Проект "Здоровьесберегающее поле ДОО"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Материал проекта посвящен созданию здоровьесберегающего поля ДОО для реализации комплексной системы по сохранению, укреплению физического, психического и социального здоровья дошкольников. Может быть использован в ДОО для детей с 3-х лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorovesberegayushchee_pole_dou.docx | 42.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7 пгт Серышево
Проект
«Здоровьесберегающее поле ДОУ»
Выполнила:
старший воспитатель
Васильченко Т.Ю.
пгт Серышево
2016г.
«Здоровье - не все, но все без здоровья – ничто»
Сократ
Проблема
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший
показатель благополучия общества и государства. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей.
Актуальность проблемы
Понятие «здоровье» имеет много определений. Всемирная организация здравоохранения дает наиболее полное определение этого понятия. «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие, к увеличению простудных и инфекционных заболеваний. В образовательном учреждении, в семье дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению. Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими
здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое
воспитание, охрану психического здоровья, становление социальных ценностей.
Актуальность и значимость сохранения здоровья нации особо подчеркнута в государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. № 294).
Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Проведенный среди детей и родителей воспитанников ДОУ мониторинг показывает:
- к 6-7 годам у 55% дошкольников отсутствует познавательный интерес к
формированию здорового образа жизни; - у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний безопасного поведения в быту и природе;
- 70 % родителей не имеют возможности заниматься с детьми физической культурой из-за высокой занятости;
- 65 % родителей затрудняются в знании методов профилактики стресса у дошкольников;
- 40% родителей не знают оздоровительные технологии по профилактике заболеваний органов зрения;
- 55 % родителей не знают оздоровительные технологии по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата у дошкольников;
- 65% родителей затрудняются в формах и методах формировании социального здоровья детей;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования также ориентирует педагогов на формирование у дошкольников ценностей здорового образа жизни, физическое и нравственное развитие, безопасность поведения в быту и природе:
« - формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);
- овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Постоянный поиск путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, полноценного физического, психического и социального развития убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ не полностью реализуется оздоровительное влияние физического
воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому
актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом
всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане
физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима,
лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по
коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми,
вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их
просвещение. Особенностью организации и содержания
воспитательно-образовательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом
образе жизни.
Решение проблемы: создание здоровьесберегающего поля ДОО для реализации комплексной системы по сохранению, укреплению физического, психического и социального здоровья дошкольников.
Технология решения проблемы: проектная деятельность «Здоровьесберегающее поле ДОО».
Паспорт проекта
1. Организация-заявитель: МАДОУ Детский сад №7 пгт Серышево.
2. Адрес организации: Амурская область, Серышево, Комсомольская д.3
3. Наименование проекта: «Здоровьесберегающее поле ДОУ».
4. Автор проекта: старший воспитатель Васильченко Т.Ю..
5. Исполнители проекта: воспитатели группы.
6. Участники проекта: дети 3-7 лет, родители (законные представители), педагоги.
7. Тип проекта: познавательно-информационный.
8. Срок реализации: 4 года.
Тема: «Здоровьесберегающее поле ДОУ».
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей; создание у дошкольников устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Задачи:
- формировать здоровый образ жизни детей дошкольного возраста;
использовать методы и приемы для развития ценностного отношения к своему здоровью (овладеть элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья);
- организовать взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах формирования здорового образа жизни дошкольников.
- укрепить здоровье, обеспечить нормальное функционирование всех органов и систем организма детей;
- формировать у детей интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями;
- формировать представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
- приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- формировать стрессоустойчивость детского организма.
Гипотеза проекта: если будет создано здоровьесберегающее поле, то дети будут меньше болеть. Реализация здоровьесберегающего поля станет эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей (физического здоровья, психического здоровья, социального здоровья).
Новизна проекта:
- создание здоровьесберегающего поля ДОУ с учетом интеграции образовательных областей по сохранению и укреплению здоровья детей;
- применение инновационных технологий в оздоровлении детей (упражнения для снятие психического напряжения, антистрессовая гимнастика, ароматерапия, смехотерапия, витаминные дни, фиточай, релаксационные упражнения, бинарные паузы;
- повышение профессиональной компетенции педагога на основе индивидуального образовательного маршрута педагога;
Принципы реализации проекта:
- признание самоценности каждого возрастного этапа, реализация
возможностей ребенка и опора на его достижения на предыдущем этапе;
- гуманное отношение к личности ребёнка, исключающее принуждение и
насилие.
