Мастер- класс для педагогов "Музыкотерапия как одна из здоровьесберегающих технологий"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Статья состоит из теоретической, практической части и самого мастер- класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
музыкотерапия в доу | 27.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Музыкотерапия: музыка как лекарство» |
|
( Теоретическая часть)
Цель: ознакомление с музыкотерапией как средством здоровьесбережения детей и взрослых.
Задачи:
-Показать, как музыка воздействует на человека.
-Познакомить с образцами классической музыки, используемой в музыкотерапии.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!( Сл2) Приглашаю вас на мастер-класс «Музыкотерапия: музыка как лекарство». Готовясь к мастер- классу, мы искали для себя и детей новую здоровьесберегающую технологию. Но все новое, это хорошо забытое старое, или переформулированное на современный лад. Хоть у нас и нет специального музыкального образования , но мы решили опробовать новый метод в работе с детьми- музыкотерапия. Музыкотерапия- это не только прослушивание классических симфоний и произведений Чайковского, Баха, Моцарта, это увлекательные занятия для детей даже раннего возраста, ведь в каждом периоде детского развития есть своя музыкальная программа, а наши дети слушают короткие потешки, песенки, припевки.
(Сл 3)В том, что музыка может создавать определенное настроение и вызывать соответствующие эмоции, никого убеждать не надо. У каждого из вас есть своя любимая музыка. Когда мы её включаем, мы расслабляемся, успокаиваемся и наслаждаемся. Мы выучиваем любимые тексты песен наизусть, напеваем их и чувствуем прилив сил и энергии. Положительный эффект музыки каждый мог испытать на себе, поэтому в современном мире всё большую популярность завоевывает музыкотерапия - метод лечения музыкой.
То, что музыка - это не просто набор звуков, пусть даже приятных, подметил ещё Платон в 4 веке до н.э. Он твердил своим ученикам «Музыка - самое мощное средство для просветления, потому что в душе человека живут ритм и мелодия. Музыка может (СЛ4) обогатить её, дополнить, дать ей блаженство и озарение».
Платон был прав. После долгого изучения феномена музыкотерапии ученые пришли к выводу, что музыка обладает огромным влияниемне только на психику человека, но и на весь организм в целом. Дело в том, что человеческое тело само по себе является своего рода оркестром. (сл 5) Циркуляция крови, биение сердца, движение воздуха в легких, не говоря уже о пищеварительных процессах, — любая деятельность организма имеет свое уникальное звучание и ритм. (Сл 6)Более того, наш организм играет не только свою музыку, но и взаимодействует с теми звуками, что слышит извне. (Сл 7)Если внешнее звучание совпадает с внутренним, мы ощущаем гармонию, если же музыка чересчур агрессивна, это может расстроить и работу нашего биооркестра: спровоцировать сердечный или мышечный спазм, нарушить деятельность мозга, вызвать сильнейший стресс. Ребенок едва встав на ноги начинает двигаться в такт музыки.(Сл 8,9)
(Сл 10)Японский исследователь Масару Эмото в к своей книге «Послание воды»доказал, что структура воды меняется в зависимости от того, какую именно музыку она «слышит» (и не только музыку, но и речь, например). Доктору Эмото даже удалось сделать серию снимков кристаллов замороженной воды.(Сл 11) Он заметил, что самые красивые и гармоничные формы вода принимает под звучание классической музыки, под пение мантр и молитв. А если на нее обрушить оглушительный рок или, например, звукоряд агрессивных криков разъяренных воинов-масаев, в этом случае кристаллы воды принимают хаотичный, скукоженный вид, словно хрупкую безупречную тончайшую форму грубо смяли в кулаке.
Почему речь зашла о воде? Все просто,(Сл 12) ведь клетки человеческого организма, как известно, на 60-80% состоят из молекул воды.
Коротко классификация музыки выглядит следующим образом.
