Тренинги по снятию эмоционального напряжения
материал на тему

Рекомендации педагогам  по снятию тревожного напряжения

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда Тебя покидать.

Не бывает безвыходных ситуаций.

Подумай о своем дыхании. Так как Ты сейчас взволнован, мозг дал установку  внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому,  попробуй восстановить дыхание. Начни дышать глубоко и медленно, думая о том,  как восстанавливается работа всех органов.

Проделай следующее упражнение:

  • Медленно сделай глубокий вдох.
  • Задержи дыхание и  сосчитай до четырех.
  • Медленно выдохни.

Повтори процедуру медленный вдох–задержка дыхания-медленный выдох 4-5 раз.

  • Приседай, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
  • Сожми кулаки, затем стряхни, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажешься в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее .

  • Сядь спокойно в комфортной позе. Если хочешь, закрой глаза.
  • Вообрази себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
  • Постарайся почувствовать себя настолько спокойно, насколько можешь.
  • Подумай, что скажешь и что сделаешь.
  • Придумывай возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуешь себя абсолютно спокойно.

Преодолеть тревожность помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться,  надо тренировать

  • Сядь спокойно в комфортной позе.
  • Закрой глаза. Медленно расслабьте мышцы.
  • Представь, что находишься там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
  • Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 5-7 минут.

     

                               



Предварительный просмотр:

Cекреты выступления без волнения

Лучший способ сделать это – начать с шутки. Например, с такой: “Когда я шла сюда, о том, что я буду говорить знали только двое – Бог и я (при этом следует выглядеть немного взволнованным). Теперь об этом знает только Бог”.

Информационный блок.

– Уважаемые коллеги, как вы думаете, что такое тревожность?

Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

– Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)

– Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.).

 Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились.

Публичные выступления являются типичным источником стресса в современном мире. Страх публичных выступлений берет свое начало в инстинктах. Вы оказываетесь на сцене, в лучах внимания большого количества людей. Вы буквально чувствуете себя под прицелом, как вас всесторонне оценивают, разглядывают, ловят каждый жест и каждое слово. Кстати, практически любой, нормальный человек испытывает, в этот момент, волнение и чувствует ответственность. Ему важно, как воспримут его и его речь. Оказаться в таком положении – это большой стресс, а инстинкт говорит нам, что при стрессе надо убегать! Но мы – люди, а значит, можем взять себя в руки и не поддаваться инстинктам.

Давайте же попытаемся себе помочь!

Вывод:     Нам сегодня важно разобраться, что именно вызывает в вас страх. Давайте устроим маленький самопсихоанализ.

Секреты

Итак, начинаем рассматривать способы, как перестать волноваться при выступлениях.

Скажу сразу, что классификации как таковой не будет. Классифицировать сложно, т. к. все они взаимосвязаны: психология переплетается с физиологией, способы, применяются до, после и во время выступлений.

 Мы выделили 6 направлений, на которые имеет смысл обратить внимание.
Скажу по секрету, что Универсального рецепта (такого как принял допинг, сделал пару вдохов, помассировал определенные места — и тут же приобрел страшную уверенность в себе) — к сожалению, не бывает. Победа над тревогой требует некой работы над собой.

Первый вектор: Подготовка.

Тревога возникает, когда есть место для непредсказуемой случайности. Конечно, можно максимально обезопасить свою жизнь, избегая любого риска, а значит и тревоги. Но с другой стороны, кто не рискует, тот не пьёт шампанское. С другой стороны, если беспокоит тревога перед неизвестностью, то просто сужаем эту неизвестность.

Схема. Восприятие выступления зависит от того: что говорим (10%), как говорим (40-30%), что показываем (60-70%).

Поэтому важна подготовка по сути выступления:

-план выступления, четкая структура, стройная логичная речь. Если уместно и позволяют обстоятельства, можно отрепетировать речь;

- что за аудитория, перед кем выступать, какова должна быть реакция аудитории;

- продумать, какие могут быть вопросы (например, тем кто готовится к защите дипломов, диссертаций рекомендуют заранее продумать порядка 30 вопросов).

