Образовательный проект "Если хочешь быть здоров"
проект (подготовительная группа) по теме

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельности педагога и ребенка в течение дня. Цель, поставленная перед собой, перед педагогами – создание устойчивой мотивации и потребности в сохранение своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Таким образом, была определена тема проекта:  «Если хочешь быть здоров»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_hochesh_byt_zdorov_proekt.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Если хочешь быть здоров»

Адресация проекта

Дети подготовительной группы.

Руководитель проекта

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна, воспитатель  МБДОУ «ЦРР-д\с»        № 63 («Северяночка»)

Участники проекта

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна -  воспитатель,

Дударева Марина Константиновна – инструктор по физической культуре

Иваненко Наталья Ивановна – инструктор по физической культуре

с правом обучения плаванию

Дети подготовительной группы, родители воспитанников

Возраст воспитанников

6-7лет

Особенности проекта

по характеру создаваемого продукта:  практико-ориентированный информационный    

по количеству создателей: индивидуальный

по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой

по продолжительности: краткосрочный

по профилю знаний: межпредметный проект

по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения

Цель проекта

Цель педагогов: Создание максимально благоприятных условий для формирования у детей правильного отношения к своему здоровью путем совершенствования исследовательского поведения и развития познавательных способностей.

Цель, поставленная перед детьми: создание альбома «Сохрани свое здоровье сам»

Задачи проекта

1. Разработать содержание, обеспечивающее воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка, познавательной и эмоциональной сферы, потребности в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни.

2. Помочь ребёнку создать целостное представление о своём теле, уметь "слушать" и "слышать" свой организм.

3. Прививать навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи.

4. Развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких.

5. Развивать кругозор, креативность, нестандартное мышление у детей старшего дошкольного возраста.

6. Воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли.

Ресурсы проекта

Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

  •  Материалы к занятиям: плакаты, схемы, специальное оборудование и материалы для экспериментирования: увеличительные стекла, перышки, вата, зеркала.
  • Дидактическая игра «Я и мое тело», «Опасно – не опасно», «Что такое хорошо, а что такое плохо»
  • Информационная обеспеченность:

энциклопедии, учебно-методическая литература.

  • Требования к уровню подготовленности воспитанников:

Интегративные качества ребенка:

- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики. Самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

- Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает много вопросов, настойчиво добивается решения познавательных задач, экспериментирует и исследует предметы и материалы.

- Эмоционально отзывчивый. Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие.

- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок освоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Использует деловую, познавательную, личностную формы общения.

- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

-  Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

- Имеющий первичные представления о себе: ребенок имеет представление о своем возрасте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях.

- Ребенок, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Владеет разнообразными речевыми умениями: выслушать и понять речь собеседника, понятно для слушателя выразить свои мысли в форме предложения, рассказа, рассуждения; имеет богатый словарный запас, владеет средствами языковой выразительности. Проявляет настойчивость и волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.

- Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками. У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности).

Требования к уровню подготовленности педагогов: Специалистом, реализующим данный проект, может быть педагог-психолог или специально подготовленный педагог, обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, эмпатия, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагогов: 

- перспективный план;

- конспекты непосредственной образовательной деятельности;

- дидактические разработки, учебное пособие.

Результат деятельности детей – максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.

 Продукты деятельности детей:

- альбом «Сохрани свое здоровье сам»;

-  дидактические игры.

Аннотация

   В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

     Но главным препятствием является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

В результате исследовательской деятельности по проблемному полю была определена цель работы - разработка системы занятий познавательного цикла, оказывающих влияние на формирование здорового образа жизни у детей.

Этапы работы над проектом

I этап  - Погружение в проект.

1) выбор направления работы - определение темы, цели;

2) определение системы задач;

3) создание методической базы.

II этап  - Организация деятельности.

1) создание перспективного плана;

2) накопление ресурсов;

3) координация действий участников проекта.

III этап – Осуществление деятельности.

1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом;

2) работа с родителями детей (консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком);

3)  итог, анализ работы.

IV этап – Оформление.

1) оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: перспективный план, рекомендации, пособия; дети: дидактические игры, альбом);

2) презентация альбома «Сохрани свое здоровье сам» детьми – участниками проекта своим сверстникам и родителям, а так же детям младших групп.

V этап – Презентация.

1) окончательное оформление проекта;

2) презентация на уровне МДОУ;

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных.

В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности.

Валеологическое образование невозможно без изучения строения человеческого организма. Наш многолетний опыт педагогической работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников новый «пласт» знаний по валеологии и способствовать приобщению детей к здоровому образу жизни средствами инновационных технологий.

В настоящее время мы – воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. С нашей точки зрения, самым важным является формирование у ребенка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни.  Но как это сделать? Как нацелить ребенка на то, что нужно ухаживать за собой, за своим телом, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги? Как научить его следовать определенному режиму дня, заботиться о сне и о питании? Решить эти задачи путем простой передачи знаний невозможно.  Главная задача – не вложить в голову ребенка сумму определенных знаний и правил, а помочь ему задуматься о своем здоровье.

