«Разнообразные виды организации двигательной активности у детей
статья по теме

Могильникова Людмила

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 8 «ОГОНЁК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА      

 

 

                 

 

 

 

 

 «Разнообразные виды организации двигательной активности у детей и ее роль в жизни ребенка»

                     

                            

 

                                    

 

 

 

                                                                            Воспитатель: Могильникова Л.В.

 

 

                                                       2016г.

 

                                     Содержание

1.     Понятие «двигательная активность» и её влияние на здоровье дошкольников.

2.     Составные части двигательной  активности дошкольников.

3.     Виды двигательной активности.

4.     Формы двигательной активности:

- физкультурно – оздоровительные занятия;                                                                                                                                                                                                                  - учебные занятия по физической культуре;                                                                                                                                                                                                                     - самостоятельная  двигательная деятельность;

 

Базовой ценностью и необходимым условием полноценного психического, физического и социального развития ребенка является здоровье. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, будет трудно сформировать здоровье в будущем.

               Одним из самых важных и мощных естественных стимуляторов роста и развития ребенка в детском саду является двигательная активность, которая оказывает влияние на формирование физиологических систем организма.

Многие учёные указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний. В их работах  указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм. При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается  атрофия, приводящяя  к мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию — удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности.

Понятие «двигательная активность» (ДА) включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности.

                 Как влияет двигательная активность на здоровье дошкольников?*

Двигательная активность способствует:

- повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

- росту физической работоспособности;

- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

- появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.                        

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части:

---- активность в процессе физического воспитания;

---- физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

---- спонтанная физическая активность в свободное время.

 Эти составляющие тесно связаны между собой.

           В теории и методике физического воспитания выделяют виды Д.А.:

--  регламентированную ДА – непосредстено-образовательная деятельность. (НОД)

--  частично – регламентированную ДА - например, во время выполнения подвижных игр.

--  нерегламентированную ДА-— объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Двигательная активность зависит не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.

              Первое место в двигательном режиме детей принадлежит

                     физкультурно – оздоровительным занятиям:

1)  Утренняя гимнастика :     Формы организации утренней гимнастики:

- Традиционный комплекс утренней гимнастики  (с предметами и без)

 -Утренняя гимнастика в игровой форме

- С использованием полосы препятствий

- С включением оздоровительных пробежек

 -С использованием простейших тренажеров.

 

2)    Гимнастика после дневного сна - в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику     следует проводить 5-15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

Варианты гимнастики после дневного сна:

-разминка в постели и самомассаж;

-гимнастика игрового характера;

-с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

-пробежки по массажным дорожкам.

3)  Подвижные игры и физические упражнения во время прогулок -подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствие с режимом каждой возрастной группы.  

4)   Физкультминутки  - проводятся на занятиях с умственной нагрузкой для уменьшения мышечного и эмоционального напряжения.

5)   Физкультурная пауза — перерыв между занятиями, во время которого проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений. Физкультурная пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у детей, сформировавшегося в процессе занятий с умственной нагрузкой, повышения двигательной активности детей.

6)   Коррекционное  занятие— комплекс мероприятий медицинского, физического, психологического характера, которые направлены на восстановление индивидуального здоровья детей. Коррекционное занятие проводится руководителем физического воспитания с подгруппами детей при наличии единых медицинских показаний и противопоказаний или индивидуально. Коррекционное занятие проводится не менее 2 раз в неделю (индивидуально и по подгруппам) 20–30 мин во второй половине дня.

7)  Закаливающие процедуры- в сочетание с физическими упражнениями также играют немалую роль в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. В дошкольных учреждений в целях закаливания детей используется воздушные ванны, водные процедуры и солнечные ванны.

8)  Дыхательная гимнастика;

                 

 

                 Второе место в двигательном режиме детей занимают:

 учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе). Продолжительность занятий в детском саду для детей 2-3 лет – не более 10 мин., 3-4 лет – не более 15 мин., 4-5 лет не более 20 мин., 5-6 лет- не более 25 мин., 6-7 лет –не более 30 мин.

