Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
методическая разработка на тему
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.75 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.
1.1. Предметно-пространственное обеспечение.
Материально-техническая база детского сада включает следующие пространства:
- Совмещённый музыкально-спортивный зал;
- кабинет учителя-логопеда;
- кабинет педагога-психолога;
- спортивная площадка с оборудованием;
- пособия и атрибуты для развития двигательной активности в групповых комнатах и в зале.
1.2. Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение.
Первоосновой системы научно-методического обеспечения здоровьесберегающей деятельности в ДОУ выступает нормативно-правовая база. Она включает законодательство, государственные и региональные законы, положения, письма и инструкции.
1.Федеральными законами:
-Конституцией РФ (1993 года)
- Законом РФ «Об образовании» (2013 год)
- Конвенцией ООН о правах ребенка
2. Постановлениями Правительства РФ:
- Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования.
3.Нормативно- правовыми документами Министерства образования РФ:
- «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26.
4.Устава МБДОУ №11 «Голубой вагон».
5.Договора между МБДОУ и родителями.
6. Годового плана работы.
7. Основной общеобразовательной программы МБДОУ №11 «Голубой вагон
Научно-методическим обеспечением здоровьесберегающей деятельности в ДОУ послужили программы и методические пособия:
- Программа «Как воспитать здорового ребенка?» В.Г. Алямовская;
- «Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ» О.Н. Моргунова;
- «Занятия физкультурой в ДОУ» Л.Г.Горькова;
- «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ» О.Н. Моргунова;
- -«Физкультура- дошкольникам» Л.Д. Глазырина;
- «Программа социально-психологической коррекционно-развивающей ’ работы с детьми старшего дошкольного возраста» И. Ярушина;
- «Психологические проблемы детей дошкольного возраста» Е.Е.Алексеева;
- «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева;
- «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения» Н.И.Крылова;
- «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет» В.Т.Кудрявцев.
1.3.3доровьесберегащие компоненты и условия.
Создавая развивающее пространство оздоровления детей, объединяются усилия всех специалистов: учителя-логопеда, воспитателей, педагога- психолога, инструктора по физической культуре, муз. руководителя, медсестры в дошкольном образовательном учреждении осуществляется:
- введение терапевтических мероприятий, которые стабилизируют здоровье детей, снижают уровень невротизаций, создают гармонию разума и чувств ребенка, повышают выносливость к нагрузкам в оздоровительном режиме дня и организации гибкого режима при плохой погоде;
- внедрение в педагогический процесс психотерапевтических методик, которые позволяют повысить мотивацию к обучающей деятельности и уверенность в себе и своих возможностях, обеспечивают комфортное психоэмоциональное состояние, способствуют профилактике, диагностике и коррекции эмоциональной сферы ребенка, сохранению и укреплению психического здоровья дошкольника;
- личностно-ориентированное образование и дифференцированный подход к организации ООД по физическому развитию;
- интеграция содержания образовательной деятельности.
Внедрение в образовательный процесс новых форм и методов педагогики оздоровления в рамках единого комплексного оздоровительно-развивающего пространства позволяет:
- создавать положительный эмоциональный настрой;
- тщательно варьировать нагрузки с учетом психологических особенностей ребенка, отслеживать развитие детей;
- снижать утомляемость;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Здоровьесберегающие компоненты включаются в разные виды образовательной деятельности: организованно-образовательную, совместную и самостоятельную.
В дошкольном учреждении созданы следующие здоровьесберегающие условия:
- совмещённый музыкально - спортивный зал для проведения ОО музыкальных занятий с элементами оздоровления (музыкотерапии), праздников, развлечений, досугов, самостоятельной музыкальной деятельности, минуток здоровья, оздоровительных пауз, театрализованных постановок; проведения гимнастики, ООД по физическому развитию, подвижных игр, развлечений, праздников, самостоятельной двигательной активности, уроков здоровья, минуток шалости, профилактических упражнений;
медицинский кабинет для проведения лечебно-профилактических мероприятий;
- логопедический кабинет для проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения;
- уголок психологической разгрузки для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия, создание положительного эмоционального фона, проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения, коррекции игровой деятельности, развития познавательной деятельности;
- кабинет педагога-психолога;
- в групповых комнатах оборудованы уголки двигательной активности, уголки уединения и отдыха, имеются релаксационные и активизирующие компоненты, в уголках изодеятельности имеется достаточный подбор арттерапевтических упражнений и нетрадиционных материалов.