Рекомендуется также познакомиться с местом, где вам придется выступать. Постарайтесь запомнить и учесть особенности этого места.

Кроме того, здесь важно учитывать 2 момента:
1) Откажитесь от мысли, что вы должны всегда быть совершенны.
Большинство людей боятся публичных выступлений из-за страха сделать ошибку перед всеми или быть не столь эффектными, как они хотели бы быть. Эта тревога еще больше усиливает вероятность ошибок. А от них не застрахованы даже профессиональные ораторы. Но они не считают свои ошибки препятствием к успеху. Секрет в том, чтобы относиться к ним как к случайностям и развивать умение быстро выходить из трудных положений. Оставьте ошибку позади и двигайтесь дальше. Помните, что невозможно доставить удовольствие каждому в аудитории и что Вы не обязаны быть совершенством.
2)Убеждение, что аудитория будет столь же критична к вам, как и вы сами к себе.
Поверьте, аудитория желает вам добиться успеха и даст вам все возможности для этого. Ошибки и заминки, которые могут показаться вам вопиющими, скорее всего, останутся незамеченными для большинства ваших слушателей. Как только вы поймёте это, вы сможете побороть свой страх перед аудиторией, и ваше публичное выступление от этого только выиграет.

Упражнение:
Раз мы говорим о подготовке, то возможность выступить сейчас представится тем счастливчикам, которые выполнили домашнее задание. А также всем желающим предлагается подготовить ко встрече короткое выступление (порядка 1 минуты).

Вывод: Это упражнение было нужно для того, чтобы те, кто серьезно относится к

домашним заданиям, лишний раз прочувствовали для себя, есть ли разница между выступлениями с подготовкой и без подготовки.

Второй вектор: Физиология. Небольшой штрих про стимуляторы.

Некоторые люди ошибочно думают, что большое количество кофе или алкоголь, курение или прием транквилизаторов поможет им успокоиться и успешно выступить. Препараты, влияющие на настроение — всего лишь эмоциональный костыль, которым не стоит злоупотреблять. Проблема в том, что трудно регулировать дозу. И ваше расслабление может обернуться заторможенностью. Поэтому лучше избегать приема подобных стимуляторов. Не наедайтесь перед выступлением, полный желудок может сыграть с вами злую шутку, кроме того, он влияет на энергию и концентрацию, потому что тело занято перевариванием пищи.

Управление телом и дыханием

Переживание может выражаться в таких произвольных движениях тела, как: мускульные зажимы; лишние жесты, не зависящие от произносимых слов; бегающий взгляд, направленный не в глаза слушателей, а блуждающий по стенам, полу и потолку; тихий, дрожащий голос и т.д. А также в таких непроизвольных (рефлекторных) движениях, как: повышение содержания адреналина и других гормонов в крови, учащенное сердцебиение, изменение кровяного давления, покраснение лица, потоотделение, изменение диаметра зрачков и т.д.

Используя рефлексивные упражнения, можно управлять нашими мышцами, особенно мышцами, участвующими в дыхании, освобождаем их от скопившегося в них напряжения и через это учимся достигать эмоционального равновесия.

Дыхание.
Современная психо-физиология доказала, что процесс дыхания напрямую связан с эмоциональным состоянием.

1. Классический вариант: глубокий вдох и резкий выдох. Вдохнули-выдохнули и вперед, в бой! Такой «силовой» вдох-выдох позволяет сбросить лишнее напряжение в области грудной клетки.
2. 
Двойной вдох — двойной выдох. Вы вдыхаете и выдыхаете как бы двумя порциями. Вдох-вдох, выдох-выдох, вдох-вдох, выдох-выдох. Попробуйте!
3. 
Вдох, пауза, еще вдыхаем, пауза, еще вдыхаем, пауза, еще вдыхаем… и так еще несколько раз, пока уже не будем в состоянии воздушного шарика, готового вот-вот лопнуть. И после этого медленный, спокойный выдох, пауза, еще выдох, пауза еще выдох. И после этого рекомендуем подышать как обычно некоторое время, чтобы вернулось нормальное дыхание.
4. 
Дыхание по квадрату. Вдох 2 сек, пауза 2 сек, выдох 2 сек, пауза 2 сек. У вашего квадрата сторона может быть равной 3 сек или 4 сек.5-8 минут будет достаточно для достижения оптимального состояния.

