План оздоровительных мероприятий
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Малопичугинский детский сад «Родничок»
ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
на 2017-2018уч.год
Воспитатели: Артемьева Л.А., Богатырева М.М.
№ п/п | Мероприятия | Ответственные лица | Время и сроки проведения |
1. | Утренняя гимнастика
| Воспитатели | ежедневно в течение года |
2. | Гимнастика после сна
| Воспитатели | ежедневно в течение года |
3. | Дыхательная гимнастика
| Воспитатели | 2 раза в неделю |
4. | Самомассаж
| Воспитатели | 3 раза в неделю |
5. | Воздушные ванны
| Воспитатели Младшие воспитатели | перед сном, после сна |
6. | Физкультурные занятия
| Воспитатели | 3 раза в неделю |
7. | Проветривание
| Младшие воспитатели | ежедневно в течение года |
8. | Пальчиковая гимнастика
| Воспитатели | 3 раза в неделю |
9. | Полоскание горла
| Воспитатели | 3 раза в неделю |
10. | Влажные обтирания | Воспитатели | 2 раза в неделю |
КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
1 и 2 младшие группы
Игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет) для того чтобы помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем,. Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.
4
Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
Дыхательные упражнения, которые можно комплектовать и чередовать.
Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
На турнике.
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.
Летят мячи.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Вырасти большой.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».
Средняя и старшая группа
Комплекс №1
1. «Послушаем своё дыхание»
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.
И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
- куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
- какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
- какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;
- какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);
- тихое, неслышное дыхание или шумное.
2. «Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
3. «Подыши одной ноздрёй»
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1.Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2.Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».
3-4. То же другими ноздрями.
Повторить 3-6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
4. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
- Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
- Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4-10 раз.
5. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)
Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.
И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.
Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.
- Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
- На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.
Повторить 6-10 раз.
Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.
6. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.
И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.
Повторить 4-8 раз.
7. «Ветер» (очистительное полное дыхание).
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.
И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
- Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.
- Задержать дыхание на 3-4 с.
- Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
8. «Радуга, обними меня»
Цель: та же.
И.п.: стоя или в движении.
- Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
- Задержать дыхание на 3-4 с.
- Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4 раза.
9. Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».
Комплекс №2
Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.
Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.
1. «Подыши одной ноздрёй».
Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.
2. «Ёжик».
Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
Повторить 4-8 раз.
3. «Губы «трубкой».
1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные
мышцы.
2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все
лёгкие до отказа.
3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и
выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
Повторить 4-6 раз.
4. «Ушки».
Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.
Повторить 4-5 раз.
5. «Пускаем мыльные пузыри».
1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы
носоглотки.
2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как
бы пуская мыльные пузыри.
3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы
носоглотки.
4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.
Повторить 3-5 раз.
6. «Язык «трубкой».
1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык
высунуть и тоже сложить «трубкой».
2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все
лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.
3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы
подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.Повторить 4-8 раз.
7. «Насос».
1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
2. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом
наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как
при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и
вдохов).
3. Выдох произвольный.
Повторить 3-6 раз.
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.
При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.
Повторить 3-5 раз.
8. «Дышим тихо, спокойно и плавно».
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.
Комплекс №3
Цель данного комплекса: укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы.
Проводится в игровой форме.
1. «Ветер на планете».
Повторить упражнение «Насос» из комплекса №2.
2. «Планета «Сат – Нам» - отзовись!» (йоговское дыхание).
Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.
И.п.: сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.
После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам».
Повторить 3-5 раз.
Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.
Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - всё расслабляется.
Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат – Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».
3. «На планете дышится тихо, спокойно и плавно».
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.
4. «Инопланетяне».
Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат – Нам» - отзовись!».
Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.
И.п.: 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.
Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются».
1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот,
грудную клетку.
2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.
3. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая
«Я сильный (ая)».
4. Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.
Дыхательные имитационные упражнения
1. «Трубач».
Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».
Повторить 4-5 раз.
2. «Каша кипит».
Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».
