Опыт работы По воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей как залог правильной организации питания
статья на тему
Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка, имеет большое значение для его здоровья. Недостаточное обеспечение детей младшего возраста железом, селеном, йодом, цинком, кальцием, и др. может послужить основанием для существенных нарушений в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани в целом, репродуктивной сферы, снижении физической работоспособности и т.д. Поэтому, рациональное и полноценное питание дошкольников – залог крепкого здоровья, нормального роста и правильного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
По воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей как залог правильной организации питания
Воспитатель
Фролова А.И.
Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка, имеет большое значение для его здоровья. Недостаточное обеспечение детей младшего возраста железом, селеном, йодом, цинком, кальцием, и др. может послужить основанием для существенных нарушений в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани в целом, репродуктивной сферы, снижении физической работоспособности и т.д. Поэтому, рациональное и полноценное питание дошкольников – залог крепкого здоровья, нормального роста и правильного развития детей.
Питание - обязательный компонент режима дня. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки мыть руки перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно есть и правильно сидеть за столом.
Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания».
За время пребывания в дошкольном учреждении ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, вилкой, ножом), приобретает определенные навыки культуры питания.
Для того, чтобы уделить внимание вопросам эстетики питания, я начала это делать с младшей группы. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой. Так как дети еще маленькие, я часто при кормлении использовала потешки, прибаутки.
Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
Вари кашу круту,
Подливай молочка
Накорми казачка!
Много времени и сил было потрачено на то, чтобы научить детей правильно держать ложку, т.е. тремя пальцами, а использованные бумажные салфетки не клали обратно в салфетницу.
А начиная со средней группы ввела дежурство. Объяснила, кто такие дежурные, что они должны делать. Каждой паре дежурных показывала как стелить тканевые салфетки, как раскладывать столовые приборы. Чтобы закрепить эти навыки я старалась организовывать сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Угостим мишку чаем», «К нам пришли гости» и т.д. В этих играх дети еще закрепляли правила поведения за столом, выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить а еду.
В старшей группе я уделяла больше внимания уже культуре питания, а именно:
- Правильно пользоваться столовыми приборами.
- Аккуратно и бесшумно есть, сохраняя правильную осанку за столом.
- Учить не проливать пищу.
- Не крошить хлеб.
- Жевать пищу с закрытым ртом.
Каждый ребенок после еды сам убирал все свои тарелки за собой, складывая их «чистыми» в соответствующую стопку посуды, затем аккуратно складывали свои тканевые салфетки.
В подготовительной группе обязанностей у дежурных по столовой прибавилось сметание щеткой-сметкой крошек со стола в совочек и протирать столы влажной тряпочкой. Для того, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, я старалась, чтобы к моменту кормления он не был раздражительным или утомленным. Перед едой следила за тем, чтобы не было шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс. Иногда, возвращаясь с прогулки, обращаю внимание детей на окна кухни. Рассказываю про поваров, что они приготовили нам вкусный обед и ждут нас. Я считаю, что это создает у детей определенный настрой, располагающий к приему пищи.
Дежурные по столовой помогают помощнику воспитателя в сервировке стола: застилают стол салфетками, ставят бокалы с компотом, раскладывают ложки, вилки (по мере надобности ножи). И дети, придя с прогулки, увидев красиво накрытый стол, сразу создается хорошее настроение. Они тщательно моют руки с мылом, вытирают руки полотенцем, приводят в порядок свою одежду и садятся на свое постоянное место за столом.
Посмотрите, стол накрыт
И у нас хороший аппетит
Вот теперь мы можем сесть
И обед спокойно съесть.
Во время кормления говорю детям названия блюд, которые они едят, обращаю внимание на вкус, приятный вид, запах пищи, ее полезности. Так же слежу за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, за осанкой детей. Напоминаю и приучаю их хорошо пережевывать пищу, не глотать большими кусками, съедать все, что предложено.
Я напоминаю об одном:
Не кривляйтесь за столом,
Не капризничайте тут –
Ешьте все, что вам дадут!
Хоть наши дети выросли, стали уже большими, я все равно во время приема пищи использую потешки, пословицы, поговорки, что тоже способствует хорошему аппетиту. Слежу за тем, чтобы после окончания еды дети аккуратно промокали салфеткой рот, вытирали руки, благодарили за еду и спокойно выходили из-за стола.
Стараюсь всегда хвалить тех детей, которые съели все без остатка.
А у нас есть ложки
Волшебные немножко
Вот – тарелка, вот – еда,
Не осталось и следа.
Однако, если аппетита у ребенка нет, и он отказывается от еды, то не заставляю. Потому что считаю, что насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка.
Так же даю оценку детям – дежурным. Отмечаю их слаженную организацию при сервировке стола, старание, желание помочь помощнику воспитателя.
Кто посуду унесет?
Кто столы потом протрет?
Чтобы мухи не водились
И на крошки не садились,
Ну-ка, быстренько без слов,
Убираем со столов!
И с посудою, как можем,
Нашей нянечке поможем!
Таким образом, планомерное, целенаправленное руководство питанием детей позволяет упражнять их во многих хороших поступках, прививать устойчивые гигиенические навыки, расширять их бытовую ориентацию, решать задачи нравственного воспитания.
Работа с родителями.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Поэтому с родителями постоянно проводятся беседы, консультации по формированию культурно-гигиенических навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"
СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...
Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет
Перспективное планирование на год воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...
План работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы
планирование...
Опыт работы По воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей как залог правильной организации питания
Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка, имеет большое значение для его здоровья. Недостаточное обеспечение детей младшего возраста железом, селеном, йодом, цинком, кальцием, и...
Методы и приемы применяемые в работе по воспитанию культурно гигиенических навыков.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение«Детский сад №41» Консультация для воспитателейТема: Методы и приемы при...
ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»
laquo;Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»...
План работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков с детьми 4-5 лет
план по воспитанию культурно-гигиенических навыков № Тема Кол-во часов 1 Игровое упражнение «Дети моют руки»12Чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе». Д/игра &la...