Проект "Здоровьесберегающее поле ДОО"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Васильченко Татьяна Юрьевна

Материал проекта посвящен созданию здоровьесберегающего поля ДОО для реализации комплексной системы по сохранению, укреплению физического, психического и социального здоровья дошкольников. Может быть использован в ДОО для детей с 3-х лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovesberegayushchee_pole_dou.docx42.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Серышевского района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7 пгт Серышево

Проект

 «Здоровьесберегающее поле ДОУ»

Выполнила:
старший воспитатель
Васильченко Т.Ю.

пгт Серышево
2016г.

 «Здоровье - не все, но все без здоровья – ничто»

Сократ

Проблема

       Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший
показатель благополучия общества и государства. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей.

Актуальность проблемы

Понятие «здоровье» имеет много определений. Всемирная организация здравоохранения дает наиболее полное определение этого понятия. «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие,  к увеличению простудных и инфекционных заболеваний. В образовательном учреждении, в семье  дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению. Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими

здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое

воспитание, охрану психического здоровья, становление социальных ценностей.

Актуальность и значимость сохранения здоровья нации особо подчеркнута в государственной программе Российской  Федерации «Развитие здравоохранения» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. № 294).

   Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Проведенный среди детей и родителей воспитанников ДОУ мониторинг показывает:

  • к 6-7 годам у 55% дошкольников отсутствует познавательный интерес к
    формированию здорового образа жизни;
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний безопасного поведения в быту и природе;
  • 70 % родителей не имеют возможности заниматься с детьми физической культурой из-за высокой занятости;
  • 65 % родителей затрудняются в знании методов профилактики стресса у дошкольников;
  • 40% родителей  не знают оздоровительные технологии по профилактике заболеваний органов зрения;
  • 55 % родителей  не знают оздоровительные технологии по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата у дошкольников;
  • 65% родителей затрудняются в формах и методах формировании социального здоровья детей;

   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования также ориентирует педагогов на формирование у дошкольников ценностей здорового образа жизни, физическое и нравственное развитие, безопасность поведения в быту и природе:

 « - формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

- овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

   Постоянный  поиск путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, полноценного физического,  психического и социального развития  убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ не полностью реализуется оздоровительное влияние физического

воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому

актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

  Укрепление  здоровья  детей  должно  стать  ценностным  приоритетом

всей  воспитательно-образовательной  работы  ДОУ:  не  только  в  плане

физического  воспитания,  но  и  обучения  в  целом,  организации  режима,

лечебно-профилактической      работы,      индивидуальной      работы      по

коррекции,  личностно-ориентированного  подхода  при  работе  с  детьми,  

вооружение   родителей   основами   психолого-педагогических   знаний,   их

просвещение.     Особенностью     организации     и     содержания  

воспитательно-образовательного   процесса   должен   стать   интегрированный      подход, направленный  на  воспитание  у  дошкольника  потребности  в  здоровом

образе жизни.

Решение проблемы: создание здоровьесберегающего поля ДОО для реализации комплексной системы по сохранению, укреплению физического, психического и социального здоровья дошкольников.

Технология решения проблемы: проектная деятельность «Здоровьесберегающее поле ДОО».

Паспорт проекта

1.        Организация-заявитель: МАДОУ Детский сад №7 пгт Серышево.

2.        Адрес организации: Амурская область, Серышево, Комсомольская д.3

3.        Наименование проекта: «Здоровьесберегающее поле ДОУ».

4.        Автор проекта:  старший воспитатель Васильченко Т.Ю..

5.        Исполнители проекта: воспитатели группы.

6.        Участники проекта: дети 3-7 лет, родители (законные представители), педагоги.

7.        Тип проекта: познавательно-информационный.

8.        Срок реализации: 4 года.

Тема: «Здоровьесберегающее поле ДОУ».

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей; создание у дошкольников устойчивой мотивации и  потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья   окружающих.

Задачи:

  • формировать здоровый образ жизни детей дошкольного возраста;

использовать методы и приемы для развития ценностного отношения к своему здоровью (овладеть элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья);

  • организовать взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах формирования здорового образа жизни дошкольников.
  • укрепить здоровье, обеспечить нормальное функционирование всех органов и систем организма детей;
  • формировать у детей интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями;
  • формировать представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • формировать стрессоустойчивость детского организма.

Гипотеза проекта:  если будет создано здоровьесберегающее поле, то дети будут меньше болеть. Реализация здоровьесберегающего поля  станет эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей (физического здоровья, психического здоровья, социального здоровья).

Новизна проекта:

  • создание здоровьесберегающего поля ДОУ с учетом интеграции образовательных областей по  сохранению и укреплению здоровья детей;
  • применение инновационных технологий в оздоровлении детей (упражнения для снятие психического напряжения, антистрессовая гимнастика, ароматерапия, смехотерапия, витаминные дни, фиточай, релаксационные упражнения, бинарные паузы;
  •  повышение профессиональной компетенции педагога на основе индивидуального образовательного маршрута педагога;

Принципы реализации проекта:

  • признание самоценности каждого возрастного этапа, реализация

возможностей ребенка и опора на его достижения на предыдущем этапе;

  • гуманное отношение к личности ребёнка, исключающее принуждение и

насилие.