Повторить 1-5 раз.
3. «На турнике».
Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф».
Повторить 3-4 раза.
4. «Партизаны».
Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш-е».
Повторять 1,5 мин.
5. «Семафор».
Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с».
Повторить 3-4 раза.
6. «Регулировщик».
Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».
Повторить 4-5 раз.
7. «Летят мячи».
Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд, произнести при выдохе длительное «ух-х-х».
Повторять 5-6 раз.
8. «Лыжник».
Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением зука «м-м-м».
Повторять 1,5-2 мин.
9. «Маятник».
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с произношением звука «ту-у-у-у-х-х».
Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.
10. «Гуси летят».
Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-у».
Повторять 1-2 мин.
Комплекс дыхательных упражнений игрового характера
1. Ходьба.
Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развёрнута. Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Педагог говорит стихи, направляя ими детей на нужные движения:
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках,
Мы идём, как все ребята,
И как мишка косолапый (стихи Е. Антоновой-Чалой).
2. «Куры».
Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.
Повторить 3-5 раз:
Бормочут куры оп ночам,
Бьют крыльями тах-тах (выдох),
Поднимем руки мы к плечам (вдох),
Потом опустим – так ( Е. Антоновой-Чалой).
3. «Самолёт».
Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.
Повторить 2-4 раза в каждую сторону:
Расправил крылья самолёт,
Приготовились в полёт.
Я направо погляжу:
Жу-жу-жу.
Я налево погляжу:
Жу-жу-жу (Е. Антоновой-Чалой).
4. «Насос». Дети соят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох.
Повторять 4-6 раз:
Это очень просто –
Покачай насос ты.
Направо, налёг…
Руками скользя,
Назад и вперёд
Наклоняться нельзя.
Это очень просто –
Покачай насос ты ( Е. Антоновой-Чалой ).
5. «Дом маленький, дом большой».
Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».
Повторить 4-6 раз:
У медведя дом большой,
А у зайки – маленький.
Мишка наш пошёл домой
Да и крошка заинька ( Е Антоновой-Чалой ).
6. «Подуем на плечо».
Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.
Повторить 2-3 раза:
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Пекло дневной порой.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот.
Ну а теперь на облака
И остановимся пока.
Потом повторим всё опять:
Раз, два и три, четыре, пять ( Е. Антоновой-Чалой ).
7. «Косарь».
Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:
Косарь идёт косить жнивьё:
Зу-зу, зу-зу, зу-зу.
Идём со мной косить вдвоём:
Замах направо, а потом
Налево мы махнём.
И так мы справимся с жнивьём.
Зу-зу, зу-зу вдвоём (Е. Антоновой-Чалой ).
8. «Цветы».
Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:
Каждый бутончик склониться бы рад
Направо, налево, вперёд и назад.
От ветра и зноя бутончики эти
Спрятались живо в цветочном букете ( Е. Антоновой-Чалой).
По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.
Упражнение повторить 6-8 раз.
9. «Ёж».
Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос.Всё упражнение повторить 4-6 раз.
10. «Трубач».
Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:
Тру-ру-ру, бу-бу-бу!
Подудим в свою трубу.
11. «Жук».
Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох.
Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.
Повторить упражнение 4-5 раз:
Жж-у, - сказал крылатый жук,
Посижу и пожужжу
Гимнастика для пальчиков
(пальчиковые игры для детей 4-6 лет)
1. КАПИТАН
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
2. ДОМИК
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом - шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
3. ГРОЗА
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
4. БАРАШКИ
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
5. МОЯ СЕМЬЯ
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
6. КОШКА И МЫШКА
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
«Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали, поморгать глазами.
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно, посмотреть влево-вправо.
Ах, как солнце высоко. посмотреть вверх.
Мы глаза сейчас закроем, посмотреть вниз.
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, зажмурить глаза, открыть и поморгать
ими
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
Упражнения для глаз (комплекс 1)
И.П.- сидя за столом.
1. Закрыть глаза. Отдых 10- 15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2.Движения глазными яблоками.
