Семинар - практикум " Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ"
материал по теме

Ларина Ирина Алексеевна

" Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы"  Томас Карлейль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sen_zdorsdber_teh.docx39.57 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ»

Дата проведения: 15.03.2017

Ведущий: воспитатель Ларина И.А.

Участники: педагоги МБДОУ№14 « Теремок»

Оборудование и материал:  проектор, экран для проектора, медиа презентации «Здоровьесберегающие технологии»; «Дыхательная гимнастика»; «чудесный мешочек» - 2шт; маленькие зеркальца;  свисток; разноцветные круги для магнитной доски – (красный,  желтый,  синий, черный), круг-голова гусеницы  магнитная доска, изображение полянки на листе ватмана.  

Цель: передача опыта использования  здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ; оптимизация работы по использованию разнообразных технологий для развития двигательной активности и укрепления здоровья дошкольников.

 Задачи:

1. Усовершенствовать знания и навыки педагогов о здоровьесберегающих технологиях.

2. Вызвать интерес к инновационным здоровьесберегающим технологиям, повысить профессиональную компетентность педагогов. 

3. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.

4. Создать позитивный эмоциональный настрой.

План проведения семинара

I блок семинара - теоретический

  1. Психологический настрой.
  2. Определение  понятий  «Здоровье», «Здоровый образ жизни», «Здоровесберега- ющая технология».
  3. Демонстрация мультимедийной  презентации:  «Здоровьесберегающие технологии» 

II блок семинара - практический 

  1.  Игровой массаж
  2. Игровая эстафета
  3. Дыхательная гимнастика

III блок семинара – заключительный

Рефлексия.

Ход семинара

I блок семинара - теоретический

                                «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы»

                                                                                                                  (Томас Карлейль)  

Ведущий:       Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наверное, каждый из нас мечтал в детстве найти клад или владеть сокровищем. У меня есть чудесный мешочек, и в нём находится предмет, который может показать вам настоящее сокровище. Хотите узнать, что это? (участники берут из чудесного мешочка маленькие зеркала).

Сейчас вы увидите самое дорогое, что есть на свете. А теперь можете взглянуть в зеркало. Все увидели самое дорогое? Что же это?  (ответы участников)

                        Молодцы! Самое дорогое – это вы сами. Предлагаю улыбнуться самим себе, погладить себя по голове и сказать: «Я красивая, я замечательная!».  Вы сами, ваше здоровье и здоровье наших детей  и есть наше  сокровище!

                           Положите свои зеркальца рядом с собой, они  нам  ещё пригодятся.

                          Предлагаю каждому педагогу сформулировать  определение понятия «Здоровье» и дать свое понимание данного определения.

 В ходе выступлений ведущий фиксирует предлагаемые варианты, отмечая общее и различное в определениях. Ведущий семинара дает несколько определений понятия, принятых в научном мире:

  1.  «Здоровье» - естественное состояние   организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой  и отсутствием каких-либо болезненных изменений. (Большая советская энциклопедия)
  2. «Здоровье» - нормальное состояние, правильное функционирование неподвижного организма.  (Толковый словарь Ушакова)
  3.   «Здоровье» - состояние целеполагающей жизнедеятельности, воспроизводящей психофизиологическую потребность в добровольном. (Словарь психологических понятий)
  4.   «Здоровье» - отсутствие болезней, физических дефектов, полное психическое, социально-нравственное и физиологическое благополучие. (ВОЗ)

   Педагоги обсуждают и выбирают определения, наиболее полно раскрывающее понятие «Здоровье». Исходя из выбранного определения, педагогам предлагается сформулировать понятие «Здоровый образ жизни».

                  «Здоровый образ жизни» - активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья.

Аналогично ведется работа над понятием «Здоровьесберегающая технология».

                  «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

 Демонстрация мультимедийной презентации:  «Здоровьесберегающие технологии» 

Ведущий:   Я думаю, что вы согласитесь со мной, что одной  из важнейших составляющих здоровья является двигательная активность. Особенно актуальна эта тема сейчас, в век компьютеризации, когда наши дети, да и мы сами всё больше проводим времени не в движении, а сидя за компьютерами, вследствие чего появляется нарушение осанки и множество других проблем здоровья.