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своей деятельности;
- целостности, комплексности педагогических процессов в непрерывности процесса оздоровления и тесном взаимодействии педагогов и медицинских работников ДОУ;
- связь теории с практикой (формирование у детей умения применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни; принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;
- принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для
организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок;
- принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация
здоровья;
- принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в
школу направлен на создание условий для более успешной реализации
способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при
дальнейшем обучении в школе;
- принцип результативности предполагает получение положительного
результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня
физического развития детей.
Условия реализации проекта.
- Интерес детей и родителей.
- Наличие методической и наглядно-демонстрационной базы.
- Профессиональная компетентность педагогов.
- Интеграция образовательных областей, основных направлений проектной
деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта детьми, родителями (законными
представителями) и педагогами.
Основные направления по реализации проекта
Профилактическое
1. Обеспечение благоприятного течения адаптации.
2. Выполнение санитарно-гигиенического режима.
3. Проведение обследований по скрининг-программе и выявление
патологий.
4. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической
культуры.
5. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний
методами неспецифической профилактики.
6. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по
профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное
1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2. Определение показателей физического развития, двигательной
подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья дошкольников методами диагностики.
3. Составление индивидуальных планов оздоровления.
4. Изучение передового педагогического, медицинского и
социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных
технологий и методик.
5. Систематическое повышение квалификации педагогических и
медицинских кадров.
6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей,
родителей, сотрудников.
Ожидаемые результаты
1. Формирование у дошкольников основ валеологического сознания,
потребности заботиться о своём здоровье.
2. Обеспечение программного уровня развития движений и
двигательных способностей детей.
3. Повышения уровня адаптации к современным условиям жизни.
4. Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников,
снижения уровня заболевания.
5. Позитивное влияние образа жизни на состояние здоровья.
6. Овладение элементарными навыками оздоровления: самомассаж,
закаливающие процедуры, уход за полостью рта.
7. Формирование навыков безопасного поведения в быту и природе.
Обеспечение проектной деятельности
Методическое сопровождение
1. Разработка комплексно-тематического плана по реализации проекта.
2. Методическое обеспечение проектной деятельности (конспекты НОД, бесед,
экскурсий, презентации, виртуальные экскурсии, литературный и
демонстрационный материал, атрибуты для игровой и физкультурно-оздоровительной деятельности по теме проекта).
Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта
- Пространственная предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО.
- Мультимедийное оборудование.
Этапы реализации проекта
- этап: подготовительный
- Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.
- Постановка цели, формулировка задач проекта.
- Построение ориентировочной основы действий по реализации проекта.
- этап: аналитический
- Анализ состоянию здоровья детей;
- Анализ развития двигательных навыков детей;
- Оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;
- Формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого–педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения).
- Мониторинг уровня сформированности знаний детей и родителей по теме проекта.
- Анализ полученных результатов.
- Анализ пространственной предметно-развивающей среды в группе по теме проекта.
- Работа по управлению деятельностью участников проекта.
III этап: планово-прогностический
Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта:
- Разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;
- Разработка модели здоровьесберегающего поля группы.
- Систематизация взаимодействия с социальными партнерами с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни.
- Разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.
- этап: организационный
- Создание здоровьесберегающей пространственной предметно - развивающей среды.
- Наглядно-методическое обеспечение проекта.
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта:
- разработка «Дорожной карты» по проектированию индивидуального образовательного маршрута педагога;
- проектирование и реализация «Индивидуального образовательного маршрута педагога».
- Разработка комплексно-тематического плана по реализации проекта план
- этап: практический
- Реализация проекта «Здоровьесберегающее поле в ДОУ».
- Обогащение пространственной предметно - развивающей среды по теме проекта в соответствии с ФГОС ДО;
- Работа с родителями (информационные стенды, педагогические мастерские, практикумы, тренинги и др.).
- этап: рефлексивно-прогностический
- Анализ заболеваемости детей.
- Диагностика уровня знаний детей, развития личностных качеств по теме проекта с целью построения здоровьесберегающего индивидуального маршрута развития каждого ребенка.
- Обобщение опыта работы.
- Анализ применения знаний детей на практике.
- Анкетирование родителей по теме проекта.
- Обобщение опыта работы.
- Разработка «Дорожной карты» по созданию программы «Здоровый ребенок».
