Статья для родителей на тему: « Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ дома».
методическая разработка (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 «Дружные ребята»
1.Информация
Статья для родителей на тему:
« Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ дома».
Воспитатель: Солдатова О.И.
г.Старый Оскол 2017г.
Проблема здоровья детей сейчас стоит очень остро. Жизнь не стоит на месте, новые технологии, космические достижения, всеобщая компьютеризация, требуют умных, здоровых людей способных справиться с поставленными задачами. А сейчас всё большее число детей рождается, к сожалению, с отклонениями в развитии или с тем или иным нарушением здоровья. И естественно, чем быстрее будет выявлено отклонение в здоровье ребёнка, чем быстрее будут приняты меры по коррекции, тем лучше будет результат. Самый хороший эффект будет, когда коррекция недостатков ребёнка будет проводиться чем раньше, с ясельного или младшего возраста. Мелкая моторика - это способность ребёнка выполнять точные движения пальчиками и кистями рук. Значение развития мелкой мускулатуры рук и координации движений очень велико. В основном проблему замечают, когда сверстники ребёнка начали говорить. Родители обращаются к специалистам и слышат неутешительные диагнозы. Учёными доказано, мысли, глаза и руки действуют почти одновременно. Развитие мелкой моторики руки у деток с ОВЗ имеет неоценимое значение на их мозг. Ещё японский врач Намикоси Токудзиро первым создал оздоравливающую методику на руки и утверждал, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; очень положительно действует массаж указательного пальчика на желудок; среднего пальчика - на кишечник, массаж безымянного пальчика улучшает работу печени и почек; массаж мизинчика благотворно влияет на сердце. Это актуально и по сей день. Многие врачи и мы, педагоги, используем это в своей работе. Наши учёные тоже занимались этой проблемой. Бехтеров В.В. доказал, что манипуляции рук имеют влияние на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый пальчик имеет своё представительство в коре головного мозга. Значит такую работу надо начинать с самого раннего возраста. В своей работе мы используем разнообразные методы и приёмы; традиционные и нетрадиционные формы и пособия и оборудование, как купленное, так и
сделанное своими руками. У нас в дошкольном учреждении работа по коррекции ведётся систематически, по плану, несколько раз в день. Но чтобы добиться хороших результатов, надо прежде всего, к этой работе приобщить родителей, объяснить им значимость таких занятий для их ребёнка, увлечь их, сделать своими союзниками и помощниками. Над чем мы постоянно работаем. Стараемся убедить родителей, что с малышами работа должна вестись постоянно, в системе, в непринуждённой игровой обстановке. Допустим, собирает мама малыша в детский сад, надо проявить немного терпения, пусть он оденется сам: застегнёт молнию, крючки и пуговицы, завяжет шнурки и т. д.. в этом случае совершенствуется ловкость, цепкость пальчиков и развивается мелкая моторика рук. Это очень полезно для развития малыша. Часто мамы жалуются на нехватку времени, и денег , чтобы заниматься с ребёнком ( пособия и игрушки дорогие). Надо помочь им, успокоить. Часто то, что находиться под рукой оказывает огромную пользу для развития малыша. И необязательно покупать горы дорогих, и не всегда полезных игрушек или игр. Мы рекомендуем для мам использовать всё, что есть под рукой. Всё гениальное просто. В каждом доме есть обычные бельевые прищепки. А они могут быть очень полезными для малыша. С бельевыми прищепками создано очень много разнообразных игр и различных манипуляций. Предложить ребёнку нанизывать их друг на друга, это увлекает малыша (поскольку они сейчас цветные, яркие – вызывают интерес). Из них можно конструировать и ушки зайчонка, лепестки цветика - семицветика, хвост павлина и т. д. А если добавить круг, вырезанный из бумаги, то получиться солнышко и цветочек, и многое другое, всё зависит от фантазии ребёнка и родителей. Совершая манипуляции с прищепками, ребёнок массажирует свои пальчики. А если это всё сопровождать стихами, то можно ещё развивать ритмическую сторону речи, темп, выразительность. Если у ребёнка проблема со зрением, то как раз проводится и коррекция зрения. У всех мам всегда на кухне
большой выбор круп. Большую пользу приносят упражнения и манипуляции деток с крупами. Находясь рядом с мамой на кухне, он погружает ручонки в миску с крупой ( любой) и получает удовольствие и массаж пальчиков. Можно предложить перебрать, допустим, фасоль и горох. Придумать таких упражнений можно очень много, особых затрат они не несут, а польза неоценима для мелкой моторики ребёнка. Но и конечно, же маме надо соблюдать при этих и других играх и манипуляциях технику безопасности. Все прекрасно знают, как дети любят лепить. Сюжеты можно предложить самые разнообразные. Пластилин сейчас красивый, вызывающий интерес у детей, но, единственное условие он должен быть твёрдым. Потому, что пока ребёнок лепит, его руки получают великолепный массаж, который очень положительно влияет на его мелкую моторику. Иногда, когда мама работает на кухне с тестом, ребёнок тоже хочет ей помочь. Да, пожалуйста! Это тоже очень замечательно. Пусть помогает готовить пельмени, пиццу, пироги и украшения для них (цветочки, ягодки..) творчество у детей бьёт ключом. А когда ребёнок делает это с удовольствием, с радостью, с желанием - это приносит неоценимую пользу. Летом хорошо бы полепить куличики в песочке, а зимой получить удовольствие от игры в снежки. Хорошо бы сделать поделки из природного и бросового материала, это развивает и фантазию и творчество. Детям нравится, когда мамы или бабушки одевают бусы. Они с удовольствием их разглядывают, крутят, вертят, примеряют. Можно дать нитку и бусинки, предложить нанизать их самому или самой для куклы, мамы, сестры, бабушки. Если зрение у ребёнка хорошее, можно дать бусинки помельче. Можно постепенно уменьшать их размер, тренировать глазомер, координацию движений. Дети прекрасно нанизывают различные макароны, как бусы. Наклеивают из них целые картины, кроме всего прочего, их ещё можно раскрашивать. В Японии, очень распространено такое упражнение, как манипуляции руками с грецкими орехами.
