человек-самое драгоценное произведение природы.Т.ХарлейльЗдоровье- это огромный дар, без которого трудно сделать жизнь долгой, насыщенной и интересной. Порой здоровье очень легко потерять, а ...