- функционирует плескательный бассейн для осуществления закаливающих процедур в летний период.
2. Комплексная медико-психолого-педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей.
Направления деятельности | Мероприятия | Сроки | Группа | Ответственные | ||||
Комплексная оценка состояния здоровья детей. | -ведение медицинской карты дошкольника; - ведение листов адаптации; - оформление паспортов здоровья; - определение уровня физического развития и степени его гармоничности (антропометрия); - определение уровня резистентности, выявление групп ЧБД; - оценка степени адаптации; - определение уровня функционального состояния организма, соотнесение по состоянию здоровья к медицинским группам; - выявление детей с хроническими заболеваниями (осмотры педиатром и врачами специалистами, лабораторные исследования). | Постоянно При поступле нии Постоянно 1 раз в квартал 2 раза в год 1 раз в год 2 раза в год 1 раз в год | Все группы Группа 3-4 лет Все группы Все группы Все группы Группа 3-4 лет Все группы Все группы | Медсестра Воспитатели Воспитатели Медсестра Медсестра Педагог-психолог Врач-педиатр Врачи-специалисты детской поликлиники | ||||
Диагностическая деятельность | ||||||||
Физическая подготовленность детей | Оценка физической подготовленности (соответствие нормам) | 2 раза в год | Группы 4-5, 5-6, 6-7 лет | Инструктор по ФК | ||||
Психологическое здоровье воспитанников | - изучение психологических особенностей детей с учётом их индивидуального развития; - определение психологической готовности детей к школьному обучению; - изучение взаимоотношений между детьми в группе; - изучение самооценки детей; - психолого-педагогическое изучение личности ребёнка. | Ноябрь 2 раза в год В течение года В течение года | Группа 5-6 лет Группа 6-7 лет Группы 4-5, 5-6, 6-7 лет Группы 5-6, 6-7 лет | Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог |
3. Технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.
3.1. Лечебно-оздоровительная деятельность
Мероприятия | Время проведения в режиме дня | Особенности и методика проведения | Группа | Ответственные |
Фармакотерапия Мазь оксолиновая 0,25% | Перед выходом на прогулку | Слизистая оболочка носа смазывается ежедневно в течение 10 дней. | Все группы | Медсестра |
Витаминотерапия С-витаминизация третьих блюд; -Ревит; -Гексавит | Время обеда Перед прогулкой | Аскорбиновая кислота добавляется в компот. Приём поливитаминных препаратов профилактического значения осуществляется в течение всего осенне-зимне-весеннего периода (ноябрь-май) 1 драже в день. | Все группы | Медсестра |
Фитонциды | Завтрак, обед | В меню регулярно включаются луково-чесночные салаты. Используются чесночные ожерелья. | Все группы | Медсестра |
Гимнастика -утренняя гимнастика; -дыхательная гимнастика; -пальчикрвая гимнастика; -восстанови тельная гимнастика; -гимнастика для глаз; -корригирующая гимнастика; -артикуляционная гимнастика; -психогимнастика; - оздоровительная гимнастика после дневного сна. | Утро Утренние часы, перед завтраком Перед и во время ООД Между ООД Во время ООД Во время ООД по физическому развитию, самостоятельной деятельности, на прогулке После утренней гимнастики Во время ООД Вторая половина дня | Используются различные формы: образная гимнастика, в форме подвижных игр, танцевально-ритмические упражнения, на полосе препятствий, оздоровительно-беговая. Содействует разрядке нервной системы, повышает тонус, обеспечивает оздоровительный эффект. Дыхательная гимнастика укрепляет и оздоравливает организм детей, развивает дыхательную мускулатуру, улучшает функции нервной и сердечно-сосудистой систем, повышает сопротивляемость организма к простудным и другим заболеваниям. Повышает функциональную функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Обеспечивает быстрый и комфортный переход ребёнка от одного вида деятельности к другому, повышает умственную и мышечную работоспособность, предупреждает появление переутомления. Снимает зрительную нагрузку мышц глазодвигательного аппарата, развивает остроту зрения. Комплекс специальных упражнений, рекомендуемых детям с плоскостопием и нарушениями осанки. Способствует формированию артикуляционного аппарата у детей, проводится для стимуляции речевых зон. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка. Помогает поднять настроение, мышечный тонус, обеспечивает профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Проводится в постели. | Все группы Все группы Все группы Все группы Группы 4-5, 5-6, 6-7 лет Все группы Группы 4-5, 5-6, 6-7 лет Все группы Все группы | Инструктор по ФК Воспитатели групп Инструктор по ФК Воспитатели групп Воспитатели групп Воспитатели групп Воспитатели групп Инструктор по ФК Воспитатели групп Учитель-логопед Воспитатели групп Педагог-психолог Воспитатели групп Инструктор по ФК Воспитатели групп |