- Глаза вправо - вверх.
- Глаза влево – вверх.
- Глаза вправо – вниз.
- Глаза влево – вниз.
Повторить 3 – 4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10 – 15 сек.
3. Самомассаж.
Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза.
Упражнение для глаз (комплекс 2)
- Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
- Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 сек. Открыть, посмотреть на кончик носа. Посмотреть 3-4 раза.
- Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 сек. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Отрыть 10-15 сек. Отрыть глаза.
Упражнения для глаз (комплекс 3)
- Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
- Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.
- Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз.
Упражнения для глаз (комплекс 4)
- Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
- Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.
Закрыть глаза, расслабить веки, 10-15 сек.
3.Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза.
« Стрекоза»
И.П. – стоя между столами.
Вот какая стрекоза, движения выполняются в соответствии
с текстом упражнения.
Как горошины, глаза
А сама, как вертолет,
Влево, вправо, назад, вперед.
И на травушке – роса,
И на кустиках роса.
Мы ладошки отряхнули,
Улетела стрекоза.
Попрыгунья испугалась,
Только песенка осталась.
« Королева»
Посмотрели вправо, влево
Я сегодня королева, все движения глаз выполняются
медленно.
Психогимнастика.
Упражнения, этюды, игры, направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка.
Методы снятия психо-эмоционального напряжения у детей.
"Солнечный зайчик". С 4 лет.
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике. На щечках, на подбородке (поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть) голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот, погладь его и там. Он не озорник, он любит ласкать тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
"Спаси птенца". С 4 лет.
Представь, что у тебя в руке маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным дыханием, спокойным и глубоким, приложи ладони к своей груди, отдай доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе.
"Полет птицы". Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое и гибкое, как в воде. Небо - это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых - лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя. Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох - выдох. После вдоха говорите про себя: "Я - лебедь!"
Шея лебедя напряжена, вытянута, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки - крылья, шире, плавно…Молодцы!
Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и ..выпрямите резко… Глубокий вдох и.. О чудо! Мы взлетели!…Вдох-выдох… (3 р.) Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое и голубое небо вокруг, приятная прохлада…тишина...покой. Вдох -выдох.
Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая птица! Вдох - выдох.
Мы плавно летим, нам нравится и совсем нестрашно. Спустимся пониже еще ниже еще ниже. Вот уже совсем близко поле лес дом, люди… И вот ноги легко коснулись земли… Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.
Замечательный был полет! Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь - красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким Утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись его обижали, и никто его не понимал. Но не страшно родиться Гадким Утенком важно хотеть быть лебедем. Все прекрасное когда - нибудь сбывается, нужно только очень-очень верить. Прим. Выполнять программу нужно, когда вы чувствуете, что дети возбуждены, тревожны, устали. Можно 1-2 р. в неделю начитывать перед сном под спокойную музыку.
"Заряд бодрости". С 4 лет.
Сядь свободно, вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей - один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки приговаривая: "Ушки, ушки слышат все!" 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую сторону. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Глубоко вдохни, поднимая руки, смотри на них, выдохни опуская руки "Я дышу, дышу, дышу!" Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
"Тренируем эмоции". С 4 лет.
Попросите ребенка нахмуриться как:
осенняя тучка;
рассерженный человек;
злой человек.
Попросите ребенка улыбнуться, как:
кот на солнце;
само солнце;
как Буратино;
как хитрая лиса;
как довольный ребенок.
Попросите ребенка показать как злится:
ребенок, у которого отняли конфету;
два барана на мосту;
человек, которого ударили.
Попросите ребенка показать как испугался:
ребенок, потерявшийся в лесу;
заяц, увидевший волка;
котенок, на которого лает собака.
Попросите ребенка показать, как устал:
папа после работы;
человек, поднявший тяжелый груз;
муравей, притащивший большую муху.
Попросите ребенка показать, как выглядит:
турист, снявший тяжелый рюкзак;
ребенок, который много потрудился, но помог маме;
уставший воин после победы.