Основные типы физкультурных занятий:

-традиционное       

-тренировочное         

 - игровое                                                                                                                                                             

 - сюжетное                                                                                                                                                                                 

 - с использованием тренажеров простейшего и сложного устройства                                                                 

  -  по интересам                   

 - тематическое                                                                                                                                   

 - комплексное                                                                                                                                                                                                 

  -контрольно-проверочное

Традиционное классическое занятия состоит из трёх частей.

Вводная часть  (подготовительная) включает в себя построение, приветствие,  рекомендации по поводу внешнего вида (спортивной формы), объяснение темы занятия, упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке – различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств. Используются подводящие упражнения (в соответствии с темой), пофазное выполнение и выполнение целиком основных движений. А также в основную часть занятия включена подвижная игра, способствующая закреплению двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей.

Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние.

                 

 

                                    Третье место отводится :

самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями. Самостоятельная двигательная деятельность детей -ежедневно в утренние часы, до занятий и между занятиями, на прогулках и во второй половине дня по желанию детей

             Немаловажное значение отводится активному отдыху:

-недели здоровья;

- физкультурный досуг;

- физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде;

- игры – соревнования;                                                                                           

- прогулки и экскурсии за пределы детского сада представляют собой простейший вид детского туризма.

- спартакиады

А также совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи:

- домашние задания;

- физкультурные занятия детей совместно с родителями;

- участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДУ.

 

Таким образом, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении .

Вся многообразная двигательная деятельность детей проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание радостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходимая смена деятельности, дозировка ее, соблюдения всего двигательного режима.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_aktiv.doklad.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 8 «ОГОНЁК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА      

                 

 «Разнообразные виды организации двигательной активности у детей и ее роль в жизни ребенка»

                     

                             

                                    

                                                                            Воспитатели:    Панченко В.Н.  

                                                                                                       Могильникова Л.В.

                                                       2016г.

 Содержание

  1. Понятие «двигательная активность» и её влияние на здоровье дошкольников.
  2. Составные части двигательной  активности дошкольников.
  3. Виды двигательной активности.
  4. Формы двигательной активности:

- физкультурно – оздоровительные занятия;                                                                      - учебные занятия по физической культуре;                                                                                   - самостоятельная  двигательная деятельность;

Базовой ценностью и необходимым условием полноценного психического, физического и социального развития ребенка является здоровье. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, будет трудно сформировать здоровье в будущем.

               Одним из самых важных и мощных естественных стимуляторов роста и развития ребенка в детском саду является двигательная активность, которая оказывает влияние на формирование физиологических систем организма.

Многие учёные указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний. В их работах  указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм. При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается  атрофия, приводящяя  к мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию — удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности.

Понятие «двигательная активность» (ДА) включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности.

                 Как влияет двигательная активность на здоровье дошкольников?*

Двигательная активность способствует:

- повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

- росту физической работоспособности;

- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

- появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.                        

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части:

---- активность в процессе физического воспитания;

---- физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

---- спонтанная физическая активность в свободное время.

 Эти составляющие тесно связаны между собой.

           В теории и методике физического воспитания выделяют виды Д.А.:

--  регламентированную ДА – непосредстено-образовательная деятельность. (НОД)

--  частично – регламентированную ДА - например, во время выполнения подвижных игр.

--  нерегламентированную ДА-— объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Двигательная активность зависит не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.

              Первое место в двигательном режиме детей принадлежит

                     физкультурно – оздоровительным занятиям:

1)  Утренняя гимнастика :     Формы организации утренней гимнастики:

- Традиционный комплекс утренней гимнастики  (с предметами и без)

 -Утренняя гимнастика в игровой форме

- С использованием полосы препятствий

- С включением оздоровительных пробежек

 -С использованием простейших тренажеров.

2)    Гимнастика после дневного сна - в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику     следует проводить 5-15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

Варианты гимнастики после дневного сна:

-разминка в постели и самомассаж;

-гимнастика игрового характера;

-с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

-пробежки по массажным дорожкам.

3)  Подвижные игры и физические упражнения во время прогулок -подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствие с режимом каждой возрастной группы.   