Голос
Тревога вызывает напряжение мускулов грудной клетки и горла, прерывая доступ кислорода к легким. Это приводит к тому, что голос может превратиться в скрип или писк. Глубокое дыхание снабдит ваши легкие и мозг кислородом и, освободив горло и грудную клетку, поможет звучать вашему голосу.

Этим простым действиям, необходимо учиться заранее. Они должны быть привычными, тогда в стрессовой ситуации вам удастся их выполнить. Поэтому слово предоставим Светлане Сергеевне

Практические упражнения проводят логопеды.

Особое внимание стоит уделить пальцам ног. Дрожание – это организм сжигает в мышцах избыток адреналина, разгружая сердце.

Жесты. Некоторые люди во время выступления чересчур активно жестикулируют. Эти суетливые движения выдают смущение. Проведите публику, заменив эти действия на другие: можно написать что-нибудь на доске, указать место на карте, открыть окно, переложить стопку бумаг. Чтобы руки не «летали», возьмите в руки карандаш – это успокоит Вас, и займет руки. Попробуйте распрямить плечи. Голова приподнята. На лице улыбка… постойте так несколько секунд…. Или потрите ладошкам друг об друга, как будто в предвкушении чего-то удивительного и давно желанного.

Третий вектор: Рационализм

Можно взять на вооружение приём «Сказать аудитории, что Вы боитесь». Этот прием не только поможет со страхом, но и расположит к Вам аудиторию.
После краткого приветствия можно сказать примерно так: «Обычно первые 3—4 минуты я сильно волнуюсь, так что потерпите.  Но совсем скоро я разогреюсь, и все будет отлично. Думаю, вы это заметите». Этот шаблон используют многие известные ораторы.

 Советы по снятию тревожного состояния.

Четвертый вектор: Имидж

1) Выглядеть – быть

СЫГРАТЬ уверенного в себе человека, который увлечен выступлением. Если вы замаскируете свой страх выступления — никто не заметит вашего волнения. У сидящих же в зале людей редко возникает желание проверить ваши компетенции. Они, как правило, заняты своими делами и видят только то, что видят. А увидят они то — что вы им покажете.

Еще один рецепт роста уверенности в себе звучит так: проявляйте признаки уверенности, ведите себя уверенно, и вы почувствуете уверенность. Сначала эти признаки надо будет контролировать сознательно, а потом они войдут в привычку и станут неотъемлемой частью вашей личности.

Что это за признаки? Мы их подсознательно чувствуем, они все как на ладони. Речь воспринимается двумя органами чувств — зрением и слухом, поэтому одна часть признаков уверенности при публичных выступлениях — зрительные, а другая — слуховые.

Основные признаки уверенности при выступлениях

1. Зрительные
— Осанка правильная; Выпрямите спину. Расправьте плечи. Улыбнитесь
— Взгляд прямой (в глаза), фиксированный (задерживать в одной точке не менее 2 секунд, иначе он выглядит со стороны как бегающий);
— Жесты свободные, синхронно со словами;
— Отсутствие лишних мышечных зажимов.
2. Слуховые
— Голос достаточно громкий (на последний ряд слушателей), ровный. Если голос задрожал — прибавьте немного громкости, и дрожь, как правило, пропадает;
— Тон голоса уверенный (от спокойного до любой эмоциональной окраски);
— Без частых запинок, заикания, ненужных пауз. Если они появились — сбавьте темп, дайте себе время подумать, и они пропадут.

Эта маска уверенности легко запоминается. Если вы всегда будете помнить о ней и пользоваться ею при публичных выступлениях, беседах и любом другом виде общения, то вскоре обнаружите, что стали вместе с ней одним целым.