"Час тишины и час "можно". С 4 лет.
Договориться с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты обнимать родителей, висеть на них и т.д.
Прим. Часы можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
"Дизайнеры". С 4 лет.
Для игры необходимо накопить несколько тюбиков помады непонравившихся маме. Играть можно всей семьей и с друзьями ребенка. Каждый получает по тюбику помады и ему разрешается подойти к любому участнику и украсить его лицо, руки, ноги. В результате игры вы увидите преобразившиеся в своем выражении и красоте лица игроков.
Следите, чтобы украшали всех, не забывайте украшать и себя.
"Соломинка на ветру". С 6 лет.
Упражнение выполняется с группой взрослых и детей, не менее 6-7 человек. Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается "соломинка". Она встает в центр круга с закрытыми глазами. По команде взрослого: "Не отрывай ноги от пола и падай назад" - участники игры по очереди прикасаются к "соломинке", и осторожно поддерживая, передают ее следующему игроку. В результате каждый страхует другого, и "соломинка" плавно покачивается на ветру.
Прим. Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбки на лицах "соломинок" заставит их побывать в этой роли. Участие взрослых обязательно.
Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении.
"Ветер дует на …". 5-10 лет.
Со словами: "Ветер дует на…" ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть: "Ветер дует на того, у кого светлые волосы" - все светловолосые собираются в группку. " На то, у кого… есть сестра…кто любит животных…кто много плачет…у кого нет друзей" и т. д.
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
"Найди друга". С 5 лет.
Упражнение выполняется среди детей или между детьми и родителями. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
"Рукавички". С 5 лет.
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети расходятся по залу. Отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как договариваются. Победителей поздравляют.
"Дракон". С 5 лет.
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник - голова, последний - хвост дракона. Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. Тело дракона неразрывно. Как только голова схватила хвост, она становится хвостом. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
"Дотронься до…". С 5 лет.
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: "дотронься до…синего!" Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
"Позитрон". С 4 лет.
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он дарит комплименты своему соседу, упражнение по кругу.
Вместо похвалы можно просто сказать вкусное, сладкое, цветочное, молочное слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, то сами сделайте комплимент его соседу.
Есть или нет?". С 5 лет.
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: "Да!" Если они не согласны с утверждением, то опускают руки и кричат: "Нет!"
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у волны?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
"Зеркало". С 5 лет.
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы - зеркала, другая - разные зверюшки. Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы - зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверюшек.
САМОМАССАЖ
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ :
Потягивание
И. п.- из позиции лежа на спине.
1 На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука - вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: "ид-д-да-а-а". Упражнение дает возможность почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны тела (происходит прочистка левого энергетического канала).
2. Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука - вверх, вдоль туловища - вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится "пин-гал-ла-а". Позволяет почувствовать удовольствие от растяжки мышц правой стороны тела (происходит прочистка правого энергетического канала).
3. Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки -вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести "су-шум-м-м-на". Упражнение дает возможность почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление (прочистка центрального энергетического канала).
Массаж живота
И. п. - лежа на животе.
1. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает. Улучшает работу кишечника
2. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.
Идет воздействие на сигмовидную кишку и нормализация стула.
Массаж грудной области
И. п. - сидя по-турецки.
1. Поглаживание области грудной клетки со словами: "Я милая, чудесная, прекрасная". Воспитывает бережное отношение к своему телу, учит любить себя.
2. "Заводим машину". Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком "ж-ж-ж-ж". Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки.
3. Сняв все пальцы с грудины со звуком "пи-и-и", нажимает на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал - "машина завелась"). Воздействовует на биоактивные точки грудного отдела, дает почувствовать радость от звукового сопровождения.
Массаж шеи
И. п. - сидя по-турецки.
1. Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.
2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.
4. Представив, что у него красивая лебединая шея, любуется ею, как будто она отражается в зеркале.