4)   Физкультминутки  - проводятся на занятиях с умственной нагрузкой для уменьшения мышечного и эмоционального напряжения.

5)   Физкультурная пауза — перерыв между занятиями, во время которого проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений. Физкультурная пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у детей, сформировавшегося в процессе занятий с умственной нагрузкой, повышения двигательной активности детей.

6)   Коррекционное  занятие— комплекс мероприятий медицинского, физического, психологического характера, которые направлены на восстановление индивидуального здоровья детей. Коррекционное занятие проводится руководителем физического воспитания с подгруппами детей при наличии единых медицинских показаний и противопоказаний или индивидуально. Коррекционное занятие проводится не менее 2 раз в неделю (индивидуально и по подгруппам) 20–30 мин во второй половине дня.

7)  Закаливающие процедуры- в сочетание с физическими упражнениями также играют немалую роль в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. В дошкольных учреждений в целях закаливания детей используется воздушные ванны, водные процедуры и солнечные ванны.

8)  Дыхательная гимнастика;

                 

                 Второе место в двигательном режиме детей занимают:

 учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе). Продолжительность занятий в детском саду для детей 2-3 лет – не более 10 мин., 3-4 лет – не более 15 мин., 4-5 лет не более 20 мин., 5-6 лет- не более 25 мин., 6-7 лет –не более 30 мин.

Основные типы физкультурных занятий:

-традиционное                                                                                                                                                                          -тренировочное                                                                                                                                                             - игровое                                                                                                                                                                                          - сюжетное                                                                                                                                                                                         - с использованием тренажеров простейшего и сложного устройства                                                                          -  по интересам                                                                                                                                                                                     - тематическое                                                                                                                                        - комплексное                                                                                                                                                                                                   -контрольно-проверочное

Традиционное классическое занятия состоит из трёх частей.

Вводная часть  (подготовительная) включает в себя построение, приветствие,  рекомендации по поводу внешнего вида (спортивной формы), объяснение темы занятия, упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке – различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств. Используются подводящие упражнения (в соответствии с темой), пофазное выполнение и выполнение целиком основных движений. А также в основную часть занятия включена подвижная игра, способствующая закреплению двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей.

Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние.

                 

                                    Третье место отводится :

самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями. Самостоятельная двигательная деятельность детей -ежедневно в утренние часы, до занятий и между занятиями, на прогулках и во второй половине дня по желанию детей

             Немаловажное значение отводится активному отдыху:

-недели здоровья;

- физкультурный досуг;

- физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде;

- игры – соревнования;                                                                                          

- прогулки и экскурсии за пределы детского сада представляют собой простейший вид детского туризма.

- спартакиады

А также совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи:

- домашние задания;

- физкультурные занятия детей совместно с родителями;

- участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДУ.

Таким образом, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении .

Вся многообразная двигательная деятельность детей проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание радостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходимая смена деятельности, дозировка ее, соблюдения всего двигательного режима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект консультации выступления на семинаре инструктора по физической культуре на тему: ": «Формы организации двигательной активности детей. Идеи организации уголка здоровья».".

Данная информация будет полезна, как инструкторам по физической культуре, так и воспитателям дошкольного учреждения для организации уголков активности в группе....

Консультация для родителей. Организация двигательной активности у детей младшего возраста в ДОУ

Как правильно организовать двигательную активность детей с учетом возрастных особенностей....

"Организация двигательной активности на занятиях и прогулках". "Организация двигательной активности в групповой комнате"

консультация для воспитателей  по образовательной области "Физическое развитие"...

Организация двигательной активности для детей с ОВЗ.

Создание оптимальных условий для подготовки к школе детей с ОВЗ...

консультация для родителей «Организация двигательной активности у детей младшего возраста в ДОУ»

материал раскрывает как правильно организовывать двигательную активность малышей дома....

Индивидуальный подход в организации двигательной активности у детей дошкольного возраста

Одним из условий успешной реализации проведения занятий по физической культуре является обеспечение индивидуально – дифференцированного подхода к детям...

Консультация для педагогов "Организация двигательной активности у детей"

Разнообразные виды организации режима двигательной активности у дошкольников....