- Классика.(Сл 13) Помогает сосредоточиться, благотворно влияет на память, улучшает внимание и стимулирует процессы мышления. А также развивает пространственное восприятие мира.
- Церковная музыка. (СЛ 14)Психологи считают, что любая музыка, которая исполняется в религиозном контексте, будь то пение псалмов, органная музыка, чтение буддистских сутр под аккомпанемент гонга или колокольный звон, обладает способностью вводить в транс, вдохновлять, вселять уверенность, укреплять дух человека, а также расслаблять мышцы и уменьшать болевые ощущения.
- Барокко. (Сл 15)Умиротворенные тягучие композиции Баха, Генделя, Вивальди, Монтеверди пробуждают у слушателя чувство стабильности и безопасности, помогают избавиться от гнева и раздражительности, прогоняют ощущение тревоги и страха. Считается, что этот музыкальный стиль способствует работе интеллекта.
- Джаз, блюз, соул. (Сл 16)С одной стороны, джазовые композиции тонизируют и пробуждают эмоции, с другой — настраивают на романтический лад, вызывают ностальгию, провоцируют воспоминания о прошлом.
- Рок, металл, панк, гранж.(Сл 17) Специалисты сходятся на том, что влияние этих стилей на психику очень индивидуально. Одних она вдохновляет, вселяя уверенность в себе, — например, робких может на время сделать отважными и дерзкими.(Сл18) Других, наоборот, подавляет, может вогнать в депрессивное состояние и даже сделать агрессивными.
Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее эффективна. Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия.
(Сл (Практическая часть)
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья» В.М.Бехтерев.
С чего мы начали работу? Прежде всего мы изучили специальную литературу, и поставила перед собой цель: исследовать процесс влияния и воздействия музыкотерапии на детей
Перед собой мы поставили следующие задачи:
-Изучить опыт работы специалистов по данной проблеме
-Исследовать процесс воздействия приемов музыкальной терапии на общее эмоциональное состояние детей и подтвердить гипотезу о его положительном влиянии на здоровье.
-Поделиться своим опытом работы с педагогами.
Надо отметить , что музыкотерапия является коррекционной технологией. Мы использовали следующие методы работы в терапии музыкой: наблюдение, беседа, прослушивание музыки, пропевание гласных, игра, а также элементы таких нетрадиционных методов коррекционной педагогики как: самомассаж, релаксация
Чтобы обогатить чувственно-эмоциональный опыт детей и закрепить его в памяти и для более эффективной работы в этом направлении в группах мы создали свою фонотеку с качественной записью музыкальных произведений согласно возрасту, иллюстрированные и образные картинки, помогающие детям понять музыкальный образ, поиграть в него.
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоции выразить они способны. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально- психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только включить грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания. Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаю следующие темы: шум водопада, звуки леса, голоса птиц в лесу. При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира.
Музыкотерапия используется в нашем не только на музыкальных, и на физкультурных занятиях, но и во всех режимных моментах: на утренней гимнастике, после артикуляционной гимнастики пропеваем гласные, во время бодрящей гимнастики после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики, во время дневного сна и в вечернее время. Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе. Утренний прием в детском саду начинается под музыку. Она располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы. Живой интерес у детей всегда вызывает «Шумовой оркестр». Для мышечного расслабления использовали самомассаж, с пропеванием текста. Играли в игру «Тихо- громко». Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы.
Мы отметили, что при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогли уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повысил свой собственный тонус, уровень бодрости. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.
Ход мастер- класса
Ну, что, подошло время для проведения мастер класса. Сегодня так много говорили про музыку, давайте сейчас погрузимся в атмосферу умиротворения, спокойствия и тишины.
Под звуки природы закрыть глаза,текст зачитать.
Текст погружения в релаксационное состояние. Займите удобную позу.. Кисти рук лежат свободно на коленях. Настройтесь на то, чтобы на время отложить свои эмоции и переживания. Закройте глаза. Оставьте любые суждения, ожидания и фантазии по поводу того, каким окажется ваш сегодняшний опыт Дайте ему состояться. Расслабьте мышцы лица. Отрегулируйте дыхание, чтобы оно стало ровным.