  Какие современные методы обеспечат физическое развитие и двигательную активность ребёнка, какие технологии являются  эффективными в укреплении и сохранении психофизиологического здоровья детей – эти проблемы стоят сегодня перед многими  педагогами.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья.  До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. 

Педагоги ДОУ используют разнообразные формы и виды здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Главное назначение данных технологий – нацелить педагогов, специалистов детского сада, родителей и самое главное – самих детей на сохранение и укрепление здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – создать условия для сохранения здоровья, донести до детей необходимые знания по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В нашем учреждении создаются условия для сохранения и укрепления здоровья и развития детей, основными из которых являются:

- соблюдение режима дня, способствующего гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающего разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья;

- создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей в процессе общения в детском саду;

- осуществление личностно-ориентированного подхода к детям;

- построение образовательного процесса в игровой форме с использованием разных видов деятельности;

- осуществление закаливающих и оздоровительных мероприятий;

- обновление и пополнение зоны двигательной активности (физкультурным инвентарём, спортивными игрушками), дорожками здоровья и др.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием всех специалистов ДОУ: воспитателей, музыкального руководителя, психолога, медицинских сестер, инструктора по физическому развитию.

Являясь участниками этого процесса, мы уделяем особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для сохранения и укрепления здоровья.

Здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности их можно разделить на:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни;

- коррекционные технологии;

                  Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Ритмика проводится 1 раз в неделю. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. 
  • Динамические паузы проводятся во время НОД, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения могут включатся элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  • Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
  • Релаксация.  Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.  С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
  • Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный отрезок времени.
  • Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
  • Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
  • Гимнастика после сна проводится ежедневно после дневного сна 7 -10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках для пробуждения, упражнения на коррекцию плоскостопия, правильной осанки, обширное умывание, полоскание горла отваром трав. Для профилактики плоскостопия используется дорожка здоровья. Дети с удовольствием ходят по ней. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы.

Технологии обучения здоровому образу жизни - это в первую очередь технология воспитания культуры здоровья детей. Цель – формирование осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний по безопасному поведению, а также умение оказывать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Утренняя гимнастика проводится ежедневно 7-8 мин. с музыкальным сопровождением. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
  • Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 25 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
  • Серия игровых образовательных ситуаций «Основы здорового образа жизни». Проводятся 1 раз в неделю в свободное время. У детей формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.                                                     
  • Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в течение дня. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует память, способствует укреплению умственного и физического здоровья.
  • Активный отдых, прогулки (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»).  При проведении досугов, дети приобщаются к участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания.      

Прогулки проводятся ежедневно в первой и второй половине дня. Общая продолжительность прогулки составляет не менее 3,5 – 4 часов, а также зависит от погодных условий. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Коррекционные технологии:

  • Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. 
  • Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы, вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, повышенной активности. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.  Используем в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко используем музыку для сопровождения образовательной деятельности дошкольников (на НОД по изодеятельности, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Также музыку используем перед сном, чтобы помочь детям успокоиться и расслабиться.
  • Сказкотерапия. Позволяет быстро победить стресс. Сказкотерапия лечит застарелые обиды, не дающие развиваться дальше. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, мы используем разнообразные формы работы: открытые просмотры с детьми для родителей; беседы с родителями; родительские собрания; консультации; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; участие родителей в подготовке и проведении праздников, совместное создание предметно – развивающей среды; анкетирование.

Комплекс здоровьесберегающих мероприятий поможет осуществить теснейшую связь между физическим здоровьем и психическим состоянием ребёнка, а значит, и реализовать истину: «Здоровому – всё здорово!».

II блок семинара - практический 

Ведущий: А сейчас, уважаемые коллеги, я  предлагаю вам на практике опробовать некоторые здоровьесберегающие технологии, которые вы можете использовать в своей работе.    

 Игровой массаж

«Наши спинки»

В колоночку в круг встали,                                        

(Движения соответствуют тексту)

Ладошками по спинке застучали.                            

