Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы ГБОУ № 2101
121108, г.Москва, ул. Герасима Курина, д.18. корп. 1. телефон: (499)144-17-89
Западное Окружное Управление Образования Департамента Образования города Москвы
Проект: "Здоровый ребенок" Разработал Инструктор по физической культуре Веретенникова А.Ю.
г. Москва 2017 год Вашему вниманию представляется проект «Здоровый ребенок: физкультура и спорт в детском саду» Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребенок характеризуется, прежде всего, гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. Воспитать здорового ребенка – значит создать все условия для его нормального роста и разностороннего гармоничного развития.
Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. Ведущим естественным фактором роста и развития ребенка является движение. Благодаря движению происходит развитие физиологических и психических функций. Только движение стимулирует развитие иммунной системы организма и повышает его устойчивость к действию неблагоприятных факторов. Вот почему так важно укрепить растущий детский организм, особенно в период дошкольного детства, используя все новейшие технологии физической культуры и спорта, а также включение в физкультурные занятия нестандартных средств и методов. В своем проекте мы опираемся на создание в дошкольном учреждении оптимальных условий для укрепления всех систем организма дошкольника, для его полноценного физического развития. Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки и обоснования оптимальных физических нагрузок профилактической и оздоровительной направленности для роста и развития детей дошкольного возраста, для повышения эффективности средств личностно-ориентированной оздоровительной и адаптивной физической культуры и спорта, для создания методики использования инновационных способов оздоровления и закаливания детей в условиях дошкольного учреждения. Одним из условий успешной реализации проекта « Здоровый ребенок » в ГБОУ «Школа № 2101» СП № 9 является накопленный опыт по индивидуальной оценке психологического и физического развития детей, а также углубленной оценке состояния здоровья воспитанников, в том числе, с использованием современных компьютерных информационных технологий, что дает основание для установления соответствия физических нагрузок возможностям организма, являющегося главным условием результативности сохранения здоровья и его гармоничного и всестороннего развития. «Конвенция о правах ребенка» определяет, что для «полного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Поэтому свою деятельность мы строим на тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи Заявляемый проект «Здоровый ребенок: физкультура и спорт» раскрывает основные инновационные направления физкультурно-оздоровительной деятельности в ГБОУ «Школа № 2101» СП № 9. Цель проекта – разработать и обосновать алгоритмы и технологии личностно-ориентированной двигательной активности и оздоровительной физической культуры и спорта, способствующие гармоничному росту и развитию, повышению функциональных резервов, сохранению и укреплению здоровья детей с разными функциональными возможностями и разным уровнем здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Теоретическое обоснование инновации.
Физическая культура и спорт в ГБОУ № 2101 является базовой частью образования, ориентированной на гармоничное развитие, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование культуры. Основанием для создания проекта «Здоровый ребенок: физкультура и спорт в детском саду» послужило создание теории и методологии исследований особенностей организации воспитания, обучения и оздоровления дошкольников с учетом индивидуального уровня их развития, состояния здоровья, а также с применением новейших технологий оздоровления в области физической культуры и спорта. Инновационный проект « Здоровый ребенок: физкультура и спорт» может рассматриваться как один из основных ресурсов, обеспечивающих решение социально значимой проблемы – сохранение здоровья детей средствами оздоровительной физической культуры и спорта. Одной из ключевых позиций реализации физического воспитания дошкольника стало развитие врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья и физической подготовленностью дошкольников.
В ГБОУ «Школа № 2101» СП № 9 создано экспериментально-инновационное поле, позволяющее разрабатывать и внедрять оздоровительно-образовательный модуль физической культуры, который включает: - интеграцию разных видов детской деятельности с включением активных действий; - образовательные технологии формирования у детей культуры здоровья; - технологии оптимизации двигательной активности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; Система воспитательно-образовательной работы детского сада рассматривается в неразрывном единстве задач физического, социального, познавательного и эстетического воспитания. В основе инновационного проекта лежат основополагающие медико-педагогические принципы. Комплексный подход к методике руководства двигательной активностью детей предполагает рассмотрение ряда вопросов по нескольким конкретным направлениям. Одно из них относится к установлению тесной связи организованных форм работы по развитию движений с самостоятельной двигательной активностью детей. При этом основное внимание обращается на создание вариативных педагогических условий, способствующих более эффективной реализации двигательной активности детей в ГБОУ «Школа № 2101» СП № 9 , используя новейшие технологии физической культуры и спорта. В качестве важного звена формирования оздоровительной физической культуры и спорта рассматривается развитие детской мотивации, направленной на удовлетворение индивидуально-необходимой потребности ребенка в движении. При этом предусматривается воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью через образовательные элементы креативной педагогики. Основная гипотеза проекта Динамика показателей роста, развития и состояния здоровья детей с максимально выраженным развивающим, профилактическим и оздоровительным эффектом должна основываться на внедрении индивидуально-ориентированных технологий оздоровительной физической культуры и спорта, оптимизации двигательной активности и формировании культуры здоровья. Задачи 1. Проектирование физкультурно-игровой и спортивной среды в условиях использования нетрадиционных физкультурно-оздоровительных технологий, инновационного оборудования и спортивных сооружений. 