Релаксационные упражнения | В течение дня | Способствуют недопустимости интеллектуально-физических и психоэмоциональных перегрузок. | Все группы | Педагог-психолог Воспитатели групп |
Проветривание | В течение дня | Сквозное проветривание осуществляется при отсутствии детей. Понижение температуры от 22 до 14-15 градусов | Все группы | Младшие воспитатели групп |
Массаж -игровой самомассаж рук | Утренние часы | Проводится в игровой форме. | Группы 4-5, 5-6, 6-7 лет | Воспитатели групп |
3.2. Оздоровительная деятельность.
Примерный перечень закаливающих мероприятий
Форма закаливания | Закаливающее воздействие | Длительность (мин. в день) |
Утренняя гимнастика (в теплую погоду на воздухе) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями | 3-4 года- 5-6 мин. 4-5 лет – 5-10 мин. 5-6 лет – 7-10 мин. 6-7 лет – 10-12 мин. |
Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении | Воздушная ванна | Индивидуально |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (в помещении) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т. п. | 3-4 г.- до 15 мин. 4-5- до 20 мин. 5-6 – до 25 мин. 6-7 – до 30 мин. |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице) | Сочетание свето - воздушной ванны с физическими упражнениями; | 3-4 г.- до 15 мин. 4-5- до 20 мин. 5-6 – до 25 мин. 6-7 – до30 мин. |
Прогулка в первой и второй половине дня | Сочетание свето - воздушной ванны с физическими упражнениями | Два раза в день по 2 часа, с учетом погодных условий |
Полоскание горла (рта) после обеда | Закаливание водой в повседневной жизни | 3-7 мин. подготовка и сама процедура |
Дневной сон без маек | Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных, климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка | В соответствии с действующими СанПин |
Физические упражнения после дневного сна | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями | 5-7 мин. |
Закаливание после дневного сна | Воздушные ванны и водные процедуры ( обширное умывание). | 5- 15 мин. |
Система закаливающих – оздоровительных мероприятий
Оздоровительно-закаливающие мероприятия | Группы | Место проведения | Сопутствующий режимный момент и дозировка | Время года |
1.Утренний прием детей на воздухе | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | Участок | 15-20 мин 25-30 мин 30-40 мин 30-40 мин | Май-октябрь Март-октябрь. В течение года по климатическим показаниям |
2.Утренняя гимнастика на воздухе | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | Территория детского сада | 5 -10 мин. 10-15 мин. 20 мин. 20 мин. | Осень, весна, лето |
3.Облегченная форма одежды | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | Группа, участок | В течение дня при соответствующей температуре | В течение года |
4.Умывание прохладной водой в течение дня | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | Туалетная комната | После дневного сна 1 мин. | Лето В течение года |
5. Полоскание горла кипячёной водой комнатной температуры | 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | Туалетная комната | После дневного сна. | В течение года |
6.Сон при открытых форточках | 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | Группа | Дневной сон | В теплое время года |
7.Дыхательная гимнастика | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | Участок, группа | Во время выполнения физических упражнений, 1-2 мин | В течение года |
8.Воздушные ванны 9. Хождение босиком | 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Все группы | Спальня Группа Спальня В летний период на участке | После дневного сна 1-2 мин. Перед и после дневного сна, во время ООД по физическому развитию. | При соответству ющей температуре в группе (осень, зима до 15.01, весна, лето) |
8. Купание в плескательном бассейне | 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет | На улице | После прогулки, перед обедом | Лето |
9. Вакцинация | Все группы | Медицинский кабинет | 1 половина дня Проводится в рамках календаря проф.прививок. Вакцинопофи лактика гриппа проводится по эпидемиологи ческим показаниям. |
3.3. Физкультурно-развивающая деятельность.