Дает возможность почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости прекрасной лебединой шеи.
Массаж ушных раковин
И. п. - сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона.
1. Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.
2. Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).
3. Нажимает на мочки ушей ("вешает на них красивые сережки").
4. Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).
5. С усилием "примазывает глину" вокруг ушных раковин - проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см. Помагает вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.
Массаж головы
1. Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
4. "Догонялки": сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, "бегает" по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг Друга.
5. С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его "прическа самая красивая на конкурсе причесок". Воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.
Массаж лица
Лепит красивое лицо.
1. Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.
2. Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз.
3. С усилием, надавливая, рисует желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.
4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился. Предотвращает простудные заболевание путем воздействия на активные точки лица. Выработка умения управлять мимикой.
Массаж шейных позвонков
Игра "Буратино"
Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево.
1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.
3. Наклоны головы во время "рисования" вправо, затем влево.
Дает возможность почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела. Представить и рассказать, какие ощущения вызывают рисунки, выполненные движением носа в воздухе.
Массаж рук
1. "Моют" кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.
2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске. Оказывае благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвает ощущение легкости, внутренней радости.
4. Трут "мочалкой" всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; "смывают водичкой мыло", ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и "стряхивают воду". Идет возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.
Игра "Солнечные зайчики"
Дети встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляют, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно дети строят радугу из водяных капелек, любуются цветом и блеском. Тянут ладошки вверх к солнышку, представляя, как добрая сила вливается в них.
Помагает ощутить внутреннюю радость.
Игра "Птичка"
1. Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, - руки напряжены и с усилием двигаются то влево, то вправо. Воздействует на грудные железы помогает предотвратить образование мастопатии.
2. "Птичка вырвалась на свободу". Тело в расслабленном состоянии, руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются. Манипуляция руками в свободном парении - в зависимости от фантазии ребенка.
Дает возможностьпочувствовать радость освобождения и полета.
Массаж ног
И. п. - сидя по-турецки.
1. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Словно вбивая пожелания, говорит: "Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!.." То же - с правой ногой.
2. Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра. Делает пассовые движения поочередно над каждой ногой, "надевает" воображаемый чулок, затем "снимает его и сбрасывает", встряхивая руки. Идет воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах. Прочистка энергетических каналов ног.
Игра "Покачай малышку"
Ребенок прижимает к груди стопу ноги, укачивает "малышку", касается лбом колена, стопы, поднимает "малышку" выше головы, делает вращательные движения вокруг лица.
Самомассаж губ и языка — это артикуляционные движения, вызывающие эффект, сходный с массажным, то есть способствующие активизации кровообращения в области речевых органов, а значит, улучшению их работы.
Предлагаемые упражнения представляют собой нечто среднее между массажем и артикуляционной гимнастикой, потому что массажные движения выполняются самим ребенком, причем в игровой форме. Демонстрировать приемы следует, сидя перед зеркалом, так чтобы маленький ученик видел отражение и своего лица, и лица взрослого, а значит, мог сравнивать свои движения с движениями взрослого. Выполнять самомассаж могут дети, начиная с двухлетнего возраста.
Упражнения для губ
*Смешная песенка
Скажите ребенку: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б. » (Движения пальца — сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку
*Расческа
Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться. Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.
Предложите ребенку «причесать» свои губки.
*Спрячь, губки
Предложите ребенку «спрятать» губки. Покажите, как это можно сделать: подогнуть губы и втянуть внутрь. Покажите, как удерживать губы в таком положении, слегка прикусив их зубами.
Пусть малыш тоже «спрячет» свои губки
Упражнения для языка
*Любопытный язычок
Скажите малышу, что язычок очень любопытный — ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами — верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. Предложите малышу повторить это упражнение.
*Накажем: непослушный язычок
Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу, и теперь придется его наказать. Продемонстрируйте упражнение, сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить звуки: «Та, та, та. » Предложите малышу повторить упражнение.