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится

    активным в выборе содержания своей деятельности;

  • целостности,    комплексности    педагогических    процессов   в  непрерывности процесса  оздоровления и   тесном взаимодействии педагогов и медицинских работников ДОУ;
  • связь  теории с практикой  (формирование    у   детей   умения применять    свои      знания    по    сохранению    и    укреплению    здоровья    в повседневной жизни; принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как  в  результате  многократных  повторений  вырабатываются  динамические стереотипы;
  • принцип  доступности  позволяет  исключить  вредные  последствия  для

организма   детей   в   результате   завышенных   требований      и   физических нагрузок;

  • принцип коммуникативности  помогает  воспитать у детей потребность в   общении,   в   процессе   которой   формируется   социальная   мотивация

здоровья;

  • принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в

школу  направлен  на  создание  условий  для  более  успешной  реализации

способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при

дальнейшем обучении в школе;

  • принцип  результативности  предполагает  получение  положительного

результата   оздоровительной   работы   независимо   от   возраста   и   уровня

физического развития детей.

Условия реализации проекта.

  • Интерес детей и родителей.
  • Наличие методической и наглядно-демонстрационной базы.
  • Профессиональная компетентность педагогов.
  • Интеграция образовательных областей, основных направлений проектной

деятельности.

  • Оценка этапов реализации проекта детьми, родителями (законными

представителями) и педагогами.

Основные направления по реализации проекта

Профилактическое

1.  Обеспечение благоприятного течения адаптации.

2.  Выполнение санитарно-гигиенического режима.

3.  Проведение  обследований  по  скрининг-программе  и  выявление

патологий.

4.  Решение   оздоровительных   задач   всеми   средствами   физической

культуры.

5.  Предупреждение  острых  заболеваний  и  невротических  состояний

методами неспецифической профилактики.

6.  Проведение   социальных,   санитарных   и   специальных   мер   по

профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное

1.  Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

2.  Определение   показателей   физического   развития,   двигательной

подготовленности,    объективных    и    субъективных    критериев    здоровья дошкольников методами диагностики.

3.  Составление индивидуальных планов оздоровления.

4.  Изучение      передового      педагогического,      медицинского      и

социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных

технологий и методик.

5.  Систематическое   повышение   квалификации   педагогических   и

медицинских кадров.

6.  Пропаганда  ЗОЖ  и  методов  оздоровления  в  коллективе  детей,

родителей, сотрудников.

Ожидаемые результаты

1. Формирование  у  дошкольников  основ  валеологического  сознания,

потребности заботиться о своём здоровье.  

2.   Обеспечение     программного     уровня     развития     движений     и

двигательных способностей детей.  

3.   Повышения уровня адаптации к современным условиям жизни.  

4.   Улучшение   соматических   показателей   здоровья   дошкольников,

снижения уровня заболевания.  

5.   Позитивное  влияние образа жизни на состояние здоровья.

6.   Овладение   элементарными   навыками   оздоровления:   самомассаж,

закаливающие процедуры, уход за полостью рта.

7. Формирование навыков безопасного поведения в быту и природе.

Обеспечение проектной деятельности

Методическое сопровождение

1. Разработка комплексно-тематического плана по реализации проекта.

2. Методическое обеспечение проектной деятельности (конспекты НОД, бесед,

экскурсий, презентации, виртуальные экскурсии, литературный и

демонстрационный материал, атрибуты для игровой и физкультурно-оздоровительной  деятельности по теме проекта).

Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта

  1. Пространственная предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО.
  2. Мультимедийное оборудование.

Этапы реализации проекта

  1. этап: подготовительный
  • Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.
  • Постановка цели, формулировка задач проекта.
  • Построение ориентировочной основы действий по реализации проекта.
  1. этап: аналитический
  • Анализ состоянию здоровья детей;
  • Анализ развития двигательных навыков детей;
  • Оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;
  • Формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого–педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения).
  • Мониторинг уровня сформированности знаний детей и родителей по теме проекта.
  • Анализ полученных результатов.
  • Анализ пространственной предметно-развивающей среды в группе по теме проекта.
  • Работа по управлению деятельностью участников проекта.

III этап: планово-прогностический

Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта:

  • Разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;
  • Разработка модели   здоровьесберегающего поля группы.
  • Систематизация взаимодействия с социальными партнерами с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни.
  • Разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.

  1. этап: организационный
  • Создание здоровьесберегающей пространственной предметно - развивающей среды.
  • Наглядно-методическое обеспечение проекта.
  • Повышение уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта:

- разработка «Дорожной карты» по проектированию индивидуального образовательного маршрута педагога;

- проектирование и реализация «Индивидуального образовательного маршрута педагога».