Виды здоровьесберегающей деятельности | Время проведения в режиме дня | Особенности и методика проведения | Ответственные | Группа |
ООД по физическому развитию | 1-я половина дня | Используются различные виды ООД по физическому развитию, которые обеспечивают обогащение и развитие двигательной сферы воспитанников через наполнение её эмоционально-выразительным и разнообразным содержанием. Проводиться 3 занятия в неделю, одно из которых на свежем воздухе. | Инструктор по ФК Воспитатели групп | Группы 3-4,4-5,5-6,6-7 лет |
Подвижные и спортив ные игры: - игры средней подвижности | На прогулке в течение дня | Организуются игры на коррекцию основных движений. Создаётся среда, активизирующая двигательную активность детей: классики, /юрожки, лесенки и т.д.; обеспечение детей атрибутами, развивающими двигательные возможности детей: мячи, скакалки, обручи, ракетки и т.д. Используются в свободной игровой деятельности, способствуют улучшению психического и физического здоровья детей. | Воспитатели групп Инструктор по ФК | Все группы |
Прогулка | Утренний приём, перед обедом, вечер | В процессе наблюдений у детей формируются умения радоваться окружающему миру, создаются условия для выполнения трудовых поручений, создаются условия для самостоятельной игровой деятельности, для удовлетворения потребности в движении. Длительность 4-4,5 часа в день. | Воспитатели групп | Все группы |
4. Коррекционные технологии.
Коррекционная работа в детском саду начинается с диагностики и планирования коррекционно-воспитательного воздействия на детей. Проведение коррекционных занятий осуществляется с целью: развития общей моторики; пространственной ориентации; мелкой моторики рук; физиологического и речевого дыхания; координации речи с движением; выработки навыков релаксации; коррекция психических процессов; развития речи у детей. В начале учебного года инструктор по физкультуре знакомится с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями. Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий. В коррекционной работе используется имеющееся спортивное оборудование, разнообразные физические упражнения с целью удовлетворения потребностей детей в движении, а игровая форма делает их наиболее привлекательными.