Сравнительный анализ показал положительную динамику снижения количества случаев заболеваний
2014г. – 16.3 дней на одного ребенка
2015г. – 12.4 дней на одного ребенка
2016г. – 9.1 дней на одного ребенка
Методы реализации проекта
- Игровая деятельность.
- Совместная деятельность детей и взрослого.
- Образовательная деятельность.
- Самостоятельная познавательно-исследовательская, физкультурно-оздоровительная и игровая деятельность детей (по желанию).
- Художественно-творческая деятельность.
- Экскурсии, наблюдения.
- Совместная деятельность детей, родителей (законных представителей),
педагогов.
Формы работы с детьми
- Образовательная деятельность (физкультурные, оздоровительные занятия),
- Беседы.
- Игровые тренинги "Вызываем службу спасения", "Оказание первой медицинской помощи".
- Чтение художественной литературы.
- Просмотр и беседа на основе презентаций.
- Встречи с сотрудниками ГИБДД.
- Обыгрывание ситуаций (правильного и неправильного поведения, отношения к своему здоровью).
- Целевые прогулки.
- Наблюдения.
- Решение проблемных ситуаций.
- Игровая деятельность (игры - драматизации, театрализованные , подвижные, дидактические, оздоровительные, лечебно-профилактические игры и др.).
- Моделирование ситуаций.
- Минутки здоровья.
- Совместная деятельность с родителями.
- Отгадывание загадок.
- Игровые тренинги "Приготовим витаминный салат", "Оказание первой помощи".
- Развивающие игры.
- Тренинги (социальное здоровье).
- Этюды и импровизации.
- Упражнения на релаксацию.
- Игры – путешествия.
- Художественно-творческая деятельность.
- Утренняя гимнастика.
- Физминутки.
- Подвижные игры в течение дня, игры-эстафеты.
- Индивидуальная работа по обучению основным движениям.
- Профилактика статического напряжения.
- Бодрящая гимнастика после дневного сна.
- Игры хороводные и игровые упражнения.
- Пальчиковые игры.
- Динамические паузы.
- Самостоятельная двигательная деятельность детей.
- Физкультурно-оздоровительные развлечения.
- Ароматерапия.
- Босохождение.
- "Рижский метод" закаливания.
- Чистка зубов (нетрадиционный способ)
- Массаж десен.
- Полоскание ротовой полости после приема пищи.
- "Витаминные дни"
- Смехотерапия.
Формы работы, имеющие наибольшую результативность
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память
Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Игровая "Гимнастика пробуждения" проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
Кружковая работа "Крепыш". Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме кружковой работы. В детском саду разработана система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни. Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволило повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
Музыкальное воздействие. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.
Литература
- «Двигательная активность ребенка в детском саду» авт. М.А.Рунова;
- «Театр физического развития и оздоровления» авт. Н.Н.Ефименко; «Физическая культура дошкольникам» авт. Л.Д.Глазырина;
- «Здоровый дошкольник» авт. Ю.Ф.Змановский;
- «Воспитание здорового ребенка» авт .М.Д.Маханева;
- «Развивающая педагогика оздоровления» авт. В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров;
- «Как воспитать здорового ребенка» авт. В.Г.Алямовская;
- «Растем здоровыми» авт. В.А.Доскин, Л.Г.Голубева»;
- «Букварь здоровья» авт. Л.В.Баль, В.В.Ветрова;
- «Лечебная физкультура для дошкольников» авт. О. В. Козырева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "
Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Первое ратное поле Руси. «Куликово поле»
Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательного цикла: «Первое ратное поле Руси - «Куликово поле» дл...
"Съёмные игровые поля поля"
В группе имеются съемные игровые поля: "Южный полюс", "Африка", "Ферма". Эти поля помогают детям в игровой форме запомнить среду обитания разных видов животных....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе " Поляна сказок". Презентация к занятию "Поляна сказок"
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с презентацией....
Тематический день "12 июля - день Прохоровского поля - третьего ратного поля России!"
Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств....
«Поле, Русское поле…»
: Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о злаковых культурах, о том, где они растут. Мало знают о ценности поля в России. Необходимо узнать как выращивали и делали хлеб...
12 июля - День Прохоровского поля. Третье ратное поле России
Восемь десятилетий прошло с самой страшной и героической страницы в истории белгородской земли и нашего Отечества — величайшей танковой битвы под Прохоровкой в июле...
- Мне нравится (2)