2) Безупречный внешний вид (удобно, красиво, но не вызывающе)
Позаботьтесь о своем внешнем виде. Продумайте все до мелочей – во что вы будете одеты, что будете держать в руках, какой у вас будет макияж, прическа. Вы должны быть уверены, что выглядите если не безупречно, то хотя бы очень хорошо (а никак не зацикливаться на том, что спадают брюки или жмут туфли). На сцене вы должны обо всем этом забыть и сосредоточиться на главном – на своем выступлении.

3) Не скупитесь на наглядные пособия.
Поразите воображение ваших слушателей красивыми слайдами, сделанными в PowerPoint и грамотными комментариями. Половину времени выступления они будут смотреть не на вас – они будут читать примечания и любоваться слайдами. Это поможет вам, поскольку легче выступать перед людьми, которые на вас не смотрят. А если кто-то и смотрит на вас, то переведите свой взгляд на ту часть аудитории, которая увлечена слайдами.

 Пятый вектор: Психология

«Самой сильной моей стороной, — говорил Наполеон, — является моя способность в большей степени, чем кто-либо другой, управлять своим настроением».

Min = аутотренинг «мне не страшно»

1)Подумайте о содержании.
Прекратите беспокоиться о себе и подумайте о докладе.
Помните о своей цели. Чего вы хотите добиться своим выступлением? Держите в сознании только свою цель и добивайтесь ее. Не оставляйте места непродуктивным эмоциям – и страху прежде всего!

Для начала, необходимо понять суть страха, причину. В 90% случаев – это зависимость от оценок окружающих. Вместо того, чтобы заниматься делом, т.е. достигать цели своего выступления, развивать мысль, следить за реакциями аудитории, удерживать со слушателями зрительный контакт, импровизировать и т.д., многие неопытные ораторы сосредоточены, в основном, на том как они выглядят, на том, что о них будут думать и говорить после выступления.

 Зависимость от оценок окружающих убивает всякую свободу, всякое творчество. Поэтому первое, что надо сделать – это освободиться от неё. В деле оценивать не себя, а результат действия. Научиться не нравится, т.е. в любой ситуации оставаться самим собой, учитывая, при этом, что и у других есть это же право. Не создавать в воображении того, что ещё не случилось. Не думать за других. Признать своё право на ошибку. Позволить себе бояться, т.е. признать свой страх, научиться говорить о нём открыто. Оценочная независимость – это фундамент уверенности.

2)Представляйте результат, который хотите получить.
Те, кто боятся выступать, заранее проигрывают в мыслях свой провал. Они видят себя заикающимися, побледневшими или покрасневшими, возможно, рыдающими, ужасающими аудиторию своей глупостью. Остановитесь. Скажите себе громко: «Стоп!» Пойте, танцуйте, читайте стихи, прогуляйтесь вокруг дома — делайте что-нибудь, отвлеките себя от разрушительных мыслей. Представьте себе свое выступление в самом выгодном для вас виде. Если вы думаете об успехе, больше вероятности, что он к вам придет. Мысленно отрепетируйте, как вы уверенно произносите речь, вы дышите свободно и легко, ваши слова льются непрерывным потоком. Таким образом, вы программируете свой ум и свое тело на тот результат, который вам нужен.

Представьте, как Вы УЖЕ УХОДИТЕ с выступления, и уходите очень довольным собою, довольным тем, как Вы выступили. И увидьте и услышьте восхищённые и одобрительные возгласы и лица тех, перед кем Вы только что выступали. В общем — ЗАДАЙТЕ КОНЕЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СИТУАЦИИ Вашему бессознательному.

3)Любите ваших слушателей.
Я предполагаю, что моя аудитория дружелюбна и все пришли сюда потому, что им интересно, что я скажу. Я люблю моих слушателей и полагаю, что они любят меня. Здесь, как нигде, работает принцип: «Что посеешь, то и пожнешь». Публика почувствует ваш энтузиазм и оценит вашу искренность.
Установится атмосфера уважения и дружелюбия – страху просто не останется места. Сконцентрируйте сознание на том, что вы принесете аудитории пользу – и думайте, как этой пользы принести больше. Научить? Повеселить? Просветить? Или хоть закончить быстро, чтобы отпустить слушателей с заседания по домам.

