«Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления ДОО»
консультация (подготовительная группа)

Рыжкова Ольга Владимировна

Консультация для воспитателей

 

«Роль воспитателя

в развивающей педагогике

оздоровления ДОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rol_vospitatelya.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль воспитателя

в развивающей педагогике

оздоровления ДОО»

В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания, гуманизации педагогического процесса, особое значение придается охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности ребенка. Это связано с угрожающим снижением уровня здоровья детей и подростков и крайне неудовлетворительной разработанностью системы его формирования, укрепления и сохранения. Здоровье самых маленьких граждан России по праву называют актуальной проблемой, общечеловеческой, глобальной, планетарной.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. У дошкольника высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов:

- интенсификация образовательного процесса;

- стрессовая педагогическая тактика;

- нерациональная организация образовательной деятельности;

- несоответствие методик и технологий возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям;

- недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья;

- отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

- недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья.

Решение этих задач требует реализации концептуальных идей:

  1. Реализация основных положений Декларации прав ребёнка, направленных на защиту здоровья и получение полноценного образования и воспитания.
  2. Включение охраны здоровья детей в число приоритетных направлений деятельности органов образования, здравоохранения, социальной защиты при их тесном взаимодействии с общественностью и родителями.
  3. Дошкольные образовательные организации помогают нивелировать часть неблагополучных социальных факторов, определяющих развитие и здоровье детей – дошкольников. Чрезвычайно важно внедрять новые образовательно – оздоровительные программы в работу дошкольного звена, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья.

Основная роль в организации работы по сохранению и укреплению здоровья отводится воспитателю ДОО. Воспитатель должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально – этический, коммуникативной, валеологической, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знание формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого самосовершенствования человека;  основ здоровья, здорового образа жизни, владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способности к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в ДОО связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое называют развивающей педагогикой оздоровления. Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Развивающая педагогика оздоровления рассматривает понятия здорового ребенка как целостный телесно-духовный организм, идеальный эталон и практически достигаемая норма детского развития.

Внедрение развивающей педагогики оздоровления позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям ДОО.

Основные черты, характеризующие педагогику оздоровления:

  1. Индивидуально - дефференцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно – развивающей работы с детьми.
  2. В центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.
  3. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Основанием единого телесного и духовного в жизни ребенка является совместная творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме живого, эмоционального контакта.
  4. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
  5. Применение медицинских и психолого-педагогических методов.

Педагогу ДОО необходимо в работе с детьми руководствоваться принципами оздоровительно-развивающей педагогики.

Принципы оздоровительно-развивающей педагогики:

  1. Развитие творческого воображения – необходимое внутреннее условие при построении и проведении оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Недостаток существующих медико-педагогических практик и состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. Ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий. Поскольку в действительности такого не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредует эту связь развивающая психика ребенка, ядром которой служит воображение.
  2. Формирование осмысленной моторики. Выдающийся учёный А.В. Запорожец показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. В развивающейся педагогике оздоровления следует придерживаться принципа «осмысления», то есть вначале необходимо наблюдение за позой различных животных, людей, как «выразительной характеристикой» положения тела в пространстве. Это способствует освоению нужной позы, воспитанию здоровой осанки. Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующими «лицами». Упражнения помогут ребенку научить слушать свои органы, любить их, а они помогут ему стать здоровым, ощущать здоровье, не как словесную декларацию, а как изнутри осмысленную жизненную норму.
  3. Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности. Этот принцип реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы, рекомендованных для применения в дошкольных учреждениях. На занятиях педагог должен научиться вводить методы творческой оздоровительной работы: включать элементы массажа рук, называя это «лепкой скульптуры». Массаж следует применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, овладению навыками письма и т.д. Уверенность в том, что ребёнок сам творит нечто новое, «лепит» своё тело, способствует развитию у ребёнка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.
  4. Формирование у детей способности к содействию и переживанию.

Воспитатель ДОО должен уметь:

-  анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

- владеть основами здорового образа жизни;

- устанавливать контакт с коллективом детей своей группы, родителями, педагогическими работниками дошкольной образовательной организации;

- наблюдать и анализировать поведение детей в игровой деятельности, на занятиях, в самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми;

- прогнозировать развитие детей своей группы;

- моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

- личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Внедрение развивающей педагогики оздоровления – одно из приоритетных направлений работы дошкольных образовательных организаций по формированию навыков, необходимых для поддержания здоровья и работоспособности детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения».

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения»....

Консультация для воспитателей "Развивающая педагогика оздоровления"

Одной из основных задач содержания деятельности ДОУ является о обеспечение сохранности физического и психологического здоровья детей. Человеческое дитя — здоровое...развитое...Это не только...

Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения»

Консультация для педагогов«Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровлениядошкольного образовательного учреждения»...

Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения

Совершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов в ДОУ...

Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения" Опубликовано 07.03.2022

Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения"...

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения».

Консультация для воспитателей«Роль воспитателя в развивающей педагогики оздоровления дошкольного образовательного учреждения»....