*Пожалеем язычок
Жаль нам стало язычок. Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем. Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами, а похлопывайте его губами, произнося звуки: «Пя, пя, пя. » Предложите малышу повторить и это упражнение.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА -это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка. Ее ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 2—5 секунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — от-дох-ни! » или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать! » Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быстром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два. ») или же по команде взрослого. Например, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, команды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз. »
Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копирует, и себя самого, а взрослый следил, все ли правильно он делает. Если ребенок не может повторить какое-либо действие, помогите ему, проведя соответвующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку) .
Комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста
(до 4 лет)
С ребенком младшего и среднего возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.
Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет выполнять самые разные движения.
В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.
Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.
В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2—3 упражнения.
Упражнения для нижней челюсти, губ и щек
*Птенчик
Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как это делать) и остаться в таком положении несколько секунд (положение губ, как при произнесении звука А) .
Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение:
Ротик шире открывай —
Кушай, птенчик, не зевай!
*Улыбка
Игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков И, С, 3.
Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при произнесении звука «И»). Прикус естественный: нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Попросите ребенка улыбнуться в ответ и удержать губы в улыбке 2—5 секунд. Расскажите стихотворение:
Улыбнись мне поскорей.
Тяни губки до ушей!
*Колечко
Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягиваете их вперед (положение губ, как при произнесений звука О). Удержите губы в таком положении 2—5 секунд и спросите, сумеет ли он сделать такое же ко-
лечко.
Расскажите стихотворение:
Губки круглые сложи
и колечко покажи.
* Малыш плачет
Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА! », а затем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик». Попросите ребенка повторить эти движения губами. Менять положение губ нужно 2—5 раз подряд.
*Веселый — грустный
Эта игра также вырабатывает навык быстрого изменения положения губ. Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. (Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.) Сменить положение губ надо 2—5 раз.
*Шарик
Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3—5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а сами сожмите в этот момент губы малыша своими пальцами. В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком положении надо в течение 2—5 секунд. Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение:
Шарик надувай,
Воздух выпускай.
*Поцелуй
Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2—5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2—5 раз.
Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение:
Губки в трубочку сложу я.
Потом маму поцелую.
*Рыбка
Эта игра также подготовит губы ребенка к произнесению звуков М, П, Б,
Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:
Ротик открывает,
Что сказать, не знает!
Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко закройте, плотно смыкая губы. Постепенно усиливайте темп.
Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение:
Рыбка ротик открывает —
Пузыри она пускает.
*Тигр
Игра, развивая подвижность губ, подготавливает их к произнесению звуков О, Н. ,
Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал: отведите губы в стороны и обнажите зубы.
Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти, для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удерживать в таком положении.
Расскажите стихотворение:
Злою тигра всякий знает
Тигр всех вокруг пугает.
Упражнения для языка
Все приведенные ниже упражнения приучают ребенка расслаблять язык, развивают его подвижность и подготавливают к произнесению согласных звуков.
*Лопатка
Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу. Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать его «лопатку». Пока ребенок удерживает язык в течение 3—5 секунд, расскажите стихотворение:
Вот она, лопатка, —
Широка да гладка.
*Прятки
Расскажите малышу, что язык умеет играть в прятки, и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю, губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвиньте язык за нижние зубы — «язычок спрятался». Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3—5 таких движений. Можно заинтересовать ребенка иначе. Скажите, что будете ловить его язычок. Поднесите ладонь ко рту ребенка, произнесите: «Цап! » и сделайте хватательное движение, как будто хотите поймать высунутый язык. В этот момент ребенок прячет язык.
Во время занятия рассказывайте рифмовку:
Мы играем в прятки.
Где ж твоя лопатка?
*Горка
Расскажите ребенку, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка! » — произносите вы, улыбаетесь и открываете рот. Кончиком языка надо упереться в нижние зубы, как в упражнении «Прятки», затем, не отрывая кончика, приподнять среднюю часть языка и выгнуть ее горкой. Теперь предложите ребенку самому показать горку. Пока ребенок выполняет упражнение, расскажите стихотворение:
Вот она какая,
Горочка крутая!