  • Разработка комплексно-тематического плана по реализации проекта план
  1. этап: практический
  • Реализация проекта «Здоровьесберегающее поле в ДОУ».
  • Обогащение пространственной предметно - развивающей среды по теме проекта в соответствии с ФГОС ДО;
  • Работа с родителями (информационные стенды, педагогические мастерские, практикумы, тренинги и др.).
  1. этап: рефлексивно-прогностический
  • Анализ заболеваемости детей.
  • Диагностика уровня знаний детей, развития личностных качеств по теме проекта с целью построения здоровьесберегающего  индивидуального маршрута развития каждого ребенка.
  • Обобщение опыта работы.
  • Анализ применения знаний детей на практике.
  • Анкетирование родителей по теме проекта.
  • Обобщение опыта работы.
  • Разработка «Дорожной карты» по созданию программы «Здоровый ребенок».

Сравнительный анализ показал положительную динамику  снижения количества случаев заболеваний

2014г. – 16.3 дней на одного ребенка

2015г. – 12.4 дней на одного ребенка

2016г. – 9.1 дней на одного ребенка

Методы реализации проекта

  • Игровая деятельность.
  • Совместная деятельность детей и взрослого.
  • Образовательная деятельность.
  • Самостоятельная познавательно-исследовательская, физкультурно-оздоровительная и игровая деятельность детей (по желанию).
  • Художественно-творческая деятельность.
  • Экскурсии, наблюдения.
  • Совместная деятельность детей, родителей (законных представителей),
    педагогов.

Формы работы с детьми

  • Образовательная деятельность (физкультурные, оздоровительные занятия),
  • Беседы.
  • Игровые тренинги "Вызываем службу спасения", "Оказание первой медицинской помощи".
  • Чтение художественной литературы.
  • Просмотр и беседа на основе презентаций.
  • Встречи с сотрудниками ГИБДД.
  • Обыгрывание ситуаций (правильного и неправильного поведения, отношения к своему здоровью).
  • Целевые  прогулки.
  • Наблюдения.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Игровая деятельность (игры - драматизации, театрализованные , подвижные, дидактические, оздоровительные, лечебно-профилактические игры и др.).
  • Моделирование ситуаций.
  • Минутки здоровья.
  • Совместная деятельность с родителями.
  • Отгадывание загадок.
  • Игровые тренинги "Приготовим витаминный салат", "Оказание первой помощи".
  • Развивающие игры.
  • Тренинги (социальное здоровье).
  • Этюды и импровизации.
  • Упражнения на релаксацию.
  • Игры – путешествия.
  • Художественно-творческая деятельность.
  • Утренняя гимнастика.
  • Физминутки.
  • Подвижные игры в течение дня, игры-эстафеты.
  • Индивидуальная работа по обучению основным движениям.
  • Профилактика статического напряжения.
  • Бодрящая гимнастика после дневного сна.
  • Игры хороводные и игровые упражнения.
  • Пальчиковые игры.
  • Динамические паузы.
  • Самостоятельная двигательная деятельность детей.
  • Физкультурно-оздоровительные  развлечения.
  • Ароматерапия.
  • Босохождение.
  • "Рижский метод" закаливания.
  • Чистка зубов (нетрадиционный способ)
  • Массаж десен.
  • Полоскание ротовой полости после приема пищи.
  • "Витаминные дни"
  • Смехотерапия.

Формы работы, имеющие наибольшую результативность

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память

Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Игровая "Гимнастика пробуждения" проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Кружковая работа "Крепыш". Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме кружковой работы. В детском саду разработана система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни. Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволило повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.

Музыкальное воздействие. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.

Литература

  • «Двигательная активность ребенка в детском саду» авт. М.А.Рунова;
  • «Театр физического развития и оздоровления» авт. Н.Н.Ефименко; «Физическая культура дошкольникам» авт. Л.Д.Глазырина;
  • «Здоровый дошкольник» авт. Ю.Ф.Змановский;
  • «Воспитание здорового ребенка» авт .М.Д.Маханева;
  • «Развивающая педагогика оздоровления» авт. В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров;
  • «Как воспитать здорового ребенка» авт. В.Г.Алямовская;
  • «Растем здоровыми» авт. В.А.Доскин, Л.Г.Голубева»;
  • «Букварь здоровья» авт. Л.В.Баль, В.В.Ветрова;
  • «Лечебная физкультура для дошкольников» авт. О. В. Козырева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе "Стоит в поле теремок"

Интегрированное занятие по развитию речи во второй младшей группе. Тема:"Стоит в поле теремок". В занятие включены разные виды деятельности: беседа, игра, конструирование, лепка. Соединены знания из...

Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "

Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт  к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Первое ратное поле Руси. «Куликово поле»

         Конспект  непосредственной образовательной деятельности  познавательного цикла:  «Первое ратное поле Руси -  «Куликово поле»   дл...

"Съёмные игровые поля поля"

В группе имеются съемные игровые поля: "Южный полюс", "Африка", "Ферма". Эти поля помогают детям в игровой форме запомнить среду обитания разных видов животных....

Тематический день "12 июля - день Прохоровского поля - третьего ратного поля России!"

Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств....

«Поле, Русское поле…»

: Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о злаковых культурах, о том, где они растут. Мало знают о ценности поля в России. Необходимо узнать как выращивали и делали хлеб...