У нас сейчас практически в каждом детском учреждении это используется. Обязательно мы рекомендуем родителям тоже это упражнение использовать и дома. Также можно использовать ещё и каштаны, и другие орехи (фундук), и жёлуди. Главное, чтобы это было в удовольствие ребёнку и приносило положительный результат. Мальчики и девочки любят рисовать различные картины, раскрашивать раскрашки: мелками, гуашью, акварелью, сангиной и т.д. Многие любят заниматься аппликацией: вырезывать, клеить. Всё это несомненно необходимо использовать и родителям. Здесь следует обратить внимание на то, что есть специальные карандаши, граненные ( с тремя гранями и т.д.). Эти занятия развивают воображение, творчество, мышление. Если ребёнок может держать иглу, его можно научить шить и вышивать. В нашей практике было такое чудо: бабушка приехала из деревни и за неделю научила внучку вышивать и вязать! Если родители занимаются каким- то ручным трудом, то желательно приобщить к этому и детей. Всем известно, что телевизор и компьютер приносят больше вреда, чем пользы. Долго смотреть их нельзя. Да и всем известно, что лучший отдых это смена деятельности, которая интересна, развивает творчество, приносит радость и вдохновение, поднимает настроение, а ваша увлечённость, ваш положительный пример будет полезен ребенку намного больше, чем ряд душеспасительных бесед. Вы станете ближе друг к другу, отношения будут более доверительные, тёплые, дружеские. Дети любят эксперименты и опыты, это тоже можно проделать с детьми дома. Например, всасывание пипеткой или грушей воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук. Конструирование из спичек и палочек, можно усложнить и предложить выложить постройку по рисунку. Графические диктанты (рисование по клеточкам), в первое время, вызывают затруднения у детей, но они помогают ориентироваться на листе бумаги, думать, согласовывать действия рук и глаз. Рисование по клеточкам
увлекательное и полезное занятие для детей: развивается пространственное воображение, мелкая моторика пальцев рук, координация, усидчивость. Мальчики, да и некоторые девочки, любят помогать по хозяйству. Им интересно закручивать шурупы, гайки, забивать гвозди. Несомненно, это очень полезно во всех отношениях для развития малыша. Но, конечно же, надо помнить о технике безопасности и всё должно быть под контролем взрослого. Уважаемые родители, мы хотим, чтобы вы использовали сензитивный период по максимуму, и дополняли деятельность, проводимую специалистами, самостоятельно работая с детьми: рисовали, читали, играли, занимались лепкой и аппликацией, строго следили, чтобы ребенок был постоянно при деле, а не таращился бессмысленно в телевизор или компьютер. Иногда родители, с горечью отмечают, что они трудятся, стараются, а результаты не заметны. Их ребёнок с трудом добивается того, что для его сверстников даётся без труда. Стараемся успокоить таких родителей, предложить что-то новое, интересное и взрослым и детям. Всё описать в одной статье, конечно же, не возможно. Уважаемые родители, развитие мелкой моторики и тактильно – двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, своевременная коррекция имеющихся нарушений, при Вашей помощи, поможет детям научиться ориентироваться в окружающей жизни, как можно мягче пройти адаптацию в детском саду, а в будущем нормально учиться в школе и быть полноценным членом нашего общества.
Литература:
1. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Коррекционная работа в детском саду VI вида», редакцией Плаксиной Л.И. 3. А.В. Саматова Дети с глубоким нарушением зрения, Феникс 2012
4. 12. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг» / Сага, 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»
Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В статье представлен опыт работы по ра...
Консультация для родителей на тему:« Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения».
Консультация для родителей на тему:« Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения»....
Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста »
Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях....
Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
Что такое пальчиковые игры? Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками,...
Статья для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики ребёнка в быту»
Очень часто, освоив игрушку, малыш тут же про нее забывает. Но не один маленький ребенок не откажется помочь родителям делать настоящие взрослые дела. Ведь именно в эти моменты он чувствует себя взрос...
Статья для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей»
Мелкая моторика - это способность мелких мышц пальцев выполнять тонкие координированные движения, главную роль в осуществлении которых, играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза. Чем бо...