*Кошечка
Расскажите малышу, что кошка лакает молоко из блюдца язычком. Покажите, как она это делает: высуньте изо рта и втяните широкий, как лопатка, язык, совершая при этом соответствующие движения. Предложите малышу изобразить кошечку, которая лакает молоко из блюдца, и повторить движения языком 3—5 раз. Затем покажите, как сложить ладони словно это блюдечко, и «полакать» молочко:
Полакай, как кошка,
Молоко из плошки.
*Иголочка
Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше напряженный язык. Придайте ему форму длинного и тонкого жала и удержите в этой позе в течение 3—5 секунд. Теперь попросите малыша повторить упражнение и скажите, что его язык похож на длинную и острую иголку. Покажите, будто вы хотите прикоснуться ладонью к «иголочке», но затем, не донеся руки до рта малыша, отдерните ее: «Ой, какая острая! » Расскажите стихотворение:
Вот она, иголка, —
И остра, и колка. .'.'
*Часики
Высуньте изо рта длинный и тонкий как жало язык. Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу, что так же качается маятник у часов. Затем попросите ребенка показать его «часики». Пусть малыш совершит 48 движений языком из стороны в сторону.
Обязательно следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении упражнения произносите: «Тик-так, так-так. », задавая темп движений.
*Качели
Высуньте изо рта язык. Совершайте им движения вверх- вниз, стремясь дотянуться то до носа, то до подбородка. Скажите малышу, что так язычок качается на качелях. Теперь предложите ребенку покачать на качелях его язычок 4—8 раз.
Следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении ребенком упражнения произносите слова: «Вверх-вниз, вверх-вниз. », задавая темп движений.
*Обезьянка
Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что вы — обезьянка-мама. Попросите малыша изобразить смешную обезьянку и удерживать такую позу в течение 3—5 секунд.
В следующий раз покажите обезьянку-папу: поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами. Предложите малышу изобразить обезьянку. Пока ребенок удерживает такую позу в течение 3—5 секунд, расскажите рифмовку:
Мы покажем обезьян:
За губой у них — карман,
А в кармашке — язычок.
Чики-чок, чики-чок!
*Обезьянка и банан
Расскажите малышу, что обезьяна очень любит бананы. «Вот она откусила кусочек банана и спрятала его за щеку», — кончиком языка оттопырьте, правую щеку и останьтесь в таком положении в течение 3—5 секунд. Теперь предложите малышу самому изобразить, как обезьяна прячет за щекой банан.
Затем покажите, как обезьянка спрятала кусочек банана задругой щекой, — оттопырьте языком левую щеку.
Теперь попросите ребенка спрятать «банан», а вы постараетесь отгадать, за какой щекой он окажется. Дотроньтесь до оттопыренной щеки малыша пальцем: «Здесь банан! » Когда ребенок изменит положение языка, вновь покажите, за какой щекой «спрятан банан». Расскажите рифмовку:
У нашей обезьяны
За щекой бананы.
*Лошадка
Покажите малышу, как можно изобразить скачущую лошадку: нужно приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, а затем быстрее и быстрее.
Предложите малышу «поскакать на лошадке»
вместе с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
План на весь учебный год для инструктора по физкультуре....
План оздоровительных мероприятий.
Планирование оздоровительных мероприятий для детей дошкольного возраста на учебный год....
План оздоровительных мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ
Работа ДОУ по профилактике простудных заболеваний у детей в осенне-зимний период, преемственность с детской поликлиникой....
Комплексный план оздоровительных мероприятий
Комплексный план оздоровительных мероприятий в ДОУ...
План оздоровительных мероприятий
План оздоровительных мероприятий в младшей группе...
План оздоровительных мероприятий
План оздоровительных мероприятий...
План оздоровительных мероприятий подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности № 9 «Маргаритка»
Планоздоровительных мероприятий подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности № 9 «Маргаритка»...