4)Фокусируйте взгляд на дружелюбных лицах.
Во время выступления устанавливайте контакт с вашими слушателями. Найдите дружеское лицо и смотрите на него. Улыбка и одобрение наполнят вас сверхуверенностью. Таким союзником может быть ваш друг или коллега, специально приведенный на презентацию, руководитель на защите диплома или просто любой слушатель, с которым вы перекинулись парой слов перед выступлением.
Но в любом случае — не теряйте из виду тех, кто вас поддерживает. Когда из двадцати человек целых семнадцать с интересом ждут вашего выступления, а вы видите только тех троих, что ведут себя неадекватно.

Что делать, если все в зале недовольны?
«Эти люди ведут себя так, потому что у них роль такая… На самом деле — они хорошие, белые и пушистые… И после перерыва, когда они наиграются в эту игру, вести себя они будут уже адекватно… Ладно, поиграем…» Понимание, что это игра и что она скоро завершится — дает силы нормально провести начало презентации + понять суть недовольства и отреагировать на него.

Упражнение с коллегами «Взгляд со стороны» (читает текст – публика недовольна).

 Шестой вектор: Опыт, практика общения и публичных выступлений

Это простой и очень надежный рецепт. Такая практика ведет к появлению привычки быть спокойным, находясь в центре внимания. Выступать, выступать и еще раз выступать… при всякой удобной возможности. Если вам есть, что сказать — встаньте и говорите. Чтобы для вашего тела встать и заговорить на людях было так же привычно, как утром умыться и почистить зубы. Помните, что каждое ваше выступление даром не проходит. Закон диалектики: Количество переходит в качество, затем начинает приносить удовольствие. Когда чел получает удовольствие, он все делает правильно.

Для многих людей практики достаточно, чтобы избавиться от изматывающей их неуверенности. Как показывает практика, достаточно успешно выступить 10-20 раз, чтобы страх неизвестности сошел на нет.  Репетиция: с зеркалом, диктофоном, видеокамерой.

Хотелось бы надеется, что каждый сделал для себя нужные выводы. Выступая регулярно, Вы поймете, как здорово видеть десятки заинтересованных пар глаз, направленных в Вашу сторону!

Заключение. Чтобы избавиться от страха публичных выступлений и от повышенной тревожности, можно составить себе небольшой личный список, чтобы ничего не забыть перед выходом на сцену. Он может быть подробным, а может выглядеть, например, так, как девиз «Мое волнение — нетерпение от желания скорее приступить к общению с аудиторией».

Экспериментируйте с удовольствием.

Это самое важный секрет. Весело проводите время со слушателями. Пробуйте новые способы представления информации, пусть это будет эксперимент с новым забавным подходом к вопросу или прогулка по залу вместо статичного изложения со сцены. Забавляйтесь, экспериментируя с человеческим поведением и вы поймёте, что публичные выступления – прекрасное занятие.



Предварительный просмотр:

«Школа здоровья для педагогов»

Занятие 4

Тренинг для педагогов по снятию эмоционального напряжения

1. Упражнение «Знакомство»
 Каждый по кругу продолжает фразу: «Я — та (тот), которая (который)...»

2.Упражнение «Посмотри на себя»

 Участникам предлагается разделить лист на 4 части:

Я,  какой я есть!                                                                 Я,  каким меня видят окружающие!

Я,  каким хочу быть!                                                         Я,  каким меня хотят видеть!

 Теперь, глядя на свои ответы, попытайтесь сформулировать цель своей жизни. И посмотрите, ваша цель больше направлена на решение ваших желаний или решение желаний окружающих.

3.Упражнение «Совершенный человек»

 Участникам предлагается воздушный шарик и фломастеры. Каждый из участников пишет на шарике одно из основных качеств совершенного человека (на свой взгляд). Качества предлагается не повторять.

 Затем следует совместное обсуждение «качественного состава личностных качеств совершенного человека».

Чаще всего мы видим лишь то, что позволяют видеть люди, окружающие нас. При этом скажем прямо, большинство людей предпочитают, чтобы их несовершенства не выставлялись на всеобщее обозрение. Лишённые «грима», застигнутые в состоянии стресса или оказавшиеся в ситуации, которая требует от людей действия в той области, где у них слабое место, они все оказываются всего лишь людьми.

