Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в условиях взаимодействия ДОУ и семьи"
статья (старшая группа) на тему
Описанная в статье система мероприятий способствует формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
Одним из направлений национальной стратегии России является здоровье нации. В развитии общества, его духовного и физического здоровья значительную роль играют физическая культура и спорт. Стратегической целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта является создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом.
На современном этапе развития нашего общества проблема сохранения здоровья детей становится все более актуальной. Формирование здорового образа жизни – сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей. Важнейшим условием для достижения задач физического и духовного оздоровления населения является поднятие престижа занятием физической культурой и спортом, а также формирование сферы досуга, которая не только будет способствовать ведению здорового образа жизни, но и станет доступной и привлекательной для современной молодежи, станет сферой, предоставляющей широкие возможности для самореализации [1].
Формирование ценностного отношения к своему здоровью начинается с детства, поэтому в общеобразовательной программе ДОО особое место уделено формированию у дошкольников здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья, выработке негативного отношения к вредным привычкам.
Сегодня в ДОО уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем [2].
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением в деятельности нашего образовательного учреждения. В программах дошкольного образования делается акцент на овладение дошкольниками знаниями о здоровом образе жизни. Для того чтобы привить ребенку действенные основы здорового образа жизни, необходимо создать систему взаимодействия образовательного учреждения и семьи, в рамках которой теоретические знания будут подкрепляться практическими действиями по здоровьесбережению в повседневной жизни.
Целью нашей педагогической деятельности стало повышение формирование духовно-нравственной, физически здоровой и сильной личности, развитие патриотизма, объединение общества на основе использования здоровьесберегающих технологий в условиях взаимодействия с семьей.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- сформировать у дошкольника представление о здоровом образе жизни;
- организовать здоровьесберегающую среду, соответствующую нормативам ГТО, центр подвижных игр, центр здоровья;
- реализовать единый подход в воспитании и обучении детей в семье и детском саду по вопросам культуры здоровья через здоровьесберегающие технологии.
Формирование здорового образа жизни осуществляется через такие формы работы как:
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые включают в себя организованные формы работы и самостоятельную двигательную деятельность дошкольников в повседневной жизни;
- познавательные занятия, на которых ребенок приобретает знания о своем организме, способах сохранения своего здоровья;
- обучающие, развивающие игры и игровые упражнения, которые дают возможность приобретения опыта здоровьесберегающих действий.
Понимая важность этой проблемы, проанализировав уровень состояния здоровья детей, мы пришли к выводу, чтобы воспитать здорового ребенка – необходимо создать все условия для его физического роста и нравственного развития. С этой целью в группе были созданы соответствующие условия для формирования у детей знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Создан центр двигательной активности и центр здоровья, оснащенный атрибутами и дидактическими играми.
Формирование здорового образа жизни осуществляется целенаправленно посредством ежедневной утренней гимнастики с предметами и без них, физкультурных занятий.
Широко используются подвижные и спортивные игры, праздники и развлечения, игры и игровые упражнения по здоровьесбережению, которые протекают в основном на эмоциональном подъёме, стимулируя двигательную активность детей.
Песочные игры используются как на индивидуальных, так и групповых занятиях. Песочная терапия направлена на создание положительного и заинтересованного отношения ребенка к занятиям, умению расслабляться. Работая с живым песком, у ребенка развивается воображение, мелкая моторика рук, происходит релаксация.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как на занятиях так и в повседневной жизни. Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.
Обучающие и воспитательные задачи реализуются посредством интеграции всех образовательных областей в процессе основных видов детской деятельности – игровой, познавательно-исследовательской, двигательной. Это реализация таких проектов как «Курить – здоровью вредить», «Как правильно ухаживать за зубами», «Здоровье и спорт» и другие.
Совместно с родителями мы реализуем программу «Здоровый дошкольник», по формированию ЗОЖ на основе здоровьесберегающих технологий, в которой заложено формирование с детства потребности здорового образа жизни, навыков укрепления и совершенствования своего здоровья,
Мы считаем, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в детском саду не создано детско-взрослое сообщество. С этой целью в группе организуются: родительские собрания, выставки детских работ, папок – передвижек, анкетирование родителей, семейные физкультурные досуги и праздники. Главная цель этих мероприятий: комплексное решение задач физического, нравственного, интеллектуального, эмоционального и личностного развития каждого ребенка, активного внедрения в этот процесс наиболее эффективных технологий здоровьесбережения - учить детей культуре здорового и безопасного образа жизни.
Важно отметить, что правильно воспитать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах оздоровления, режима дня, гигиенических процедур, развития двигательных навыков, т.е. соблюдения здорового образа жизни.
Положительная динамика подтверждает эффективность проводимой работы. Использование в практике работы использования здоровьесберегающих технологий в условиях взаимодействия с семьей, позволило повысить эффективность процесса физического развития, оказало положительное влияние на динамику физической подготовленности и формирование интереса детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Поэтому очень важно взаимодействовать с семьей, оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях. Полученные результаты доказывают, что использованная система мероприятий действительно способствует формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий.
Список литературы
1. Горбунова, Н. Если хочешь быть здоров!: Дошкольное воспитание №6 / Н. Горбунова. 2015
2. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И.В. Чупаха – Ставрополь, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ
В нашем ДОУ большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. В связи с этим определили цель: развитие социальных умений и коммуникатив...
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ и семьи.
Дошкольное детство – важный период в становлении личности ребенка. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Каким станет в будущем ребенок, зависит от воспитания. Поэтом...
"Использование здоровьесберегающих технологий в условиях взаимодействия ДОУ и семьи"
Позновательная статья....
Использование здоровьесберегающих технологий при организации взаимодействия с семьями воспитанников
Статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ....
Долгосрочный проект "Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО" «Гибкие пальчики»
Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» с учетом здоровьесберегающих технологий....
Здоровьесберегающие технологии в условиях детского сада и семьи
для педагогов...