2. Разработка оптимальной модели двигательной активности для детей с особенностями роста, развития и состояния здоровья. 3. Внедрение современных технологий обучения детей разным видам движений, элементам спорта, повышение эффективности дифференцированных занятий физической культурой. 4. Реализация воспитательно-образовательных задач в процессе оздоровительных и профилактических мероприятий. 5. Усиление роли мероприятий по профилактике простудных заболеваний коррекционных и диагностической деятельности. 6. Разработка современных компьютерных информационных технологий оценки физического развития, психологического статуса, физической подготовленности. 7. Систематизация форм, средств и методов оздоровительной физической культуры и спорта для детей дошкольного возраста с учетом различной физической подготовленности. 8. Совместная деятельность дошкольного учреждения, спортивно-оздоровительных, культурно-досуговых центров и семьи с целью обогащения социального опыта ребенка, приобщение к здоровому образу жизни. 9. Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования культуры здоровья и положительной мотивации у детей к самовыражению в движении. Основное содержание и этапы реализации проекта
Улучшение показателей роста, развития и состояния психофизического здоровья детей с максимально выраженным развивающим, профилактическим и оздоровительным эффектом должно основываться на внедрении индивидуально-ориентированных технологий оздоровительной физической культуры, новейших спортивных технологий, оптимизации двигательной активности детей и формировании культуры здоровья. Снижение общей заболеваемости детей, в особенности простудными и респираторными заболеваниями, переход детей из II в I-ую группу здоровья. Одним из возможных путей повышения резервов здоровья детей является строгий подбор физических нагрузок в соответствии с особенностями психического и физического развития, уровнем функциональных возможностей и состоянием здоровья. Важное развивающее, профилактическое и оздоровительное значение имеют формы, средства и методы воздействия физических нагрузок на занятиях оздоровительной физической культурой. Их разработка является одной из задач настоящего проекта. Физическая культура и спорт рассматривается также как основа формирования здорового образа жизни ребенка, в результате которого закладывается фундамент его здоровья.
Этапы работы 1-й этап Проектирование физкультурно-спортивной и предметно-игровой среды в условиях использования нетрадиционных физкультурно-оздоровительных технологий, инновационного оборудования и спортивных сооружений.
- Разработка оптимальной модели двигательной активности для детей с особенностями роста, развития и состояния здоровья.
- Разработка современных компьютерных информационных технологий оценки физического развития, психологического статуса, физической подготовленности детей.
- Комплексная оценка двигательной активности детей 4-7 лет в разные режимные моменты за целый день пребывания в детском саду.
- Внесение данных в компьютерную базу данных для дальнейшего анализа и коррекции процесса мониторинга.
2-й этап - Воспитание у детей личной физической культуры, вооружение первоначальными знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитие потребности в физическом совершенствовании, воспитание чувства заботы о своем совершенствовании, воспитание чувства заботы о своем здоровье и привычки к здоровому образу жизни.
- Обучение детей 4-7 лет разным видам движений с учетом состояния здоровья, уровнем двигательной активности и физической подготовленности.
- Использование различных форм работы с родителями, сотрудничество педагогов и родителей, их готовность к решению вопросов, связанных с воспитанием и развитием ребенка.
- Внедрение методики занятий по физической культуре и спорту разного типа и спортивного оборудования.
- Использование в режиме дня дошкольников новейших технологий физической культуры и спорта.
- Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования культуры здоровья и положительной мотивации у детей к самовыражению в движении.
- Реализация воспитательно-образовательных задач в процессе проведения оздоровительных и профилактических мероприятий.
Предполагаемая форма представления результатов реализации инновационного проекта:
- методическое пособие «Новейшие технологии физической культуры и спорта в детском саду»; - создание в дошкольном учреждении спортивно-игровой предметной среды, обеспечивающей целенаправленное развитие моторики детей, их всестороннее развитие и формирование личности; - методика комплексного контроля за уровнем физической подготовленности и состояния здоровья дошкольников; - комплексная диагностическая и коррекционно-оздоровительная база данных, фиксация результативности в соответствии с поставленными задачами, фиксация содержания и методов педагогической и оздоровительной деятельности на всех этапах проекта; - внедрение системы мониторинга развития и здоровья дошкольников на основе современных информационных компьютерных технологий. Система мониторинга Отслеживание процесса реализации проекта определяются требованиями, которые предъявляются к конечному и промежуточному результатам проекта и характеризуются следующими эффектами: - развивающий эффект, который состоит в обеспечении оптимального роста и развития организма в соответствии с генетическими программами в условиях дошкольного учреждения. - профилактический эффект, который состоит в предупреждении возникновения и развития различных заболеваний. - оздоровительный эффект, который состоит в повышении функциональных возможностей организма. В процессе реализации проекта предполагается использовать уже имеющиеся методы оценки и контроля процессов роста, развития, оздоровления, но и расширение возможностей мониторинга за счет разработки и апробации новых методических подходов, позволяющих расширить методический арсенал средств диагностики и повысить точность мониторинга. Возможности внедрения в систему образования Создание ресурсного центра на базе ДОУ для освоения методических, организационных и технологических средств личностно-ориентированного оздоровления дошкольников, в том числе с использованием оздоровительных технологий физической культуры и спорта.
|