Глубоко и ровно дышите. Говорите себе: слово «вдох» – при вдохе, и «выдох» – при выдохе. Сопровождайте этими словами каждый вдох и выдох. Если вы обнаружите, что задумались о чем-то, мягко напомните себе стоящую перед вами задачу и снова начинайте говорить «вдох – выдох».
Сосредоточьте все свое внимание на дыхании. Чувствуйте как ваши легкие наполняет и покидает воздух (сосредоточение на дыхании 5 минут).
Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то – это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то – просто полянка в летнем лесу, где можно валятся в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну неба… Побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого доброго для вас места… Ваше дыхание ровное и спокойное.
А теперь пойдем дальше…
Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и запашистых цветов. Ярко светит солнце, его теплые лучики пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются ваших волос, вашего лица. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса, попробуйте ощутить лесные запахи (пауза). В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее…..Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения. Чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».
Ну, что расслабились? Мне кажется нет! Для полного счастья нужен массаж! Поворачивайтесь к своему соседу слева и повторяйте за мной.
« Посмотрите дождь полил,
И слоненка (котенка, зайчонка, медвежонка, цыпленка) намочил
Он бежит к себе домой
Весь до ниточки сырой».
Этот массаж с детьми можно проводить, кога дети сидят на стульях, а можно посадить на пол образовав круг.
А кто в нем будет участвовать в следующей игре сейчас определим. Загадываю загадки.
-песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе (Песня Красной шапочки)
-песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью (Песенка Винни Пуха)
-песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движения вокруг своей оси (Где то на белом свете)
-песня о животных с длинными ушами, которые работают косильщиками лужаек (Песня про зайцев)
-песня о четырех мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе (песня Мушкетеров)
-песня о трагической смерти маленького насекомого (Кузнечик)
-песня неизвестной игрушки с большими ушами (Чебурашка)
-песня о мальчике, сующем нос в чужое дело (Буратино)
(приготовить 8 стульев для участников)
Наверняка вы с детьми проводили эту игру. А теперь посмотрим на ваши музыкальные способности. И так встречаем шумовой оркестр.( раздать муз инструменты и под народную музыку в такт )
А сейчас посмотрите на слай.Баба Яга любит летать на своей волшебной ступе. И мотор ее ступы каждый раз звучит по-разному. Давайте споем песенку мотора.
После этого педагог накладывает на картинку (фон) в любой последовательности изображение гласных звуков, а дети исполняют (направление "полета" показывает педагог) на заданном звуке. Данное вокальное упражнение очень хорошо влияет на развития артикуляционного аппарата детей, дикции и дыхания.(а, у, ы, и).
На этом наш мастер- класс подходит к концу. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие. Мастер - класс "Сохрани свое здоровье" с использованием здоровьесберегающих технологий.
Данное методическое пособие направлено на формирование у детей дошкольного возраста привычек к здоровому образу жизни.Представлен литературный материал поданной теме....
Мастер-класс "Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Цель мастер класса: освоение нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий и их последующее применение в практической деятельности педагога-воспитателя.Цели занятия: 1.Дать оп...
Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.
В представленном материале автор рассказывает о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...
Мастер-класс по теме "Релаксация как метод здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"
Мастер-класс по теме "Релаксация как метод здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками", готовила для районного конкурса...
Мастер-класс для воспитателей на тему: « Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОУ»
Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи:• Формирование элементарных представлений о здор...
Мастер-класс Тема: «Использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию полноценного пространства развития ребенка»
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех ...
Мастер–класс для родителей на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»
Цель: Систематизация знаний родителей об оздоровлении детей дошкольного возраста и пропаганда здорового образа жизни в семье.Задачи:Повышать уровень знаний родителей в области формирования здоров...