Формирование здоровья ребенка в дошкольном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Необходимо создать эмоциональную, радостную обстановку, т. к. здоровье детей во многом зависит от их психического состояния. Большое значение имеет организация пространства в группе. Правильно организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. И тогда наши дети будут физически здоровы, активны, коммуникабельны. Учитывая все вышеизложенное, перед нами появилась необходимость разработки и реализации проекта.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельности педагога и ребенка в течение дня. Цель, поставленная перед собой, перед педагогами – создание устойчивой мотивации и потребности в сохранение своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Таким образом, была определена тема проекта:  «Если хочешь быть здоров», и поставлена цель перед педагогами: Создание максимально благоприятных условий для формирования у детей правильного отношения к своему здоровью путем совершенствования исследовательского поведения и развития познавательных способностей.

Исходя из цели, наметили задачи:

1. Разработать содержание, обеспечивающее воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка, познавательной и эмоциональной сферы, потребности в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни.

2. Помочь ребёнку создать целостное представление о своём теле, уметь "слушать" и "слышать" свой организм.

3. Прививать навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи.

4. Развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких.

5. Развивать кругозор, креативность, нестандартное мышление у детей старшего дошкольного возраста.

6. Воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли.

Создание методической базы…… 

Учебные пособия, существующие на сегодняшний день, недостаточно широко раскрывают вопрос по ознакомлению детей дошкольного возраста с работой организма человека в доступной для их восприятия форме. В основном эти пособия разработаны для школьников. Поэтому мы решили раскрыть ее более полно с помощью созданного проекта.

         Для определения уровня знаний и навыков детей была проведена диагностика по направлениям «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме» (см. приложение № ). Результат диагностики позволяет сделать вывод о здоровьесберегающей избирательности ребенка, о разрозненности его представлений; часть детей  обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни. Также проанализировали анкеты родителей,  позволяющие изучить культуру здоровья  семьи (см. приложение).

В связи с этим был разработан комплекс определенных занятий «Мой организм», «Путешествие к волшебному водопаду», «Если хочешь быть здоров», совместный досуг с родителями  « К здоровью, к силе и бодрости», бесед «Из чего я состою»,  «Зачем и как необходимо закаляться?» словесных  игр «Знаешь ли ты?», Составь рассказ по картинке на тему: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья», «Это правда или нет?»   и дидактических игр «Умею - не умею», «Кто больше знает о себе», «Скорая помощь»,  «Спасение - 911», экспериментальная  деятельность «Свойства воды:», «Воздух»  (см. приложение)

С участниками проекта с инструктором  по физической культуре и с  инструктором по физической культуре с правом обучения плаванию были скоординированы действия.

        При реализации следующего, III этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:

1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме;

2) для работы с родителями  воспитанников подобрали и провели консультации  «», индивидуальные беседы «Необходимость соблюдения режима дня», практическая деятельность консультация для родителей «Стопотератия»,  изготовили нетрадиционное оборудование  (см. фоторепортаж), провели родительское собрание «О здоровье всерьез».

3)  совместно с детьми и родителями провели итоговое мероприятие - досуг  «К здоровью, к силе и бодрости», оформили альбом рисунков «Сохрани свое здоровье сам». При анализе рисунков детей можно отметить изменения отношения детей  к  собственному здоровью и к осознанному желанию вести здоровый образ жизни, углубление знаний детей о здоровье человека.

        На следующем IV этапе  оформили  продукты проектной деятельности:

 -педагоги: перспективный план, рекомендации для родителей, пособия;

-дети: дидактические игры, альбом.

 Прошла презентация альбома «Сохрани свое здоровье сам». Дети – участники проекта с большим энтузиазмом рассказали своим  сверстникам и детям младших групп о правилах соблюдения здорового образа жизни, представляя свой альбом, а так же своим родителям, демонстрируя свои знания и эрудированность.

          На  заключительном V этапе  на консультации педагогом была проведена презентация проекта на уровне детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Если хочешь быть здоров»

Направление: Познавательно-речевоеОбразовательная область: «Познание»Интегрированные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье»...

Конспект образовательной деятельности. Тема: «Если хочешь быть здоров».

конспект ОД проводится в рамках реализации программы по Здоровому образу жизни, элемент Здоровое питание. ОД может проводиться в среднем, старшем возрасте....

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим. «Если хочешь быть здоров.»

Худалей Наталья Павловна, воспитатель группы № 2Цель: уточнить и расширить представление детей о правилах поведения в общественных местах на примере поликлиники; дать детям представление об устройстве...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности во II младшей группе «Если хочешь быть здоров…»

Цель: Расширять представления о здоровом образе жизни. Задачи:Образовательные: -         формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботитьс...

Конспект образовательного события "Если хочешь быть здоров" в старшей группе

во время занятия дети подводят итоги своих знаний по личной гигиене....

Методическая разработка непрерывной - образовательной деятельности по речевому развитию на игровой основе для детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров!»

В данной образовательной ситуации используется интерактивная компьютерная разработка, которая позволяет расширить представления детей о разных видах спорта, о здоровом образе жизни. В ходе занятия у д...