  Каждый человек замечательный лишь, какой он есть на самом деле. И – что самое важное – нужно принять самого себя таким какой вы есть, а не таким, которым видят меня окружающие.

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.......

Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”

4.Упражнение «Ритм»

Выполнять его необходимо в паре с другим учителем или дома, с одним из близких вам людей.

Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один - ведущий, второй - “зеркало”. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий произвольно двигает руками, а играющий роль “зеркала” пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний “ритм” другого человека и как можно полнее отразить его. При этом думайте о том, что каждый человек (ваш ученик, коллега по работе, член вашей семьи) - индивидуальность, обладающая уникальным психологическим “ритмом”, и, чтобы правильно понять человека, надо прежде всего почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.

5. Упражнение «Отгадай прикосновение»

Одному участнику завязывают глаза и перед ним становятся 3-4 человека. Водящий должен угадать, кто первым к нему подошёл, кто задел руки, кто вторым подошёл, кто дотронулся до лица  и т.д

6.Упражнение «Мария Ивановна»

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации.

Выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

 7. Упражнение «Пресс»

Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в “трудном” классе, разговором с “трудным” учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что, мы видим так часто: “сбрасывается” отрицательно заряженная энергия на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто “заземление” отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье учителя, где он ослабляет внутренний контроль после работы.

Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

8. Упражнение «Шурум-бурум»

Водящему предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга, и, произнося только слова «шурум –бурум»,  показать задуманное чувство.  

9. Упражнение «Настроение»

Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки, нагрубившего вам. В беседе с ней вы говорили о воспитании сына в семье, необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, о том, что вседозволенность, которая культивируется на ваш взгляд, в семье ученика, ни к чему хорошему не приведет. После всех этих разговоров мать подростка вдруг заявила, что “воспитывать должны в школе”, что у нее на это нет времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.

Как снять неприятный осадок после такого разговора? Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.

10. Упражнение «Пословицы»

Предлагается упражнение, хорошо “снимающее” внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

Возьмите любую из книг: “Русские пословицы”, “Мысли великих людей” или “Афоризмы” (в каждой школьной библиотеке книги есть). Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.

Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

11.Упражнение «Дерево»

Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверх-концентрацией человека на своих переживаниях.

Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: “снял” центр ситуации с себя и перенес его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. Децентрация позволяет перенести, “выбросить” отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.

Существует несколько форм децентрации. Ролевая децентрация связана с перевоплощением человека, мысленным включением в другую ситуацию. Используется педагогическая рефлексия, учитель старается посмотреть на себя “со стороны”, проанализировать ситуацию глазами внешнего наблюдателя, применить “психическое зеркало”. Коммуникативная децентрация осуществляется в диалоге с переменой коммуникативных позиций. Упражнение выполняется индивидуально. Оно вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

По дороге домой, в транспорте, представляйте себя деревом (каким вам нравиться, с каким легче всего себя отождествить). Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля - это символ жизни, корни - это символ стабильности, связи человека с реальностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на снятие эмоционального напряжения.

В материале даются ответы, как управлять эмоциями и чувствами, контролировать их проявление....

Тренинг на снятие эмоционального напряжения у воспитателей.

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном...

Тренинг для снятия эмоционального напряжения

Тренинг для снятия эмоционального напряжения...

Тренинг по снятию эмоционального напряжения у педагогов

Тренинг помогает снять эмоциональное напряжение, способствует улучшению эмоцинального состояния, знакомит с упражнениями, которые активизируют полноценную деятельность ума и тела....

Тренинг на снятие эмоционального напряжения «В гармонии с собой»

Снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы....

Тренинг на снятие эмоционального напряжения "Спасем Волшебную страну Эмоций"

Тренинг для детей подготовительной группы на снятие эмоционального напряжения...

Тренинг на снятие эмоционального напряжения

Тренинг направлен на снятие эмоционального напряжения, укрепление психологического здоровья педагога....