(Выполнять в течение 40 - 50 секунд)

Хлопаем по лопаточкам,   (хлопки)

Спинка радуется.                                                          

 (Нарисовать пальцами рук улыбку)

Дети спинку подставляют,  (постукивание),

Со спинками играют,   (поглаживание)

Здоровья спинкам добавляют.

 

«Массаж дружба»

Мы немножко отдохнем и массаж спины начнем.

Встанем ровно как осинки,

И у нас прямые спинки.

Мы по спинке пробежим,

Пальчиками постучим.

А потом ее погладим.

Плечи дружно мы расправим.

И уж точно знаем мы нам болезни не страшны.

  

Игровая эстафета  «Ловкая  гусеница»

Играют две команды. Каждая команда – это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью мячей, которые они удерживают между собой туловищем.  По команде, кто быстрее доберется до финиша, игроки  начинают движение гусеницы. Выигрывает  самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч.

Ведущий: Думаю, что вы убедились, какое это увлекательное занятие, и самое главное – те положительные эмоции и радость движения, которая у вас сейчас проявилась.  

Дыхательная гимнастика

  1. «Аист».  На вдохе поднять руки в стороны. Ногу, согнутую в колене, гордо вывести вперед, зафиксировать. На выдохе сделать шаг. Опустить ногу и руки, произнося «ш – ш – ш».
  2. «Воздушные шары».  Выполнять в ходьбе по площадке.  1 –руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить  хлопок в ладоши( «шар лопнул»); 2- руки в стороны, вниз, произнося «с –с –с» или «ш –ш-ш» («Шарик лопнул»).

III блок семинара - заключительный

 Рефлексия: «Гусеница интереса и настроения»

Ведущий: Завершая педагогическую мастерскую,   предлагаем  вам, уважаемые коллеги, проанализировать своё эмоциональное состояние, интерес к данной теме  и выразить его с помощью цветовых маркеров.

Обозначения  цветовых маркеров:

  • Красный – всё понравилось, хочу узнать больше, использовать в практике;
  • Жёлтый – всё понравилось, интересно, познавательно;
  • Синий – понравилось, но спорно;
  • Чёрный - идеи не заинтересовали.

Ведущий: Предлагаю каждому из участников взять условное изображение настроения того цвета, какой подходит к его  отношению к данной теме и представленному опыту, и выложить из них гусеницу интереса, которая тянется к солнышку, как мы с вами тянемся к здоровому образу жизни.

Каждый участник выбирает круг с соответствующим цветом. На магнитной доске с изображением полянки и солнца все по очереди выкладывают из выбранных кругов гусеницу, тянущуюся к солнцу. Ведущий  завершает изображение своим кругом (с рожками и глазками), благодарит участников за сотрудничество.

Ведущий: Гусеница – насекомое неторопливое, но она хоть и медленно, но верно ползёт к своей цели и в конце концов становится прекрасной бабочкой

Так и мы, педагоги, не всегда быстро, но верно идём к поставленным целям, преодолевая сомнения, трудности и проблемы, встречающиеся у нас на пути, чтоб наши мысли и дела, наши старания превратились в прекрасный результат, чтоб в душе каждого ребёнка раскрылась  и взлетела эта бабочка радости, интереса и желания расти  и становиться лучше. Спасибо за сотрудничество!

Литература:

1.     Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб: Речь, 2002.

  1. Потапчук  А. А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.:  Речь, 2001.
  1.  «Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ» В.Г. Алямовская Москва 2005г.
  1. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» О.Ф. Горбатенко Волгоград 2008г.
  1. «Здоровьесберегающие пространство ДОУ» Н.И. Крылова Волгоград 2009г.
  1. «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцев Москва 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизн...

Семинар — практикум. Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи.

Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.Индивидуальные или подгрупповые занятия, включающие здоровьес...

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

Начнём наш семинар с игр, которые можно использовать в работе с детьми. Педагоги встают в круг.Игра «Приветствие» Поздоровайтесь друг с другом за руку, плечами, спинами, поздоровайтес...

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

Цель:  Освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя....

Конспект семинара-практикума «Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ»

В разработке описывается виды здоровьесберегающих технологий которые успешно реализуются в работе ДОУ....