Виды здоровье-сберегающей деятельности | Время проведения в режиме дня | Особенности и методика проведения | Ответствен ные | Группа |
Арттерапия | До завтрака, занятия по ИЗО, 2-я половина дня. | Введение элементов арттерапии - влияние основных цветов, эмоциональный выбор темы, адекватное реагирование, активное экспериментирование, изображение эмоциональных состояний. Занятия с психологом. | Воспитатели групп, педагог-психолог | Группы 5-6, 6-7 лет |
Сказкотера пия | I и П пол. дня Подготовка к прогулке, возвращение с прогулки. | Используются психопрофилактические и психокоррекционные сказки, которые мягко влияют на поведение ребёнка, помогают снизить уровень тревожности и агрессивности, избежать негативных эмоций, развить коммуникативные способности. | Воспитатели групп педагог-психолог | Группы 5-6,6-7 лет |
Словотерапия | В течение дня | Использование художественных произведений, потешек, сказок, стихов, шуток. Также в общении с детьми используются беседы, разговоры - убеждения, разъяснения, помогающие определить эмоциональное состояние ребёнка. | Воспитате ли групп | Все группы |
Игротерапия | В течение дня | Подбираются соответствующие игрушки и материалы, облегчающие ребёнку выражение чувств ( игрушки из реальной жизни; игрушки, помогающие снять агрессию; игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций). | Воспитате ли групп | Все группы |
Куклотерапия | Во время свободной дея-тельности, ООД. | Во время театрализованной деятельности создаётся положительное эмоциональное настроение, осуществляется установление гармоничных отношений с окружающими, освобождение от отрицательных переживаний, наполнение положительными эмоциями. Комплексное воздействие на детей с помощью разнообразных театральных приемов: этюдов, игр, специальных заданных ситуаций. | Воспита тели групп, Музыкальный руководитель, Педагог-психолог. | Все группы |
Музыкотера пия | Режимные моменты, музыкаль ные занятия. | Использование музыки во время подготовки ко сну: успокаивающая, ласковая, колыбельная, звучание тихое. Введение элементов музыкотерапии в занятие способствует профилактике детских неврозов, уменьшению внутренних конфликтов, агрессивных тенденций. Слушание музыки освобождает от отрицательных переживаний, наполняет положительными эмоциями. | Воспита тели групп, Музыкальныйруководитель, Педагог-психолог. | Все группы |
Цветотерапия | В течение дня | Осуществляется подбор и применение цветового режима для ребенка с целью коррекции психофизического развития. В работе с детьми используется сочетание голубого и желтого, небесного и голубоватого цветов, которое влияет как на физиологическое, так и на эмоциональное состояние ребенка. В спортивной зоне – яркие и насыщенные тона – желтый, красный, оранжевый. | Воспитатели, специалисты, педагог-психолог | Все группы |
Пескотерапия | Утро, прогулка | Оказывает позитивное влияние на эмоциональную сферу ребенка, поглощает негативную психологическую энергию, стабилизирует эмоциональное состояние. Используется в работе с детьми для профилактики и коррекции эмоционального самочувствия. | Воспитате ли, педагог-психолог | Все группы |
Логоритмика | 1 половина дня | Используется как форма активной терапии в коррекционной работе логопеда, включает в себя систему физкультурных упражнений и построена на связи слова, движения и музыки. | Учитель-логопед, Музыкальный руководитель | Группы 5-6,6-7 лет |
День здоровья | В течение дня | Проводится 1 раз в квартал. Организуется в ДОУ во всех возрастных группах для укрепления здоровья воспитанников. Распорядок «Дня здоровья» составляется в соответствии с режимом дня и в зависимости от возраста детей. Специалистами ДОУ и воспитателями разрабатываются конспекты мероприятий, используется спортивное оборудование физкультурного зала и групп. | Инструктор по ФК Воспитатели | Все группы |
Оздоровитель ный бег | Утренняя гимнастика ООД по физическо му развитию | Проводится обязательно на воздухе. Сначала предлагается детям короткая разминка (3-4 упр.), затем делается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-300 м в зависимости от индивидуальных возможностей детей. | Инструктор по ФК | Группы 5-6,6-7 лет |
Физкультурные праздники и развлечения | Первая половина дня | Проводятся в каждой возрастной группе 1 раз в месяц и соответствует опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям детского организма. | Инструктор по ФК | Группы 3-4,4-5,5-6,6-7 лет |
Оптимальный двигательный режим | В течение дня | Включает в себя всю динамическую деятельность детей, как организационную, так и самостоятельную. Способствует формированию двигательной активности ребенка для его гармоничного развития. | Педагоги ДОУ | Все группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...

Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...